ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7337/2021 от 15.02.2022 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

24 февраля 2022 года

Дело № А58-7337/2021

Резолютивная часть решения объявлена 15.02.2022.

Мотивированное решение изготовлено 24.02.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Андреева В.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 19.08.2021 без номера к Управлению архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 06.08.2021 №11-ВИ-1-2021,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя Общества с ограниченной ответственностью «Прометей», Прокуратуры Республики Саха (Якутия), индивидуального предпринимателя ФИО1, ФИО2,

при участии от администрации: ФИО3 по доверенности, от Управления: ФИО4 по доверенности, от третьих лиц: ООО «Прометей»: ФИО5 по доверенности и ИП ФИО1: ФИО6 по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

18.08.2021 Окружная администрация города Якутска (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с требованием к Управлению архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (далее – Управление, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 06.08.2021 №11-ВИ-1-2021.

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23.08.2021 по делу № 2а-8943/2021 в качестве обеспечения иска действие оспариваемого предписания приостановлено до разрешения спора.

В процессе рассмотрения дела определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 30.08.2021 по делу № 2а-8943/2021 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены Прокуратура Республики Саха (Якутия), индивидуальный предприниматель ФИО1, а также Общество с ограниченной ответственностью «Прометей».

Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15.09.2021 по дело № 2а-8943/2021 было передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Определением суда от 13.10.2021 рассмотрение дела принято к рассмотрению в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия).

В процессе рассмотрения дела, в арбитражном суде определением от 15.12.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен гражданин ФИО2, как собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36: 107035:4930.

Из материалов дела судом установлено.

На основании обращения ИП ФИО1 в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) от 20.05.2021 по вопросу о возможных нарушениях законодательства о промышленной безопасности, градостроительного законодательства (т.1.л.д.61), 13.07.2021 в адрес Управления было направлено требование заместителя Прокурора города Якутска, о проведении внеплановой проверки в отношении заявителя на предмет соблюдения требований градостроительного законодательства при выдаче разрешительной документации застройщику ООО «Прометей».

На основании данного требования, административным органом был издан приказ № 112 от 14.07.2021 о проведении в отношении администрации внеплановой проверки на предмет соблюдения градостроительного законодательства при выдаче разрешительной документации ООО «Прометей». Срок проведения проверки был установлен с 21.07.2021 по 30.07.2021. Лицами уполномоченными проводить проверку были определены работники Управления ФИО4, ФИО7 и ФИО8

О проведении проверки, Администрация была извещена 20.07.2021.

По результатам проведенной проверки Управлением был составлен Акт № ВП-1-2021 от 05.08.2021 из содержания которого следует, что заявителем при выдаче разрешения на строительство от 25.02.2021 на объект недвижимого имущества – здание бытового обслуживания в 68 квартале г. Якутска, общей площадью 1 084,63 кв.мв., сроком действия до 31.10.2021, были допущены нарушения в части несоблюдения требований п.2.ч.11.статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (градостроительный план земельного участка от 16.02.2021 имеет отличие от схемы планировочной организации земельного участка раздела проектной документации). Кроме того, Управлением сделан вывод о наличии незаконного бездействия Администрации по исполнению п.2 части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (необходимость принятия решения о сносе самовольной постройки).

Установленные данным актом нарушения послужили основанием для выдачи в адрес заявителя, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 06.08.2021 №11-ВИ-1-2021 (далее - предписание).

Оспариваемым предписанием на администрацию была возложена обязанность в срок до 31.08.2021 отменить разрешение ООО «Прометей» на строительство от 25.02.2021 на объекта недвижимого имущества – здание бытового обслуживания в 68 квартале г. Якутска общей площадью 1 084,63 кв.мв сроком действия до 31.10.202.

Также заявителю предписано в срок до 31.08.2021, произвести действия по принятию решения о сносе самовольной постройки - объекта недвижимого имущества» здание бытового обслуживания в 68 квартале г. Якутска, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:101035:4871.

