ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-810/09 от 24.04.2009 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

677000, г. Якутск, ул. Курашова, 28, Арбитражный суд РС(Я)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А58-810/09

г.Якутск 28.04.2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 24.04.2009

Мотивированное решение изготовлено 28.04.2009

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

в составе: судьи Эверстовой Р. И.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Департаменту имущественных отношений Окружной Администрации г. Якутска

о признании незаконными действий, выразившихся в решении об отказе №0166 от 20.01.2009 г. в предоставлении под строительство станции технического обслуживания земельного участка, и обязании в порядке и сроки, установленные статьей 31 Земельного кодекса РФ, предоставить земельный участок

при участии представителей:

от заявителя – ФИО2 – по доверенности,

от ответчика – ФИО3 – по доверенности.

В ходе рассмотрения дела был объявлен перерыв.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконным действия Департамента имущественных отношений Окружной администрации г.Якутска (далее – ответчик), выразившиеся в решении об отказе №0166 от 20.01.2009г. в предоставлении под строительство станции технического обслуживания земельного участка, расположенного по адресу г.Якутска, район Гимеина, обязании Департамента имущественных отношений Окружной администрации г.Якутска в порядке и сроки, установленные статьей 31 Земельного кодекса РФ, предоставить земельный участок для строительства станции технического обслуживания по адресу г.Якутск, район Гимеин.

Ответчик представил отзыв, с требованиями заявителя не согласен.

Из материалов дела следует.

01.10.2008г. в адрес Главы Администрации Городского округа «Город «Якутск» заявитель направил письмо с просьбой рассмотреть вопрос об отводе земельного участка под строительство станции технического обслуживания на территории г.Якутска, в районе Гимеина. На указанном письме стоит входящий №0757 от 01.10.2008г. Земельного комитета.

20.01.2009г. ответчик, мотивируя отсутствием проекта планировки территории на испрашиваемом земельном участке, в этой связи с невозможностью предоставления земельного участка через торги, отказал заявителю в предоставлении земельного участка под строительство.

Не согласившись с отказом в предоставлении земельного участка, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действия Департамента имущественных отношений Окружной администрации города Якутска, как к лицу, совершившему оспариваемые действия.

В соответствии с пунктом 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов юридического лица.

Заявитель в заявлении полагает, что к полномочиям ответчика относится решение вопроса о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РС (Я) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Городском округе Якутск» (в редакции, действовавшей на 10.10.2008г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в иных случаях осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в пределах полномочий, установленных законодательством.

В соответствии с пунктами 3.8 и 3.9 Положения о Комитете по земельным отношениям Департамента имущественных отношений Мэрии города Якутска, утвержденного Приказом от 27.02.2003г. №1-п Департамента имущественных отношений г.Якутска, указанный Комитет организует работу по выбору земельных участков на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории, подготавливает проекты решений о предварительном согласовании мест размещений объектов, утверждающих акты о выборе земельных участков для строительства.

Ответчик является структурным подразделением Окружной администрации г.Якутска с правами юридического лица, в структуру Департамента организационно входит Комитет по земельным отношениям г.Якутска, деятельность которого регламентируется Положением, утвержденным руководителем Департамента ( пункты 1.7, 1.9, 1.10 Положения о Департаменте имущественных отношений).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Департаменте имущественных отношений Мэрии г.Якутска, утвержденного Постановлением Главы Городского округа «Город Якутск» от 25.12.2008г. №136 от 25.12.2008г. (действующее на 20.01.2009г.), Департамент имущественных отношений Окружной администрации г.Якутска осуществляет от имени Городского округа «Город Якутск» в установленном порядке управление и распоряжение муниципальным имуществом, земельными ресурсами.

В соответствии с пунктом 3.21 указанного Положения Департамент имущественных отношений Окружной администрации г.Якутска участвует в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска, утвержденного постановлением главы городского округа «Город Якутск» от 18.04.2008г. №906р, Комиссия является коллегиальным органом, созданным при Окружной администрации г.Якутска для рассмотрения вопросов, связанных с правомерностью предоставления и использования земельных участков на территории Городского округа «Город Якутск».

В соответствии с пунктом 3.1 указанного Положения Комиссия по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г.Якутска принимает решение о возможности либо мотивированном отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков для строительства объектов коммунальной, инженерной инфраструктуры, а также под некапитальные объекты и сооружения.

Оспариваемое действие, выразившееся в решении об отказе в предоставлении под строительство земельного участка, подписано заместителем директора Департамента ФИО4.

В соответствии с пунктом 7.7 Положения о Департаменте имущественных отношений Мэрии г.Якутска, утвержденным Постановлением Главы Городского округа «Город Якутск» от 25.12.2008г. №136, заместители руководителя Департамента в соответствии с распределением обязанностей издают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ приказы и распоряжения.

