Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-8382/10
г. Якутск 21.03.2011
Резолютивная часть решения объявлена 14.03.2011.
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2011.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Луковцевым А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Комитета земельных и имущественных отношений Муниципального образования "Нерюнгринского район"
к Органу местного самоуправления Беркакитскому поселковому Совету
о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления Беркакитский поселковый совет, выраженное в отказе в согласовании решения принять имущество муниципального образования "Нерюнгринский район", подлежащего безвозмездной передаче в собственность городского поселения, а именно:
- подъезд к базе Геологов (от АЯМ 365 км до базы Геологов);
- автодорога АЯМ 365 км - Беркакит;
- автодорога АЯМ 361 км - Беркакит
в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле (Комитет согласно почтовому уведомлению № 67700035068215, поселковый Совет согласно телеграфному уведомлению № 00989530).
В судебном заседании 10.03.2011 был объявлен перерыв до 14.03.2011.
Муниципальное образование «Нерюнгринский район» в лице Комитета земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нерюнгринский район» (далее - Комитет) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, с уточнением, к Органу местного самоуправления Беркакитскому поселковому Совету (далее – поселковый Совет) о признании незаконным бездействия, выраженного в отказе в согласовании решения принять имущество муниципального образования «Нерюнгринский район», подлежащего безвозмездной передаче в собственность городского поселения, а именно: подъезд к базе Геологов (от АЯМа 365 км до базы Геологов), автодороги АЯМ 365 км - Беркакит, автодорога АЯМ 361 км - Беркакит (далее - спорные автодороги).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.05.2010 по делу
№ А58-284/10 по заявлению Комитета земельных и имущественных отношений муниципального образования «Нерюнгринский район» к Поселковой администрации Городского поселения "Поселок Беркакит" о признании незаконным бездействия в принятии имущества муниципального образования "Нерюнгринский район", подлежащего безвозмездной передаче в собственность городского поселения, а именно: подъезд к базе Геологов (от АЯМа 365 км до базы Геологов), автодорога АЯМ 365 км - Беркакит, автодорога АЯМ 361 км - Беркакит в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 31.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Поселковый Совет представил отзыв от 20.12.2010, в котором указывает на нарушение формы и порядка подачи заявления, на иное наименование ответчика, отсутствие доверенности от муниципального района на лицо, подписавшее заявление, пропуск срока подачи заявления.
Ходатайством от 09.03.2011 № 15.1-11/188 Комитет просит отложить рассмотрение дела в связи с тем, что поселковый Совет не предоставил возражение на возражение Комитета, возражение на пояснения от 08.02.2011 и ходатайство от 08.02.2011.
Признавая достаточным представленные в материалы дела документы для вынесения судебного акта, учитывая установленные процессуальные сроки рассмотрения дела по заявлению об оспаривании действий (бездействия) суд, руководствуясь частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказывает в удовлетворении ходатайства Комитета об отложении рассмотрения дела.
Из материалов дела установлено.
Согласно пунктам 1.1., 3.2.2 Положения о Комитете земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, утвержденного решением Нерюнгринского районного Совета от 14.04.2006 № 10-25, Комитет от имени муниципального образования «Нерюнгринский район» осуществляет права и полномочия собственника, самостоятельно выступает во всех арбитражных судах.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ 25.01.2011 № 646 полное наименование ответчика следующее – Орган местного самоуправления Беркакитский поселковый Совет, что также подтверждается копией свидетельства о регистрации данного органа – серия 14
№ 001597198 от 15.05.2008.
На основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2003 № 138 и 18.08.2005 № 481 спорные автомобильные дороги находятся в собственности муниципального образования «Нерюнгринский район», расположены в границах городского поселения, федерального или регионального значения не имеют.
23.12.2008 на 3-ей сессии депутатов Нерюнгринского районного Совета (II созыва)
принято решение № 11-3 о согласовании перечня имущества муниципального образования «Нерюнгринский район», подлежащего передаче в муниципальную собственность городскому поселению «Поселок Беркакит» (пункт 1.1 решения).
