ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-777/09 от 19.03.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-777\2009

26.03.2009г.

Резолютивная часть решения оглашена 19.03.2009года, решение изготовлено в полном объеме 26.03.2009года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б.,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) к Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), о признании незаконным пункта 1.7 Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №171 от 13.11.2008года, при участии третьих лиц Открытого акционерного общества «Якутагропромпроект», Общества с ограниченной ответственностью «АТР-агро», при ведении протокола судьей Бадлуевой Е.Б., с участием в судебном заседании представителей сторон, от заявителя – ФИО1 по удостоверению №145911, ФИО2 по удостоверению №, от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 2009года, от третьих лиц – ФИО4 по доверенности (ООО «АТР-агро»), ФИО5 по доверенности от 2.03.2009г.,

установил:

Прокуратура Республики Саха (Якутия) обратилась с заявлением арбитражный суд к Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), о признании незаконным пункта 1.7 Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №171 от 13.11.2008года Единой комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в части допуска заявки ООО «АТР-агро» к участию в аукционе по лоту №2 на право заключения государственного контракта на разработку рабочей документации для строительства объектов агропромышленного комплекса в п.Витим Ленского района.

Определениями суда привлечены по настоящему делу в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора на стороне заявителя Открытое акционерное общество «Якутагропромпроект», на стороне ответчика Общество с ограниченной ответственностью «АТР-агро».

Заинтересованное лицо Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) с заявлением не согласно, ссылаясь на соблюдение Единой комиссией требований закона, формальным применение заявителем закона, без оценки фактических обстоятельств по аукциону, экономию бюджетных денег 1955 100 руб. по результатам аукциона, на завершение исполнение государственного контракта, причинение расходов при отмене протокола и организации нового аукциона.

Третье лицо ОАО «Якутагропромпроект» требование заявителя поддерживает.

Третье лицо ООО «АТР-агро» с заявлением не согласно по основаниям: предметом аукциона является разработка рабочей документации для строительства объектов агропромышленного комплекса, АПК не только здания и сооружения, но и высокотехнологическое содержание комплекса, ООО «АТР-Агро» участвовало в аукционе на основании договора о совместной деятельности с ООО «Мосспецпромпроект», имеющим лицензию на проектные работы, что допускается условием проведения аукциона.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела видно. 21.01.2008 в приложении «Конкурсные торги» газеты «Якутия» было опубликовано извещении о проведении открытого аукциона, предметом которого по лоту № 2 является разработка рабочей документации животноводческого комплекса на 200 голов, пищекомбината, свинофермы на 50 свиноматок, птицефермы на 10 тыс. кур-несушек, хозяйственного блока, административного здания с санпропускником, ветеринарного пункта, тепличного комплекса, овощехранилища на 500 тонн в пос. Витим и животноводческого комплекса для откорма молодняка КРС в с. Толон.

21.10.2008года на официальном сайте в сети Интернет www.goszakazjakutia.ru размещено извещение под номером 381 о проведении открытого аукциона.

Документация открытого аукциона утверждена приказом министра сельского хозяйства РС (Я) от 21.10.2008 № 598.

Согласно журналу регистрации поступления заявок, приложенным к Протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 171 от 13.11.2008, к установленному в извещении сроку по лоту № 2 поступили заявки ОАО «Якутгагропромпроект», ООО «АТР-Агро», ООО «Якутпроект-Статик».

Согласно пункту 7.1 Протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 171 от 13.11.2008 Единая комиссия рассмотрела заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, и приняла решение допустить к участию в аукционе по лоту № 2 ОАО «Якутгагропромпроект», ООО «АТР-Агро».

25.11.2008 по результатам проведения открытого аукциона победителем по лоту № 2 признано ООО «АТР-Агро».

19.12.2008 между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), ГУП ФАПК «Туймаада» и ООО «АТР-Агро» заключен государственный контракт на сумму 16 664 900 руб., согласно которому Министерством произведено авансирование ООО «АТР-Агро», что подтверждается платежными поручениями № 5965 от 25.12.2008 года в сумме 4 999 470 руб., № 5966 от 25.12.2008года в сумме 304 500 руб.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, третьих лиц , суд установил.

В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу статьи 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 № 174 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.

Согласно пункту 101.1 части 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения подлежит лицензированию.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.08.2008 № 148-ФЗ признаны утратившим силу подпункты 101.1 - 101.3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». При этом согласно пункту 2 статьи 3 лицензирование деятельности по проектированию зданий и сооружений прекращается с 01 января 2010 года, а предоставление новых лицензий прекращается с 1 января 2009 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 22.08.2008 № 148-ФЗ пункт 1 статьи 3 и статья 7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 года.

Таким образом, проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения до 01.01.2010 года подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ, далее Закон №94-ФЗ, аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе.

В силу части 3 статьи 36 Закона №94-ФЗ на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Закона №94 –ФЗ при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки требованиям документации об аукционе.

Подпунктом 1.4.2.1. раздела 1.2 «Общие условия проведения аукциона» Документации открытого аукциона, утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства от 21.10.2008 № 598, предусмотрено, что участник размещения заказа должен соответствовать обязательным требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим проектные работы, и иметь в наличии действующую лицензию на проектные работы, являющиеся предметом аукциона. Согласно разделу 8 Информационной карты участник размещения заказа должен удовлетворять обязательным требованиям, указанным в пункте 1.4.2 раздела 1.2 «Общие условия проведения аукциона» Документации открытого аукциона, а также иметь соответствующую лицензию на проектные работы.

