Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
28 декабря 2017 года | Дело № А58-7893/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2017.
Мотивированное решение изготовлено 28.12.2017.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новая Якутия" (ИНН 1435217843, ОГРН 109143006354) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителей: Общества – Нагайцева А.Е. по доверенности от 15.09.2017 № 07/6, Новоселова А.Н. по доверенности от 05.06.2017 № 06/5, Управления – Николаева А.Б. по доверенности от 01.09.2017, установил:
общество с ограниченной ответственностью «Новая Якутия» - далее Общество, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее Управление, административный орган о признании незаконным и отмене постановления от 24.04.2017 № 106-С по делу об административном правонарушении в области строительства, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что Общество не осуществляло и не могло проводить строительство 09.03.2017, поскольку объект недвижимого имущества был построен уже на дату его купли-продажи Обществом 25.04.2014; Управление не информировало Общество о предстоящем обследовании склада на предмет незаконного строительства блокированного МКД; Общество, являясь собственником объекта, произвело работы по оформлению облицовочной плиткой фасада склада; впоследствии, намереваясь произвести реконструкцию склада в блокированный МКД, Общество осуществило ряд мероприятий для сбора и подачи документов в Департамент градостроительства г. Якутска с целью получения соответствующего разрешения на реконструкцию склада; согласно оспариваемому постановлению Общество допустило самовольное строительство 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом без получения разрешения на строительство; в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, т.к. Обществом не совершались действия по осуществлению строительства объекта капитального строительства при отсутствии разрешения на строительство; доводы Управления относительно нарушения Обществом норм Градостроительного кодекса РФ основаны лишь на предположениях и догадках.
Кроме того, Общество просит восстановить срок на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления, т.к. оспариваемое постановление от 26.04.2017 получено Обществом только 26.09.2017, представленные Управлением доказательства направления 28.04.2017 оспариваемого постановления почтовой связью и получения его 03.05.2017 Обществом не являются доказательством того обстоятельства, что именно оспариваемое постановление было направлено Обществу указанным почтовым отправлением и получено им.
Административный орган возражает на заявление, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, что отражено в отзыве от 07.11.2017 без номера (л.д. 39 – 40).
Судом установлены следующие обстоятельства.
13.02.2017 в Управление поступило обращение Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 13.02.2017 № 210-ДГ о том, что направляются материалы в отношении застройщика – ООО «Новая Якутия», допустившего самовольную постройку – двухэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом, площадью застройки 1065 кв.м., общей площадью 2112 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4, вид разрешенного использования: для многоквартирной застройки, под многоквартирный блокированный жилой дом с приквартирными участками (до 3-х этажей), по адресу: <...>; данный объект возведен без получения в установленном порядке разрешения на строительство в нарушение статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, заявление на рассмотрение вопроса о выдаче разрешения на строительство поступало от застройщика в адрес Окружной администрации г. Якутска, на что был направлен мотивированный отказ на основании пункта 13 статьи 51 ГрК РФ: о необходимости принятия мер в отношении застройщика данного объекта вплоть до приостановления деятельности данной организации.
03.03.2017 Управлением вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 9.5 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка строительства объекта капитального строительства в нарушение требований статьи 51 Градостроительного кодекса РФ на объекте капитального строительства по адресу: РС (Я), <...>, а именно в ведении строительства без полученного в установленном порядке разрешения на строительство и проведении административного расследования. В пункте 2 определения указано о проведении осмотра объекта 09.03.2017 и составлении протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Определение направлено Обществу 06.03.2017 на электронную почту Общества.
09.03.2017 Управлением проведен осмотр строящегося здания, о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Из протокола осмотра следует, что при осмотре объекта застройщики или заказчики не присутствуют; здание двухэтажное с третьим мансардным этажом, на первом этаже с гаражами; приблизительно 100 метров в длину и шириной 10 метров; здание находится на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4; доступ в здание не обеспечен; охрана объекта запрещает осмотр здания для выявления конструктивных особенностей и фактической этажности здания; здание обеспечено электроснабжением и газификацией.
13.03.2017 Управление направило запросы в АО «Сахатранснефтегаз» и ПАО «Якутскэнерго» о предоставлении информации о лице, пользующемся услугами газоснабжения и электроснабжения по вышеуказанному объекту.
15.03.2017 АО «Сахатранснефтегаз» предоставлен ответ о том, что были заключены договоры на поставку газа от 20.04.2015 № 20-440 и от 25.02.2015 № 26-1679 на аварийно-диспетчерское обеспечение и техническое обслуживание.
