Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
26 февраля 2016года
Дело № А58-7225/2015
Резолютивная часть оглашена 24.02.2016
Полный текст изготовлен 26.02.2016
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Собардаховой В.Э
при участии в деле индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>), федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2, представителя федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола секретарем Жирковой Л.В. дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным уведомления федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» от 26 августа 2015 года №17-04-4821, незаконными действий по невыполнению своих функций, выразившихся в неоформлении на имя ФИО4 аттестационного удостоверения ОЭС, обязании в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов, оформить аттестационное удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (далее – Администрация, административный орган) о признании незаконным уведомления федерального бюджетного учреждения «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» от 26 августа 2015 года №17-04-4821 (далее – уведомление), незаконными действий по невыполнению своих функций, выразившихся в неоформлении на имя ФИО4 аттестационного удостоверения ОЭС, обязании в качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов, оформить аттестационное удостоверение в связи с тем, что ФИО4 имеет все необходимые документы на право получения аттестационного удостоверения.
С заявленным требованием Управление не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в связи с нижеследующим:
25 августа 2015 года Предприниматель обратился к Администрации с заявлением о выдаче аттестационного удостоверения на имя ФИО4
03 августа 2015 года письмом №17-04-4821 Администрация уведомила Предпринимателя о проведении аттестации лиц, связанных с обеспечением безопасности судоходства, для чего пригласила ФИО4 в указанные в уведомлении время, дату и место подойти.
24 декабря 2015 года Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании уведомления незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК России) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должны быть указаны (в том числе) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действиями (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действия (бездействие).
Таким образом, для признания оспариваемых действий (бездействия) государственных органов незаконными суд должен установить наличие двух условий:
оспариваемые действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
оспариваемые действия (бездействие) государственных органов нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 20 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров является лицензируемой.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2012 г. N 193, - далее Положение о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях, имеющего соответствующее профессиональное образование, стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, а также аттестованного на право занятия должности в установленном порядке.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Положения о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за безопасную эксплуатацию судов на внутренних водных путях (осуществляющего контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения окружающей среды), с приложением копий документов, подтверждающих наличие соответствующего профессионального образования, стажа работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет, копии диплома, подтверждающего право занимать соответствующую должность командного состава судна, и копии удостоверения о прохождении им аттестации в установленном порядке.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11 марта 1994 года №13/11 утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов – далее Положение об аттестации. Согласно пункту 2 данного положения, аттестация исполнительных руководителей и специалистов проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов (в дальнейшем - организации), согласно перечню должностей исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации.
При этом факт прохождения аттестации во время осуществления трудовой деятельности в другой организации (в рассматриваемом случае ООО «ЯкутСтройСервис») не имеет правового значения, поскольку из указанной нормы следует, что аттестация проводится во всех организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов.
Кроме того, согласно утвержденной согласно Приложению №3 к Положению об аттестации форме в удостоверении, выдаваемом на имя лица, прошедшего аттестацию, подлежит указанию место работы.
Согласно представленному заявителем трудовому договору ФИО4 принимается Предпринимателем на работу в должности инженера по безопасности судов по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров.
В соответствии с упомянутой выше формой выдачей удостоверения подтверждается соответствие лица, прошедшего аттестацию, занимаемой должности.
В удостоверении, выданном ФИО4, по месту работы ООО «ЯкутСтройСервис» указана иная, чем должность ФИО4 у Предпринимателя, а именно, механик – сменный пом. Капитана т/х.
Аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций независимо от форм собственности проводится в аттестационных комиссиях региональных (бассейновых, морских администрациях портов) или иных органах государственного управления на транспорте, а в случае их отсутствия в органах, выдающих соответствующие лицензии организациям (пункт 4 Положения об аттестации).
Согласно пункту 6 Положения об аттестации председатели аттестационных комиссий разрабатывают и утверждают график проведения аттестации и доводят его до сведения работников, подлежащих аттестации в срок не менее одного месяца до начала аттестации.
Таким образом, получив 25 августа 2015 года заявление Предпринимателя о выдаче аттестационного удостоверения, Администрация в соответствии с установленным нормативными правовыми актами порядком известила оспариваемым уведомлением от 26.08.2015 о проведении 08 октября 2015 года аттестации лиц, связанных с обеспечением безопасности судоходства.
На основании пункта 9 Положения об аттестации удостоверение установленной формы, подписанное председателем комиссии и заверенное печатью, выдается работнику прошедшему аттестацию.
Осуществление Администрацией действий по невыполнению своих функций материалами дела не подтверждается.
Как следует из обстоятельств дела, на имя ФИО4 аттестационное удостоверение по месту работы у Предпринимателя на должность инженера по безопасности судов по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров не оформлено в связи с неявкой ФИО4 на аттестацию.
Доказательств того, что ФИО4 явился на аттестацию лиц, связанных с обеспечением безопасности судоходства и (или) на получение аттестационного удостоверения заявитель не представил.
Решением Арбитражного суда РС(Я) от 26.08.2015 в деле №А58-2663/2015 обязанность на Администрацию выдать удостоверение не возлагалась в связи с отклонением ходатайства Предпринимателя об обязании Администрации оформить разрешительный документ.
Из решения Арбитражного суда РС(Я) от 26 августа 2015 года по делу №А58-2663/2015 также не следует, что Администрация обязана выдать удостоверение на имя ФИО4 без назначения даты, времени и места проведения аттестации.
Ссылка на письмо Якутской транспортной прокуратуры от 17.07.2015 также не может быть принята, так как согласно данному письму внесено представление прокуратуры по факту отказа Администрацией в выдаче на имя ФИО4 аттестационного удостоверения на соответствие должности ответственного за обеспечение безопасности судоходства в ООО «Пегас».
В рассматриваемом деле Предприниматель просил выдать аттестационное удостоверение на имя ФИО4 ОБЭС по месту работы - ИП ФИО1
По совокупности изложенных обстоятельств и норм права суд приходит к выводу об отказе удовлетворении заявленного Предпринимателем требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru
Судья В. Собардахова