ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-8517/18 от 26.02.2019 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

05 марта 2019 года

Дело № А58-8517/2018

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2019 г., полный текст решения изготовлен 04 марта 2019 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089) без даты и номера, поданному через систему «Мой арбитр», к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 1435067147, ОГРН 1021401068996) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2018 № 545 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, с участием представителей: заявителя – Путилина И.Ю. по доверенности от 01.08.2018 № 399-д, административного органа – Жиркова Г.А. по доверенности от 16.01.2019 № 01-32/06, слушателя Черноусова Е.И.,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (далее – ФГУП, заявитель) обратилось с заявлением без даты и номера к Ленскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Ленское управление) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2018 № 545 по делу об административном правонарушении.

Определением от 16.10.2019 заявление принято судом к производству с рассмотрением по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение размещено арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в разделе «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет.

Определением от 17.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства на основании пункта 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается по правилам параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ФГУП не согласно с оспариваемым постановлением по основанию отсутствия события вменяемых нарушений, нарушения процедуры составления протокола об административном правонарушении.

Административный орган возражает на заявление, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, что отражено в отзыве от 23.10.2018 (том 1 л.д. 12-15), в дополнении к отзыву от 01.02.2019 (том 1 л.д. 79-82).

Из материалов дела следует.

11.07.2018 и.о. руководителя Ленского управления издано распоряжение № 707-рп о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ФГУП при строительстве объекта капительного строительства «Реконструкция ИВВП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия)» Этап 1.1» со сроком проведения проведении 20 рабочих дней (том 1 л.д. 66-72).

По результатам внеплановой выездной проверки на объекте капительного строительства «Реконструкция ИВВП-2 аэропорта Якутск (IIIочередь строительства), Республика Саха (Якутия)» Этап 1.1», должностными лицами административного органа составлен акт проверки от 10.08.2018 № 209, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, допущенные застройщиком - техническим заказчиком ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», в том числе:

в паспортах качества бетона №№1М-16Мприменены в качестве цемента портландцемент типа «ЦЕМ 1 класса 42,5Б» по ГОСТ 31108-2016, где индекс «Б» согласно пункту 5.4 данного ГОСТа означает подкласс быстротвердеющие - в проектной документации портландцемент должен быть нормированного состава по ГОСТ 10178-85 с индексом «Н» (нормальнотвердеющие), документы о качестве на цемент отсутствуют (п. 2);

для выравнивающего слоя бетона предусмотрена марка бетона В10 F50, а для верхнего слоя основания принята марка бетона Btb 4.0 F200, согласно документу о качестве на щебень № 2872 от 26.03.2018 марка морозостойкости данного материала составляет F100, согласно ГОСТ 26633-2012, принятого по проектной документации, марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть не ниже F150 для бетона, эксплуатируемого в районе со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца ниже минус 15°С - пункт 3.5.4 ГОСТ 26633-2012 допускает применения в исключительных случаях материалов для бетона, показатели качества и количество которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, должно быть обосновано предварительными исследованиями в аккредитованных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения бетонных смесей и бетонов со всеми требуемыми по проекту нормируемыми показателями качества и требуемой долговечностью – обоснованное исследование отсутствует на момент проверки (п. 4);

в качестве мелкого заполнителя бетонной смеси проектной документацией рекомендуется применять песок с модулем крупности 1,5; согласно представленным паспортам качества (для примера № 2803/2018 от 23.03.2018, № 1604/2018 от 16.04.2018) модуль крупности меньше 1,5 - пункт 3.5.4 ГОСТ 26633-2012 допускает применения в исключительных случаях материалов для бетона, показатели качества и количество которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, должно быть обосновано предварительными исследованиями в аккредитованных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения бетонных смесей н бетонов со всеми требуемыми по проекту нормируемыми показателями качества и требуемой долговечностью - обоснованное исследование отсутствует на момент проверки (п. 5);

в журнале бетонных работ не указываются погодные условия и наличие атмосферных осадков, по проектной документации, запрещается производство бетонных работ при выпадении осадков любой интенсивности (п. 6);

в исполнительной документации отсутствуют специальные мероприятия по уходу за бетоном, их порядок, сроки и контроль, в журнале по уходу за бетоном отсутствуют мероприятия, подтверждающие уход за бетоном - по своду правил «Несущие ограждающие конструкции», открытые поверхности свежеуложенного бетона немедленно после окончания бетонирования (в том числе и при перерывах в укладке) следует надежно предохранять от испарения воды, свежеуложенный бетон должен быть защищен от попадания атмосферных осадков. Защита открытых поверхностей бетона должна быть обеспечена в течение срока, обеспечивающего приобретение бетоном прочности не менее 70%, в последующем поддерживать температурно-влажностный режим с созданием условий, обеспечивающих нарастание его прочности; данное нарушение относится к нарушению пункта перечня национальных стандартов и сводов правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (п. 7);

отсутствуют документы на щебень (паспорт качества, товарно-транспортная  накладная), что подтверждает отсутствие строительного контроля лица, осуществляющего строительство; представлено  письмо АО «НИРМАСТ-ХОЛДИНГ» № 30/18 от 24.07.2018 к которому вложен паспорт о качестве на щебень 2872 от 26.03.2018, где отсутствует вид породы - по проекту в качестве крупного заполнителя - фракционированный крупный заполнитель по ГОСТ 8267-93 предпочтительно гранитный щебень фракции 5-20 мм (п. 8);

ООО «Центр инженерно-экономического сопровождения», привлеченное в качестве строительного контроля застройщика, технического заказчика, не исполняло свои обязанности, что подтверждается отсутствием входного контроля материалов, а именно проверка полноты и соблюдения, установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов, отсутствием записей в разделе 4 общего журнала работ, 12.07.2018 застройщик, технический заказчик расторг контракт с ООО «Центр инженерно-экономического сопровождения»; с 12.07.2018 по настоящее время (10.08.2018) строительный контроль застройщика, технического заказчика отсутствует (п. 9) (том 1 л.д. 57-63).

10.08.2019 ФГУП выдано предписание № 209-1 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства (том 1 л.д. 52-56).

16.08.2018 за вх. № 08838 ФГУП вручено уведомление от 13.08.2018 № 545 о составлении протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам внеплановой проверки при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция ИВВП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия)» Этап 1.1» на 22.08.2018 в 12-00 час. по адресу: <...>, каб. 215 (том 1 л.д. 40-41, 51).

Одновременно вручены акт проверки от 10.08.2018 № 209, предписание от 10.08.2018  № 209-1.

22.08.2018 за вх. № 73/4457 ФГУП в административный орган представлены возражения акт проверки от 10.08.2018 № 209 (том 1 л.д. 16).

22.08.2018 государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями и строительного надзора Ленского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении № 545 в отношении ФГУП, в котором зафиксированы выявленные в ходе внеплановой проверки нарушения, выразившееся в нарушении требований проектной документации, пункта 3 части 1 и части 7 статьи 39 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», квалифицированные по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (том 1 л.д. 42-48). Протокол составлен в присутствии представителя ФГУП ФИО3 по доверенности от 26.04.2018 без номера.

23.08.2018 административным органом вынесено определение № 545 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 31.08.2018 в 12 часов 00 минут, в помещении по адресу: <...>, кабинет 215 (том 1 л.д. 27-28).

29.08.2019 за вх. № 73/4659 в административный орган поступило заявление ФГУП о рассмотрении административного дела в отсутствии представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (том 1 л.д. 21).

31.08.2018 состоялось рассмотрение протокола от 22.08.2018 № 545 и других материалов в отношении ФГУП, по результатам которого и.о. руководителя Ленского управления вынесено постановление № 545 о признании виновным ФГУП в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (том 1 л.д. 29-35).

ФГУП, не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.

В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Оспариваемое постановление вынесено 31.08.2019, направлено в адрес ФГУП почтовой связью заказным письмом и вручено ФГУП 10.09.2018 (том 1 л.д. 38), с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 14.09.2018 через систему «Мой арбитр», что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении, в связи с чем процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.

В силу части 1 статьи 23.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены рассматривать органы, осуществляющие государственный строительный надзор.

Частью 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции (часть 2).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится осуществление федерального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Государственный строительный надзор осуществляется, в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией (пункт 1 части 1 статьи 54).

Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса (часть 3).

На основании пункта 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации к числу объектов, в отношении которых предусмотрено осуществление федерального государственного строительного надзора, относятся особо опасные, технически сложные и уникальные объекты, указанные в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" утверждено Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является, в том числе уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности) и органом федерального государственного строительного надзора.

Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.06.2016 N 253 утверждено Положение об Управлении (далее Положение).

Пунктом 1 Положения установлено, что Управление, является территориальным органом регионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территории Республики Саха (Якутия).

В соответствии с подпунктом 4.1.1. пункта 4.1. и пунктом 4.4. Положения Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (в соответствии с законодательством Российской Федерации), транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах; осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, осуществление федерального государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Ростехнадзора, за исключением объектов использования атомной энергии, в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов, хранения радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.

Частью 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение об осуществлении государственного строительного надзора), настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Данный Административный регламент содержит требования к порядку исполнения государственной функции и устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов Московского метрополитена (до 31 декабря 2022 года), а также тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти (далее - государственная функция), порядок и формы контроля за исполнением государственной функции, порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции (пункт 1).

Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора и подпункту "а" пункта 30 Административного регламента государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.

Объект капитального строительства - взлетно-посадочная полоса не включена в часть 2, 3, и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следовательно, проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе, и по указанному объекту осуществляется государственный строительный надзор.

Таким образом, Ленское управление Ростехнадзора уполномочено осуществлять государственный строительный надзор на территории Республики Саха (Якутия) в форме проверок, в том числе соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, в целях предупреждения, выявления и пресечения допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Согласно Перечню должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденному приказом Ростехнадзора от 30.06.2009 N 588 (ред. от 08.12.2010) в части государственного строительного надзора по статье 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочны составлять протоколы, в том числе начальники отделов и их заместители, главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы, другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора и контроля, лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).

Объектом данного правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления в отношении ФГУП послужило выявление нарушения требований проектной документации по объекту «Реконструкция ИВВП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия)» Этап 1.1», техническим заказчиком которого является заявитель.

В соответствии с частями 1, 2, 4, 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации.

Пунктами 2, 3, 4 указанного Положения предусмотрено, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Строительный контроль проводится, в том числе застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

В силу положений пункта 6 Положения строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями (п. 12).

Пунктом 3 части 1 статьи 39 Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме строительного контроля.

Из материалов дела следует, что заявитель, являясь застройщиком-техническим заказчиком при строительстве объекта капитального строительства «Реконструкция ИВВП-2 аэропорта Якутск (III очередь строительства), Республика Саха (Якутия)» Этап 1.1», не обеспечил соблюдение требований технических регламентов, проектной документации и СНиП при строительстве.

Эпизод 1 (пункт 2 постановления).

В паспортах качества бетона №№ 1М-16Мприменены в качестве цемента портландцемент типа «ЦЕМ 1 класса 42,5Б» по ГОСТ 31108-2016, где индекс «Б» согласно пункту 5.4 данного ГОСТа означает подкласс быстротвердеющие - в проектной документации портландцемент должен быть нормированного состава по ГОСТ 10178-85 с индексом «Н» (нормальнотвердеющие), документы о качестве на цемент отсутствуют (п. 2).

Согласно пунктам 1.4, 1.14 ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» индексом «Н» обозначается цемент, полученный на основе клинкера нормированного состава, а не нормальнотвердеющий; данный цемент должен применяться в т.ч. для бетона дорожных и аэродромных покрытий.

Согласно проектной документации 20430/13-ПЗУ2 том 2.2 лист 33 пункт 1.1 «Портландцемент должен быть нормированного состава по ГОСТ 10178-85 с индексом «Н», то есть проектной документацией не установлены требования по скорости твердения применяемого цемента для приготовления бетонной смеси.

Химико-минералогический состав портланцемента АО ПО «Якутцемент», который применяется при строительстве, соответствует нормированному - содержание СзА 6,2% отвечает требованию «не более 8,0%» (п. 1.14 ГОСТ 10178-85, п. 5.11.1 ГОСТ Р 55224-2012).

Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 55224-2012 «Цементы для транспортного строительства. Технические условия» назначение цемента I класса 42,5Б - для дорожного и аэродромного строительства. Сведения о документах о качестве на поступающий на объект цемент и другие материалы внесены в Журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования, зарегистрированном в Ростехнадзоре 10.01.2018, данный журнал был предъявлен при проведении проверки, документы о качестве цемента имелись на объекте.

Эпизод 2 (пункты 4, 5 постановления).

Для выравнивающего слоя бетона предусмотрена марка бетона В10 F50, а для верхнего слоя основания принята марка бетона Btb 4.0 F200, согласно документу о качестве на щебень № 2872 от 26.03.2018 марка морозостойкости данного материала составляет F100, согласно ГОСТ 26633-2012, принятого по проектной документации, марка по морозостойкости крупного заполнителя должна быть не ниже F150 для бетона, эксплуатируемого в районе со среднемесячной температурой наиболее холодного месяца ниже минус 15°С - пункт 3.5.4 ГОСТ 26633-2012 допускает применения в исключительных случаях материалов для бетона, показатели качества и количество которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, должно быть обосновано предварительными исследованиями в аккредитованных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения бетонных смесей и бетонов со всеми требуемыми по проекту нормируемыми показателями качества и требуемой долговечностью – обоснованное исследование отсутствует на момент проверки.

В качестве мелкого заполнителя бетонной смеси проектной документацией рекомендуется применять песок с модулем крупности 1,5; согласно представленным паспортам качества (для примера № 2803/2018 от 23.03.2018, № 1604/2018 от 16.04.2018) модуль крупности меньше 1,5 - пункт 3.5.4 ГОСТ 26633-2012 допускает применение в исключительных случаях материалов для бетона, показатели качества и количество которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, должно быть обосновано предварительными исследованиями в аккредитованных лабораториях для подтверждения возможности и технико-экономической целесообразности получения бетонных смесей н бетонов со всеми требуемыми по проекту нормируемыми показателями качества и требуемой долговечностью - обоснованное исследование отсутствует на момент проверки.

АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» представлены подборы составов с обосновывающими исследованиями. Проведенными исследованиями при подборе составов бетона доказаны прочность и морозостойкость бетона В10 F50 - для выравнивающего слоя и бетона Btb 4.0 F200 — для верхнего слоя покрытия, соответствующие требованиям проектной документации.

Соответствие фактической прочности и морозостойкости бетона требованиям проекта,  также подтверждено в процессе производственного контроля, результаты которого так же входят в состав исполнительной документации.

Согласно ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» п.4.5.3 «Возможность применения материалов для бетона, показатели качества которых не соответствуют требованиям настоящего стандарта, должна быть подтверждена обосновывающими исследованиями» и п. А.2.16 «Обосновывающие исследования бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов проводят в сравнении с бетоном на стандартных материалах, для которого требуемая морозостойкость доказана проведенными испытаниями. Обосновывающие исследования бетона покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов проводят при доведении бетонов до критического снижения характеристик бетона»

Подрядчик произвел подбор составовбетона на материалах, присутствующих в регионе, указанном в Проектной документации, произвел обосновывающие исследованияна данных материалах и подтвердил, что качество конечного продукта - бетона для устройства выравнивающего и верхнего слоев покрытия соответствует требованиям проекта (Исх. от 03.05.2018 № 451, от 14.05.2018 № 482/18 и от 11.04.2018 № 351/18).

Проектной организацией АО «ПИиНИИ ВТ «Ленаэропроект» согласовано применение имеющихся материалов для приготовления бетона, что подтверждается письмом от 13.07.2018 № 1.97-2871.

Песок применяется с модулем крупности менее 1,5 из карьера «Даркылах» р. Лена по ГОСТ 8736-2014. Возможность применения данного песка для бетона подтверждена обосновывающими исследованиями подрядчика АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» в соответствии с п. 4.5.3 ГОСТ 26633-2015. Таким образом, применение песка с модулем крупности менее 1,5 допустимо по ГОСТ 26633-2015.

Щебень применяется с морозостойкостью F100 по ГОСТ 8267-93, возможность применения данного щебня для бетона  подтверждена обосновывающими исследованиями подрядчика АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» в соответствии с п. 4.5.3 ГОСТ 26633-2015. Таким образом, применение щебня с морозостойкостью F100 допустимо по ГОСТ 26633-2015.

Эпизод 3 (п. 6 постановления).

В журнале бетонных работ не указываются погодные условия и наличие атмосферных осадков, по проектной документации, запрещается производство бетонных работ при выпадении осадков любой интенсивности (п. 6);

Журнал бетонных работ передан на проверку государственному инспектору Ленского Управления Ростехнадзора 20.07.2018и возвращен АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» 10.08.2018. Строительный контроль осуществлялся по государственному контракту ООО «ЦИЭС» по 24.07.2018, который был расторгнут за ненадлежащее исполнение обязательств Исполнителя. Записи об атмосферных осадках (об их отсутствии) внесены 10.08.2018 АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» в Журнал бетонных работ, зарегистрированный в Ростехнадзоре 10.01.2018 и начатый 02.06.2018. Следовательно, заказчиком осуществлен строительный контроль, в т.ч. проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов.

Эпизод 4 (п. 7 постановления).

В исполнительной документации отсутствуют специальные мероприятия по уходу за бетоном, их порядок, сроки и контроль, в журнале по уходу за бетоном отсутствуют мероприятия, подтверждающие уход за бетоном - по своду правил «Несущие ограждающие конструкции», открытые поверхности свежеуложенного бетона немедленно после окончания бетонирования (в том числе и при перерывах в укладке) следует надежно предохранять от испарения воды, свежеуложенный бетон должен быть защищен от попадания атмосферных осадков. Защита открытых поверхностей бетона должна быть обеспечена в течение срока, обеспечивающего приобретение бетоном прочности не менее 70%, в последующем поддерживать температурно-влажностный режим с созданием условий, обеспечивающих нарастание его прочности; данное нарушение относится к нарушению пункта перечня национальных стандартов и сводов правил, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Согласно журналу ухода за бетоном, зарегистрированном в Ленском Управлении Ростехнадзора 10.01.2018 и начатом 02.06.2018, записи о проведенном уходе за бетоном содержатся сведения об использовании пленкообразующий состав «ТЕНТ», который наносился на поверхность свежеуложенного бетона немедленно после окончания бетонирования.

06.08.2018 во время совместного выезда представителя ФГУП и инспектора Ленского Управления Ростехнадзора на место бетонирования на объекте строительства инспектору предъявлен пленкообразующий состав, нанесенный на поверхность свежеуложенного бетона верхнего слоя покрытия, состав «ТЕНТ» представляет собой беловатую жидкость, копия Журнала ухода за бетоном представлена АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» 17.08.2018.

В соответствии с требованиями п. 5.4.1 СП 70.13330.2012 «Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87»защита открытых поверхностей бетона должна быть обеспечена в течение срока, обеспечивающего приобретение бетоном прочности не менее 70%, так же должен быть обеспечен температурно-влажностный режим с созданием условий, обеспечивающих нарастание прочности.

Следовательно, нанесением пленкообразующего материала защита бетона обеспечена, твердение бетона происходило в период года по погодным условиям (температурно-влажностным), обеспечившим нарастание его прочности, бетон набрал требуемую прочность, что подтверждено протоколами испытаний бетона, входящими в исполнительную документацию.

Эпизод 5 (п. 8 постановления).

Отсутствуют документы на щебень (паспорт качества, товарно-транспортная  накладная), что подтверждает отсутствие строительного контроля лица, осуществляющего строительство; представлено  письмо АО «НИРМАСТ-ХОЛДИНГ» № 30/18 от 24.07.2018 к которому вложен паспорт о качестве на щебень 2872 от 26.03.2018, где отсутствует вид породы - по проекту в качестве крупного заполнителя - фракционированный крупный заполнитель по ГОСТ 8267-93 предпочтительно гранитный щебень фракции 5-20 мм.

Согласно пояснениям ФГУП в ходе проведения проверки на объекте документы на щебень (паспорт качества, товарно-транспортная накладная) во время проверки находились на объекте, дополнительно к затребованным в распоряжении государственным инспектором у представителя ФГУП  к предъявлению не затребованы.

Согласно информации во 2 абзаце п.8 паспорт качества на щебень представлен государственному инспектору по электронной почте 06.08.2018, указанное не опровергается представителем административного органа. Документы о качестве (паспорта) были представлены в Ленское Управление Ростехнадзора дополнительно к затребованным в распоряжении письмом от 17.08.2018 № 08799 для подтверждения их фактического наличия.

Согласно п. 5.13 ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия» указание вида породы в паспортах на материал не является обязательным. Применяемый щебень в составе бетона допускается в соответствии с ГОСТ 26633-2015 согласно проведенным АО «ИРМАСТ-ХОЛДИНГ» обосновывающим исследованиям. Сведения о документах на поступающий на объект щебень и другие материалы содержатся в Журнале входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования, зарегистрированном в Ростехнадзоре 10.01.2018, как было указано выше,данный журнал был предъявлен к проверке.

Эпизод 6 (п. 9 постановления).

ООО «Центр инженерно-экономического сопровождения», привлеченное в качестве строительного контроля застройщика, технического заказчика, не исполняло свои обязанности, что подтверждается отсутствием входного контроля материалов, а именно проверка полноты и соблюдения, установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов, отсутствием записей в разделе 4 общего журнала работ, 12.07.2018 застройщик, технический заказчик расторг контракт с ООО «Центр инженерно-экономического сопровождения»; с 12.07.2018 по настоящее время (10.08.2018) строительный контроль застройщика, технического заказчика отсутствует.

Как указывает заявитель, строительный контроль Заказчиком проводился собственными силами с 25.07.2018 по 05.10.2018, поскольку предприятием принято решение 12.07.2018 об одностороннем расторжении с ООО «ЦИЭС» государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за ненадлежащее исполнение.

Ввиду сложившейся ситуации с ООО «ЦИЭС» на момент передачи документов на проверку 20.07.2018, документы (приказ и подтверждающие право на ведение строительного контроля) сотрудниками ООО «ЦИЭС» государственному инспектору представлены не были. С 25.07.2018 осуществление строительного контроля производилось собственными силами Предприятия.

В соответствии с пунктом 13 статьи 95  Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, дата расторжения контракта - 24.07.2018 (с учетом уведомления об одностороннем расторжении с ООО «ЦИЭС» государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля 12.07.2018).

Приказом от 09.01.2018 № 001 за объектом закреплен главный специалист Отдела строительного контроля Управления капитального строительства ФИО4, приказом от 30.07.2018 № 260 - сотрудник предприятия, уполномоченный для проведения строительного контроля - ФИО5, право на проведение строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0395.05-2010-<***>-С-017 от 29.03.2013, выданным НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». В ходе проведения проверки на объекте присутствовал главный специалист Отдела строительного контроля Управления капитального строительства ФИО4, который совместно с инспектором Ростехнадзора выезжал на место производства работ.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что оспариваемое постановление не содержит фактов о нарушении ФГУП требований при строительстве объекта капитального строительства и нарушает права и законные интересы заявителя. Недоказанность наличия в действиях ФГУП события вмененного ему административного правонарушения, по мнению суда, свидетельствуют о незаконности постановления по делу об административном правонарушении. Более того, представитель административного органа в судебном заседании согласился с доводами ФГУП, подтвердил представление документов после проведенной проверки (до составления протокола об административном правонарушении), однако, суд отмечает, что позиция административного органа о доказанности наличия в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения при отсутствии документов при проведении проверки, не может опровергать их наличие с учетом отсутствия доказательств их истребования.

Проверив процедуру привлечения к административной ответственности, суд не находит существенных нарушений при производстве, доводы заявителя в данной части подлежат отклонению.

Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                        Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Ленского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31.08.2018 № 545 о назначении наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного унитарного предприятия «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                    А.Н. Устинова