ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-812/19 от 30.05.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

06 июня 2019 года

Дело № А58-812/2019

Резолютивная часть решения объявлена 30.05.2019

Мотивированное решение изготовлено

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности аптечного учреждения

при участии в судебном заседании:

от истца – представителей ФИО2, по доверенности от 13.05.2019, сроком до 13.05.2020, ФИО3, по доверенности от 21.05.2019, сроком на три года, ФИО4, по доверенности от 3.05.2019, сроком до 30.05.2020, ФИО5, по доверенности от 30.05.2019, сроком до 30.05.2020;

от ответчика – представитель не явился, извещен;

установил:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Саха (Якутия)  (далее истец, ТО Росздравнадзора) обратился в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее ответчик, лицензиат, предприниматель) об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельности  (далее - лицензия) №ЛО-14-02-000734 от 29.07.2016, выданной Министерством здравоохранения Республики Саха (Якутия).

Требования мотивированы нарушением лицензиатом требований, предусмотренных пп. «в» п. 4, п.п «к» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081, что влечет угрозу жизни и здоровья граждан.

Предпринимателем представлен отзыв о несогласии с заявленными требованиями.

В судебном заседании представители ТО Росздравнадзора требования поддержали в полном объеме.

Предприниматель в судебное заседание не явился, представил ходатайство об отложении судебного разбирательства со ссылкой на невозможность личного участия в судебном заседании.

Представители истца просили отказать в удовлетворении ходатайства по изложенным основаниям.

Рассмотрев ходатайство об отложении судебного заседания, суд отказывает в его удовлетворении ввиду отсутствия процессуальных оснований.

Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине (часть 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанные нормы предусматривают право, но не обязанность суда отложить судебное разбирательство в случае заявления лицом, участвующим в деле, такого ходатайства с обоснованием причины неявки в судебное заседание и при условии, что эти причины будут признаны судом уважительными.

Невозможность участия в судебном заседании не является препятствием к реализации стороной по делу ее процессуальных прав.

Предприниматель не лишен возможности представлять доказательства, подтверждающие свои возражения по существу заявленных требований, приводить письменные пояснения в обоснование своих доводов.

Предприниматель не привел в ходатайстве способных повлиять на исход дела доказательств, которые он мог бы представить суду в случае удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения дела.

Дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.

Рассмотрев материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в заявлении и отзыве на него, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в ТО Росздравнадзора поступило обращение ФИО6 от 19.11.2018 (вх№259/18 от 30.11.2018), содержащее сведения об осуществлении деятельности аптечного пункта, принадлежащего предпринимателю ФИО1, которая осуществляет фармацевтическую деятельность с поддельным дипломом.

В связи с необходимостью проверки изложенных в обращении сведений, ТО Росздравнадзора был направлен запрос в Курский государственный медицинский университет о предоставлении информации по выдаче диплома и сертификата на имя ФИО7.

Из ответа Курского государственного медицинского Университета от 15.11.2018 №08/3299 следует, что диплом с регистрационным номером 3329 от 26.07.2012 по специальности «Фармация» и сертификат специалиста «фармацевтическая технология» №0146240298775 от 28.08.2014 на имя ФИО8 не выдавались, указанное лицо обучение на факультете последипломного образования не проходила, указанные документы являются поддельными.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ТО Росздравнадзора в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа; лицензионные требования – это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно части 2 статьи 2 Закона № 99-ФЗ задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

В Положении о лицензировании фармацевтической деятельности не содержится норм, регулирующих порядок аннулирования лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

В Федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Закон об обращении лекарственных средств) также не содержится норм, регулирующих порядок аннулирования лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 61-ФЗ указано, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, к отношениям, связанным с аннулированием лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, применяются положения Закона № 99-ФЗ.

Полномочие лицензирующего органа по обращению в суд с требованием об аннулировании лицензии предусмотрено частью 12 статьи 20 Закона № 99- ФЗ.

При этом по смыслу статьи 20 Закона № 99-ФЗ основанием для аннулирования судом лицензии является совокупность юридических фактов неоднократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований, неисполнения законных предписаний надзорного органа, непринятия мер к устранению нарушения лицензионных требований.

Таким образом, аннулирование лицензии является мерой воздействия на лицензиатов в целях удержания их от продолжения совершения грубых нарушений лицензионных требований, соблюдения требований действующего законодательства.

