Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-8017/10
город Якутск 19.01.2011
Резолютивная часть решения объявлена 12.01.2011.
Решение в полном объеме изготовлено 19.01.2011.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Раисы Ильиничны
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луковцевым Афанасием Анатольевичем
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Нерюнгринской транспортной прокуратуры
к Обществу с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания"
о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
_____________________________________________________________________________
при участии представителей:
от административного органа: не явились, извещены (почтовое уведомление
№ 67700033198099),
от общества: ФИО1 – по доверенности.
Нерюнгринская транспортная прокуратура (далее – административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания" (далее – общество, ООО «НТПК») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществом представлено возражение от 09.12.2010 № 123 о необоснованности и незаконности доводов административного органа в связи:
с нарушением административным органом при проведении проверки требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля»,
наличием у ФИО2 удостоверения установленного образца,
отнесением области применения Правил безопасности при перевозке опасных грузов железодорожным транспортом, нарушение которых вменено обществу, к отношениям при перевозке опасных грузов, а общество не является перевозчиком.
Административный орган возражение на отзыв общества не представил, в судебное заседание представителя не направил.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело подлежит рассмотрению в отсутствие административного органа, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 04.04.2006, ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения 678967, <...> народов, д. 8, корп. 2, кв. 1, основной вид деятельности – оптовая торговля топливом, дополнительные – розничная торговля моторным топливом, транспортирование по трубопроводам, предоставление прочих услуг. Имеет лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железодорожном транспорте серии ПРД № 1404767 от 06.08.2009 на срок до 06.08.2014.
Законным представителем общества на основании приказа общества от 01.10.2009
№ 27 «О назначении директора» является ФИО3.
Административный орган направил в адрес общества письмо от 15.10.2010
№ 02-01-10 о том, что в соответствии с пунктами 7 и 8 плана работы на второе полугодие 2010 года проводится проверка исполнения природоохранного законодательства на железнодорожных путях необщего пользования, а также соблюдения лицензионных требований отдельных видов деятельности на предприятиях железнодорожного транспорта. В связи с тем, что общество имеет железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно к железнодорожным путям общего пользования и является получателем опасных грузов, данная проверка также будет проводиться в отношении общества.
В связи с проводимой проверкой 29.10.2010 исх. № 02-01-10 административный орган направил обществу требование о представлении информации, документов в срок до 01.11.2010.
08.11.2010 исх. № 104 общество направило письмо в административный орган о том, что на данный момент не может предоставить требуемые прокуратурой документы по причине отсутствия директора предприятия, вопрос о времени проведения проверок на предприятии общество просит согласовать с директором после его возвращения из командировки.
С 01.11.2010 по 02.11.2010 комиссией в составе представителей Нерюнгринской транспортной прокуратуры, Дальневосточного управления государственного железодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственного пожарного надзора по Нерюнгринскому району на основании распоряжения Дальневосточного управления государственного железодорожного надзора от 26.10.2010 № 230 «Об участии в работе комиссии», распоряжения Отдела государственного пожарного надзора Нерюнгринского района УГПН ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия) от 29.10.2010 № 377 в отношении общества проводилась проверка исполнения соблюдения лицензионных требований при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
По результатам проверки составлен акт от 02.11.2010, в котором установлены нарушения лицензионных требований, в том числе:
пункт 11: выданное удостоверение № 9 от 01.04.2009 ФИО2 не соответствует требованию пункта 5 подпункта л) Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железодорожном транспорте;
пункт 12: руководящие работники, специалисты, причастные к перевозкам опасных грузов, а также занятые изготовлением и ремонтом вагонов и контейнеров для их перевозки, должны сдавать экзамены на знание Правил безопасности при перевозке опасных грузов железодорожным транспортом не реже 1 раза в три года. Персонал, обслуживающий перевозки опасных грузов, должен пройти обучение и сдать экзамены по вопросам перевозок опасных грузов, по кругу своих обязанностей. Пункт 1.1.9 ПБ 15-73-94 (введены постановлением Правительства № 50 от 16.08.1994).
Директору общества направлено требование от 15.11.2010 № 01-07-10 о явке в административный орган 16.11.2010 по указанному в требовании адресу для дачи объяснений о причинах совершения административного правонарушения, а также для вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 частью 1 статьи 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16.11.2010 по результатам рассмотрения материалов дела заместителем Нерюнгринского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества, в котором зафиксированы следующие нарушения:
1. Выданное удостоверение № 69 от 08.04.2009 ФИО2, являющемуся согласно приказу от 01.04.2010 № 5 ООО «НТПК» ответственным за правильность погрузки и крепления грузов, сохранность вагонного парка при погрузочно-разгрузочных работах, не соответствует требованию пункта 5 подпункта л) Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железодорожном транспорте.;
2. В нарушение пункта 1.1.9 ПБ 15-73-94 (введенных постановлением Правительства № 50 от 16.08.1994) руководящие работники, специалисты, причастные к перевозкам опасных грузов, а также занятые изготовлением и ремонтом вагонов и контейнеров для их перевозки, должны сдавать экзамены на знание Правил безопасности при перевозке опасных грузов железодорожным транспортом не реже 1 раза в три года. Персонал, обслуживающий перевозки опасных грузов, должен пройти обучение и сдать экзамены по вопросам перевозок опасных грузов, по кругу своих обязанностей.
