ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7123/18 от 10.09.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

11 сентября 2018 года

Дело № А58-7123/2018

Резолютивная часть решения объявлена 10.09.2018

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кайдаш Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Местниковой А.Д.,

рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Альтор» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к судебному приставу-исполнителю Мирнинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) ФИО1 о признании незаконным постановление №14017/18/52486027 от 24.07.2018 о передаче имущества для реализации на комиссионных началах по исполнительному производству №3147/18/14017-ИП от 25.01.2018,

с участием в деле в качестве заинтересованных лиц Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия), общества с ограниченной ответственностью электротехническая компания «Энергосервис», общества с ограниченной ответственностью «Продесс»,

при участии в судебном заседании:

от Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС(Я) – ФИО2 по доверенности от 19.09.2017,

от УФССП по РС(Я) – ФИО3 по доверенности от 01.03.2018,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Альтор» (далее – ООО «Альтор») обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к судебному приставу-исполнителю Мирнинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) ФИО1 о признании незаконным постановление №14017/18/52486027 от 24.07.2018 о передаче имущества для реализации на комиссионных началах.

Определением от 13.08.2018 заявление принято к производству суда.

В отзыве и в судебном заседании Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РС(Я) просило в удовлетворении заявления отказать.

От УФССП по РС(Я) поступили материалы исполнительного производства.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем судебное заседание проводится в их отсутствие.

Заявление о вступлении в дело в качестве заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Юнитранс», поступившее в суд в день судебного заседания, передано судье после окончания судебного заседания и принятия решения, в связи с чем не было учтено судом при принятии решения.

Вместе с тем суд считает необходимым отметить следующее.

Поданное заявление мотивировано тем, что ООО «Юнитранс» является взыскателем в рамках сводного исполнительного производства № 3147/18/14017-СД, должником по которому является ООО «Альтор».

Однако обжалуемое постановление принято по исполнительному производству №3147/18/14017-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа № ФС 013395176 от 11.01.2018, в котором ООО «Юнитранс» не является взыскателем, в связи с чем принятый судебный акт не может нарушать прав и законных интересов указанного общества.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства имеющие значение для рассмотрения спора.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21.09.2017 по делу N А58-1567/2017 с ООО «Альтор» в пользу ООО «Энергосервис» взыскано 2 986 327 руб.

На основании исполнительного листа № ФС 013395176 от 11.01.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО4 25.01.2018 в отношении ООО «Альтор» возбуждено исполнительное производство №3147/18/14017-ИП.

В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом -исполнителем по актам описи и ареста имущества произведен арест, в том числе транспортного средства - ЗИЛ 5301 ПО фургон, 1999 г.в., гос. № Р 185 ЕТ 14.

В соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 11.04.2018 подготовлена и направлена заявка на оценку данного имущества.

11.04.2018 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста ООО «ОФ Стандарт» в качестве оценщика.

В соответствии с заключением оценщика (отчет № 188-СП) стоимость арестованного имущества составляет 113 000 руб.

25.06.2018 постановлением судебного пристава-исполнителя приняты результаты оценки арестованного имущества, стоимость которого определена в размере 113 000 руб.

24.07.2018 судебным приставом-исполнителем ФИО1 подготовлена заявка на реализацию арестованного имущества и в тот же день вынесено постановление №14017/18/52486027 о передаче имущества для принудительной реализации на комиссионных началах.

Согласно указанному постановлению, судебный пристав-исполнитель постановил передать для принудительной реализации на комиссионных началах имущество - транспортное средство - ЗИЛ 5301 ПО фургон, 1999 г.в., гос. № Р 185 ЕТ 14 стоимостью 113 000 руб.

По акту от 24.07.2018 имущество передано на реализацию.

Не согласившись с постановлением о передаче имущества для принудительной реализации на комиссионных началах, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве.

В соответствии с частью 1 статьи 12 данного Федерального закона в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Судом установлено, что в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного документа должником не исполнены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Деятельность по реализации имущества должников осуществляется в рамках ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Соглашения Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 30.04.2015 N 0001/13 и N 01-12/56.

Порядок реализации имущества должника в целях удовлетворения требований взыскателя установлен статьей 87 Закона N 229-ФЗ, согласно которой принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.

Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.

Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи. Цена, по которой специализированная организация предлагает имущество покупателям, не может быть меньше стоимости имущества, указанной в постановлении об оценке имущества должника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 85 Закона N 229-ФЗ оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1).

Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей (пункт 7 части 2).

Попреки доводам заявителя по поручению судебного пристава-исполнителя определена рыночная стоимость транспортного средства ЗИЛ 5301 ПО фургон, 1999 г.в., гос. № Р 185 ЕТ 14, оценку проводил оценщик ООО «Оценочная фирма Стандарт» ФИО5.

Согласно отчету об оценке № 188-СП от 17.05.2018 рыночная стоимость транспортного средства составила 113 000 руб.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 135-ФЗ) и позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом N 135-ФЗ, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.

После получения отчета об оценки арестованного имущества судебным приставом исполнителем 25.06.2018 вынесено постановление о принятии результатов оценки, а 24.07.2018 - постановление о передаче имущества для принудительной реализации на комиссионных началах.

В соответствии с частью 7 статьи 87 Закона N 229-ФЗ передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи в течение десяти дней с момента оценки имущества должника.

24.07.2018 арестованное имущество должника передано по акту в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия).

Таким образом, материалами исполнительного производства подтверждается, что оспариваемое постановление принято судебным приставом-исполнителем правомерно, с соблюдением требований Закона об исполнительном производстве. Судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению требований исполнительного документа, а должником в нарушении статьи 65 АПК РФ не доказано нарушение его прав и законных интересов.

Доводы заявителя о том, что в результате реорганизации в соответствии с разделительным балансом обязательства перед ООО «Энергосервис» перешли к выделенному из ООО «Альтор» юридическому лицу ООО «Продесс», не влияют на выводы суда, поскольку определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу №А58-1567/2017 суд произвел процессуальное правопреемство ООО «Альтор» на правопреемников – солидарных должников ООО «Альтор» и ООО «Продесс». Указанным судебным актом установлено, что при распределении активов и обязательств реорганизуемого общества между ним и его правопреемником не соблюден принцип справедливого их распределения, что привело к ущемлению интересов кредиторов.

Статьей 323 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

В связи с чем, судебный пристав - исполнитель вправе требовать от ООО «Альтор» исполнения обязательств по исполнительному документу в полном объеме.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных выше обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

Определением суда от 30.08.2018 по делу принята обеспечительная мера в виде запрета Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Саха (Якутия) совершать действия во исполнение обжалуемого постановления №14017/18/52486027 от 24.07.2018.

В силу части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительная мера подлежит отмене, о чем может быть указано в судебном акте.

Руководствуясь статьями 96, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Мирнинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия) ФИО1 №14017/18/52486027 от 24.07.2018 о передаче имущества для реализации на комиссионных началах по исполнительному производству №3147/18/14017-ИП от 25.01.2018, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Альтор», отказать.

Обеспечительную меру, принятую определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30.08.2018, отменить.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба на настоящее решение подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья Н.И.Кайдаш