Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск , 980 , www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
06 июля 2016 года | Дело № А58-816/2016 |
Резолютивная часть решения объявлена 29.06.2016.
Мотивированное решение изготовлено 06.07.2016.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Молоткова Андрея Евгеньевича ( ИНН 143500702555) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146) о признании действий незаконными, с участием представителей: Инспекции – Тезекбаевой Д.М. по доверенности от 18.02.2016 № 25/005364, Молоткова А.Е. – не явился, извещен (почтовое уведомление № 677000 98 01164 7), установил:
ФИО1 – далее заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) – далее Инспекция, регистрирующий орган о признании незаконными действий.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 16 час 30 мин. 27.06.2016 до 11 час. 15 мин. 29.06.2016.
Судом установлены обстоятельства дела.
08.04.1998 ФИО1 зарегистрирован администрацией города Якутска в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
16.04.2004 ФИО1 направлены в Инспекцию ценным письмом с описью вложения нотариально заверенные копии паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении, свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
09.12.2015 ФИО1 обратился в Инспекцию с заявлением о выдаче выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
10.12.2015 Инспекция выдала ФИО1 выписку из ЕГРИП № 10175В/2015, из содержания которой следует, что заявитель 13.05.2005 утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на основании статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ.
ФИО1, не согласившись с тем, что, несмотря на то, что 16.04.2004 им были направлены в Инспекцию необходимые документы, он утратил 13.05.2005 государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на основании статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконными действий.
Регистрирующий орган с заявлением не согласен по основаниям, изложенным в отзыве от 11.04.2016 № 05-17/011853 (л.д. 52 – 54), пояснениях без даты и номера (л.д. 60 – 61), дополнении к отзыву от 08.06.2016 № 05-17/019331 (поступило в суд 09.06.2016).
Изучив доводы заявителя и возражения регистрирующего орган, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Пунктом 3 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают дела по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Указанные в части 1 настоящей статьи дела рассматриваются арбитражным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (часть 2 указанной статьи).
Таким образом, довод Инспекции о неподведомственности данного спора арбитражному суду и прекращении производства по делу со ссылкой на пункт 13 постановления Пленума Верховного суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и (или) обжаловано в судебном порядке.
Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Учитывая, что Инспекцией не принято решение об отказе в государственной регистрации в отношении ФИО1, а внесена запись в ЕГРИП об утрате государственной регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя, судом отклоняется довод Инспекции о том, что заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный Законом о государственной регистрации, в связи с чем заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
По смыслу Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе в редакции, действовавшей в спорный период времени, государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" с 01.01.2004 введен новый порядок регистрации граждан в качестве индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 2 названного Федерального закона документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 года, являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 1 января 2005 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, до 1 января 2005 года обязано представить в регистрирующий орган по месту своего жительства следующие документы:
а) копию основного документа, удостоверяющего личность указанного лица как гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является гражданином Российской Федерации);
б) копию документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как иностранного гражданина (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином);
в) копию документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность указанного лица как лица без гражданства (в случае, если указанное лицо является лицом без гражданства);
г) копию свидетельства о рождении указанного лица или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, не содержит сведений о его дате и месте рождения);
д) копию документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если указанное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства);
е) подлинник или копию документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства указанного лица в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность указанного лица, или документа, подтверждающего право указанного лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);
ж) документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 76-ФЗ представление данных документов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона № 129-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены формы документов, используемых при государственной регистрации.
Для представления документов в регистрирующий орган индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными до 01.01.2004, предусмотрена специальная форма заявления № Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." (приложение № 21 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439).
Соответственно, законом установлен заявительный порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что ФИО1 направил 16.04.2004 в Инспекцию ценным письмом нотариально заверенные копии паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении, свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (л.д. 35 – 36). Заявление по форме № Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г." ФИО1 не направлено в Инспекцию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения. При этом датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (пункт 2 статьи 9).
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона № 129-ФЗ при получении регистрирующим органом документов, направленных почтовым отправлением, расписка в получении документов при наличии соответствующего указания заявителя направляется регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов.
Инспекция не подтверждает получение ценного письма, направленного в ее адрес ФИО1, у заявителя отсутствуют документы (расписка в получении документов), подтверждающие факт подачи документов и факт получения их регистрирующим органом.
Из части 3 статьи 3 Закона № 76-ФЗ следует, что запись о физическом лице, зарегистрированном в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, вносится регистрирующим органом в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей на основании представленных в соответствии с настоящей статьей документов в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 8 Закона № 129-ФЗ. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента внесения данной записи выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В силу части 4 статьи 3 Закона № 76-ФЗ в случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной статьей 3 Закона № 76-ФЗ обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Законом № 129-ФЗ.
Оценив, доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что учитывая тот факт, что ФИО1 не исполнил обязанность по представлению заявления о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года по форме № Р27001, регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя утратила силу правомерно.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
На основании указанной нормы Кодекса, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 полностью.
При обращении в арбитражный суд с настоящим заявлением ФИО1 уплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц составляет 300 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 5 700 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении заявленных требований ФИО1 (ИНН <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий отказать.
Возвратить ФИО1 (ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 5 700 рублей, уплаченную платежным поручением от 08.02.2016 № 3735, выдать справку.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова