ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-8337/14 от 24.02.2015 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, Якутск, 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

24  февраля 2015 года

Дело № А58-8337/2014

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи
Андреева В.А., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260) от 22.12.2014 №119/16481 к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435067147, ОГРН 1021401068996) о признании незаконным и  отмене постановления №04-22/231 от 12.12.2014 о назначении административного наказания,

установил:

Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (далее -  общество, заявитель)  обратилось с заявлением  к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия) (далее – Управление, административный орган), о признании незаконным и отмене постановления № 04-22/231 от 12.12.2014 о назначении административного наказания.

Определением суда от 29.12.2014  заявление принято к производству в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Информация о принятии заявления к производству размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

Определения суда от 29.12.2014 лицами, участвующими в деле, получены, что подтверждается судебной распиской от 19.01.2014 о вручении определения заявителю, почтовым уведомлением от 19.01.2015 о вручении определения административному органу.

В пределах установленных судом сроков и срока рассмотрения дела административным органом представлен отзыв на заявление от 22.01.2015 №01-13-ПО/179 с материалами административного дела.

Дело рассматривается в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Управлением в период с 24.11.2014 по 28.11.2014 на основании Распоряжения от 20.11.2014 №961-р проведена  внеплановая документарная проверка заявителя по обращению гражданина ФИО2 от 17.10.2014 б/н по расследованию технологического нарушения, произошедшего 01.04.2014.

Копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки от 20.11.2014 №961-р была направлена Заявителю и  получена им, о чем свидетельствует номер входящей документации Заявителя (вхд.№ 18382).

По результатам проведенной проверки был составлен Акт проверки от 28.11.2014 №04-23/428, которым были установлены нарушения Заявителем:

-          п.6.1.8. Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей, утв. Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229,

-          п.п. 1.4.4., 2.10.1-2.10.3., 2.11.1.-2.11.5., 2.2.5.. 4.15.43., 4.15.44. Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок,   утв. Постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 05.01.2001 №3, приказом Минэнерго России  от 27.12.2000 №163,

-          п.п.4.4, 13.1-13.3. 14.1-14.5, 38.43. 38.44 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок,  утв. Приказом Минтруда и соцразвития от 24.07.2013 №329-М.

Акт проверки был вручен Заявителю через приемную  01.02.2014 вхд.№19018.

Управление уведомило Заявителя о необходимости явки законному представителю общества  или его представителю с надлежаще оформленными полномочиями 05.12.2014 в Управление для составления протокола об административном правонарушении по ст.9.11 КоАП РФ.

 05.12.2014 в присутствии представителя заявителя по  доверенности составлен протокол №01-22/231 об административном правонарушении. Копия протокола вручена представителю Заявителя по доверенности.

Уведомлением от 09.12.2014 №04-16/5932 административный орган уведомил общество о рассмотрении дела об административном правонарушении 12.12.2014 в 11-00 час, что подтверждается вх. №19557 от 09.12.2014.

11.12.2014 общество представило в Управление возражения, которым указало на отсутствие события правонарушения.

12.12.2014 административное дело было рассмотрено в присутствии представителя заявителя по доверенности. Вынесено постановление №04-22/231, которым  заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность  за которое предусмотрена на ст.9.1 I КоАП РФ с наложением штрафа в размере 20 000 рублей.

Заявитель, не согласившись с привлечением его к административной ответственности, обратился с заявлением в арбитражный суд.

В представленном отзыве на данное заявление Управление отклонило доводы заявителя, указав на правомерность вынесенного постановления в связи с наличием состава правонарушения, а также соблюдением сроков привлечения к административной ответственности.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании  решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

 В соответствии со статьей 9.11. КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки –влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Административным органом в постановлении  установлены следующие нарушения:

П.1 Передача смены дежурства 02.04.2014 дежурным диспетчером оперативно диспетчерской службы Дентальных электрических сетей другому диспетчеру, без указания причины снятия со смены диспетчера, без визы лица принявшего решение о снятии диспетчера со смены.

П.2 Электромонтер службы Высоковольтных линий ФИО3, являясь производителем работ по наряду-допуску №219 закрытому 02.04.2014г. в 03-30, одновременно был допущен в 22-15 01.04.2-014г. по распоряжению №221 на осмотр линии ПОкВ Л-102.

П. 5 В оперативном журнале Оперативно диспетчерской службы Центрального энергорайона центральных электрических сетей 02.04.2014г. в 03-52 дано разрешение на подготовку рабочего места и допуск бригады по наряду-допуску №225, ВЛ-110кВ Л-102, соединение шлейфа с установкой ПЗ №207 на рабочем месте без ППР (проекта производства работ) (Л-102 под наведенным напряжением).

В силу п. 6.1.8 Приказ Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4799) (далее - ПТЭ ЭСС) на каждом объекте, в каждом предприятии электрических и тепловых сетей, в органах оперативно-диспетчерского управления энергосистем, объединенных и единой энергосистем с учетом их специфики и структурных особенностей должны быть разработаны инструкции по оперативно-диспетчерскому управлению, производству переключений и ликвидации аварийных режимов.

Ведение оперативных переговоров и записей в оперативно-технической документации должно производиться в соответствии с типовыми инструкциями, указаниями и распоряжениями с применением единой общепринятой терминологии.

Согласно п. 1.8 Инструкции по предотвращению и ликвидации технологических наруше­ний в электрической части ОАО АК «Якутскэнерго» (далее-Инструкция): Приемка и сдача смены оперативного и диспетчерского персонала во время ликвидации нарушений нормального режима электрической части энергосистем запре­щается.Пришедший на смену персонал используется по усмотрению лица, руководящего ликвидацией нарушения нормального режима.

При затянувшейся ликвидации нарушения нормального режима или при ликвидации нарушения нормального режима, требующей длительного времени, сдача смены допускается по разрешению вышестоящего оперативного или оперативно-диспетчерского персонала.

Согласно п.6.5.4 ПТЭ ЭСС в  случае необходимости оперативные руководители или ад­министративные руководители лиц указанных выше, имеют право поручить руководство лик­видацией технологического нарушения другому лицу или взять руководство на себя, сделав запись в оперативном журнале. О замене ставится в известность как вышестоящий, так и под­чиненный оперативный персонал.

Согласно административным органом выявлено отсутствие в оперативном журнале ОДС ЦРЭС о передаче смены другому диспетчеру, что не оспаривается заявителем и поясняется им, что запись отсутствует по причине большой загруженности диспетчера при ликвидации нарушения нормального режима сети.

Проведение соответствующей работы с оперативно-диспетчерским персоналом Распоряжением от 14.04.2014 №201/151р не может являться свидетельством об отсутствии факта нарушения требований ПТЭ ЭСС и инструкции по оперативно-диспетчерскому управлению, производству переключений и ликвидации аварийных режимов.

Согласно  п.3.2. Инструкции Распоряжение о переключении диспетчер отдает непосредственно подчи­ненному оперативно-диспетчерскому персоналу в соответствии с принятой на данном уровне диспетчерского управления детализацией команд. В исключительных (как правило, аварийных случаях) случаях допускается ведение переговоров и выдача распоряжений непосредственно на энергообъекты с последующим уведомлением диспетчера соответствующего ДЦ.

Содержание распоряжения о переключении и порядка его выполнения определяется отдающим диспетчером с учетом сложности здания, необходимой координации действий оперативного персонала и согласованности изменений в схемах электроустановок.

Работник не может быть одновременно производителем работ по наряду допуску и распоряжению.

Материалами дела установлено,  что в нарушение вышеуказанных положений Электромонтер службы Высоковольтных линий ФИО3, являясь производителем работ по наряду-допуску №219 закрытому 02.04.2014г. в 03-30, одновременно был допущен в 22-15 01.04.2-014г. по распоряжению №221 на осмотр линии ПОкВ Л-102. Доказательств соблюдения вышеуказанных требований заявителем не представлено.

В соответствии п. 4.4. с Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н  "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2013 N 30593) капитальный ремонт электрооборудования напряжением выше 1000 В, работа на токоведущих частях без снятия напряжения в электроустановках напряжением выше 1000 В, а также ремонт ВЛ независимо от напряжения, должны выполняться по технологическим картам или проекту производства работ (далее - ППР), утвержденным руководителем организации.

Заявителем в заявлении указывает о выполнении работ согласно типового плана производства работ, который был представлен административному органу. 

В соответствии  письмом  ОАО АК «Якутскэнерго» от 11.12.204 №2012/15898 ППР (проект производства работ) по разделу соединению шлейфов провода  на анкерной двух цепной металлической опоре,  работа по установке ПЗ (переносных заземлений) должна производится по отдельному наряду допуску (п.6). В силу п. 7 по отдельному наряду-допуску производятся работы по разделу (соединению) шлейфов.

01.04.2014 в соответствии с записями оперативного журнала, работы по установке ПЗ и соединению шлейфов проводились по одному наряду – допуску №225, из чего следует, что работы по наряду допуска  проводились без ППР.

Таким образом, факт выявленных нарушений материалами дела установлен.

Согласно правилам части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности также составляет 1 год.

Учитывая, что нарушения были выявлены 28.11.2014, что подтверждается актом проверки, а постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено 05.12.2014, суд приходит к выводу о соблюдении срока давности привлечения общества к административной ответственности.

Довод заявителя о нарушении сроков составления протоколов об административном правонарушении проверен (проверка проведена с 24.11.2014 по 28.11.2014, протокол составлен 05.12.2014), вместе с тем не свидетельствует о нарушении процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, поскольку само по себе нарушение срока составления протокола об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 28.5 КоАП Российской Федерации, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.

На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.

В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие события административного правонарушения.

Таким образом, привлекая общество к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ, Управление обязано  установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) лиц при использовании топлива, электрической и тепловой энергии, устройстве и эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, а также реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, с нарушение положений соответствующих Правил.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальные органы. В данном случае таковым является Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно статье 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Таким образом, привлекая заявителя к административной ответственности, административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения, в том числе субъективную сторону.

В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Оценив обстоятельства, установленные по делу, суд усматривает, что в оспариваемом постановлении  и протоколе отсутствует описание субъективной стороны правонарушения, тем самым, суд считает, что оспариваемое постановление не отвечает приведенным требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (часть 1); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (часть 2); неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (часть 3).

В пункте 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2010 № 934-О-О указано, что несмотря на то, что названные конституционные положения по своему буквальному смыслу направлены на закрепление презумпции невиновности в отношении лиц, обвиняемых в совершении преступления, их значение выходит за рамки уголовного преследования. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В оспариваемом постановлении административного органа не усматривается выводов о наличии вины Общества.

В структуру состава административного правонарушения входит, в том числе, субъективная сторона правонарушения.

Вина является элементом субъективной стороны административного правонарушения, а значит и элементом состава правонарушения.

В данном случае Общество привлечено к административной ответственности административным органом без установления вины лица, признания его виновным, а следовательно, в отсутствие состава правонарушения.

Отсутствие события и состава административного правонарушения, в силу положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии в действиях заявителя вины административным органом не исследовался, что свидетельствует о недоказанности обязательного элемента состава административного правонарушения, как субъективная сторона, что свидетельствует о несоответствии оспариваемого постановления закону.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

По совокупности названных норм права, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

руководствуясь статьями 167-170, 176, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Саха (Якутия) от 12.12.2014 №04-22/231  о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении  Открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго".

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

ФИО1