ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-7978/2021 от 24.02.2022 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

24 марта 2022 года

         Дело № А58-7978/2021

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2022.

Мотивированное решение изготовлено 24.03.2022.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании с использованием веб-конференции сервиса «Картотека арбитражных дел» дело по заявлению муниципального автономного учреждения "Управление спорта, культуры и молодежной политики" муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1433029474, ОГРН 1151436001023) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435078879, ОГРН 1021401075167) о признании недействительным предписания от 22.07.2021 № 16-20-06/3364, с участием представителей: заявителя – Степановой А.Н. директора, по паспорту, Антоновой К.В. по доверенности, диплом (в онлайн-режиме); УФК – Дохунаева М.Н. по доверенности, диплом, Павловой С.А. по доверенности от 15.06.2021 № 16-17-21/2725 (до перерыва), установил:

муниципальное автономное учреждение "Управление спорта, культуры и молодежной политики" муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) – далее Учреждение, МКУ, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) – далее УФК, Управление о признании недействительным предписания от 22.07.2021 № 16-20-06/3364.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что экономия от проведения закупки, которая образовалась в результате торгов и сумма разницы между суммой субсидии, полученной на основании Соглашения от 15.12.2020 № 20-2020-15707 и НМЦК была использована на проведение дополнительных работ по тому же объекту – благоустройство общественного пространства г. Мирного - зоны реки Ирелях в районе микрорайона Заречный в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды», использование указанных средств на указанные цели было согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства при Главе РС (Я), ранее заключенный муниципальный договор от 31.12.2020 № 62МК-20 был расторгнут, внесены изменения в план закупок и в 2021 году были заключены 2 договора на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в мкр. Заречный г. Мирного РС (Я) на всю сумму выделенной субсидии, субсидия освоена полностью, договоры заключены лишь 20.07.2021 по объективным причинам (в связи с длительным ожиданием положительного заключения государственной экспертизы скорректированного проекта от ГАУ «Региональный центр РС (Я) по ценообразованию в строительстве»), данная информация была направлена в УФК до получения оспариваемого предписания.

Кроме того, заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением – предписание получено 22.07.2021, в Учреждении отсутствует штатная единица юриста, зам. директора Учреждения, которая имеет высшее юридическое образование, находилась в очередном отпуске с 19.07.2021 по 01.10.2021, далее с 04.10.2021 по 26.10.2021 она находилась на больничном, с 30.10.2021 по 07.11.2021 были установлены нерабочие дни в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, Учреждение обратилось с заявлением 10.11.2021, просит признать указанные причины уважительными и восстановить пропущенный срок.                             

УФК не согласно с ходатайством о восстановлении пропущенного срока по основаниям указанным в заявлении от 01.12.2021 (л.д. 19 – 20), с заявленными требованиями Учреждения по существу по основаниям, указанным в отзыве от 13.01.2022 (л.д. 39 – 48) и дополнении к возражению на заявление от 14.02.2022 (поступило в суд 14.02.2022).

Учреждением заявлено ходатайство в порядке статей 138, 138.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ о проведении примирительной процедуры, в котором заявитель указывает, что в случае отказа в удовлетворении заявленных требований будет нарушено право МКУ в части полного исполнения обязательств по действующим договорам на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в  мкр. Заречный г. Мирного и на оказание услуг по осуществлению авторского надзора и освоения в полном объеме, в том числе средств федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда», заявитель предлагает провести примирительную процедуру в виде отсрочки возмещения федеральному бюджету причиненного ущерба до конца реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», а именно до 31.12.2022.

УФК возражает на ходатайство по основаниям, указанным в возражении от 24.02.2022 (поступило 24.02.2022).

Суд, рассмотрев ходатайство, приходит к выводу об его отклонении, о чем вынесено протокольное определение от 24.02.2022.  

Настоящее дело рассматривается арбитражным судом по правилам главы 24 АПК РФ.

Согласно части 1 статьи 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

Как указано в статье 190 АПК РФ, экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 названного Кодекса, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" приведено толкование статьи 190 АПК РФ; в нем разъяснено, что в данном случае применяется правило об утверждении мирового соглашения. Однако соглашение не может быть утверждено арбитражным судом, если оно нарушает права и законные интересы других лиц и его положения противоречат закону. При применении указанной нормы арбитражным судам необходимо исходить из того, что государственные и иные органы, используя примирительные процедуры, не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

С учетом вышеуказанных положений процессуального закона и норм Бюджетного кодекса РФ, а именно частей 3 и 4 статьи 270.2, регулирующих порядок выдачи и исполнения предписаний, суд считает, что в настоящем деле возможность проведения судом примирительных процедур в виде отсрочки возмещения федеральному бюджету причиненного ущерба до конца реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», а именно до 31.12.2022, отсутствует.                  

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

На основании приказа УФК от 03.03.2021 № 94 «О назначении плановой выездной проверки в муниципальном автономном учреждении «Управление спорта, культуры и молодёжной политики» муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия)» в соответствии с пунктами 10, 12, 37 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235, пунктом 14 Плана контрольных мероприятий Федерального казначейства в финансово-бюджетнойсфере на 2021 год, пунктом 4 Раздела I Плана контрольных мероприятий УФК по РС (Я) в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 30.12.2020, проведена плановая выездная проверка с 09.03.2021 по 19.04.2021 в Учреждении по теме: проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда».

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 11.05.2021, в котором отражено, что общий объем проверенных средств субсидии, предоставленных Учреждению на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды» в 2020 году составил 56 425 954, 54 рублей, установлены следующие нарушения: в нарушение пункта 42 Требований к составлению и утверждению плана
финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального)
учреждения, утверждённых приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н,
пункта 36 Порядка составления плана № 1007, утверждённые Планами финансово-
хозяйственной деятельности Учреждения на 2020 год и на 2021 годы показатели по
расходам на закупку товаров, работ, услуг за счёт субсидии, выделенной в 2020 и
2021 году не соответствуют показателям утверждённого плана-графика закупок
товаров, работ, услуг на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: в 2020 году на сумму 1 195 414, 42 рублей: показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности по расходам утверждены в размере 56 425 954, 54 рублей, показатели по закупкам на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный утверждены в размере 56 357 694,0 рублей; в 2021 году на сумму 4 531, 0 рублей: показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности по расходам утверждены в размере 50 000 000, 00 рублей, показатели по закупкам на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный утверждены в размере 49 995 469, 00 рублей; в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 8 Общих требований № 203, пункта 4.3.5 Соглашения от 15.12.2020 № 20-2020-15707 несоответствие суммы субсидии запланированным затратам составило 1 195 414, 42 рублей; в нарушение абзаца первого части 5 статьи 242 БК РФ, пункта 3.17 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», пункта 6 Муниципального порядка № 1136 неиспользованный по состоянию на 01 января 2021 года остаток субсидии в размере 56 425 954, 54 рублей не возвращён в доход местного бюджета.

Учреждение представило в УФК возражения по результатам проверки от 19.05.2021 № 348/01.

08.06.2021 составлен отчет о результатах выездной проверки, утвержденный зам. руководителя УФК 09.07.2021.

09.07.2021 состоялось заседание Контрольной комиссии УФК по РС (Я) по рассмотрению, в том числе материалов выездной проверки в Учреждении, по итогам которого постановили рассмотреть вопрос о направлении в адрес объекта контроля представления о принятии мер по устранению причин и условий бюджетных нарушений, предписания о принятии мер по возмещению причиненного ущерба.

22.07.2021 руководителем УФК выдано предписание № 16-20-06/3364 в соответствии со статьями 269.2 и 270.2 Бюджетного кодекса РФ, пунктами 7 и 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095 Учреждению принять меры по возмещению федеральному бюджету причиненного ущерба, выразившегося в несоответствии суммы субсидии запланированным затратам за счёт средств федерального бюджета на сумму 946 768, 22 рублей; информацию о результатах исполнения предписания с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в УФК не позднее 30.12.2021; срок исполнения предписания может быть однократно продлен в соответствии с пунктами 19 – 22 федерального стандарта № 1095; невыполнение в установленный срок предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Учреждение направило в адрес УФК письмо от 17.12.2021 № 1142/02 «О продлении срока исполнения предписания», в котором сослалось на невозможность исполнения представления (предписания) в установленный срок в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих его исполнению, с приложением заверенных в установленном порядке документов (материалов), подтверждающих наступление обстоятельств, в том числе обстоятельства, делающие невозможным исполнение представления (предписания) в установленные сроки, не зависящие от объекта контроля, в том числе обстоятельства непреодолимой силы. При этом Учреждение указало в письме, что им 16.12.2021заключены договоры на выполнение работ: «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» №№ 133/21, 134/21 с подрядчиком ИП Зуребиани О. Г. (срок исполнения работ по указанному договору до 01.11.2022), а также договоры с ООО «Меганом-Проект» на оказание услуг по осуществлению авторского надзора от 16.12.2021 №№ 135/21, 136/21 (срок оказания услуг до 25.12.2022) с приложением указанных договоров соответственно на сумму 99 436, 56 рублей и на сумму 103 572, 77 рублей.