Как видно из материалов дела, согласно пункту 7.1 протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе № 171 от 13.11.2008 года единой комиссией по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным в документации об аукционе, принято решение о допуске к участию в аукционе по лоту № 2 ОАО «Якутгагропромпроект», ООО «АТР-Агро».

При этом ООО «АТР-Агро» приложен договор о совместной деятельности с ООО «Моспецпромпроект» (проектировщик)№ 115 от 01.11.2008 г. , по которому ООО ««Моспецпромпроект» обязуется в срок установленный договором по письменному заданию на проектирование заказчика, собственными и привлеченными силами и средствами выполнить работы по разработке рабочей документации для строительства агропромышленного комплекса в пос. Витим ( с указанием объектов согласно извещению о размещении заказа), а также лицензию ООО «Мосспецпромпроект» на проектирование зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности, выданной Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 20.06.2005года Д582479 сроком до 20.06.2010года.

Из анализа материалов дела установлено, что ООО «АТР-агро» допущено к участию в аукционе с нарушением требований закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», закона ««О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку к участию в аукционе по лоту № 2, предметом которого является выполнение работ по проектированию зданий и сооружений, участники аукциона должны соответствовать требованиям пункта 101 части 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и в составе заявки обязаны предоставить лицензию, подтверждающую право выполнения работ по проектированию в соответствии с государственным стандартом.

Между тем у ООО «АТР-Агро» отсутствует лицензия на разрешение осуществления проектирования зданий и сооружений. Данное обстоятельство подтверждено информацией филиала ФГУ «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» от 03.12.2008года по запросу ОАО «Якутагропромпроект».

Пункт 10 раздела 1.3 Информационной карты предоставляет право привлечь соисполнителей только участнику размещения заказа, имеющему соответствующую лицензию на проектные работы. Это означает, что участник размещения заказа после определения победителем вправе привлечь соисполнителя и заключить соответствующий договор с ним.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств и норм закона, следует признать, что Единой комиссией Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) при допуске заявки ООО «АТР-Агро» к участию в аукционе по лоту №2 на право заключения государственного контракта на разработку рабочей документации для строительства объектов агропромышленного комплекса в поселке Витим нарушены нормы статей 12, 36 Федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», пункта 101 части 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и нарушены права других лиц, допущенных к участию в аукционе по лоту №2 на право заключения государственного контракта на разработку рабочей документации для строительства объектов агропромышленного комплекса, имевших соответствующие лицензии, но не реализовавших свое право на участие в аукционе в порядке, установленном законом.

Довод ООО «АТР-Агро» о том, что рабочая документации для строительства объектов агропромышленного комплекса включает проектирование здания , сооружений и высокотехнологическое содержание комплекса, судом изучен и установлено.

Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт).

Частью 2 статьи 48 Кодекса установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 12 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: 1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; 2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка; 3) архитектурные решения; 4) конструктивные и объемно-планировочные решения; 5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; 6) проект организации строительства объектов капитального строительства и пр.

В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 16.02.2008 № 87, в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

В соответствии с пунктом 9 раздела 2 «Состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов», утвержденного указанным постановлением, проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения.

Пунктом 22 в состав проектной документации включен подраздел "Технологические решения" раздела 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений", которой в текстовой части должен содержать: а) сведения о производственной программе и номенклатуре продукции, характеристику принятой технологической схемы производства в целом и характеристику отдельных параметров технологического процесса, требования к организации производства, данные о трудоемкости изготовления продукции - для объектов производственного назначения; б) обоснование потребности в основных видах ресурсов для технологических нужд - для объектов производственного назначения; в) описание источников поступления сырья и материалов - для объектов производственного назначения; г) описание требований к параметрам и качественным характеристикам продукции - для объектов производственного назначения; д) обоснование показателей и характеристик (на основе сравнительного анализа) принятых технологических процессов и оборудования - для объектов производственного назначения; е) обоснование количества и типов вспомогательного оборудования, в том числе грузоподъемного оборудования, транспортных средств и механизмов; ж) перечень мероприятий по обеспечению выполнения требований, предъявляемых к техническим устройствам, оборудованию, зданиям, строениям и сооружениям на опасных производственных объектах, - для объектов производственного назначения и пр.

Из указанного следует, что проект технологического содержания комплекса, расчета оборудования, его компоновку и установку является составной частью проектной документации объектов капитального строительства, разделение проектной документации на сами технические проекты зданий и сооружений и технологическое содержание градостроительным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах суд находит заявление Прокуратуры Республики Саха (Якутия) обоснованным, подлежащим удовлетворению, отклоняет доводы заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), третьего лица ООО «АТР-Агро».

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации , суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Прокуратуры Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Пункт 7.1 протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе №171 от 13.11.2008года Единой комиссии Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в части допуска заявки Общества с ограниченной ответственностью «АТР-Агро» к участию в аукционе по лоту №2 на право заключения государственного контракта на разработку рабочей документации для строительства объектов агропромышленного комплекса в поселке Витим признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону №94 от 21.07.2005года «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Судья Е.Б.Бадлуева