20.03.2017 ПАО «Якутскэнерго» предоставлен ответ о том, что поставка электроэнергии на объект предоставляется на основании договора энергоснабжения от 02.06.2004 № 29049, заключенного между ПАО «Якутскэнерго» и ООО «Строймонтажсервис».
30.03.2017 Управление направило в Общество уведомление № 04-10-515-17 о составлении протокола за совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и необходимости явки 06.04.2017 в 16 час. 00 мин. в Управление. Уведомление получено Обществом 30.03.2017 (вх. № 885).
06.04.2017 главным специалистом отдела надзора за строительством объектов жилья Управления ФИО4 в отсутствие представителей Общества составлен протокол об административном правонарушении в строительстве № 04-13-114-17, в котором установлено, что правонарушение выявлено 09.03.2017 в ходе осмотра принадлежащих Обществу здания, территории и находящихся там вещей и документов на объекте капитального строительства двухэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4, расположенном по адресу: <...>; Общество допустило осуществление строительства объекта капитального строительства двухэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4, расположенном по адресу: <...>, без полученного в установленном порядке разрешения на строительство; возбуждено и расследовано дело об административном правонарушении по факту осуществления строительства объекта в отсутствие разрешения на строительство, чем нарушены требования части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ; в ходе осмотра установлено, что возведен 2-хэтажный блокированный жилой дом с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом, объект подключен к инженерным сетям, а именно к сетям электроснабжения ПАО «Якутскэнерго» и сетям газоснабжения АО «Сахатранснефтегаз»; вследствие проведенного осмотра и полученной информации выявлено строительство объекта без полученного разрешения на строительство, что подтверждается представленным Департаментом градостроительства Окружной администрации г. Якутска мотивированным отказом в предоставлении разрешения на строительство от 21.12.2015, письмом заявителя, письмом Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска от 13.02.2017 № 210-ДГ, протоколом осмотра от 09.03.2017, фотоматериалами, копиями свидетельств о государственной регистрации прав на земельный участок; в данном деянии усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
17.04.2017 Управлением вынесено определение № 02/01-107 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 21.04.2017 на 15 час. 20 мин. Определение получено представителем Общества ФИО2 18.04.2017.
24.04.2017 Управлением вынесено постановление № 106-С по делу об административном правонарушении в области строительства (резолютивная часть постановления объявлена 21.04.2017) без участия представителей Общества о признании Общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей. Постановление направлено Обществу почтовой связью 28.04.2017. Копия постановления получена представителем Общества ФИО2 26.09.2017, что подтверждается подписью на постановлении.
Общество, не согласившись с постановлением, полагая, что постановление нарушает права и законные интересы заявителя, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно штампу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Общество обратилось с настоящим заявлением 05.10.2017.
Оспариваемое постановление получено Обществом 26.09.2017, что достоверно подтверждается подписью представителя Общества ФИО2 на оспариваемом постановлении (л.д. 53 на обороте).
С учетом указанного обстоятельства, суд считает, что заявитель обратился в арбитражный суд в пределах срока, установленного частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для рассмотрения ходатайства Общества о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением у суда не имеется.
Доводы Управления о том, что Обществом пропущен срок на подачу заявления судом, отклоняются.
Управление в доказательство того обстоятельства, что оспариваемое постановление получено Обществом 03.05.2017 и им пропущен срок на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением представило в материалы дела копии почтовой квитанции от 28.04.2017 о направлении в адрес ООО «Новая Якутия» почтового отправления с почтовым идентификатором № 67700009710805 (без приложения реестра с указанием наименования документа, направленного в адрес Общества) (л.д, 54), отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 67700009710805, направленного в адрес ООО «Новая Якутия», из которого следует, что почтовое отправление получено адресатом 03.05.2017. Иные доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что Общество действительно получило оспариваемое постановление 03.05.2017, Управлением не представлены.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Обществом не попущен срок на обращение в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 24.04.2017 № 106-С.
Изучив представленные материалы административного дела, выслушав представителей заявителя и административного органа, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.5. КоАП РФ (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства) в силу части 1 статьи 23.56 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный строительный надзор.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 1.1 Положения Управление является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный строительный надзор.
Основными задачами Управления в области регионального государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 2.2. Положения являются предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, техническим заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.
При осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно Положению Управление осуществляет полномочия, указанные в пунктах 3.1 - 3.1.12, в том числе организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, норм и правил в области градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 3.7.2. Положения Управление при осуществлении контроля и надзора в установленных сферах составляет протоколы об административных правонарушениях при выявлении правонарушений, рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления по делам, направляет дела об административных правонарушениях для рассмотрения в суд, в том числе с целью приостановления деятельности, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вносит правонарушителям представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, осуществляет полномочия в соответствии с КоАП РФ.