Предписанием Управления от 22.07.2021 № 16-20-06/3364 был установлен срок исполнения не позднее 30.12.2021, Учреждение за 14 дней до исполнения срока предписания заключило договоры на выполнение работ и на авторский надзор.

С учетом указанного обстоятельства УФК срок исполнения оспариваемого предписания не продлен. 

Учреждение, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, возражения УФК, суд приходит к следующему.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные данным Кодексом или иными федеральными законами (часть 1 статьи 113); с истечением процессуальных сроков лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий (часть 1 статьи 115).

Гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле; такое ходатайство подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие, рассматривается в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, и его разрешение предшествует осуществлению соответствующего процессуального действия за пределами пропущенного срока.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными принадлежит гражданам, организациям и иным лицам, которые вправе обратиться в арбитражный суд, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.

Оспариваемое предписание УФК получено Учреждением 22.07.2020, заявитель должен был обратиться в арбитражный суд в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса, с настоящим заявлением в срок по 22.10.2021.  

Заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд 10.11.2021 через систему «Мой арбитр», что подтверждается входящим штампом, т.е. с пропуском установленного срока на 19 дней. 

Учреждением заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд, в качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд с настоящим заявлением заявитель указывает следующее – в Учреждении отсутствует штатная единица юриста, зам. директора Учреждения, которая имеет высшее юридическое образование, находилась в очередном отпуске с 19.07.2021 по 01.10.2021, далее с 04.10.2021 по 26.10.2021 она находилась на больничном, с 30.10.2021 по 07.11.2021 Указом Главы РС (Я) были установлены нерабочие дни в связи со сложной эпидемиологической обстановкой.  

Суд, рассмотрев доводы, изложенные заявителем в ходатайстве о восстановлении срока на подачу заявления в арбитражный суд, приходит к следующему.

Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления срока на обжалование, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду первой инстанции.

Суд считает, что отсутствие штатной единицы юриста в Учреждении, невозможность заключения договора на оказание юридических услуг с иными лицами, учитывая организационно-правовую форму организации, возложение функций юриста на зам. директора МКУ, имеющего высшее юридическое образование, нахождение указанного лица в очередном отпуске, далее ее нахождение на больничном и установление нерабочих дней указом Главы РС (Я) от 25.10.2021 № 2103 с 30.10.2021 по 07.11.2021 могут быть признаны уважительными причинами пропуска срока на обращение с заявлением в арбитражный суд, позволяющими его восстановить.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» в целях совершенствования государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере переданы Федеральному казначейству.

На основании части 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации под предписаниемпонимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В соответствии с пунктом 6.7 постановления Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

Согласно пункту 9.21 приложения № 14 к приказу Федерального казначейства «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых приказов Федерального казначейства» № 316 от 27.12.2013 Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции выполняет следующие функции в установленной сфере деятельности: применяет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации меры принуждения к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктами 7 и 9 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 N 1095 на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля; информации в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы; при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание одновременно с представлением в случае невозможности устранения нарушения; в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания срока исполнения представления в случае неустранения нарушения либо частичного неустранения нарушения в установленный в представлении срок.

Оспариваемое предписание составлено согласно форме и требованиям приложений к приказу Казначейства России от 28.05.2019 № 17н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано УФК в пределах полномочий, предусмотренных положениями Бюджетного кодекса РФ. 

