АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск Дело № А58-7568/2007
17 декабря 2007г.
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2007г. Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2007г.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Илин» о взыскании штрафных санкций в размере 23 899 рублей, при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ судьей, с участием представителей УПФ: не явились, извещены (расписка от 28.11.2007г.), ООО: Пшеничной Е.К. по доверенности от 04.09.2007г. без номера, установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) – далее УПФ обратилось с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Илин» – далее Общество о взыскании штрафных санкций в размере 23 899 рублей за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Судом установлены обстоятельства дела.
УПФ проведена документальная проверка достоверности сведений о трудовом стаже и правильности исчисления страховых взносов членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, содержащихся в представленных страхователем - Обществом индивидуальных сведениях за 2005 и 2006 годы. По результатам проверки составлен акт от 07.06.2007г. № 63 (л.д. 13 - 14), в котором установлено неполное и (или) недостоверное представление индивидуальных сведений за 2005 и 2006 годы в отношении застрахованного лица Жебрик Л.Э. в части начисленных страховых взносов по дополнительному тарифу (14 %) за 2005 год в размере 108 179 рублей и за 2006 год - в размере 130 807 рублей, в части трудового стажа и налета часов застрахованных лиц в отношении 24 застрахованных лиц за 2005 год и 7 застрахованных лиц за 2006 год. УПФ предложило Обществу в срок до 17.06.2007г. представить корректирующие формы индивидуальных сведений. Указанный акт подписан Обществом с разногласиями в части индивидуальных сведений по застрахованному лицу Жебрик Л.Э.
Обществом корректирующие индивидуальные сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2005 и 2006 годы в УПФ не представлены, в связи с чем УПФ составлены акты от 02.08.2007г. №№ 1-ПУ и 2-ПУ (л.д. 7 - 8), в которых установлено представление неполных и (или) недостоверных сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету - в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» применены финансовые санкции в размере 10 818 рублей (доначислено страховых взносов в размере 108 179 рублей) за 2005 год, в размере 13 081 рублей (доначислено страховых взносов в размере 130 807 рублей) за 2006 год. В связи с несогласием с актами №№ 1-ПУ и 2-ПУ от 02.08.2007г. Обществом представлены возражения № 938 от 15.08.2007г. (поступили в УПФ 15.08.2007г.) (л.д. 53).
Решением начальника УПФ от 24.08.2007г. № 3-ПУ (л.д. 10) Общество привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 23 899 рублей на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда РФ. Указанным решением УПФ предложило Обществу уплатить штраф в 3-хдневный срок со дня получения решения. Как следует из решения от 24.08.2007г. № 3-ПУ возражения Общества от 15.08.2007г. № 938 УПФ не были рассмотрены.
Обществу направлено почтовой связью заказным письмом с уведомлением требование от 24.08.2007г. № 3-ПУ об уплате финансовых санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда РФ (л.д. 11) в размере 23 899 рублей в 3-хдневный срок со дня получения требования. Требование от 24.08.2007г. № 3-ПУ получено Обществом 30.08.2007г. (л.д. 12).
Доказательств уплаты санкции Обществом суду не представлено.
Обществом представлены отзыв на заявление УПФ (л.д. 39 - 40) и дополнение к отзыву (л.д. 52), в которых Общество не согласно с требованием УПФ полностью по основаниям - застрахованное лицо Жебрик Л.Э. является генеральным директором авиакомпании согласно трудовому договору, к функциям которого не отнесено выполнение полетов в составе летного экипажа, Общество не могло использовать труд генерального директора в качестве члена летного экипажа ВС ГА и не имело оснований для начисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу в размере 14 % на выплаты генеральному директору; в соответствии с положениями статьи 98 (статьи 60.1) Трудового кодекса РФ Жебрик Л.Э. выполнял работу в качестве командира ВС на условиях совместительства по отдельному трудовому договору, согласно условиям, которого Жебрику Л.Э, была установлена оплата, на которую начислялись взносы в ПФР по дополнительному тарифу в размере 14 %; УПФ в нарушение положений НК РФ не известило Общество о времени и месте рассмотрения материалов проверки, кроме того, в решении от 24.08.2007г. № 3-ПУ отсутствуют сведения о представленных Обществом возражениях к актам проверки №№ 1-ПУ, 2-ПУ, указанное нарушение является существенным и может явиться основанием для отмены решения вышестоящим органом или судом.
УПФ возражения на отзыв и дополнение к отзыву не представило.
Изучив материалы дела, возражения Общества и представленные Обществом доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требования УПФ следует отказать по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» установлено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в которых указывает страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Дополнительно к вышеуказанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» предусмотрены права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом и в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу; обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы и осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Как следует из материалов дела, в результате проверки УПФ установило, что Общество представило неполные и (или) недостоверные индивидуальные сведения по застрахованному лицу Жебрик Л.Э., а именно по указанному застрахованному лицу занижен дополнительный тариф (14 %), т.е. на выплаты, произведенному Жебрик Л.Э., за 2005 и 2006 годы, соответственно в размере 772 710, 42 рублей и 934 338, 19 рублей не начислены страховые взносы соответственно в размере 108 179 рублей и 130 807 рублей.
Статьей 4 Федерального закона от 27.11.2001г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» предусмотрено, что для работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд Российской Федерации, установлен тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 14 процентов выплат, начисленных работодателями в пользу указанных лиц в денежном выражении по всем основаниям, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, независимо от источников финансирования.