Таким образом, ответчик не является лицом, уполномоченным принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Поскольку земельный участок испрашивался для строительства объекта, не предусмотренного пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а в иных целях, заявитель правомерно полагает, что земельный участок мог быть предоставлен не посредством проведения торгов, а с предварительным согласованием места размещения объекта на праве аренды в порядке статьи 31 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о порядке оформления правоустанавливающих документов на земельные участки в Городском округе «Город Якутск», утвержденного Постановлением Главы Городского округа «Якутск» от 11.07.2008г. №82, выбор земельного участка для строительства оформляется актом о выборе земельного участка для строительства, составленным Комитетом по земельным отношениям Департамента имущественных отношений мэрии г. Якутска или организацией, уполномоченной на осуществление действий по подготовке документов для реализации уполномоченным органом местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю на основании заявления с приложением следующих документов: 1) копия топографической съемки земельного участка с указанными на ней границами испрашиваемого земельного участка; 2) кадастровая выписка, содержащая сведения об испрашиваемом земельном участке из Государственного кадастра недвижимости; 3) 2 (две) фотографии земельного участка с привязкой на местности; 4) копии учредительных документов - для юридических лиц, копии документов о регистрации - для индивидуальных предпринимателей, копия паспорта - для физических лиц; 5) технико-экономическое обоснование проекта строительства, необходимые расчеты.

Указание заявителем в заявлении о приложении к заявлению топосъемки испрашиваемого земельного участка и кадастровых выписок, подтверждающих, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц не находит своего документального подтверждения, ответчик в возражение указанного ссылается на то, что нет сведений о приложениях к заявлению.

В силу статьи 70 ЗК РФ, статьи 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" проведение государственного кадастрового учета носит заявительный характер, что предусматривает обращение заявителя в уполномоченные органы и предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок и документов о его межевании, на основании которых в государственный земельный кадастр вносятся сведения о границах земельного участка.

К заявлению о предоставлении земельного участка для строительства заявителем не была приложена кадастровая карта (план) испрашиваемого земельного участка, земельный участок на государственный кадастровый учет не был поставлен. В заявлении заявителя в адрес Главы Администрации Городского округа «Город Якутск» от 01.10.2008г. обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок не указаны.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.

В качестве доказательства соблюдения порядка предоставления земельных участков, установленного пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ, ответчик ссылается на письмо Комитета архитектуры и градостроительства от 13.01.2009г. №07/0014 о возможности согласования только после утверждения проекта планировки территории.

Согласно пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.

В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьи 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьи 70 настоящего Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьи 32 настоящего Кодекса.

В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, Земельным кодексом предусмотрена обязанность заинтересованного лица представить в орган местного самоуправления одновременно с соответствующим заявлением кадастровую карту (план) земельного участка и корреспондирующую ей обязанность органа местного самоуправления рассмотреть данное заявление и принять соответствующее решение. То есть, действиям полномочного органа должно в обязательном порядке предшествовать обращение заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства с приложением к нему кадастровой карты (плана) земельного участка.

В нарушение требований статьи 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств, подтверждающих, что им подано заявление о предоставлении земельного участка для строительства с соблюдением требований, установленных ст. 32 ЗК РФ, то есть с приложением кадастровой карты (плана) земельного участка, как равно и доказательств, свидетельствующих об обращении в соответствующую организацию с заявлением об изготовлении кадастровой карты (плана) спорного земельного участка.

Учитывая, что заявителем не были выполнены требования, предъявляемые к заявлениям о предоставлении земельного участка под строительство, суд приходит к выводу о том, что заявитель не обратился в установленном законом порядке, в связи с чем у ответчика, не уполномоченного принимать решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта, не возникло обязанности по принятию соответствующего решения.

Оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка мотивирован отсутствием проекта планировки территорий, который уполномоченным органом в установленном порядке не разработан. Отказ ответчика не основан на законе, но между тем в данном случае он сам по себе не влечет нарушение прав заявителя, поскольку не были соблюдены определенные условия на предоставление земельного участка под строительство.

В заявлении заявитель, ссылаясь на статью 5 Земельного кодекса РФ, полагает, что он является участником земельных отношений.

В соответствии с Земельным кодексом РФ круг субъектов – участников земельных правоотношений, то есть земельных отношений, регулируемых правом, складывающимся в области использования и охраны земель, определен в статье 5 Земельного кодекса РФ.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Для целей Земельного кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Таким образом, в силу статьи 5 Земельного кодекса РФ заявитель не является субъектом земельных правоотношений и нарушений прав участника земельных отношений судом не установлено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с недоказанностью нарушения ответчиком права заявителя на приобретение земельного участка в удовлетворении требования заявителя следует отказать с отнесением госпошлины на заявителя.

Требование об обязании ответчика в порядке и сроки, установленные статьей 31 Земельного кодекса РФ, предоставить земельный участок для строительства станции технического обслуживания по адресу: г.Якутск, район Гимеина, заявлено заявителем в порядке устранения допущенных нарушений прав и интересов заявителя. Следовательно, указанное требование также судом не может быть удовлетворено.

При подаче заявления заявителем уплачена госпошлина в сумме 2000 рублей, уплате подлежала госпошлина в сумме 100 рублей. В связи с чем излишне уплаченную госпошлину в сумме 1900 рублей следует возвратить заявителю.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета госпошлины в сумме 1900 рублей, уплаченную по платежному поручению №5от 26.01.2009 г. Выдать справку о возврате госпошлины.

Решение может быть обжаловано.

Судья Эверстова Р. И.