Из материалов дела следует, что УФК установило следующие нарушения - в нарушение пункта 42 Требований к составлению и утверждению плана
финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального)
учреждения, утверждённых приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н,
пункта 36 Порядка составления плана № 1007, утверждённые Планами финансово-
хозяйственной деятельности Учреждения на 2020 год и на 2021 годы показатели по
расходам на закупку товаров, работ, услуг за счёт субсидии, выделенной в 2020 и
2021 году не соответствуют показателям утверждённого плана-графика закупок
товаров, работ, услуг на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов: в 2020 году на сумму 1 195 414, 42 рублей: показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности по расходам утверждены в размере 56 425 954, 54 рублей, показатели по закупкам на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный утверждены в размере 56 357 694,0 рублей; в 2021 году на сумму 4 531, 0 рублей: показатели Плана финансово-хозяйственной деятельности по расходам утверждены в размере 50 000 000, 00 рублей, показатели по закупкам на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на р. Ирелях в районе мкр. Заречный утверждены в размере 49 995 469, 00 рублей; в нарушение абзаца 4 пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 8 Общих требований № 203, пункта 4.3.5 Соглашения от 15.12.2020 № 20-2020-15707 несоответствие суммы субсидии запланированным затратам составило 1 195 414, 42 рублей; в нарушение абзаца первого части 5 статьи 242 БК РФ, пункта 3.17 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», пункта 6 Муниципального порядка № 1136 неиспользованный по состоянию на 01 января 2021 года остаток субсидии в размере 56 425 954, 54 рублей не возвращён в доход местного бюджета.

Во исполнение приказа Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» постановлением Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района от 30.09.2020 № 1007 утвержден Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, находящихся в ведении МО «Город Мирный».

Согласно пункту 3 Порядка составления плана № 1007 при составлении Плана (внесении изменений в него) устанавливается (уточняется) плановый объём поступлений и выплат денежных средств.

План должен составляться на основании обоснований (расчётов) плановых показателей поступлений и выплат.

Согласно пункту 36 Порядка составления плана № 1007 расчёты расходов на закупку товаров, работ, услуг должны соответствовать в части планируемых к заключению контрактов (договоров): показателям плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формируемого в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ; показателям плана закупок товаров, работ, услуг, формируемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в отношении закупок, подлежащих включению в указанный план закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 2 Порядка составления плана № 1007 директором Учреждения 08.12.2020 утвержден план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов с утвержденными показателями по доходам и расходам, в том числе по средствам субсидии на формирование современной городской среды: по доходам «Целевые субсидии на формирование современной городской среды» на сумму 56 425 954, 54 рублей; по расходамна закупку товаров, работ, услуг по средствам субсидии всего на сумму 56 425 954, 54 рублей, в том числе по аналитическим кодам 226 «Прочие работы, услуги» на сумму 32 088 919, 54 рублей и 310 «Увеличение стоимости основных средств» на сумму 24 337 035,00 рублей.

Как следует из акта проверки, проверке представлен План-графикзакупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 годов, который по коду наименования объекта по Общероссийскому классификатору
продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
(ОКПД2) 42.99 «Сооружения и строительные работы по строительству
прочих гражданских сооружений, не включенных в другие группировки»
включает в себя закупки на выполнение работ: «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» с объемом финансового обеспечения на текущий финансовый год в размере
56 357 694, 00 рублей. Изменений в План-график закупок на 2020 год и на плановый период 2021        и 2022 годов по закупкам на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в мкр. Заречный не вносилось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что материалами дела достоверно подтверждается, что в нарушение пункта 42Требований к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утверждённых приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н, пункта 36 Порядка составления плана № 1007 утверждённые Планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов показатели по расходам на закупку товаров, работ, услуг за счёт субсидии на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды», выделенной в 2020 году Учреждению, не соответствуютпоказателям утверждённого плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год на 68 260, 54 рублей.

Проверкой установлено, что сумма субсидии на реализацию программы по формированию современной городской среды в размере 56 425 954, 54рублей перечислена Администрацией МО «Город Мирный» платежным поручением от 23.12.2020 № 15706 на лицевой счет Учреждения в полном объеме.

По данным бухгалтерского учета по счету 507.10 утвержденный объем финансового обеспечения на 2020 год составил 56 425 954, 54 рублей, что соответствует объему предоставленной Учреждению субсидии в 2020 году и сумме расходов на закупку товаров, работ, услуг по средствам субсидии, указанной в утверждённом Плане финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2020 год.

По данным бухгалтерского учета по счету 506.10 право на принятие обязательств в 2020 году составляет 56 357 694, 00 рублей, что соответствует утвержденной сумме начальной (максимальной) цены муниципального контракта в 2020 году и сумме расходов на выполнение работ по благоустройству зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный, указанной в Плане-графике Учреждения.