Составлять протоколы об административных правонарушениях на основании пункта 4.1.8. Положения имеют право следующие должностные лица Управления: руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя, руководители структурных (территориальных) подразделений, главные и ведущие специалисты структурных (территориальных) подразделений, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля).
Как следует из пункта 4.1.9. Положения, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Управления вправе руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя управления и руководители территориальных подразделений в установленных законом случаях.
Согласно пункту 5 Перечня № 1 должностных лиц управления, утвержденного приказом Управления от 30.04.2015 года № 42, к числу лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся: руководители отделов, заместители руководители отделов, главные специалисты отделов управления, осуществляющие региональный государственный строительный надзор.
Пунктом 1 Перечня N 2 должностных лиц управления, лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, определен, в том числе первый заместитель руководителя управления (региональный государственный надзор).
В рассматриваемом случае, протокол об административном правонарушении составлен главным специалистом отдела надзора за строительством объектов жилья Управления ФИО4, оспариваемое постановление вынесено первым заместителем руководителя Управления ФИО5, то есть уполномоченными должностными лицами Управления в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектом данного административного правонарушения выступают лица, осуществляющие строительство. Субъективная сторона характеризуется умыслом или неосторожностью.
Объектом рассматриваемого правонарушения является порядок осуществления строительства объектов недвижимости.
Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении застройщиком (лицом, осуществляющим строительство) действий по осуществлению строительства (реконструкции), в ведении текущей деятельности по строительству (реконструкции) объекта в отсутствие разрешения на строительство.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.
Застройщик в понимании пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
К объектам капитального строительства на основании пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
К обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении на основании статьи 26.1 КоАП РФ относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); вина последнего в совершении административного правонарушения.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании доказательств по делу об административном правонарушении, которыми согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие 10 события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд считает, что для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ необходимо установить факт строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
На основании требований части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
То есть в данном конкретном случае именно Управление обязано доказать факт совершения Обществом действий по строительству, реконструкции объекта капитального строительства без соответствующего разрешения.
Как следует из оспариваемого постановления, Управление установило, что Общество допустило самовольное строительство 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом без разрешения на строительство, что подтверждается обращением Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска о факте осуществления Обществом самовольной постройки – 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже (предположительно с третьим мансардным этажом) без выдачи разрешения на строительство данного объекта в установленном порядке; осмотром земельного участка, в результате которого установлено, что возведен 2-хэтажный блокированный жилой дом с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом, здание обеспечено электроснабжением и газификацией; ответами АО «Сахатранснефтегаз» и ПАО «Якутскэнерго», о том, что заключены договоры на поставку газа, на аварийно-диспетчерское обслуживание, энергоснабжения; обращением Общества в адрес главного архитектора г. Якутска о проведении публичных слушаний по внесению изменений в ППТ и ПМТ в части назначения земельного участка с производственной базы на блокированный жилой дом; мотивированным отказом Окружной администрации г. Якутска в предоставлении Обществу разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и ввод объекта в эксплуатацию на территории ГО «город Якутск» от 21.12.2015.
Между тем, как следует из материалов дела и указанные обстоятельства не установлены в оспариваемом постановлении, что Общество не является лицом, осуществившим строительство нежилого объекта капитального строительства – склад, назначение: нежилое, 2-этажный, общей площадью 1646, 3 кв.м., расположенный по адресу: РС (Я), г. Якутск, пер. базовый, дом 4, корпус 1, а приобрело законченный строительством нежилой объект капитального строительства.
В материалах дела имеются:
- договор купли-продажи объекта недвижимости от 26.07.2007, заключенный между ООО «Строймонтажсервис» (Продавец) и гр. ФИО6 (Покупатель), в соответствии с которым Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель оплатить и принять в собственность недвижимое имущество – объект завершенного строительства – здание склада (нежилое) общей площадью 1646, 3 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4, находящемся по адресу: РС (Я), <...>, общей площадью 2772 кв.м., вид разрешенного использования: под производственную базу;
- договор купли-продажи нежилого помещения от 25.04.2014, заключенный между гр. ФИО6 (Продавец) и ООО «Новая Якутия» (Покупатель), в соответствии с которым Продавец передает, а Покупатель принимает в собственность и обязуется оплатить стоимость склада с кадастровым (или условным) номером 14-14-01/002/2014-792, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 1646, 3 кв.м., расположенного по адресу: РС (Я), <...>.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждается, что Обществом был приобретен в 2014 году объект недвижимого имущества – здание склада (нежилое) общей площадью 1646, 3 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4, находящемся по адресу: РС (Я), <...>, общей площадью 2772 кв.м., Обществом не совершались действия по осуществлению строительства объекта капитального строительства.
Управление указывает в оспариваемом постановлении, что Обществом допущено строительство объекта капитального строительства, а именно 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже (предположительно с третьим мансардным этажом) без выдачи разрешения на строительство данного объекта в установленном порядке и ссылается, в том числе на протокол от 09.03.2017 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, из содержания которого следует, что при осмотре объекта застройщики или заказчики не присутствуют; здание двухэтажное с третьим мансардным этажом, на первом этаже с гаражами; приблизительно 100 метров в длину и шириной 10 метров; здание находится на земельном участке с кадастровым номером 14:36:104020:4; доступ в здание не обеспечен; охрана объекта запрещает осмотр здания для выявления конструктивных особенностей и фактической этажности здания; здание обеспечено электроснабжением и газификацией.
Вместе с тем, суд считает, что вышеуказанный протокол осмотра не может подтверждать указанного по следующим основаниям.
Согласно положениям частей 2, 4 и 6 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
В указанном протоколе осмотра отмечено, что при осмотре объекта застройщики или заказчики не присутствуют. Между тем, как следует из материалов дела, Общество не было извещено о времени осмотра объекта, что подтверждается пунктом 2 определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 03.03.2017 (л.д. 92), в котором указано лишь о том, что осмотр объекта будет производиться 09.03.2017 без указания времени проведения осмотра.
Таким образом, суд считает, что указанное доказательство является недопустимым.
Следовательно, протокол осмотра от 09.03.2017 не может подтверждать факт отсутствия разрешения на строительство спорного объекта.
Обращение Департамента градостроительства Окружной администрации г. Якутска о факте осуществления Обществом самовольной постройки – 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже (предположительно с третьим мансардным этажом) без выдачи разрешения на строительство данного объекта в установленном порядке также не может являться доказательством осуществления Обществом действий по строительству объекта - 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже, предположительно с третьим мансардным этажом, т.к. орган местного самоуправления направил данное обращение в Управление в целях подтверждения факта строительства указанного объекта капитального строительства без разрешения на строительство, а не как доказательство совершения указанных действий Обществом.
Факты обеспечения здания электроснабжением, газификацией и заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями – АО «Сахатранснефтегаз» и ПАО «Якутскэнерго» также не подтверждают совершения Обществом действий по строительству объекта капитального строительства без разрешения. Более того, как следует из ответа ПАО «Якутскэнерго» поставка электроэнергии на объект предоставляется на основании договора энергоснабжения от 02.06.2004 № 29049, заключенного между ПАО «Якутскэнерго» и ООО «Строймонтажсервис», т.е. договор заключен с иным лицом, нежели с Обществом.
Обращение Общества в адрес главного архитектора г. Якутска о проведении публичных слушаний по внесению изменений в ППТ и ПМТ в части назначения земельного участка с производственной базы на блокированный жилой дом; мотивированный отказ Окружной администрации г. Якутска в предоставлении Обществу разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства и ввод объекта в эксплуатацию на территории ГО «город Якутск» от 21.12.2015 не могут служить доказательством совершения Обществом действий по осуществлению строительства объекта в отсутствие разрешения на строительство, т.к. Управление как надзорный орган, вынося оспариваемое постановление не доказало того факта, что объект капитального строительства, приобретенный Обществом в 2014 году у гражданина ФИО6, реконструирован в виде 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже (предположительно с третьим мансардным этажом). Более того, как следует из оспариваемого постановления Управление установило факт строительства 2-хэтажного блокированного жилого дома с гаражами на первом этаже (предположительно с третьим мансардным этажом) в отсутствие разрешения на строительство, а не факт реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на реконструкцию.
Суд считает, что для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ необходимо установить факт строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
В рассматриваемом случае суд приходит к выводу о том, что административным органом достоверно не доказаны событие и объективная сторона инкриминируемого Обществу правонарушения.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности согласно части 4 статьи 1.5 КоАП РФ толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного суд считает, что в действиях Общества отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, что согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с отсутствием оснований для привлечения Общества к административной ответственности, заявленные требования подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 24.04.2017 № 106-С по делу об административном правонарушении в области строительства, предусмотренном частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Новая Якутия» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Устинова |