ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7684/19 от 05.02.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

12 февраля 2020 года

Дело № А58-7684/2019

Резолютивная часть решения объявлена 5 февраля 2020 года

Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2020 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Артамонова Л. И. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Сапожниковой Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Платоновой Светланы Леонидовны ( ИНН 143520179870, ОГРН 311143528600018) к Управлению образования Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435138856, ОГРН 1031402057411) о взыскании 281 908 рублей,

при участии представителей истца – ФИО2 по доверенности, ФИО3 по доверенности, представителя ответчика – ФИО4 по доверенности;

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Управлению образования Окружной администрации города Якутска  о взыскании 281 908 рублей, в том числе: 262 439 рублей неосновательного обогащения, 19 469 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 ГК РФ за период с 18.07.2018 по 09.07.2019.

Определением суда от 14.08.2019 исковое заявление принято к производству с рассмотрением дела по упрощенной процедуре в порядке статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 14.10.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Ответчик представил дополнительные документы, в частности, списки воспитанников за 2016-2018 годы.

Истец поддерживает исковые требования в полном объеме. Ответчик с иском не согласен.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

17 июня 2018 года индивидуальный предприниматель ФИО1 (истец) перечислила на счет Департамента финансов г. Якутска, Управления образования Окружной администрации города Якутска (ответчик) денежные средства в размере 262 439 рублей по чек-ордеру от 17.07.2018.

Истец, указывая, что им ошибочно было перечислены денежные средства в размере 262 439 рублей, в адрес ответчика была направлена претензия от 27.05.2019 (л. д. 9-10) о возврате ошибочно перечисленных денежных средств в размере 262 439 рублей (получена ответчиком 28.05.2019 согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67700035059718 (л. д. 11), обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик в отзыве от 14.10.2019 № 01-86/2161 с иском не согласен, при этом указал, что между сторонами заключено Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение части затрат  субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста № 2017-16-л от 10.05.2017, в ходе проверки деятельности истца выявлено нарушение условий предоставления субсидии и необходимости суммы к возврату субсидии 262 439 рублей, платежным поручением № 64729 от 18.07.2018 истцом произведен возврат в бюджет, который не может рассматриваться как неосновательное обогащение чужими денежными средствами.

Истец в возражении на отзыв от 14.01.2020 с доводами ответчика не согласен по следующим основаниям:

- не достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности получателем субсидии, нарушение требований непосредственно связанных с контролем за использованием уже предоставленных денежных средств, в том числе непредставление отчетности, не является нарушением условий предоставления субсидии;

- временное посещение детьми частных детских садов в период времени с 19 июня по 31 августа 2017 года отражены в табелях посещаемости детей ИП ФИО5 и они не отражались на портале Управления образования, так как они являлись воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, субсидия предоставлена истцу на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения расходов, связанных с осуществлением деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста;

- на основании пункта 2.4.2, 2.4.4 Соглашения получатель субсидии обязан создать условия для организации услуг по присмотру и уходу за детьми в возрасте от 3 до 7 лет, обязан сохранить место за ребенком в случае пропуска по уважительным причинам, которые истец добросовестно исполнял. Ответчик не представил истребованные судом  списки детей, отсутствовавших на момент проверки в табелях посещаемости детей, выбывших в МДОУ.     

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Согласно статье 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям:

1) о возврате исполненного по недействительной сделке;

2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения;

3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством;

4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.

Поскольку неосновательным обогащением признается получение денежных средств без установленных законом или сделкой оснований, поэтому лицо, предъявляющее требование о его взыскании, обязано в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, факт отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.

Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности фактов, подтверждающих неосновательное приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 4 Информационного письма N 49 от 11.01.2000 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой стороне о возврате ошибочно исполненного.

Из диспозиции указанной нормы права, а также нормы статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в предмет доказывания при взыскании стоимости неосновательного обогащения (неосновательного сбережения) входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения ответчиком имущества истца, отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также факт пользования чужим имуществом, на что прямо указывает пункт 1 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и размер взыскиваемой суммы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

- из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

- из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

- из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

На основании пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

- формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;

- ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

- осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

- вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

- вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

- определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

-  формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания;

- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

- формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

- отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

- осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 292.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;

- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;

- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.

Постановлением Окружной администрации города Якутска от 30.11.2015 № 307п утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста на территории городского округа «город Якутск» (далее – Порядок, находится в общем доступе в правовой системе Консультант Плюс).

Условия предоставления субсидии установлены пунктом 3.3 Порядка:

1. исключение из платы родителей (законных представителей), взимаемой субъектом малого и (или) среднего предпринимательства, суммы субсидий в расчете на одного воспитанника, представленной данному Получателю субсидии из бюджетов всех уровней;

2. размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, обучающимися в частной организации, размер которой не превышает 200 процентов от оплаты, взимаемой с родителей или законных представителей за присмотр и уход за ребенком, установленной в городском округе «город Якутск», а также о согласовании родителей (законных представителей) на выход из муниципальной очереди или изменении статуса в такой очереди на «перевод на другое учреждение».

3. наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;

4. наличие детей в возрасте от 3 до 7 лет, состоящих в муниципальной очереди на предоставление места в детский сад и получающих услуги по присмотру и уходу за детьми у субъекта малого и (или) среднего предпринимательства, претендующего на получение субсидии;

5. наличие условий, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства и правилам пожарной безопасности;

6. наличие работников, имеющих профессиональное образование (дошкольное образование);

7. отсутствие просроченной задолженности по страховым взносам, налоговым или иным обязательным платежам бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно указанному Порядку главный распорядитель бюджетных средств и орган муниципального финансового контроля проводят обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии их получателям в соответствии с бюджетным кодексом Российской Федерации. Результат проверки оформляется актом и доводится до получателя бюджетных средств и получателя субсидии.

Контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и средств бюджета городского округа «город Якутск» осуществляет Организатор (пункт 1.5. Порядка).

Организатором конкурса и главным распорядителем средств субсидии является Управление образования Окружной администрации города Якутска (далее - Организатор) (пункт 1.4 Порядка).

В соответствии постановлением Окружной администрации города Якутска между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и Управлением образования Окружной администрации города Якутска заключено Соглашение о предоставлении субсидии на возмещение затрат субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющими услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в возрасте 3 до 7 лет от 10.05.2017 № 2017-16-л.

Согласно п. 1.1. Соглашения индивидуальный предприниматель ФИО1, как получатель субсидии, представляет услугу по присмотру и уходу за детьми, а Окружная администрация города Якутска возмещает за счет средств городского бюджета Республики Саха (Якутия) с учетом софинансирования из бюджета городского округа «город Якутск» от общей суммы (возмещений) затрат по нормативу на присмотр и уход детей, посещающих дошкольное учреждение получателя субсидии по адресу: <...> на сумму 5 237 029 рублей.  Ежемесячно в размере 3 917 (три тысячи девятьсот семнадцать) рублей на одного ребенка.

На основании статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении. Таким образом, проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий предоставляет собой отдельное направление контрольной деятельности главных распорядителей бюджетных средств. По отношению к получателям бюджетных средств, имеющих целевое значение, главные распорядители бюджетных средств вправе проводить камеральные или выездные проверки с передачей информации о выявленных нарушениях органам государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании вышеизложенного и в соответствии с разделом 5 Порядка, Управлением образования Окружной администрации города Якутска - главным распорядителем бюджетных средств, было принято решение о проведении проверки - приказ Управления образования об учредительном контроле от 7 февраля 2018 года № 01-10/93.

На основании приказа Управления образования Окружной администрации города Якутска от 7 февраля 2018 года № 01-10/93 «О проведении проверки субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет и имеющих лицензию на образовательную деятельность» проведена проверка деятельности субъекта малого и (или) среднего предпринимательства – индивидуального предпринимателя ФИО1, в рамках которой ответчиком у истца запрошены списки детей (получателей), за которыми осуществлялся присмотр и уход в 2017 году.

По результатам проведенной проверки был составлен акт проверки от 27.06.2018 соблюдения субъектом малого и (или) среднего предпринимательства в 2017 году условий предоставления субсидии на возмещение затрат по осуществлению услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет от 28.05.2018 (л. д. 22-23), в котором указано, что истцом допущены нарушения условий предоставления субсидий, а именно в списках обнаружены дети, не состоящие в очереди и дети, которые отсутствуют в представленных к проверке табелях посещаемости детей за 2017 год, сумма выявленных нарушений составляет 383 866 рублей, в том числе сумма задолженности в размере 121 427 рублей не подтверждается и не подлежит оплате, сумма к возврату субсидии составляет 262 439 рублей.

С данным актом проверки соблюдения субъектом малого и (или) среднего предпринимательства в 2017 году условий предоставления субсидии на возмещение затрат по осуществлению услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста в возрасте от 3 до 7 лет истец была ознакомлена 27.06.2018, она согласилась с результатами проверки и возражений не имела.

18 июля 2018 платежным поручением № 64729 от 18.07.2018 денежные средства с расчетного счета предпринимателя перечислены в размере 262 439 рублей с назначением платежа «возврат средств согласно акту проверки, акту сверки».

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В нарушение статьи 65 АПК РФ истцом не представлено надлежащих доказательств того, что ответчиком денежные средства в размере 262 439 рублей были получены вследствие неосновательного обогащения, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении данного требования.

Истцом также заявлены требования о взыскании 19 469 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами по с. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 18.07.2018 по 09.07.2019.

Поскольку истцом не доказан факт получения ответчиком денежных средств в размере 262 439 рублей вследствие неосновательного обогащения, то отсутствуют основания для применения предусмотренной статьей 395 ГК РФ ответственности за ее нарушение.

При таких обстоятельствах в иске надлежит отказать полностью.

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в иске индивидуального предпринимателя  ФИО1(ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению образования Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 281908 рублей отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Артамонова Л. И.