Из материалов дела следует, что Жебрик Л.Э. в период 2005 - 2006 годы являлся генеральным директором Общества согласно трудовым договорам с генеральным директором от 18.08.2004г., от 25.04.2005г., от 25.04.2006г. (л.д. 60 - 62, 41 - 42, 43 - 44). В соответствии с условиями данных договоров выполнение полетов в составе летного экипажа воздушного судна гражданской авиации не предусмотрено.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии со статьей 98 (с 03.10.2006г. - статьей 60.1) Трудового кодекса РФ Жебриком Л.Э. выполнялась работа по совместительству в качестве командира воздушного судна Л-410 УВП-Э в летной службе АК «Илин» (п. Маган) (л.д. 45).
В соответствии со статьей 52 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
Перечни должностей авиационного персонала утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 № 29 в должностные обязанности директора (генерального директора) авиационного предприятия входит организация производственно-хозяйственной деятельности авиационного предприятия, координация и разработка мероприятий по обновлению и модернизации авиационного парка, его технического содержания и оборудования, строительству объектов производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения, организация обучения членов летных экипажей, специалистов и других работников, обеспечивающих производство и безопасность полетов, организация взаимодействия подразделений и служб авиационного предприятия, руководство разработкой проектов и программ развития авиационного предприятия, организация контроля за производством полетов и их безопасностью, системой предотвращения авиационных происшествий, контроль финансового состояния авиационного предприятия и обеспечение развития материально-технической и учебной базы; в должностные обязанности командира воздушного судна входит организация и контроль предварительной и предполетной подготовки экипажа к полету и разработка конкретных мер по обеспечению его безопасности с учетом специфики работы предприятия, регулярности полета, уровня подготовки членов экипажа, особенностей полетного задания, метеоусловий и орнитологической обстановки в районе аэродрома и на маршруте полета, доведение до членов экипажа мер по безопасности полета, оценка готовности членов экипажа к выполнению полетного задания, соблюдение предполетного режима, проверка экипировки членов экипажа в соответствии с действующими нормами, контроль правильности размещения на воздушном судне пассажиров (личного состава), крепления (швартовки) техники и грузов, выполнение полета на воздушных судах, допущенных к эксплуатации, в соответствии с руководством по летной эксплуатации, осуществление захода на посадку воздушных судов, принятие решения о посадке воздушного судна при предельно допустимых боковых отклонениях, осуществление выполнения маневров для исправления боковых отклонений, полет в особых случаях (при отказе двигателя, системы воздушных судов, при пожаре, потере устойчивости и управляемости, нарушении прочности, потере радиосвязи, вынужденной посадке вне аэродрома), принятие решения и действия в соответствии со сложившейся обстановкой независимо от указаний органа управления воздушным движением в тех случаях, когда эти указания создают угрозу безопасности полета, досмотр в полете, при необходимости, ручной клади, багажа, проведение экстренного личного досмотра пассажиров независимо от их согласия, принятие мер по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, принятие решения с отступлением от плана полета, указаний органа управления воздушным движением и полетного задания в случае явной угрозы безопасности полетов, контроль за дисциплиной и порядком на воздушных судах, соблюдением членами экипажа режима предполетного отдыха при работе в отрыве от места базирования, принятие мер по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна экипажа и пассажиров, сохранности воздушных судов и авиационного бортового имущества, ведение ориентировки в полете, контроль фактического остатка топлива в полете, анализ метеорологических и орнитологических условий перед полетом и в полете, доклад об опасных явлениях погоды на пункт управления, под управлением которого он находится, подготовка экипажа к действиям в особых случаях полета, а также к действиям после вынужденной посадки (покидания) воздушного судна, осуществление осмотра воздушных судов после посадки и заруливания на стоянку, внесение в бортжурнал замечаний об обнаруженных неисправностях, отклонениях в летной эксплуатации воздушного судна или работе его систем, о соответствии указанного в бортжурнале остатка топлива его фактическому наличию при передаче воздушных судов, проведение разбора полета с членами экипажа, заполнение летной документации и контроль ее ведения членами экипажа.
Таким образом, генеральный директор не выполняет полеты в составе летного экипажа, выполнение полетов входит в обязанности командира воздушного судна.
Материалами дела подтверждается, что Обществом за 2005 - 2006 годы начислялись страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты Жебрику Л.Э. как командиру воздушного судна (л.д. 54 - 56, 57 - 59) и представлялись индивидуальные сведения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что УПФ неправомерно вменено Обществу правонарушение, предусмотренное абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» как представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета и неправомерно применены финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Как следует из материалов дела, УПФ проведена проверка полноты и достоверности представленных Обществом сведений персонифицированного учета.
В связи с непредставлением Обществом корректирующих индивидуальных сведений по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2005 - 2006 годы в срок, установленный по результатам документальной проверки, УПФ были составлены акты камеральной проверки №№ 1-ПУ и 2-ПУ.
В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.
В силу пунктов 1, 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В соответствии с пунктом 14 вышеуказанной статьи Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм Налогового кодекса РФ, УПФ должно было заблаговременно уведомить страхователя - Общество о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки с учетом возражений Общества, представленных в УПФ 15.08.2007г. (л.д. 53).
Между тем, в материалы дела УПФ не представлены какие-либо доказательства истребования у Общества при проверке полноты и достоверности представленных индивидуальных сведений объяснений и документов, рассмотрения возражений Общества по актам проверки №№ 1-ПУ и 2-ПУ, представленных 15.08.2007г., а также доказательства уведомления УПФ страхователя - Общества о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя).
На основе изложенных обстоятельств дела и норм материального права, суд приходит к выводу о том, что УПФ нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, установленные статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Якутске Республики Саха (Якутия) в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения.
Судья А.Н. Устинова