Не согласие заявителя с данным предписанием, явилось основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.

В представленном отзыве на заявление Управление отклонило доводы заявителя, указав, что при принятии решении о выдаче разрешения на строительство, Администрация не проверила соответствие проектной документации требованиям к строительству объекта; Распоряжение первого заместителя главы г. Якутск от 22.10.2020 № 698/1зр является ничтожным, поскольку противоречит положениям ч.1.1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении п.3 ч.7 статьи 51 Кодекса. Также, по мнению Управления, в нарушение требований пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей, построенный объект недвижимости расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В представленном отзыве ООО «Прометей» поддержал правовую позицию заявителя о незаконности оспариваемого предписания, указав, что выдача разрешения на строительство была произведена в полном соответствии с требованиями действующего законодательства; из содержания акта проверки, доказательств нарушения процедуры выдачи разрешения на строительство не установлено и не подтверждено; земельный участок с кадастровым номером 14:36:101035:4871 принадлежал на момент проверки ООО «Прометей» на праве собственности, что исключает возможность принятия решения о сносе самовольной постройки в порядке п.2 части 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не момент проведения проверки построенный объект недвижимости был реализован в пользу гражданина ФИО2 на основании договора от 30.06.2021.

В представленном отзыве на заявление ИП ФИО1 поддержал правовую позицию Управления считая, выданное администрацией разрешение на строительство, незаконным и просил в удовлетворении требований отказать.

Представители прокуратуры и ФИО2 письменных отзывов не направили, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили. В связи с этим, рассмотрение дела проводится в их отсутствие.

Суд, рассмотрев материалы дела, и выслушав мнения лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как следует из части 1 статьи 8.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, компетентные органы осуществляют контроль за: соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями настоящего Кодекса; соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков.

В силу пункта 1 части 3 статьи 8.1 упомянутого Кодекса должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности, в случае выявления фактов нарушения органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности обязаны направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений.

В соответствии с пунктом 3.1.2.13 Положения об Управлении архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия)", утвержденного Указом Главы РС(Я) от 03.12.2018 N 213 (ред. от 11.06.2020) административный орган осуществляет контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что проведенная Управлением проверка Администрации была проведена, а оспариваемое предписание было выдано в пределах установленных полномочий.

В связи с тем, что у Управления отсутствует регламент по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления суд считает, что указанные действия должны соответствовать требованиям федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ( далее закон N 294-ФЗ) .

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

Согласно части 1 статьи 20 указанного закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 20 указанного закона к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно части 4 статьи 16 указанного закона акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. Факт вручения акта Администрации также судом не установлен.

В нарушение вышеуказанных норм Управлением превышен срок проведения проверки, установленный приказом о проведении проверки от 14.07.2021 № 112 на 6 дней.

Кроме того, в соответствии части 2 статьи 16 Закона в акте проверки должны быть указаны: 1) дата, время и место составления акта проверки; 2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля: 3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля; 4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку; 5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя. отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки; 6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки; 7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; 8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала; 9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

В нарушение вышеуказанной статьи, в акте проверки управления от 05.08.2021 отсутствует продолжительность и место проведения проверки.

Из содержания акта (стр.1) следует, что проверяющими являлись ФИО4 и ФИО7

Вместе с тем, акт проверки подписан только одним должностным лицом – ФИО4, а также лицом, которой не указан в акте, в составе проверяющих лиц.

Указанные нарушения составления акта являются существенными и влекут невозможность признания данного документа в качестве надлежащего доказательства по делу.

Довод представителя Управления о том, что указанные недостатки составления акта являются технической опечаткой, не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку указанные недостатки не были устранены административным в органом, в установленном законом порядке, на момент рассмотрения спора в суде.

Кроме того, из содержания акта проверки невозможно достоверно установить на основании каких, исследованных в результате проверки административным органом доказательств был сделан вывод о том, что градостроительный план земельного участка от 16.02.2021 № РФ-14-3-01 -0-00-2021 не соответствует проектной документации.

