ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7133/16 от 29.06.2017 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

06 июля 2017 года

Дело № А58-7133/2016

Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2017.

Полный текст решения изготовлен 06.07.2017.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Васильевой Л.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) от 29.12.2016 № 119/19948 к Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435133907, ОГРН 1031402045124) о признании недействительным распоряжение от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части, а именно признать недействительным пункт 1 оспариваемого распоряжения в части придания объектам недвижимого имущества статуса «Бесхозяйных», указанным в приложении № 1 к распоряжению, пункт 2 оспариваемого распоряжения, пункт 4.1 оспариваемого распоряжения, Приложение № 1 «Перечень объектов, передающихся в эксплуатацию ПАО «Якутскэнерго» к распоряжению от 17.06.2016 № 1017р,

с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в ходе рассмотрения дела объявлены перерывы в судебном заседании с 22.06.2017 по 27.06.2017 12 час. 00 мин., с 27.06.2017 по 29.06.2017 по 29.06.2017 10 час. 45 мин., о чем размещены объявления на официальном сайте арбитражного суда,

при участии в судебном  заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 23.06.2017 № И00002690,

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 28.12.2016 № 70,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением от 29.12.2016 № 119/19948, с уточнениями к исковому заявлению от 01.02.2017, 13.03.2017, от 06.06.2017, от 21.06.2017 № 119/9725 к Окружной администрации города Якутска (далее – Окружная администрация) о признании недействительным распоряжения от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части, а именно признать недействительным пункт 1 оспариваемого распоряжения в части придания объектам недвижимого имущества статуса «Бесхозяйных», указанным в приложении № 1 к распоряжению, пункт 2 оспариваемого распоряжения, пункт 4.1 оспариваемого распоряжения, Приложение № 1 «Перечень объектов, передающихся в эксплуатацию ПАО «Якутскэнерго» к распоряжению от 17.06.2016 № 1017р.

Заявитель заявил ходатайство о приостановлении производства по делу по мотиву рассмотрения другого дела № А58-7132/2016 по заявлению к Окружной администрации города Якутска о признании недействительным распоряжения Окружной администрации города Якутска от 20.08.2015 № 1453р, в котором исследуется вопрос бесхозяйности объектов по адресам: улица Жорницкого 7/27, 7/28.

Причем основания и доводы доказывания факта бесхозяйности прямо следуют  из договора безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность (пожертвования) объекты инженерной инфраструктуры 16 квартала города Якутска от 11.07.2013, заключенного между МУП «Агентство по развитию территорий» и Окружной администрацией города Якутска.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Рассмотрение одного дела до разрешения другого следует признать невозможным, если обстоятельства, исследуемые в другом деле, либо результат его рассмотрения имеют существенное значение для данного дела, то есть могут повлиять на результат его рассмотрения по существу. Следовательно, критерием для определения невозможности рассмотрения дела при рассмотрении вопроса о приостановлении производства по делу является наличие существенных для дела обстоятельств, подлежащих установлению при разрешении другого дела в арбитражном суде.

Стало быть, обстоятельства, установленные в рамках дела № А58-7132/16, не имеют отношения к рассматриваемому спору.

При изложенных обстоятельствах оснований для приостановления производства по настоящему делу не имеется.

На основании изложенного, в удовлетворении ходатайства отказано.

Окружная администрация города Якутска заявила ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика - Муниципальное унитарное предприятие «Агентство развития территории». Судом отказано в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, МУП «Агентство развития территорий», о чем вынесено отдельное определение.

Окружная администрация представила отзыв от 02.02.2017 № 25-ЮО о том, что истцом не доказано  то, что квартальные сети тепловодоснабжения к жилым домам являются собственностью городского округа «город Якутск».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска  (далее - Департамент).

Департамент представил отзыв от 02.02.2017 № 25-ЮО, дополнение к отзыву от 29.06.2017 № 189-ЮО, просит в удовлетворении требования отказать.

Заявитель, ссылаясь на письмо от 21.10.2016 № 120/5814, пояснил о получении письма 21.10.2016 (вх.21419).

Из материалов дела судом установлено.