Из имеющегося письменного пояснения Учреждения следует, что разница между суммой финансирования объекта, указанной в соглашении и начальной максимальной ценой контракта возникла при подготовке технической документации для проведения торгов, обоснования начальной максимальной цены контракта на основании финансовых смет по утверждённому проекту.

Проверкой установлено, что в 2020 году Учреждением в рамках реализации мероприятий по программе формирования комфортной городской среды был заключен муниципальный контракт от 31.12.2020 № 62МК-20 по средствам субсидии, предоставленным в 2020 году, на выполнение работ: «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» с ООО СК «Гранд МАС» на сумму 55 230 540, 12 рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 43 742 587, 77 рублей.

По данным счета 502.10 «Обязательства на текущий финансовый год» Учреждением принято обязательств по состоянию на 01.01.2021 на сумму 55 230 540, 12 рублей,что соответствует сумме заключенного Учреждением в 2020 году муниципального контракта по средствам субсидии на выполнение работ по благоустройству зоны реки Ирелях в мкр. Заречный. Иные документы, подтверждающие принятие Учреждением обязательств в 2020 году по средствам субсидии, в ходе проведения проверки представлены не были.

В соответствии с абзацем четвёртым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии со статьей 78.4 БК РФ) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления. Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22.02.2020 № 203 утверждены общие требования к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели (далее - Общие требования № 203).

Постановлением Администрации муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) от 10.11.2020 № 1136 утверждён Порядок учета и расходования средств, поступающих в виде субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» муниципальным образованием «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия).

Согласно подпункту «а» пункта 7 Муниципального порядка № 1136 установлена возможность расходования субсидии путём предоставления субсидии бюджетным и автономным учреждениям.

Проверкой установлено, что в нарушение абзаца четвёртого пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, пункта 8 Общих требований № 203 в Муниципальном порядке № 1136 отсутствует положение о принятии органом-учредителем решения о наличии потребности в направлении не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии на достижение целей, установленных при предоставлении субсидий, отсутствует положение о порядке и сроках принятия органом-учредителем, предоставившим субсидию, решения об использовании в текущем финансовом году поступлений от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, для достижения целей, установленных при предоставлении субсидии, а также отсутствует положение о предоставлении учреждением информации о наличии у учреждения неисполненных обязательств, источником финансового обеспечения которых являются не использованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий и (или) средства от возврата ранее произведенных учреждениями выплат, а также документов (копий документов), подтверждающих наличие и объем указанных обязательств учреждения.

Таким образом, суд соглашается с выводом УФК о том, что Муниципальный порядок № 1136 не соответствует Общим требованиям № 203.

Согласно пункту 3.17 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», пункту 6 Муниципального порядка № 1136 неиспользованный по состоянию на 01 января финансового года, следующего за годом предоставления субсидии, остаток субсидии подлежит возврату в доход соответствующего бюджета в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным Кодексом РФ.

Пунктом 4.3.6 Соглашения от 15.12.2020 № 20-2020-15707 о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» целевой субсидии на реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды» г. Мирный на 2020 год предусмотрено, что Учреждение обязуется возвратить неиспользованный остаток Субсидии в доход бюджета МО «Город Мирный»в случае отсутствия решения Администрации МО «Город Мирный» о наличии потребности в направлении не использованного в 2020 году остатка Субсидии на благоустройство общественного пространства г. Мирного - зоны реки Ирелях в районе микрорайона Заречный в целях реализации муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды».

Из материалов дела следует, что Главой МО «Город Мирный» 28.12.2020 утвержден разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 2021 года по КБК 801 05 03 23 2 F255550 244 в размере 56 425 954, 54 рублей.

Между тем, в соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В соответствии с положениями частей 3.17 и 3.18 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться автономными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения.

При этом остатком средств, не использованным в текущем финансовом году, в силу приказа Минфина России от 28.07.2010 № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям государственным (муниципальным) унитарным предприятиям», считаются неиспользованные на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, ранее предоставленных в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на   соответствующий   финансовый   год,   законами   субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах: государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность; учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, суд считает, что решение Главы МО «Город Мирный» о разрешении использования остатка субсидии прошлых лет на начало 2021 года по КБК 801 05 03 23 2 F255550 244 не могло быть принято ранее начала следующего финансово года, а именно 01.01.2021.

