ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7558/19 от 03.09.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск

03 сентября 2019 года

Дело № А58-7558/2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 05.07.2019 № ЗС-5011-05/14 к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без вызова сторон.

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 05.07.2019 № ЗС-5011-05/14 к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее – предприятие, ответчик) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 12.07.2019 заявление принято к производству по упрощенной процедуре в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Ответчиком представлен отзыв на заявление от 29.07.2019 №11.3.12-09/384, просит освободить от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью. К отзыву приложены документы по правовому положению.

Представленные в суд документы приобщены к материалам дела.

На основании части 5 статьи 228 АПК РФ после разбирательства дела без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом в определении от 12.07.2019 для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ, принято решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, путем подписания судьей резолютивной части решения от 23.08.2019.

27.08.2019 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило заявление  Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" об изготовлении мотивированного решения.

Суд считает возможным удовлетворить заявление и изготовить мотивированное решение  по делу.

Судом установлены обстоятельства дела.

ФГУП «Почта России» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 24 по Южному административному округу г. Москвы, присвоен основной государственный регистрационный номер <***>; идентификационный номер налогоплательщика <***>, имеет лицензию на оказание услуг почтовой № 162571 от 11.04.2018.

На основании приказа от 15.03.2019 № 13-нд в период с 10.04.2019 по 28.06.2019 административным органом проведено плановое систематическое наблюдение в отношении предприятия по контролю соблюдения обязательных требований и норм в области связи.

По результатам проверки составлен акт от 28.06.2019 № А-14/2/13-нд/34 систематического наблюдения с заключением, в котором отражены, выявленные нарушения: несоблюдение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки; несоблюдение контрольных сроков пересылки простой письменной корреспонденции.

К акту приложены Сведения о результатах планового систематического наблюдения, Заключение о результатах систематического наблюдения за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции и установленных сроков прохождения почтовых отправлений EMS межобластного потока в отношении ФГУП «Почта России», Заключение о результатах систематического наблюдения за соблюдением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции внутриреспубликанского потока, нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также обязательных требований в отношении ФГУП «Почта России».

28.06.2019 в адрес предприятия направлено уведомление о необходимости явки 05.07.2019 в 10-00 часов по адресу: <...>, каб. 33-а на составление протокола по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

05.07.2019 ведущим специалистом-экспертом Управления Роскомнадзора по РС(Я) в отношении ФГУП «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении № АП-14/2/852 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором зафиксированы факты выявленного нарушения:

- контрольных сроков пересылки простой письменной корреспонденции на территории административного центра субъекта Российской Федерации; между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района – в рамках систематического наблюдения Управлением отправлено через почтовые ящики, расположенные на территории г. Якутска, из улусных центров, поселений муниципальных районов Республики Саха (Якутия), 150 контрольных писем. Также проведен контроль по поступившим в адрес Управления входящим письмам (26 входящих писем). Контроль сроков пересылки письменной корреспонденции осуществлялся визуальным методом по оттискам календарных штемпелей на конвертах путем установления срока пересылки по датам исходящих и входящих оттисков, календарных штемпелей и сравнения срока пересылки с установленным законодательством контрольным сроком пересылки.

В результате проведенного систематического наблюдения установлено, что по контрольным письмам замедлено 21 письмо из учтенных 150 (14,0 %), по входящим письмам замедлено 7 писем из учтенных 26 писем (26,9 %). Всего по внутриреспубликанскому потоку учтено 176 писем, из них замедлено при пересылке 28 писем (15,9 %).

Наибольшее замедление на пересылке в г. Якутск из с. Кюерелях Горного улуса – 28 дней, с. Хоро Сунтарского улуса – 18 дней.

- нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.

При осуществлении систематического наблюдения за соблюдением нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков учтено 291 контрольное письмо межобластного потока, отправленное через почтовые ящики, расположенные на территории г. Якутска и 150 контрольных писем внутриреспубликанского потока, отправленных через почтовые ящики, расположенные на территории г. Якутска и населенных пунктов Республики Саха (Якутия).

По результатам осуществления систематического наблюдения выявлено, что допущены нарушения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков 25-ти писем внутриреспубликанского потока, в том числе:

- на территории административных центров муниципальных районов – не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день;

- на территории иных поселений – не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день.

