Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
02 марта 2018 года
Дело № А58-7832/2017
Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2018.
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2018.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой Н.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>) без даты и номера к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным постановления от 22.09.2017 по делу № 02-145/17-14.41,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа - Общество с ограниченной ответственностью «Ганза» (ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании представителя заявителя ФИО2 по доверенности, представителя административного органа ФИО3 по доверенности, в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании незаконным и отмене постановление от 22.09.2017 №02-145/17-14.41.
В обоснование заявленного требования указывает на то, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 9 ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ, у ИП ФИО1, зарегистрирован сайт http://ganza14.ru/, а также страница в социальной сети «В контакте» - https://vk.com/club152787789, в которых доступна информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и осуществленных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров, а также акциях и скидках. На данном сайте используется товарный знак «Ганза», принадлежащий ФИО1 на основании свидетельства№494193. Ганза является сетью магазинов принадлежащих ИП ФИО1. Считает, что вина в совершении административного правонарушения не доказана.
24.10.2017 Управлением представлен отзыв на заявление о несогласии с заявлением, с приложением материалов административного дела.
20.12.2017 третьим лицом представлен отзыв на заявление с приложением копий документов в обоснование доводов, из которого следует, что сайт «Ганза» является корпоративным сайтом, на котором располагается информация о ИП ФИО1, ИП ФИО4, ООО «АЮСС №Якутск» и ООО «Ганза» на основании договора о создании сайта от 10.03.2016, а также свидетельства о регистрации доменного имени.
На сайте ganza14.ru используется товарный знак Ганза, принадлежащий ФИО1 на основании свидетельства №494193.
На сайте опубликована вся необходимая информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров, а также акциях и скидках.
Поступившие документы судом приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы сторон, заслушав позицию представителя административного органа, исследовав доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы России от 30.12.2016 №ЦА/92437-ПР/16 в целях исполнения пункта 4 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по мониторингу и оперативному реагированию на изменения конъюнктуры продовольственных рынков от 21.12.2016 №3 под председательством Заместителя Правительства Российской Федерации ФИО5, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» проведена внеплановая проверка ООО «Таубер и К», ИНН <***>, ОГРН <***>.
В ходе проведения административного расследования истребованы сведения от поставщиков ООО «Таубер и К», в том числе принадлежащий поставщику адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
05.06.2017 ИП ФИО1 письмом от 05.06.2017 без номера, сообщил, что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отсутствует.
Данные обстоятельства послужили основанием для обнаружения в действиях предпринимателя признаков состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.08.2017 Управлением в адрес ИП ФИО1 направлено уведомление №02/4018 о составлении протокола об административных правонарушениях на 12.09.2017 в 15-00 часов по адресу: <...>, каб. 212. Уведомление предпринимателем получено 01.09.2017, что подтверждается уведомлением с почтовым идентификатором №67700014587997 (л.д.45).
12.09.2017 заместителем начальника отдела антимонопольного контроля, при участии представителей ИП ФИО1 ФИО6 по доверенности, ФИО2 по доверенности, составлен протокол об административном правонарушении № 02-145/17-14.41.
14.09.2017 определением №02-145/17-14.41 антимонопольным органом рассмотрение дела назначено на 22.09.2017 в 14 час. 40 мин., по адресу: <...>, каб. 213.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении предприниматель уведомлен телеграммой от 14.09.2017, которое вручено лично 15.09.2017, что подтверждается уведомлением телеграфа (л.д.58).
В ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, представитель ИП ФИО1 ФИО2 письмом от 21.09.2017 №301 сообщил, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 9 ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ, у ИП ФИО1, зарегистрирован сайт http://ganza14.ru/, а также страница в социальной сети «В контакте» - https://vk.com/club152787789, в которых доступна информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и осуществленных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров, а также акциях и скидках. Были приложены распечатка скриншотов сайта (л.д. 66-71).
22.09.2017 Управление вынесло постановление №02-145/17-14.4, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.41. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, предприниматель обратился в суд с заявлением в суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Согласно материалам административного дела, оспариваемое постановление вынесено 22.09.2017, с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 02.10.2017, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно статье 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.42 Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители.
19.11.2004 Приказом ФАС России № 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов ФАС России, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении", утвержден перечень должностных лиц, которые вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении на бланке территориального органа ФАС России.
Протокол об административном правонарушении от 12.09.2017.2017 по делу № 02-145/17-14.41 составлен заместителем начальника антимонопольного контроля УФАС по РС (Я), постановление о назначении административного наказания от 22.09.2017 по делу № 02-145/17-14.41 вынесено заместителем руководителя УФАС по РС(Я) ФИО7, то есть уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных полномочий.
Согласно оспариваемому постановлению предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с информационным обеспечением торговой деятельности по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Объективную сторону правонарушения составляет неисполнение Обществом обязанности, установленной частью 2 статьи 9 Закона о торговле.
Возможность привлечения лица к административной ответственности обусловлена обязательным наличием всех элементов состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением предпринимателю вменяется нарушение требований части 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", выразившееся в отсутствии сайта в информационно-телекоммуникационной сети.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон «О торговле»).
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О торговле») хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
При этом под доступом к информации названный закон понимает возможность получения информации и ее использования (пункт 6 статьи 2).
С учетом положений законодательства Российской Федерации об информации и информационных технологиях, а также требований Закона о торговле, обращение одного субъекта к другому за получением информации может быть направлено и выражено в различных формах. Обращение к информации может быть выражено не только в форме непосредственного направления обращения, предполагающего именно "письменный контракт", но и обращение к сведениям, размещенным на официальном сайте.
Соответственно, обращение торговой сети к официальному сайту поставщика продовольственных товаров является способом запроса информации.
Законом о торговле в принципе не предусмотрено иного способа получения торговой сетью информации, кроме обращения к официальному сайту хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговую сеть.
С учетом законодательно установленной для поставщика продовольственных товаров в торговую сеть обязанности по размещению информации в сети "Интернет", неисполнение такой обязанности свидетельствует о непредоставлении запрашиваемой информации.
Неисполнение же обязанности, установленной частью 2 статьи 9 Закона о торговле, означает непредоставление информации неопределенному кругу торговой сети.
Как следует из материалов дела, 22.09.2017 на рассмотрении дела об административном правонарушении представителя ИП ФИО1 пояснили, что у предпринимателя имеется зарегистрирован сайт http://ganza14.ru/, а также страница в социальной сети «В контакте».
Антимонопольный орган, изучив сайт http://ganza14.ru/ пришел к выводу, что сайт принадлежит ООО «Ганза» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении представители ИП ФИО1 не представили доказательств того, что торговый знак Ганза принадлежит ФИО1
Как видно из материалов дела, 10.03.2016 между ИП ФИО1, ИП ФИО4, ООО «Ганза» ООО «АЮСС Якутск» и ФИО8 был заключен договор на создание сайта (л.д. 114-115).
Выдано свидетельство о регистрации доменного имени ganza14.ru, дата регистрации 17.03.2016 (л.д.116).
На сайте ganza14.ru используется товарный знак, принадлежащий ФИО1 на основании свидетельства №494193 (л.д. 117).
Осмотр сайта ganza14.ru показал, что в разделе «оптовые продажи» имеется ссылка на раздел «ИП ФИО1», в котором размещена следующая информация:
ИП ФИО1 в лице управляющего ФИО4 на основании доверенности 14 АА 0504857 от 20.02.2013 года — Осуществляет оптово-розничную торговлю продовольственными товарами.
Реквизиты: Свидетельство №211 от 17.04.03; ОГРНИП <***>
Юр. адрес 677000 РС (Я) <...> кв.42
Поч. Адр. 677007 РС (Я) <...>.
ИНН <***>
Якутское ОСБ №8603 Сбербанка России
БИК 049805609
Р/сч <***>
Кор/сч 30101810400000000609
ОКПО 0136146732
ОКВЭД 47.1, 46.19, 46.44.2, 47.75.1, 47.78
Договор — скачать
Сертификаты — скачать
Контакты — Офис:
677008 Республика Саха (Якутия)
<...> 7км, 1/1а
раб.тел: 8(4112)43-19-64, 43-19-65
факс: <***>, e-mail: info@ganza.biz
Условия отбора контрагента для заключения договора
Для заключения Договора поставок просим Вас прилагать необходимые копии документов (заверенные подписью руководителя и фирменной печатью) согласно списку:
Выписка из ЕГРИП, ЕГРЮЛ
Копия 1,2 и последней страницы Устава
Для ИП копия паспорта (с пропиской)
Свидетельство о постановке на учет в налоговой
Свидетельство о регистрации
Копия приказа о назначении директора
Справка о налогах и сборах (с НДС, без НДС)
Также необходимо разборчиво и точно указать реквизиты:
Полное наименование организации
Юридический адрес (регистрация юр.лица)
Фактический адрес (адрес торговой точки)
Телефон, электронную почту
ИНН/КПП
Расчетный счет
Корреспондентский счет
Банк, в котором Вы обслуживаетесь.
Условия работы: Осуществляется бесплатная доставка товара до торговых точек клиента, предоставляется отсрочка оплаты товара.
При таких обстоятельствах, на момент рассмотрения настоящего дела и рассмотрения Управлением дела об административном правонарушении №02-145/17-14.41 обязательная информация, в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о торговле, на официальном сайте была опубликована.
Кроме того, из материалов дела установлено и административным органом не оспорено, что никто из действующих или потенциальных контрагентов с запросом об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров к ИП ФИО1 не обращался, в ходе проводимой проверки фактов таких нарушений не выявлено.
Проанализировав представленные доказательств, суд приходит к выводу о недостаточности и необъективности собранных Управлением доказательств, позволяющих квалифицировать действия предпринимателя по части 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при том, что наличие сайта на момент проверки установлено материалами дела.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ИП ФИО1 события и состава вмененного ему административного правонарушения, административным органом не доказано совершение вмененного административного правонарушения.
Недоказанность события административного правонарушения в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении,
Исходя из изложенного, имеющимся в деле материалами является недоказанным нарушение предпринимателем условий установленной частью 2 статьи 9 Закона о торговле.
Учитывая указанное, суд считает, что административный орган в нарушение части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие события правонарушения, вменяемого ИП ФИО1
Отсутствие события и состава вменяемого правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении было произведено неправомерно.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 22.09.2017 о назначении административного наказания по делу № 02-145/17-14.41 об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем ФИО1, предусмотренным частью 2 статьи 14.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
В. А. Андреев