Заявитель утверждает, что согласно договору безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность (пожертвования) между Муниципальным унитарным предприятием и Окружной администрацией Городского округа «Якутск» от 11.07.2013 № 42/2013 и дополнительному соглашению к указанному договору от 24.09.2013 сети, расположенные по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/29, 7/30, 7/27, 7/28, 16 квартал имеют собственника в лице Окружной администрации и не отвечают признакам бесхозяйности, в акте приема-передачи

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 5 статьи 8Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении, постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 07.12.2004 № ПГС 25-6 «Об утверждении порядка постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и последующей его передаче в муниципальную собственность города Якутска», распоряжением Окружной администрации от 14.02.2013 № 169р «Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения га территории  городского округа «Город Якутск», распоряжением  Окружной администрации города Якутска от 27.06.2014 № 1034р «О присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации для каждой территориальной зоны Схемы теплоснабжения городского округа «Город Якутск» и протоколом заседания постоянной комиссии по вопросам определения бесхозяйно содержащихся объектов недвижимого имущества на территории городского округа «Город Якутск» от 28.03.2016 № 01/16 Окружной администрацией вынесено распоряжение от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – оспариваемое распоряжение)».

Пунктом 1 оспариваемого распоряжения объектам недвижимого имущества, указанным в приложении №№ 1-13 к распоряжению, придан статус «Бесхозяйных».

Пунктом 2 распоряжения заявитель определен обслуживающей организацией бесхозяйных сетей тепло-водоснабжения, указанных в приложении № 1 к распоряжению.

Пунктом 4.1 указанного распоряжения Департаменту поручено заключить договор эксплуатации бесхозяйного недвижимого имущества, указанного в приложении № 1 к распоряжению с заявителем.

В приложении № 1 к распоряжению указан перечень объектов, передающихся в эксплуатацию заявителя, в перечень входят сети водоснабжения, в том числе расположенные по адресам: по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/29, 7/30 (пункт 1).

Третье лицо направило в адрес заявителя письмом от 29.09.2016 № 2110 для согласования проект договора эксплуатации бесхозяйного недвижимого имущества.

Заявитель направил в адрес третьего лица письма от 31.10.2016 № 369/2436, от 21.11.2016 № 370/2644,от 28.11.2016 № 241/17931 об изменении приложения № 1 к оспариваемому распоряжению в редакции заявителя, а также внести соответствующие изменения в договор эксплуатации, с обоснованием отказа от принятия в эксплуатацию сетей, расположенных по адресам 202 микрорайон, корпус 19, Жорницкого, 9/2.

Третье лицо направило заявителю письмом от 29.09.2016 исх. № 2110 проект договора эксплуатации бесхозяйного недвижимого имущества, письмом от 11.11.2016 исх.№ 2506 протокол согласования разногласий к проекту договора эксплуатации.

Заявитель представил перечень объектов недвижимости, передаваемых по распоряжению от 17.06.2016 № 1017р, с верным характеристиками, также акт от 24.07.2014, 18.09.2015, от 29.10.2015, от 29.10.2015, от 29.10.2015, от 29.01.2016, от 29.01.2016, от 29.01.2016, от 13.09.2016, от 12.10.2016, от 25.10.2016, от 27.10.2016, от 27.10.2016.

