ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-743/20 от 02.09.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

09 сентября 2020 года

Дело № А58-743/2020

Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2020

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2020

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) без даты и номера

к Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным распоряжения от 04.12.2019 № 3666зр,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

заявителя - индивидуального предпринимателя ФИО1 (предъявлен паспорт); представителя ФИО2, по доверенности от 30.08.2018, сроком на три года;

от заинтересованного лица – представителя ФИО3, по доверенности от 30.12.2019 №315, сроком до 31.12.2020;

от третьего лица - представителя ФИО3, по доверенности от 08.01.2020, сроком до 31.12.2020,;

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее заявитель, предприниматель ФИО1) обратился в арбитражный суд с заявлением к Окружной администрации города Якутска (далее заинтересованное лицо, Администрация г.Якутска) о признании незаконным распоряжения от 04.12.2019 № 3666зр об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:102031:30.

Требования обоснованы ненадлежащим исполнением Окружной администрацией г.Якутска условий Мирового соглашения, утвержденного в рамках дела №А58-106/2015, что повлекло необходимость обращения с заявлением о предоставлении разрешения на словно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:102031:30 для использования под магазин. В судебном заседании заявитель дополнил свою позицию, полагает, что ссылка Администрации на отсутствие градостроительного регламента на территории где расположен спорный земельный участок, послужившая основанием для отказа в предоставлении разрешения, является необоснованной, поскольку нормативно правовой акт, которым территориальный зона изменена на неустановленную, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности.

Заинтересованным лицом представлен отзыв об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований заявителя. В дополнениях к отзыву Администрация указала, что, что Решение Якутской городской Думы от 17.04.2019 РЯКД-6-8 «О внесении изменений в нормативно-правовой акт Якуткой городской Думы от 25.12.2013 №169-НПА», п.1.1.554 которого в отношении спорного земельного участка территориальный зона изменена на неустановленную, является действующим, следовательно, подлежит исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска.

Третьими лицами представлены пояснения о несогласии с заявленными требованиями заявителя.

В судебном заседание представители лиц, участвующих по делу поддержали позиции, изложенные в заявлении, отзыве на него и пояснениях.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, предприниматель ФИО1 в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 14:36:102031:30, расположенного по адресу: <...>. с «Жилой застройки» на «Магазин».

Согласно рекомендациям Комиссии по предоставлению разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капительного строительства на территории городского округа «город Якутск» от 15.11.2019 по результатам публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, состоявшегося 13.11.2019, установлено, что согласно карте градостроительного зонирования, участок расположен на территории, где отсутствует градостроительный регламент, на основании чего рекомендовано направить заключение для рассмотрения и принятие рекомендаций.

Распоряжением от 04.12.2019 №3666зр заместителем главы городского округа «Город Якутск» в соответствии с заключением от 15.11.2019 №693 отказано ФИО1 в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид земельного участка с кадастровым номером 14:36:102031:30, расположенного по адресу: <...>. под «Магазин», в связи с тем, что на территории, где расположен земельный участок отсутствует градостроительный регламент.

Не согласившись с указанным распоряжением Окружной Администрации г.Якутска, предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Исследовав обстоятельства дела и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению.

В силу положений части 1 статьи 4, части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного акта и незаконным действия (бездействия) необходимо наличие двух условий: несоответствие этого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию соответствия ненормативного акта, действия (бездействия) закону возлагается на орган, принявший акт, совершивший действие; обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за признанием ненормативного акта и действия (бездействия) незаконным.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).

В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 №1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона), применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.

В градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (часть 6).

В соответствии с частью 1 статьи 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2 ст. 39 Кодекса).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Кодекса).

На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, по смыслу изложенного соответствие земельного участка условно разрешенному виду использования предполагает исполнение лицом, которое намеревается использовать участок в соответствии с таким видом, обязанности по получению в установленном порядке разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.

При этом порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из основных принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 ГрК РФ), и включающий в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.

Нарушений процедуры принятия распоряжения Администрации от 04.12.2019 № 3666зр судом не установлено.

При оценке законности оспариваемого распоряжения от 04.12.2019 и соответствия его требования градостроительного законодательства судом установлено, что Решением Якутской городской Думы от 17.04.2019 РЯКД-6-8 «О внесении изменений в нормативно-правовой акт Якуткой городской Думы от 25.12.2013 №169-НПА» в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:102031:30 изменена территориальная зона Ж-6 и территория с неустановленным градостроительным регламентом на территорию с неустановленным градостроительным регламентом (п. п.1.1.554).

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Доказательств того, что Решение Якутской городской Думы от 17.04.2019 РЯКД-6-8 «О внесении изменений в нормативно-правовой акт Якуткой городской Думы от 25.12.2013 №169-НПА» является недействующим, либо оспорено в установленном законом порядке, суду не представлено.

Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:102031:30, при установленных обстоятельствах, предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка невозможно, в силу чего оснований для удовлетворения заявления о признании незаконным оспариваемого распоряжения Администрации у суда не имеется.

Оспариваемый отказ соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в силу чего суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Судебные расходы распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным распоряжения от 04.12.2019 № 3666зр об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Клишина Ю. Ю.