В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно части 3.10 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ (в случае осуществления операций с указанными средствами на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, соответствия требованиям, установленным частью 3.11-1 настоящей статьи, и соответствия содержания данных операций целям предоставления субсидий и бюджетных инвестиций в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, для санкционирования этих расходов.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с Соглашением от 15.12.2020 № 20-2020-15707 о предоставлении из бюджета МО «Город Мирный» целевой субсидиина реализацию муниципальной программы «Формирование современной городской среды» предметом Соглашения является предоставление из бюджета МО «Город Мирный» в 2020 году субсидии на благоустройство общественного пространства г. Мирного - зоны реки Ирелях в районе микрорайона Заречный.

В соответствии с частью 3.11-1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономные учреждения при заключении контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусматривающих авансовые платежи, соблюдают требования, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, для получателей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Учреждением был заключен муниципальный контракт от 31.12.2020 № 62МК-20по средствам субсидии, предоставленным в 2020 году, на выполнение работ: «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» на сумму 55 230 540, 12 рублей.

Таким образом, в силу положений части 3.10 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учреждением по состоянию на 01.01.2021 размер принятых обязательств по данной целевой субсидии составляет 55 230 540, 12 рублей. Принятые обязательства Учреждения ниже размера субсидии, предоставленной Учреждению в соответствии с Соглашением от 15.12.2020 № 20-2020-15707, на 1 195 414, 42 рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 946 768, 22 рублей.

Суд приходит к выводу о том, что указанный остаток в размере 1 195 414, 42 рублей, в том числе 946 768, 22 рублей (за счет средств федерального бюджета), по которому по состоянию на 01.01.2021 не приняты денежные обязательства подлежит возврату в соответствующие уровни бюджетов, что и указано в оспариваемом предписании.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что предписание УФК о принятии мер по возмещению федеральному бюджету причиненного ущерба, выразившегося в несоответствии суммы субсидии запланированным затратам за счёт средств федерального бюджета на сумму 946 768, 22 рублей, соответствует действующему бюджетному законодательству и не нарушает права и законные интересы Учреждения. 

Суд считает, что заключение Учреждением 16.12.2021 договоров на выполнение работ: «г. Мирный. Благоустройство зоны отдыха на реке Ирелях в районе мкр. Заречный» №№ 133/21, 134/21 с подрядчиком ИП Зуребиани О. Г. (срок исполнения работ по указанному договору до 01.11.2022), а также договоров с ООО «Меганом-Проект» на оказание услуг по осуществлению авторского надзора от 16.12.2021 №№ 135/21, 136/21 (срок оказания услуг до 25.12.2022) не изменяют нарушение, выявленное УФК в результате проверки. Более того, Учреждение заключило указанные договоры при имеющемся предписании Управления со сроком исполнения не позднее 30.12.2021. 

В соответствии с пунктом 4.3.21 Соглашения о предоставлении в 2020 году субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального образования на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды от 21.01.2020 № 98631101-1-2020-001 (в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2020 № 98631101-1-2020-001/1) муниципалитет обязуется не позднее 20-го числа последнего месяца квартала (при наличии экономии, полученной по результатам заключения государственных (муниципальных) контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета), направлять предложения о заключении дополнительного соглашения к Соглашению, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии.

Из данного пункта Соглашения следует, что Администрация муниципального образования «Город Мирный» Мирнинского района Республики Саха (Якутия) по итогам осуществления Учреждением закупки обязано было направить предложения в адрес Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) о заключении дополнительного соглашения к Соглашению, предусматривающего уменьшение объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого из федерального бюджета, и соответствующее уменьшение размера субсидии на 1 195 414, 42 рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 946 768, 22 рублей, чего не было сделано Администрацией.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Учреждения полностью.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, частью 4 статьи 198, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

                                                           Р Е Ш И Л:

ходатайство муниципального автономного учреждения "Управление спорта, культуры и молодежной политики" муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд удовлетворить.  

Восстановить муниципальному автономному учреждению "Управление спорта, культуры и молодежной политики" муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) пропущенный срок на подачу заявления в арбитражный суд.

В удовлетворении заявленных требований муниципального автономного учреждения "Управление спорта, культуры и молодежной политики" муниципального образования "город Мирный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) о признании недействительным предписания от 22.07.2021 № 16-20-06/3364 отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                  А.Н. Устинова