Согласно статье 8 Кодекса в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, в том числе, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.

В силу части 1 статьи 49 Кодекса проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

В части 1 статьи 51 Кодекса предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории, проектом межевания территории; допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Из части 2 статьи 51 Кодекса следует, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

На основании части 4 статьи 51 Кодекса разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 данной статьи и другими федеральными законами.

В силу части 7 статьи 51 Кодекса в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган. В названной норме определен перечень документов, прилагаемых к указанному заявлению.

Уполномоченный на выдачу разрешений орган: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (пункт 1); проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 2); выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3) (часть 11 статьи 51 Кодекса).

Согласно части 13 статьи 51 Кодекса уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство, в том числе при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объектов капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.

Пунктом 6 части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в градостроительном плане земельного участка, в том числе указывается информация о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.

В чертеже градостроительного плана земельного участка от 16.02.2022 № РФ- 14-3-01-0-00-2021-00308 (лист 4) указаны зона (места) допустимого размещения объекта капитального строительства «под здание бытового обслуживания в 68 квартале г. Якутска (бытовое обслуживание), с учетом минимальных отступов от границ земельного участка на 3 метра, от красных линий на 5 метра. Данные предельные параметры разрешенного строительства утверждены Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденные решением Якутской городской Думой от 25.12.2013 №169-НПА.

Проектируемый объект, согласно раздела проектной документации «Схема планировочной организации земельного участка» (шифр: 2118/20-ПЗУ) имеет отклонение от предельных параметров строительства в части отступов от границ земельного участка и красных линий.

Указанное отклонение на основании статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, было разрешено Распоряжением OA г. Якутска 22.10.2020 №608/1 зр, согласно которого ООО «Прометей» было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров строительства, в виде отклонения от северной границы земельного участка до фасада здания на 1 метр, от восточной границы земельного участка до фасада здания на 0 метров, от южной границы до фасада здания на 0 метров, увеличения максимального процента застройки до 73,5%, от красной линии до фасада здания на 0 метров.

С учетом указанного, суд не может признать законным вывод административного органа о том, что Администрация при выдаче разрешения на строительство нарушила пункт 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Довод Управления о том, что распоряжение OA г. Якутска 22 октября 2020 года №608/1 зр является ничтожным, судом отклоняется как необоснованный.

Также суд считает недоказанным факт нарушения законодательства в части нарушения охранных зон газораспределительных сетей строительством объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, на который ссылается управление определяет, что органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

В выписках из ЕГРН на земельный участок, записи о наличии в границах земельных участком охранных зон газопровода и газораспределительного пункта отсутствуют, а значит, применяется часть 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В материалах дела имеется согласование от 24.02.2021 от ресурсоснабжающей организации ОАО «Сахатранснефтегаз» в части размещения планируемого объекта на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107035:4871.

На карте градостроительного зонирования должны в обязательном порядке отображаться, среди прочего, границы зон с особыми условиями использования территорий (части 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации. защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ (пункт4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродутопроводов, аммиакопроводов), а п.25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.

Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абз.2 ст.1). Согласно п.1 ст.2 указанного закона, а также приложению №1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы земельных участков в пределах охранных зон при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 №878. Пунктом 2 Правил установлено, что они действуют на всей территории РФ и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), включая запрет на строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения (подпункт «а» пункта 14 Правил).

В то же время, указанные в пункте 14 Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21 Правил).

Согласно пункту 18 Правил решение об утверждении границы охранных зон и наложении ограничений (обременении) на входящие в неё земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учёту с присвоением учётных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременении в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, при отсутствии сведений ЗОУТ в Едином государственном реестре, правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта у Администрации не имелось.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности от 06.08.2021 №11-ВИ-1-2021 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требование Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 19.08.2021 без номера, удовлетворить.

Предписание Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 06.08.2021 №11-ВИ-1-2021 об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности, признать недействительным.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

В.А. Андреев