АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-7499/2007
15 ноября 2007г.
Резолютивная часть решения оглашена 13 ноября 2007 года, в полном объёме решение изготовлено 15 ноября 2007 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А. Н. , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) к Муниципальному унитарному предприятию «Аптека № 40» о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности от 01.08.2007г., заинтересованного лица: ФИО2, руководитель по паспорту <...>, составив протокол в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) – далее Росздравнадзор обратился с заявлением о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Аптека № 40» – аптека, к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Муниципальное унитарное предприятие «Аптека № 40» является юридическим лицом и зарегистрировано в этом качестве 13.11.2002г., имеет свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002г. серии 14 № 000201786.
Судом установлено.
Как следует из материалов дела, 24.09.2007г. на основании приказа Управления Росздравнадзора по РС (Я) от 21.09.2007г. № 57/07 проведена плановая проверка совместно с ОКЛОН УФСКН РФ по РС (Я) соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II и III на объекте – МУП «Аптека № 40», находящемся по адресу: РС (Я), <...>, проверка проведена специалистом-экспертом Управления Росздравнадзора по РС (Я) ФИО3
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 24.09.2007г. (л.д. 8-19) согласно которому установлено, что МУП «Аптека № 40» осуществляет деятельность с нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ:
- наличие Журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не соответствующего требованиям законодательства к ведению Журнала;
- не имеется приказа о назначении ответственного за ведение и хранение Журнала регистрации операций;
- не имеется приказа о назначении ответственного лица за хранение ключей, пломбира после опечатки;
- не соблюдаются условия хранения термолабильных лекарственных препаратов;
- не ведется соблюдение сроков годности и организации контроля за сроками годности;
- не заключен договор с ГУП «Сахафармация» на уничтожение наркотических средств и психотропных веществ, дальнейшее использование которых признано нецелесообразным.
24 сентября 2007 года на основании материалов проверки специалистом экспертом Управления Росздравнадзора по Республике Саха (Якутия) ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия «Аптека № 40». В протоколе зафиксировано правонарушение, выявленное в ходе проверки.
МУП «Аптека № 40» представило отзыв на заявление от 25.10.2007г. без номера (л.д. 56-57), в котором указало, что выявленные в ходе проверки нарушения действующего законодательства устранены в кратчайшие сроки и приняты следующие меры: журнал регистрации операций связанных с оборотом наркотических средств заказан в ОАО Медиа-холдинг «Якутия», в дополнение к приказу от 02.01.2007г. № 1 обязанности за хранение ключей пломбира от металлического шкафа и материально-технически укрепленной комнаты возложены на ФИО2, заключен договор в ГУП «Сахафармация» от 15.10.2007г. № 43 на сдачу и уничтожение 50-ти ампул раствора морфина г/х 1% - 1 мл. Кроме того, предприятие отметило, что Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, предприятием ведется постоянно, между тем, указанный Журнал старого образца, поэтому временное отсутствие Журнала нового образца не является грубым нарушением деятельности аптеки.
Кроме того, МУП «Аптека № 40» представлена объяснительная от 02.11.2007г., в котором указано, что выявленные нарушения в ходе проверки являются результатом отсутствия соответствующих кадров, согласно штатному расписанию на предприятии должно работать 6 специалистов, фактически работает 3 специалиста, между тем, недостатки, выявленные в результате проверки практически исправлены, также необходимо учесть, что аптека занимается изготовлением лекарственных препаратов по рецептам и требованиями для Якутской городской больницы, дома-интерната, также обслуживает население п. Жатай, на территории, которого находится лишь одна аптека.
На основании вышеизложенного, аптека просит суд уменьшить размер административного штрафа.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 № 648, установлено, что лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и её территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 10 октября 2005 года № 2220-Пр/05, должностные лица, уполномоченные проводить мероприятия по контролю, относятся к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 24 сентября 2007 года, составленный специалистом экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) ФИО3, составлен уполномоченным должностным лицом.
При составлении протокола об административном правонарушении от 24 сентября 2007 года присутствовала законный представитель МУП «Аптека № 40» - руководитель аптеки ФИО2, ей разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснение законного представителя юридического лица изложено в протоколе, копия протокола об административном правонарушении вручена законному представителю юридического лица ФИО2 лично, согласно ее личной подписи на протоколе.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 648, осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "м", "о" и "п" пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии подпунктом «а», «м», «п» пункта 5 Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 года № 648, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являются, в том числе наличие у соискателя лицензии (лицензиата), осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также соответствующих установленным требованиям; соблюдение лицензиатом правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, установленных Правительством Российской Федерации; соблюдение лицензиатом Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, утвержденных Правительством Российской Федерации;
Согласно пункта 7 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006г. № 644 руководитель юридического лица назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов регистрации, в том числе в подразделениях.
В соответствии с пунктом 15 вышеуказанных Правил журнал регистрации наркотических средств и психотропных веществ хранится в металлическом шкафу (сейфе) в технически укрепленном помещении. Ключи от металлического шкафа (сейфа) и технически укрепленного помещения находятся у лица, ответственного за ведение и хранение журнала регистрации.
Согласно пункта 10 Правил хранения и учета наркотических средств и психотропных веществ в аптеках, утвержденных Приказом Минздрава Российской Федерации от 12.11.1997г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» наркотические лекарственные средства и психотропные вещества с истекшим сроком годности, бой, брак, сданные родственниками умерших больных, подлежат списанию согласно Положению о списании наркотических лекарственных средств и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными, и уничтожению в установленном порядке (Приложение 6).
До уничтожения указанные наркотические средства и психотропные вещества подлежат хранению на отдельной полке или в отдельном отделении сейфа.
В соответствии с пунктом 1 Положения о списании и уничтожении наркотических средств и психотропных веществ и специальных рецептов, не использованных онкологическими больными, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 12.11.1997г. № 330 «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» (в ред. Приказа Минздрава РФ от 16.05.2003 N 205) 1. Наркотические средства и психотропные вещества с истекшим сроком годности, бой, брак, сданные родственникам умерших больных, подлежат списанию и уничтожению в присутствии представителей органов внутренних дел, органов управления здравоохранением и органов охраны окружающей среды в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998г. № 3-ФЗ (в ред. 10.01.2003г. № 15-ФЗ) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может осуществлять юридическое лицо, в состав руководителей которого входит специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку. Персональную ответственность за осуществление контроля за исполнением положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, несет руководитель юридического лица.
При таких обстоятельствах с учетом приведенных нормативных актов суд считает установленным факт совершения заинтересованным лицом административного правонарушения, выразившегося в осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Давность привлечения к административной ответственности, установленная статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущена. Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Между тем, статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное установлены правила назначения административного наказания, согласно которых (часть 1) наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Кроме того, согласно пункту 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом и размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что заинтересованным лицом устранены недостатки, выявленные в ходе проверки, суд считает возможным применить обстоятельства, смягчающие ответственность при назначении административного наказания.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Саха (Якутия) о привлечении Муниципального унитарного предприятия «Аптека № 40» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь муниципальное унитарное предприятие «Аптека № 40», находящееся по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, <...>, свидетельство серии 14 № 000201786 от 13.11.2002г., к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере сорока тысяч рублей.
Зачислить сумму административного штрафа в местный бюджет (Наименование получателя платежа: УФК по РС (Я) (Управление Росздравнадзора по РС (Я)) ИНН <***>, КПП 143501001, КБК 06011690050050000140; ОКАТО 98401000000; Номер счета получателя платежа 40101810100000010002; Наименование банка: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, БИК 049805001).
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней в арбитражный апелляционный суд.
Судья А. Н. Устинова