Согласно заявлению, ТО Росздравнадзора обращаясь в суд с заявлением об аннулировании лицензии ссылается на нарушение предпринимателем пп. «в» п. 4, п.п «к» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1081.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая ветеринарные аптечные организации и ветеринарные организации, установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 (далее - Положение).

В силу пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение) осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.

Согласно п.п. «в» п. 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

в) наличие у руководителя организации (за исключением медицинских организаций), деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста;

для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет, сертификата специалиста.

Подпунктом "к" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности № 1081 установлено, что лицензиат должен соответствовать лицензионному требованию: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения - высшего или среднего фармацевтического либо высшего или среднего ветеринарного образования, сертификата специалиста.

Из материалов дела и пояснений представителей ТО Росздравнадзора в судебном заседании следует, что указанные нарушения были установлены в ходе рассмотрения гражданина ФИО6, в связи с направлением запроса в учебное заведение и получением ответа.

 Согласно пункту 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности № 1081, лицензирование фармацевтической деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в части деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими фармацевтическую деятельность, в части лицензионного контроля (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочий по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

В силу части 1 статьи 19 Закона о лицензировании к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 2 - 10 настоящей статьи, а также федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности в соответствии с частью 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ.

В обращении гражданина ФИО6 от 19.11.2018 представлена информация о факте реализации в аптечном пункте Предпринимателя лекарственных средств лицом, не имеющим на то права.

Таким образом, поскольку указанная информация содержит сведения о возникновении угрозы причинения возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, постольку указанное в силу подп. "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ является одним из оснований для проведения внеплановой проверки.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Перечень таких грубых нарушений, влекущих признание недействительными результатов проверки, установлен частью 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не отрицалось представителями истца, при рассмотрении заявления ФИО6 и проверки фактов в нем изложенных, проверка ТО Росздравнадзором не назначалась, предприниматель о проведенных проверочных мероприятиях не извещалась, акт не составлялся.

Следовательно, требования Федерального закона N 294-ФЗ по основаниям проведения проверки, срокам ее проведения, уведомлению о проверке, оформлению результатов проверки, вручению документов, ТО Росздравнадзора не соблюдены.

Грубые нарушения установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к порядку проведения проверок, влекут признание результатов проверки недействительными.

Иных относимых и допустимых доказательств в обоснование требований истцом не представлено.

Кроме того, как указано выше, к отношениям, связанным с аннулированием лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, применяются общие положения Закона о лицензировании.

Статьей 20 Закона о лицензировании установлен порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии.

Согласно п. 1, 2 ч. 1 ст. 20 Закона о лицензировании действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в случае назначения лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о лицензировании в случае вынесения решения суда или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований лицензирующий орган вновь выдает предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований и приостанавливает в течение суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок исполнения вновь выданного предписания (за исключением случая, предусмотренного п. 2 ч. 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 4 ст. 20 Закона о лицензировании в решении лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, оформленном и доведенном до сведения лицензиата в порядке, установленном частями 2, 5 и 9 ст. 14 настоящего Федерального закона, должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом или должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата либо о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

Согласно пункту 9 статьи 20 Закона о лицензировании по истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Частью 11 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в установленный судом, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего соответствующий государственный контроль и надзор, срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановления действия лицензии или в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

В соответствии с частью 12 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Таким образом, основаниями для обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии являются:

- не устранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

- не устранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок приостановления действия лицензии;

- не устранение лицензиатом грубого нарушения лицензионных требований в срок, установленный вновь выданным предписанием.

Именно при указанных обстоятельствах в силу части 11 статьи 20 Федерального закона N 99-ФЗ у лицензирующего органа возникает обязанность обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

            В ходе судебного разбирательства установлено, что в отношении предпринимателя решений о приостановлении деятельности или действия лицензии не принималось, сведений о привлечении к ответственности не имеется, что ТО Росздравнадзора не отрицается. Равным образом, вновь, то есть повторно, предписание об устранение нарушений Росздравнадзором не выдавалось.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований ТО Росздравнадзора.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об аннулировании лицензии на осуществление фармацевтической деятельностью индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

          Судья

                                            Клишина Ю. Ю.