Окружная администрация представила повестку заседания постоянной Комиссии по вопросам исключения из Реестра бесхозяйно содержащихся объектов недвижимого имущества на территории ГО «Город Якутск» на 03.03.2017 и протокол заседания Комиссии по вопросам исключения из Реестра бесхозяйно содержащихся объектов недвижимого имущества на территории ГО «Город Якутск» от 03.03.2017 № 01/17, которым исключены объекты из Реестр бесхозяйного недвижимого имущества, которым пунктами 26 – 36 исключены объекты, по улице Жорницкого, дома 7/ 27, 7/28, (пункт 1), улица Жорницкого, 16 квартал (пункт 11), улица Пояркова, дом 13/1 (пункт 6), а пунктами 26 – 36 приложения № 1 к распоряжению принято решение изменить характеристики в распоряжении № 1017р по объектам, расположенным по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/24, 7/25, 7/26, 7/ 27, 7/28, 7/29, 7/30 (пункт 1), Жорницкого 7/32 (пункт 2), а также сети тепловодоснабжения, расположенные по адресам: улица Автодорожная, дом 40 (пункт 3), дом 40/1 (пункт 4), дом 40/2 (пункт 5), улица Пояркова, дом 13/1 (пункт 6), ФИО3, дом 30/6 (пункт 7), улица Стадухина, 83/3 (пункт 8), микрорайон 202, корпус 19 (пункт 9), улица Жорницкого, дом 7/18, 7/19, 7/20, 7/22, 7/23 (пункт 10), улица Жорницкого, 16 квартал (пункт 11), улица Рыдзинского, дом 24/2 (16 квартал) (пункт 12), улица Рыдзинского, дома 18/1, 18/2, 18/8, 18/9, 18/10, 18/11, 18/12, 18/13, 18/14 (пункт 13), улица Халтурина, дом 65а (пункт 14).

Остальные объекты остались без изменения по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/24, 7/25, 7/26, 7/ 27, 7/28, 7/29, 7/30 (пункт 1), Жорницкого 7/32 (пункт 2), а также сети тепловодоснабжения, расположенные по адресам: улица Автодорожная, дом 40 (пункт 3), дом 40/1 (пункт 4), дом 40/2 (пункт 5), улица Пояркова, дом 13/1 (пункт 6), ФИО3, дом 30/6 (пункт 7), улица Стадухина, 83/3 (пункт 8), микрорайон 202, корпус 19 (пункт 9), улица Жорницкого, дом 7/18, 7/19, 7/20, 7/22, 7/23 (пункт 10), улица Жорницкого, 16 квартал (пункт 11), улица Рыдзинского, дом 24/2 (16 квартал) (пункт 12), улица Рыдзинского, дома 18/1, 18/2, 18/8, 18/9, 18/10, 18/11, 18/12, 18/13, 18/14 (пункт 13), улица Халтурина, дом 65а (пункт 14).

02.06.2017 Окружная администрация вынесла распоряжение № 882 «О внесении изменения в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 17.06.2016 № 1017 «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок и с ним».

Заявитель считает, что наименование объектов, технические характеристики, протяженности сетей, указанные в приложении к указанному распоряжению:

1.сети по улице Жорницкого, дом 7/32;

2.сети по улице Пояркова, 13/1;

3.сети по улице ФИО3, 30/6;

4.сети, по улице Стадухина, 83/3,

5.сети, по улице Жорницкого, дома 7/18, 7/19, 7/20, 7/21, 7/22, 7/23,

6.сети по улице Рыдзинского, дом 24 корпус (16 квартал);

7.сети Рыдзинского, 18/1, 18/2, 18/8, 18/9, 18/10, 18/11, 18/12, 18/13, 18/14,

8.сети по улице Халтурина, 65,

9.сети по улице Жорницкого, 7/24, 7/25, 7/26,

соответствуют действительности согласно актам обследования, представленным в суд.

Объекты: сети по улице Автодорожная, 40, сети по улице Автодорожная, 40/1, сети по улице Автодорожная, 40/2, сети по мкр. 202, корпус 19, сети по улице Жорницкого, 16 квартал, Жорницкого, 7/27, Жорницкого 7/28, исключены из оспариваемого распоряжения.

Между тем, объекты по адресу улица Жорницкого, дом 7/6а, 7//29, 7/30 (пункт 1 приложения к распоряжению № 882р от 02.06.2017) не исключены из перечня объектов, передающихся в эксплуатацию.

Уточнением к исковому заявлению от 21.06.2017 № 119/9725 заявитель просит признать недействительным распоряжение Окружной администрации города Якутска от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части, а именно признать недействительным пункт 1 Приложения «Перечень объектов, передающихся в эксплуатацию ПАО «Якутскэнерго» к Распоряжению Окружной администрации города Якутска № 882р от 02.06.2017 «О внесении изменения в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части объектов: <...>, 7/30 с момента принятия оспариваемого распоряжения – с 17.06.2016.

Уточнение предмета требования от 21.06.2017 № 119/9725 судом удовлетворено.