Действия общества квалифицированы административным органом как правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В своем объяснении от 16.11.2010 законный представитель общества указал о несогласии с проверкой, которая проводилась в его отсутствие, так как он был в командировке, считает проверку незаконной, акт о предстоящей проверке он не получал.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации) административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Дело рассматривается в порядке, установленном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
Так, статьей 21 этого же закона установлено, что предметом надзора органов прокуратуры являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В числе полномочий прокурора в пункте 1 статьи 22 названного закона предусмотрено, что он при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Пунктом 2 упомянутой статьи также установлено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» данный нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения по проведению прокурорского надзора.
По таким основаниям, доводы заявителя о нарушении порядка проведении проверки, регламентированного указанным выше Федеральным законом, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со статьей 25.11, частью 1 статьи 28.4 КоАП Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), признается административным правонарушением.
В соответствии с подпунктом 70 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Порядок лицензирования названного вида деятельности, а также лицензионные требования и условия его осуществления определены в Положении о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2006 № 134 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (далее – Положение о лицензировании).
Согласно подпункту «л» пункта 5 Положения о лицензировании лицензионными условиями осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами является наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) лица, ответственного за организацию погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеющего высшее или среднее специальное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемого вида деятельности не менее 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности.
Согласно приказу общества от 01.04.2010 № 5 «О назначении ответственного лица при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ применительно к опасным грузам на железодорожном транспорте» ответственным за правильность погрузки и крепления грузов, сохранность вагонного парка при погрузочно-разгрузочных работах назначен ФИО2.
Из материалов дела об административном правонарушении административного органа следует, что удостоверение № 69 от 08.04.2009, выданное ФИО2 не соответствует удостоверению установленного образца, что является нарушением требования подпункта «л» пункта 5 Положения о лицензировании.
Вместе с тем, в материалах дела имеется удостоверение ПТ № 032420, регистрационный номер 127, выданный ФИО2 о соответствии занимаемой должности установленного образца (л.д. 54).
При таких обстоятельствах довод административного органа нарушении подпункта «л» пункта 5 Положения о лицензировании несостоятелен.
Согласно части 2 статьи 28.4 КоАП Российской Федерации о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указывается, в частности, место, время совершения и событие административного правонарушения.
Вторым поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило то, что в нарушение пункта 1.1.9 ПБ 15-73-94 (введенных постановлением Правительства № 50 от 16.08.1994) руководящие работники, специалисты, причастные к перевозкам опасных грузов, а также занятые изготовлением и ремонтом вагонов и контейнеров для их перевозки, должны сдавать экзамены на знание Правил безопасности при перевозке опасных грузов железодорожным транспортом не реже 1 раза в три года. Персонал, обслуживающий перевозки опасных грузов, должен пройти обучение и сдать экзамены по вопросам перевозок опасных грузов, по кругу своих обязанностей.
Согласно пункту 1.1.9 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 № 50, руководящие работники, специалисты предприятий и организаций магистрального и промышленного железнодорожного транспорта независимо от форм собственности, причастные к перевозкам опасных грузов, а также занятые изготовлением и ремонтом вагонов и контейнеров для их перевозки, должны сдавать экзамены на знание настоящих Правил не реже 1 раза в три года. Персонал, обслуживающий перевозки опасных грузов, должен пройти обучение и сдать экзамены по вопросам перевозок опасных грузов, по кругу своих обязанностей.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о сотрудниках общества (в частности, их фамилии), административным органом не установлен круг обязанностей каждого из сотрудников, дата принятия их на работу, не выяснено, пройдено ли или нет обучение сотрудниками, сданы или не сданы экзамены на знание Правил безопасности при перевозке опасных грузов железодорожным транспортом. Не указано, на основании какой нормы закона соблюдение Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом обязательно для сотрудников общества при данном лицензируемом виде деятельности. Неправильно квалифицировано нарушение лицензионных требований, установленных подпунктом «е» пункта 4 Положения о лицензировании.
Документы, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства о несдаче экзаменов на знание вышеуказанных Правил, в материалы дела не представлены.
Таким образом, достаточность данных, указывающих на наличие события административного правонарушения для возбуждения дела об административном правонарушении, административным органом не доказано.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии события вмененного обществу административного правонарушения. Доказательств иного административный орган в порядке части 1 статьи 65, части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации исключает производство по делу об административном правонарушении в случае отсутствия события административного правонарушения.
То обстоятельство, что удостоверение установленного образца, опровергающий довод административного органа, предоставлен не в рамках проверки, а в арбитражный суд, не влияет на вывод суда об отсутствии события административного правонарушения. Данное обстоятельство не является нарушением, поскольку рассмотрение вопроса о привлечении к административной ответственности по данной категории дел отнесено законом к компетенции суда.
На основании изложенного у суда отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования Нерюнгринской транспортной прокуратуры о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания" к административной ответственности отказать.
На решение может быть подана жалоба в десятидневный срок после принятия решения арбитражным судом первой инстанции в апелляционную инстанцию – Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Р.И. Эверстова