Письмом от 31.07.2009 № 1580 и.о. главы муниципального образования «Нерюнгринский район» направил в адрес главы городского поселения «Поселок Беркакит» на согласование перечень имущества муниципального образования «Нерюнгринский район», подлежащего передаче в собственность городского поселения "Поселок Беркакит", включающий в себя спорные автомобильные дороги.
Письмом от 08.09.2009 № 22 председатель поселкового Совета сообщил о решении 17-й сессии поселкового Совета от 08.08.2009 об отказе в принятии в собственность спорных автомобильных дорог по мотивам, изложенным в обращении к заместителю главы Нерюнгринского района.
В прилагаемом к письму от 08.09.2009 № 22 обращении председателя поселкового Совета к заместителю главы Нерюнгринского района указано об отклонении решения принять в муниципальную собственность автодороги, принятого на сессии поселкового Совета 08.09.2009. При этом, из первого абзаца этого письма следует, что 17-я сессия состоялась 08.08.2009, из последнего абзаца следует, что обращение принято на сессии поселкового Совета 08.09.2009.
В отзыве поселкового Совета от 20.12.2010 дата проведения 17 сессии указана 08.09.2010, а письмом от 14.01.2011 № 01 поселковый Совет сообщил о том, что 17 сессия не проходила 08.08.2009.
С учетом указанного, суд приходит к выводу о том, что 17 сессия депутатов поселкового Совета состоялась 08.09.2009.
27.01.2011 исх.№ 90 Администрация городского поселения «Поселок Беркакит» направила в Комитет список решений, принятых на 17-ой сессии, проходившей 08.09.2009, который не содержит информации об отклонении решения принять в муниципальную собственность автодороги.
Комитет, ссылаясь на статьи 14, 50 и 85 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статью 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации», полагает, что муниципальное образование «Нерюнгринский район» не имеет полномочий нести обязанности собственника в отношении имущества городского поселения «Поселок Беркакит», в связи с тем, что муниципальный район не имеет полномочий нести обязанности собственника в отношении имущества городского поселения, чем нарушаются материальные права и интересы муниципального образования «Нерюнгринский район» и жителей муниципального района.
Дело рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным, решение и действие (бездействие) - незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия данного акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемыми актом, решением и действием (бездействием) прав заявителя.
Предметом заявленных Комитетом требований является признание незаконным бездействия поселкового Совета, выраженного в отказе в согласовании решения принять имущество муниципального района, подлежащего безвозмездной передаче в собственность городского поселения (автодороги), в то время как собственно бездействия допущено не было, поскольку поселковый Совет принял решение об отказе в согласовании перечня передаваемого имущества (письмо от 08.09.2009 № 22 и прилагаемое к нему обращение к заместителю главы Нерюнгринского района).
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В рассматриваемом случае, по сути, имело место не бездействие, а оформленное письмом поселкового Совета решение об отказе в согласовании перечня передаваемого имущества.
В пункте 1 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина или организации).
Согласно части 11.1 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122-ФЗ), в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке.
Разграничение имущества осуществляется, в том числе, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Закона № 131-ФЗ видами имущества.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В Республике Саха (Якутия) указанные общественные отношения урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия)» (далее – Закон Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV).
Согласно части 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З
№ 71-IV (здесь и далее в редакции, действующей на момент оспариваемого отказа в согласовании перечня передаваемого имущество) разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами осуществляется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) на основании согласованных предложений органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления составляет перечень передаваемого имущества и направляет его на согласование в уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления, осуществляющий согласование указанного перечня.
В перечне передаваемого имущества указываются:
1) полное наименование имущества;
2) идентификационный номер объекта недвижимости по реестру муниципального имущества;
3) местонахождение имущества;
4) юридический адрес муниципального унитарного предприятия (муниципального учреждения);
5) балансовая стоимость основных фондов;
6) остаточная стоимость основных фондов;
7) технические характеристики имущества (инвентарный номер, площадь, протяженность и (или) иные индивидуальные характеристики);
8) основание возникновения права муниципальной собственности (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) о передаче имущества в муниципальную собственность, дата, номер).
31.07.2009 сопроводительным письмом № 1580 Глава района, в пределах полномочий, установленных пунктом 6 статьи 29, подпункта 5 пункта 1 статьи 33 устава муниципального района «Нерюнгринский район», принятого решением Нерюнгринского районного Совета от 23.12.2008 № 2-3, размещенного для всеобщего доступа на портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) (sakha.gov.ru), направил Главе городского поселения письмо на согласование перечня имущества Муниципального образования «Нерюнгринский район», подлежащего передаче в собственность городского поселения.
В указанном письме содержится просьба вернуть один экземпляр перечня имущества для дальнейшего его согласования представительным органом Муниципального образования «Нерюнгринский район» или представить обоснованный отказ в согласовании в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV.
Перечень передаваемого имущества составлен в соответствии с требованиями части 1 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV.
Основанием возникновения права муниципальной собственности муниципального района на спорное имущество указаны постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.08.2005 № 481 и от 16.03.2003 № 138.
Из Перечня автомобильных дорог общего пользования Республики Саха (Якутия), подлежащих передаче в муниципальную собственность муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18.08.2005 № 481 «О безвозмездной передаче автомобильных дорог общего пользования Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальным образованиям Республики Саха (Якутия)», следует, что Нерюнгринскому району подлежат передаче автодороги Нерюнгри – Беркакит АЯМ (365 км); АЯМ (361 км) – Беркакит.
Сведения о передаче автодорог Нерюнгри – Беркакит АЯМ (365 км); АЯМ (361 км) – Беркакит в собственность муниципальному району, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.03.2003 №138 «О безвозмездной передаче объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) в муниципальную собственность муниципальному образованию «Нерюнгринский район», доказательство принадлежности автодороги - подъезд к базе Геологов (от АЯМ 365 км до базы Геологов) общей протяженностью 2,0 км муниципальному образованию «Нерюнгринский район» в материалы дела Комитетом не представлены.
Однако, поселковый Совет не отрицает того, что спорные автодороги находятся в собственности муниципального района.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 33 устава Городского поселения «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района поселковая администрация управляет муниципальной собственностью городского поселения «Поселок Беркакит». Глава поселка в соответствии с частью 6 статьи 29 устава городского поселения является главой поселковой администрации.
Следовательно, перечень передаваемого имущества направлен на согласование в уполномоченный в соответствии с уставом городского поселения орган местного самоуправления, осуществляющий согласование указанного перечня.
Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З
№ 71-IV уполномоченный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления, которому направлен перечень передаваемого имущества, рассматривает и согласовывает его в месячный срок со дня поступления в порядке, установленном уставом соответствующего муниципального образования. Решение о согласовании перечня передаваемого имущества принимается уполномоченным в соответствии с уставом муниципального образования органом местного самоуправления.
Отказ в согласовании оформляется письмом уполномоченного в соответствии с уставом муниципального образования органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования с обязательным указанием несогласованного имущества и с обоснованием отказа в согласовании, мотивированным согласно статье 50 Закона № 131-ФЗ. Имущество, которое не прошло процедуру согласования передачи, исключается из перечня передаваемого имущества (часть 3 указанной статьи).
Из приведенных норм права следует, что необходимым условием передачи имущества из одного муниципального образования (в рассматриваемом случае - района) другому муниципальному образованию (городскому поселению) является согласие уполномоченного органа последнего на принятие передаваемого имущества, которое оформляется в виде согласования перечня передаваемого имущества. При этом орган местного самоуправления, которому адресован перечень передаваемого имущества, вправе отказаться в согласовании перечня передаваемого имущества (полностью или в части). Отказ должен быть мотивированным согласно статье 50 Закона № 131-ФЗ.
Письмо председателя поселкового Совета от 08.09.2009 № 22 суд расценивает в качестве решения об отказе в согласовании перечня передаваемого в муниципальную собственность городского поселения спорных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24 и части 3 статьи 54 Устава городского поселения «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района, принятого решением поселкового Совета от 30.01.2008 № 2-3, в исключительной компетенции поселкового Совета находится установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Общий порядок управления муниципальной собственностью городского поселения «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района утвержден решением 11-й сессии поселкового Совета от 19.12.2008 № 1-II.
Комитетом и поселковым Советом указанный муниципальный правовой акт в материалы дела не представлен, однако, то, что поселковый Совет является субъектом управления муниципальной собственностью Городского поселения «Поселок Беркакит» и наделен полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным имуществом сторонами не отрицается, кроме того, указанное обстоятельство установлено судебными актами по делам №№ А58-284/10 и А58-8610/09.
Таким образом, поселковый Совет имеет полномочия принять решение об отказе в согласовании перечня передаваемого имущества.
Между тем, отказ в согласовании перечня передаваемого имущества должен быть мотивирован со ссылкой на статью 50 Закона № 131-ФЗ.
Из отказа в согласовании перечня передаваемого имущества следует, что основанием отказа является то, что поселковые дороги в основном разбивает автотранспорт районный, республиканский и работающий на федеральных стройках, на строящуюся ВСТО, работают площадки по приему их грузов, работающая контейнерная обслуживает перевозки для всей республики, рассмотреть вопрос о принятии в собственность городского поселения автодорог возможно после приведения дорог в надлежащее состояние муниципальным районом.
В силу пункта 2 части 2, пункта 2 части 3 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог; в собственности муниципальных районов могут находиться автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 1257-ФЗ) автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
На основании части 10 статьи 5 Закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со статьей 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц (часть 1). К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (часть 8). К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (часть 10).
Согласно пункту 6 статьи 13 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Анализ приведенных норм законов № 257-ФЗ и № 131-ФЗ позволяет суду сделать вывод о том, что законом не установлено критериев отнесения дорог к дорогам местного значения. Это осуществляется по остаточному принципу. К автодорогам местного значения относятся дороги, не относящиеся ни к одной из указанных остальных трех групп. Причем не «могут относиться», а именно «относятся». Перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения. При этом, автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения.
Из представленных в материалы дела документов не следует, что спорные автомобильные дороги находятся в границах Городского поселения «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района. Из схемы дорог городского поселения «Поселок Беркакит» также не видно, что спорные автодороги находятся в пределах данного городского поселения.
Между тем, из обращения к заместителю главы Нерюнгринского района следует, что поселковый Совет не оспаривает факт нахождения дорог в границах городского поселения «Поселок Беркакит».
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что факт нахождения спорных автодорог в границах городского поселения установлен.
Таким образом, отказ в согласовании перечня передаваемого имущества в установленном законом порядке немотивирован.
Кроме того, частями 8 и 9 статьи 31 Закона № 257-ФЗ предусмотрено возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Согласно части 5 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в частях 2 и 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Органы местного самоуправления до 01.01.2012 осуществляют в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, отчуждение или производят перепрофилирование муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности на 01.01.2006, не соответствующего требованиям статьи 50 настоящего Федерального закона и не переданного в соответствии с пунктом 3 настоящей части в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, а также в собственность иных муниципальных образований (пункт 4 части 8 статьи 85 Закона
№ 131-ФЗ).
Между тем, Комитет воспользовался правом, предусмотренным частью 4 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV, на обращение в суд за защитой нарушенных, по мнению Комитета, прав и законных интересов.
Доводы поселкового Совета о нарушении формы заявления судом отклонены в связи с необоснованностью.
Полномочия председателя Комитета судом проверены.
Статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в действие с 30.01.2009, пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. При таких обстоятельствах государственная пошлина уплате Комитетом не подлежала.
Неточное указание на дату проведения 17 сессии поселкового Совета существенного значения для дела не имеет.