Оспариваемым распоряжением на заявителя возложены обязанности по содержанию, техническому обслуживанию, ремонту сетей тепло- водо- снабжения бесхозяйных объектов недвижимого имущества согласно приложению № 1 к распоряжению, при этом сети не отвечают действительным (фактическим) техническим характеристикам (длина, диаметр, протяженность); не подключены от сетей заявителя, часть сетей не отвечает признакам бесхозяйности (имеет собственника).

В обоснование своего требования заявитель указывает на то, что сети по адресу: <...>, 7/30 не отвечают признакам бесхозяйности, а именно, имеют собственника в лице Окружной администрации, незаконное возложение обязанности по эксплуатации сетей на коммерческое предприятие приводит к дополнительному бремени  содержания имущества, увеличивая затраты предприятия на содержание сетей, не принадлежащих обществу, как следствие увеличению расходов, составляющих тариф.

Не согласившись с распоряжением Окружной администрации от 17.06.2016 № 1017, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Основаниями для признания действий (бездействия) и (или) решения незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как поясняет заявитель в уточнении от 06.06.2017 сети, подлежащие передаче в эксплуатацию, указанные в приложении № 1, сети, расположенные по улице Жорницкого, дома 7/27, 7/28, переданы на эксплуатацию согласно распоряжению Окружной администрации № 1453р от 20.08.2015, и имеют собственника в лице Окружной администрации и не отвечают признакам бесхозяйности согласно договору безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность (пожертвования) между Муниципальным унитарным предприятием и Окружной администрацией Городского округа «Якутск» от 11.07.2013 № 42/2013. Сети, расположенные по улице Жорницкого, дом 7/6а, 7/29, 7/30, ранее были указаны с неверными характеристиками, верные характеристики указаны в акте от 13.09.2016 без номера.

Согласно дополнительному соглашению от 24.09.2013 стороны решили изменить пункт 1.3 и изложить в следующей редакции:

Одаряемый использует имущество в пределах использования их на решение вопросов местного значения для реализации следующих целей:

- включить в Реестр муниципальной собственности городского округа «Город Якутск» завершенные строительством объекты инженерной инфраструктуры 16 квартал города Якутска указанные в приложении к договору;

- прекратить право хозяйственного ведения МУП «Агентство по развитию территорий» на завершенные строительством объекты инженерной инфраструктуры 16 квартал города Якутска, указанные в приложении № 1 к договору».

В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" и пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона № 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Таким образом, для установления правомерности передачи для содержания и обслуживания тепловых, водопроводных и канализационных сетей, необходимо установить, являются ли эти сети бесхозяйными.

В соответствии с частью 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Доказательств соблюдения указанных требований законодательства на момент вынесения распоряжений в июне 2016 года и в июне 2017 года в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представлено. Тем самым, спорные сети не были поставлены на учет и не были признаны бесхозяйными в установленном порядке.

Таким образом, суд установил, что не доказано то, что спорные сети являются бесхозяйными.

В силу статьи 236 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых не известны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьями 225, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимаются на учет регистрирующими органами - органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Таким образом, оспариваемые постановления незаконны и нарушают права общества, возлагая на него обязанности по содержанию спорных сетей.

При таких обстоятельствах, суд к приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления являются незаконными, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.

Определением суда от 09.01.2017 заявителю произведен зачет уплаченной госпошлины по платежному поручению от 28.08.2015 № 52020 и возвращенной по справке от 19.12.2016 по делу №  А58-5849/2016 в счет оплаты госпошлины на сумму 3 000 руб. по настоящему делу.

В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с Окружной администрации города Якутска.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным распоряжение Окружной администрации города Якутска от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части, а именно признать недействительным пункт 1 Приложения «Перечень объектов, передающихся в эксплуатацию ПАО «Якутскэнерго» к Распоряжению Окружной администрации города Якутска № 882р от 02.06.2017 «О внесении изменения в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 17.06.2016 № 1017р «О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части объектов: <...>, 7/30 с момента принятия оспариваемого распоряжения – с 17.06.2016.

Обязать Окружную администрацию города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова