АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ул. Курашова, 28, г. Якутск, 677980, тел.: (411-2) 34-05-80, факс: (411-2) 42-05-32, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск
Дело №А58-7193/2013
07 февраля 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2014 года
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2014 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи
Шевелева В. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой О.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) от 06.12.2013 без номера к Обществу с ограниченной ответственностью "Чыпчаал" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
На судебное заседание явились: представитель административного органа – ФИО1 по доверенности от 01.12.2011, представитель ООО «Чыпчаал» - директор ФИО2 В качестве слушателя – ФИО3 по паспорту.
Управление надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Чыпчаал» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях.
Общество возражает против заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Чыпчаал», ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 07.11.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 5 по Республике Саха (Якутия; имеет лицензию № 8-Б/03355 от 05.11.2013 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В ходе проведения плановой проверки ООО «Чыпчаал» на предмет соблюдения лицензионных требований, административным органом обнаружены нарушения требований пункта 4 подпунктов «а», «б» и «г» Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1225 от 30 декабря 2011 г. (далее - Положения), в том числе:
• По подпункту «а» пункта 4 Положения: Отсутствует оборудование, инструменты и средства измерения, необходимые для выполнения работ и оказания услуг, соответствующих установленным требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, а именно:
- ультразвуковой дефектоскоп (осуществление контроля сварных соединений (п. 4.11 СНиП 3.05.05-84 «Технологическое оборудование и технологические трубопроводы»);
- машина для опрессовки трубопроводов с ручным приводом и манометры (проведение гидравлических испытаний трубопроводов) и компрессорная установка (проведение пневматических испытаний трубопроводов) (п. 5.9 ГОСТ Р 50680-94 «Установки водяного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний», п. 5.1.5 ГОСТ Р 50800-95 «Установки пенного пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний», п. 5.4. СНиП 3.05.05-84, п. 4.16 ГОСТ Р 50969-96 «Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний», п.7.14.6, 7.14.8, 7.15.3, 8.18, 8.19 НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»);
- три металлических поддона размером 0,5x0,5 м и высотой бортов не менее 0,4 м (проверка интенсивности орошения защищаемой площади установки водяного или пенного пожаротушения) (п. 7.22 ГОСТ Р 50680-94, 6.26 ГОСТ Р 50800-95);
- газоанализатор (используется при холодных испытаниях концентрации ГОС (газовый огнетушащий состав), а так же начала или окончания истечения ГОС из насадка) (п. 9.6, п. 9.8.2 ГОСТ Р50969-96 «Установки газового пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний»).
- автотрансформатор (источник напряжения), необходимый для проверки работоспособности приборов приёмно-контрольных пожарных при максимальном и минимальном значениях напряжения питания в ходе технического обслуживания систем пожарной сигнализации (п. 10.2.3 НПБ 75-98 «Приборы приемно-контрольные пожарные. Приборы управления пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний», руководства по эксплуатации приборов приёмно-контрольных пожарных).
- анемометр класса точности не ниже 1,0 (для измерения расхода воздуха, удаляемого системами вытяжной противодымной вентиляции, скорости истечения воздуха через открытый дверной проем тамбур-шлюзов) (п. 5.1 ГОСТ Р 53300-2009 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний");
- дифференциальный манометр класса точности не ниже 1,0 (для измерения перепада давления в лестничных клетках, лифтовых шахтах, тамбур-шлюзах, лифтовых холлах) (п. 5.2 ГОСТ Р 53300-2009 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний");
- толщиномер класса точности не ниже 1,0 (для определения толщины огнезащитного покрытия огнестойких воздуховодов) (п. 5.3 ГОСТР 53300-2009 "Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний");
- для аэродинамических испытаний вентиляционных систем отсутствует следующая аппаратура (п.2.1 ГОСТ 12.3.018-79 "Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Методы аэродинамических испытаний"):
а) комбинированный приемник давления - для измерения динамических давлений потока при скоростях движения воздуха более 5 м/с и статических давлений в установившихся потоках; .
б) приемник полного давления - для измерения полных давлений потока при скоростях движения воздуха более 5 м/с;
в) дифференциальные манометры класса точности от 0,5 до 1,0 по ГОСТ 18140-84 и тягомеры по ГОСТ 2405-88 - для регистрации перепадов давлений;
г) анемометры по ГОСТ 6376-74 и термоанемометры - для измерения скоростей воздуха менее 5 м/с;
д) барометры класса точности не ниже 1,0 - для измерения давления в окружающей среде;
е) ртутные термометры класса точности не ниже 1,0 по ГОСТ 13646-68 и термопары - для измерения температуры воздуха;
ж) психрометры класса точности не ниже 1,0 по ТУ 25.1607.054-85 и психрометрические термометры по ГОСТ 112-78 - для измерения влажности воздуха.
- яркомер (средство измерения яркости установленных компонентов ФЭС, единица измерения мкд/м2) (п. 7.1, 7.4, 8.4.2, 9.2.5 ГОСТ 12.2.143-2009);
- термометр (п. 9.2.5 ГОСТ 12.2.143-2009);
- средство измерения толщины нанесенного средства огнезащиты (для определения качества огнезащитной эффективности) (п. 4.2 ГОСТ Р 53295-2009«Средства огнезащиты для стальных конструкций. Общие требования. Метод определения огнезащитной эффективности»);
- малогабаритный переносной прибор ПМП-1 конструкции ВНИИПО МЧС России (для контроля качества огнезащитной обработки) (п. 6.4.1.1 ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний»);
- весы, секундомер, прибор для определения влажности воздуха (для определения огнезащитной эффективности деревянных конструкций) (п. 6.2.1, п. 6.4.2.3, п. 6.4.2.5, п. 6.4.3.2 ГОСТ Р 53292-2009 «Огнезащитные составы и вещества для древесины и материалов на ее основе. Общие требования. Методы испытаний»).
По подпункту «б» пункта 4 Положения: Не представлены документы, подтверждающие стаж работы работников ФИО4 и ФИО5 в области лицензируемой деятельности составляющий не менее 3 лет.
Отсутствуют работники в штате лицензиата, имеющие профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) и стаж работы в соответствующей области.
По подпункту «г» пункта 4 Положения: Не представлены документы, дсдтверждающие прохождение курсов повышения квалификации работником ФИО5 в области лицензируемой деятельности (не реже 1 раза в 5 лет).
По результатам проверки государственным инспектором по пожарному надзору, в присутствии директора общества ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении от 06.12.2013 №45.
06.12.2013 управление обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с требованием о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа, суд считает, что протокол об административном правонарушении от 06.12.2013 № 45 составлен уполномоченным должностным лицом Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия).
Протокол от 06.12.2013 № 45 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с пунктом 7 Положения, к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Из протокола об административном правонарушении № 45 от 06.12.2013 усматривается, что обществу вменяется отсутствие оборудования, необходимого для выполнения работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений подпункт («д» пункта 4 Положения), а именно: - ультразвуковой дефектоскоп; машина для опрессовки трубопроводов с ручным приводом и манометры; компрессорная установка; три металлических поддона размером 0,5x0,5 м и высотой бортов не менее 0,4 м; газоанализатор; автотрансформатор (источник напряжения); анемометр класса точности не ниже 1,0; дифференциальный манометр класса точности не ниже 1,0; толщиномер класса точности не ниже 1,0; для аэродинамических испытаний вентиляционных систем следующая аппаратура: комбинированный приемник давления; приемник полного давления; дифференциальные манометры класса точности от 0,5 до 1,0 по ГОСТ 18140-84 и тягомеры по ГОСТ 2405-88; анемометры по ГОСТ 6376-74 и термоанемометры; барометры класса точности не ниже 1,0; ртутные термометры класса точности не ниже 1,0 по ГОСТ 13646-68 и термопары; психрометры класса точности не ниже 1,0 по ТУ 25.1607.054-85 и психрометрические термометры по ГОСТ 112-78; яркомер; термометр; средство измерения толщины нанесенного средства огнезащиты; малогабаритный переносной прибор ПМП-1 конструкции ВНИИПО МЧС России; весы, секундомер, прибор для определения влажности воздуха.
Между тем, при обращении с заявлением в арбитражный суд Управление не указало нормативный акт, устанавливающий определенный перечень оборудования, необходимого для выполнения работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений. Указанное выше Положение такого перечня не содержит. Оснований полагать, что работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий и сооружений невозможно выполнять без перечисленных выше приборов у суда не имеется, следовательно, Управление не доказало, что отсутствие указанных приборов у лицензиата образует событие вмененного правонарушения.
Протоколом об административном правонарушении № 45 от 06.12.2013 установлено, что обществом не представлены документы, подтверждающие прохождение курсов повышения квалификации работником ФИО5 в области лицензируемой деятельности (не реже 1 раза в 5 лет).
Согласно подпункту «г» пункта 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются повышение квалификации лиц, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, в области лицензируемой деятельности не реже 1 раза в 5 лет.
Между тем, согласно штатному расписанию со сведениями об образовании и опыте работы сотрудников, осуществляющих лицензируемую деятельность ООО «Чыпчаал» общий стаж работы ФИО5 составляет 10 месяцев, в обществе данный сотрудник работает с 20.01.2013.
Таким образом, поскольку общий стаж работы ФИО5 не достигает 5 лет, административный орган не доказал наличие правонарушения предусмотренного подпунктом «г» пункта 4 Положения.
Абзацем 1 пункта 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10, установлено, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается нарушение только подпункта «б» пункта 4 Положения и о переквалификации выявленного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение либо наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, выражается в осуществлении (ведении) предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», далее – Закона № 99-ФЗ, задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 3 Закона № 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения, лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг, а также минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года, - для юридического лица.
В нарушение вышеизложенного, у общества отсутствуют работники в штате лицензиата, имеющие профессиональное образование (профессиональную подготовку), соответствующее выполнению работ и оказанию услуг (монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций) и стаж работы в соответствующей области.
Факт правонарушения подтверждается актом проверки от 06.12.2013 № 96, протоколом об административном правонарушении от 06.12.2013 № 45.
Обществом документы соблюдения данного требования не представлены.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в бездействии общества состава части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие им своевременных и достаточных мер для соблюдения вышеуказанного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства принятия обществом мер, направленных на своевременное выполнение требований законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена материалами дела и доказана.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, на момент вынесения решения не истек.
На основании изложенных обстоятельств и приведенных норм права суд приходит к выводам о том, что имелись:
событие административного правонарушения, то есть совершение лицом, привлекаемым к административной ответственности, противоправного виновного деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса;
факт совершения административного правонарушения лицом, привлекаемым к административной ответственности;
полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении от 06.12.2013 № 45;
основание для составления протокола об административном правонарушении от 06.12.2013 № 45, выразившееся в обнаружении административным органом достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного лицом, привлекаемым к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд считает, что:
совершение лицом противоправного виновного деяния влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и свидетельствует о наличии достаточного основания для привлечения к административной ответственности;
заявление подлежит удовлетворению;
общество с ограниченной ответственностью «Чыпчаал» следует привлечь на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Чыпчаал» (место нахождения: 677000, <...>, идентификационный номер налогоплательщика <***>, основной государственный регистрационный номер <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 30000 рублей.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (ГУ МЧС России по РС(Я)), ИНН <***>, КПП 143501001, КБК 17711601000016000140, расчетный счет <***>, банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, БИК 049805001.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
В.В. Шевелев