В части 4 статьи 198 Кодекса предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 117 Кодекса).
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 № 367-О, установленный в части 4 статьи 198 Кодекса срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
В возражениях от 14.01.2011 № 15.1-11/19 Комитет указывает, что судебный спор о принятии данного имущества длился с 28.09.2009 в деле № А58-8610/10. В удовлетворении заявленного требования Комитету отказано решением суда от 23.11.2010, где абзац 6 решения содержит вывод, что предметом спора должно быть оспаривание решения Беркакитского поселкового Совета об отказе в согласовании перечня передаваемого имущества.
При этом в последнем абзаце пояснений Комитет ходатайствует о восстановлении пропущенного срока давности подачи заявления.
Из пояснения Комитета от 14.01.2011 № 15.1-11/21 следует, что поскольку срок давности подлежит исчислять с момента вынесения решения по делу № А58-8610/10 от 23.11.2010, следовательно, со дня, когда Комитету, по его мнению, стало известно о нарушении его прав и законных интересов, трех месяцев не прошло.
Между тем, Комитету о наличии отказа поселкового Совета от 08.09.2009 № 22 стало достоверно известно ранее, согласно решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.05.2010 по делу № А58-284/10, на которое Комитетом подана апелляционная жалоба, оставленная без удовлетворения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2010.
В решении от 18.05.2010 по делу № А58-284/10 также указано, что имущество, которое не прошло процедуру согласования передачи, не может быть передано в муниципальную собственность городского поселения.
Следовательно, с заявлением об оспаривании отказа поселкового Совета Комитет должен был обратиться в арбитражный суд не позднее 18.08.2010.
С заявлением об оспаривании бездействия поселкового Совета, выраженного в отказе в согласовании решения принять имущество муниципального района (от 08.09.2009 № 22), Комитет (согласно почтовому штемпелю на конверте о направлении заявления) обратился в арбитражный суд 10.12.2010, то есть с пропуском трехмесячного срока, установленного для подачи заявления в суд.
Доводы поселкового Совета о пропуске срока обоснованы.
Между тем, суд считает пропущенный срок подлежащим восстановлению.
Суд учитывает своевременное обращение в суд Комитета с иском к муниципальному образованию Городское поселение «Поселок Беркакит» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) об обязании принять имущество истца, подлежащего безвозмездной передаче в собственность городского поселения (спорных автодорог), но избравшим неверный способ защиты нарушенных прав.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ в согласовании перечня передаваемого имущества не соответствует требованиям законов №№ 131-ФЗ,
257-ФЗ, 122-ФЗ, Закону Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV и, учитывая, что отказ немотивирован в установленном законом порядке, нарушает права муниципального образования «Нерюнгринский район». В связи с этим, суд в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признает заявленное требование подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, пунктом 4 статьи 198, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Комитета земельных и имущественных отношений Муниципального образования "Нерюнгринского район" о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд удовлетворить.
Проверив заявленное Комитетом земельных и имущественных отношений Муниципального образования "Нерюнгринский район" требование на соответствие статьям 14, 15, 35, 50, 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статье 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 22.07.2008 590-З № 71-IV «О перечне имущества, находящегося в муниципальной собственности, подлежащего безвозмездной передаче между муниципальными районами, городскими, сельскими поселениями, городскими округами в Республике Саха (Якутия)», признать отказ органа местного самоуправления Беркакитский поселковый Совет в согласовании решения принять имущество муниципального образования "Нерюнгринский район", подлежащего безвозмездной передаче в собственность городского поселения, а именно: подъезд к базе Геологов (от АЯМ 365 км до базы Геологов); автодорога АЯМ 365 км - Беркакит; автодорога АЯМ 361 км - Беркакит, выраженном в письме от 08.09.2009
№ 22, незаконным полностью.
Органу местного самоуправления Беркакитский поселковый Совет устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после принятия решения арбитражным судом первой инстанции в апелляционную инстанцию – Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Судья Р.И. Эверстова