- на территории административного центра муниципального района, с. Бердигестях – 8 писем на 1 день;

- на территории поселений – 17 писем:

С. Кюерелях Горного улуса – 2 письма на 4 дня;

С. Дикимдя Горного улуса -1 письмо на 28 дней;

С. Устье Сунтарского улуса – 7 писем на 1 день;

С. Тойбохой Сунтарского улуса – 7 писем на 3 дня.

Выявленные нарушения, квалифицированы, как несоблюдения статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки; качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг); подпункта «а» пункта 2, подпунктов «б», «г» пункта 6 «Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции», утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 № 257; подпунктов «а», «в» пункта 46 «Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 № 234 (операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки, обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи); пункта 5 Лицензионных требований лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 № 162571 (лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации).

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ФГУП «Почта России» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

По части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор в области оказания услуг связи. В силу пункта 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04.02.2014 № 16 утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому, в том числе ведущие специалисты-эксперты, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3.2.1 должностного регламента ведущего специалиста-эксперта отдела контроля (надзора) в сфере связи, указанное должностное лицо осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением юридическими лицами лицензионных условий, установленных в лицензиях на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Протокол об административном правонарушении от 05.07.2019 № АП-14/2/852 составлен ведущим специалистом-экспертом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Саха (Якутия), следовательно, протокол составлен уполномоченным должностным лицом.

Протокол от 05.07.2019 № АП-14/2/852 соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в присутствие представителя Предприятия, действующего по доверенности от 03.07.2019 № 11.3.12-12/226.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом; под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 36 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании деятельность в области оказания услуг связи подлежит обязательному лицензированию.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» определено, что услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи.

Согласно статье 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 Нормативов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 нормативы частоты сбора из почтовых ящиков письменной корреспонденции составляют:

а) из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи: - на внутригородской территории городов федерального значения, на территории административных центров субъектов Российской Федерации - 5 дней в неделю не менее 2 раз в день, а в оставшиеся 2 дня - не менее 1 раза в день; - на территории административных центров муниципальных районов - не реже 5 дней в неделю не менее 1 раза в день; - на территории иных поселений - не реже 3 дней в неделю 1 раз в день;

б) из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи, - по рабочим дням не менее 1 раза в день.

Согласно подпунктам «в» и «г» пункта 6 Нормативов, контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют:

между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня;

между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории муниципального района, - 3 дня.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 N 35442).

Пунктами 8 указанных Правил установлено, что на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.

Согласно подпунктов «а», «в» пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны:

пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;

обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.

Нарушение вышеуказанных норм права составляют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что в нарушение вышеприведенных норм права и условий лицензии № 162571 от 11.04.2018 ФГУП «Почта России» допустило:

Нарушение контрольных сроков пересылки простой письменной корреспонденции на территории административного центра субъекта Российской Федерации; между административным центром муниципального района и поселениями, расположенными на территории данного муниципального района – в рамках систематического наблюдения Управлением отправлено через почтовые ящики, расположенные на территории г. Якутска, из улусных центров, поселений муниципальных районов Республики Саха (Якутия), 150 контрольных писем. Также проведен контроль по поступившим в адрес Управления входящим письмам (26 входящих писем). Контроль сроков пересылки письменной корреспонденции осуществлялся визуальным методом по оттискам календарных штампелей на конвертах путем установления срока пересылки по датам исходящих и входящих оттисков, календарных штампелей и сравнения срока пересылки с установленным законодательством контрольным сроком пересылки.

В результате проведенного систематического наблюдения установлено, что по контрольным письмам замедлено 21 письмо из учтенных 150 (14,0 %), по входящим письмам замедлено 7 писем из учтенных 26 писем (26,9 %). Всего по внутриреспубликанскому потоку учтено 176 писем, из них замедлено при пересылке 28 писем (15,9 %).

Наибольшее замедление на пересылке в г. Якутск из с. Кюерелях Горного улуса – 28 дней, с. Хоро Сунтарского улуса – 18 дней.

Нарушение нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков.

При осуществлении систематического наблюдения за соблюдением нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков учтено 291 контрольное письмо межобластного потока, отправленное через почтовые ящики, расположенные на территории г. Якутска и 150 контрольных писем внутриреспубликанского потока, отправленных через почтовые ящики, расположенные на территории г. Якутска и населенных пунктов Республики Саха (Якутия).

По результатам осуществления систематического наблюдения выявлено, что допущены нарушения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков 25-ти писем внутриреспубликанского потока, в том числе:

- на территории административных центров муниципальных районов – не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день; - на территории иных поселений – не реже 2 дней в неделю не менее 1 раза в день; - на территории административного центра муниципального района, с. Бердигестях – 8 писем на 1 день; - на территории поселений – 17 писем: с. Кюерелях Горного улуса – 2 письма на 4 дня; с. Дикимдя Горного улуса -1 письмо на 28 дней; с. Устье Сунтарского улуса – 7 писем на 1 день; с. Тойбохой Сунтарского улуса – 7 писем на 3 дня.

Таким образом, указанными действиями ФГУП «Почта России» допустило правонарушение, выразившееся в осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.

Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.

Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Допущенные ФГУП «Почта России» нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в полном объеме подтверждается представленными в материалы дела документами: лицензией № 162571 от 11.04.2018 на осуществление услуг почтовой связи, актом систематического наблюдения от 28.06.2019 № А-14/2/13-нд/34 с заключениями, протоколом об административном правонарушении от 05.07.2019 № АП-14/2/852.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, названные выше доказательства, суд считает, что ФГУП «Почта России» допущено нарушение лицензионных требований, образующее объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, на момент вынесения решения не истек, поскольку при определении момента, с которого следует исчислять срок давности привлечения ФГУП Почта России к административной ответственности, необходимо учесть, что проверка за соблюдением контрольных сроков пересылки почтовых отправлений осуществляется государственными инспекторами Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией по правилам, предусмотренным пунктами 11.1 - 11.11 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом Мининформсвязи РФ от 14.06.2006 № 75. При этом вывод о нарушении контрольных сроков пересылки может быть сделан государственным инспектором только при условии, что процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные сроки, составляет менее 90% (пункт 11.10 Методики).

В связи с этим срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса, должен исчисляться не с момента наступления срока контрольной пересылки по каждому отдельно взятому почтовому отправлению, а с момента определения административным органом соотношения почтовой корреспонденции, прошедшей в установленные сроки, и общего количества почтовой корреспонденции, являвшейся объектом проверки.

В рассматриваемом случае таким моментом является дата составления акта систематического наблюдения – 28.06.2019.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ФГУП «Почта России» выражается в том что, являясь лицензиатом на оказание услуг почтовой связи, обязано было соблюдать установленные сроки пересылки почтовой корреспонденции, а также нормативы частоты сбора письменной корреспонденции, однако, ФГУП «Почта России» не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению. Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции, частоты сбора письменной корреспонденции не установлено.

Относительно довода ФГУП «Почта России» о возможности освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

ФГУП «Почта России» просит суд учесть то, что несоблюдение сроков пересылки почтового отправления носят единичный характер в соотношении к общему объему пересылаемых почтовых отправлений, однако, суд полагает, что данное обстоятельство не могут служить основаниями для освобождения предприятия от административной ответственности, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения ввиду того, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, является формальным, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.

По смыслу части 3 статьи 14.1 Кодекса рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предусмотренный специальным разрешением (лицензией), который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ФГУП «Почта России» извещено заблаговременно уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 28.06.2019 № 4827-05/14.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административный орган в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, просит учесть решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.09.2018 по делу № А58-5983/2018, от 07.12.2018 по делу №А58-9411/2018.

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3. Кодекса об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4.6. Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Следовательно, на дату совершения повторного деяния, ФГУП «Почта России» вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.09.2018 по делу № А58-5983/2018, от 07.12.2018 по делу №А58-9411/2018 привлечено к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что является обстоятельством, отягчающим административную ответственность и исключает возможность наложения административного наказания в виде предупреждения.

При таких обстоятельствах суд считает, что совершение лицом противоправного виновного деяния, за которое предусмотрена ответственность частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствуют о наличии достаточного основания для привлечения к административной ответственности, следовательно, заявление подлежит удовлетворению, ФГУП «Почта России» с наложением административного штрафа в размере 32 200 руб.

Руководствуясь статьями 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (место нахождения: 131000, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица 13.02.2003 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 24 по Южному административному округу г. Москвы, основной государственный регистрационный номер <***>, идентификационный номер налогоплательщика <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 32 200 рублей.

Административный штраф подлежит зачислению по следующим реквизитам – наименование получателя платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (Управление Роскомнадзора по РС (Я)), Лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 143501001, Банк получателя: ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, БИК 049805001; расчетный счет <***>, ОКТМО 98701000, КБК 09611690040046000140, УИН 09600000000019317723.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.

Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение десяти суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Р.И. Эверстова