ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-8567/19 от 20.11.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

27 ноября 2019 года

Дело № А58-8567/2019

Резолютивная часть решения объявлена 20.11.2019

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Ю.Ю. Клишиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435211305, ОГРН 1081435584020)

к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079)

о признании недействительным предписания от 10.06.2019 №17/16-1-19/1071,

при участии в деле Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435252238; ОГРН 1121435003910), привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,

при участии в судебном заседании:

представителя заявителя Стрекаловской Ф.И. по доверенности, копия диплома №56 от 16.06.2001;

представителей заинтересованного лица - Бурцевой Н.В. по доверенности, от 26.07.2019 №17/16-1-3/22-1327, сроком на один год, Луковцевой О.И. по доверенности от 15.10.2019 №17/6-1/33/22-1851, сроком на один год, копия диплома №300 от 03.07.2009;

от третьего лица – представителя Семеновой А.М., по доверенности от 08.11.2019 №07-5331, сроком до 31.12.2020, копия диплома № 510 от 10.06.2012;

установил:

Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» (далее заявитель, ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)», Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (далее заинтересованное лицо, Минфин по РС (Я), Министерство) о признании недействительным предписания от 10.06.2019 №17/16-1-19/1071.

Заявление мотивировано тем, что пункты, предусматривающие возможность установления стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителю руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, содержатся в Приказах №№ 257, 219.1, и не противоречат Порядку премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, утвержденного Приказом от 26.08.2013 № 178 Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), а также действующему законодательству, в силу чего предписание Минфина по РС (Я) нарушает права и законные интересы заявителя.

Представители Министерства требования не признали, представив в суд отзыв на заявленные требования. В отзыве указали на законность и обоснованность оспариваемого предписание и отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.

В судебном заседании ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» и заинтересованное лицо поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзыве.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).

Представитель третьего лица представил письменные пояснения по предмету, в судебном заседании поддержал позицию заявителя о несоответствии оспариваемого предписания действующему законодательству.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно поручению руководителя Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.03.2019 № 184-АЗ, приказу от 08.04.2019 № 01-04/0476, Министерством финансов Республики Саха (Якутия) проведена внеплановая проверка законности и обоснованности начисления заработной платы руководству и трудовому коллективу ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» за 2018 год, о чем составлен акт от 25.04.2019 (том 3 л.д.17-30).

В ходе проверки установлено следующее.

Согласно пункту 2.8. Положения о премировании руководящего состава от 15.10.2012 № 257 начальнику ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)», его заместителям и главному бухгалтеру могут устанавливаться стимулирующие выплаты (премии) из средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности по итогам работы за месяц (квартал, полугодие, год), в соответствии с «Положением об условиях оплаты труда работников Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)», содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной деятельности.

Согласно Положению об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 28.09.2012 № 219/1:

- заместителям руководителя учреждения, главному бухгалтеру премия может выплачиваться по итогам работы за месяц, квартал (полугодие, год) по решению руководителя учреждения (пункт 9.7.);

- руководителю учреждения премия может выплачиваться по итогам работы за месяц, квартал (полугодие, год) по согласованию с председателем Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) (пункт 9.8.).

Пунктом 1.5 Порядка и условий премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, утвержденного приказом Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 26.08.2013 № 178 (далее Порядок премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров от 26.08.2013 № 178) установлено, что премиальный фонд руководящего состава может быть увеличен за счет средств, поступающих от предпринимательской иной приносящей доход деятельности в размерах, согласованных с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).

Согласно приказам Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» от 19.12.2014 № 537 и от 20.09.2018 № 562/1 в соответствии с пунктом 1.5 Порядка премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров от 26.08.2013 № 178, премиальный фонд за счет средств, поступившей от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности руководящего состава установлен в следующих размерах: 3,0 % - в 2014 году, 5,0 % - в 2018 году.

За 2018 год руководящему составу ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» согласно приказам начальника Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности начислены стимулирующие выплаты (премии) на общую сумму 3 597 601,35 руб. (по подстатье 211 - 2 897 114,79 руб., по подстатье 213 -700 486,56 руб.), то есть:

- 2,25 % от общего объема средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей деятельности;

- 16,43 % от общей суммы премирования работников Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)».

Начальнику ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» по согласованию с председателем Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности произведена выплата премии на общую сумму 1 023 931,54 руб. (по подстатье 211 - 820 827,75 руб., по подстатье 213-203 103,79 руб.)

При этом согласно пункту 2.1 Положения о премировании руководящего состава от 15.10.2012 № 257, пункту 6.4. Положения об условиях оплаты труда работников от 27.09.2012 № 218/02, на премирование начальника, его заместителей и главного бухгалтера предусматривается премиальный фонд в размере до 0,2 % нормативных затрат на оплату труда работников учреждения в общем объеме финансового обеспечения (субсидии) на выполнение государственного задания.

Согласно пункту 7.1 Положения об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70 на выплату премии может направляться не более 30,0 % от общего объема средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей деятельности.

То есть, в соответствии с пунктом 7 Положения об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70, выплата премии может производиться только работникам, осуществляющим деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. Условия и оплата труда руководителя учреждения, его заместителей и главного бухгалтера определены в Положении об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70 отдельным пунктом 5.

Проверяющий пришел к выводу, что пункт 1.5 Порядка премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров от 26.08.2013 № 178 противоречит пункту 5.6 Положения об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70, где указывается, что премиальный фонд руководящего состава и премиальный фонд руководителей учреждений рассчитываются в процентном отношении от объема финансового обеспечения (субсидии) на выполнение государственного задания и нет ссылки на то, что премиальный фонд может быть увеличен за счет средств, поступающих от предпринимательской иной приносящей доход деятельности.

Таким образом, в нарушение пункта 7.1 Положения об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70, руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру произведена выплата премии за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей деятельности, не предусмотренных Положением, или неправомерное расходование средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности составило 3 597 601,35 руб. (по подстатье 211 -2 897 114,79 руб., по подстатье 213 - 700 486,56 руб.).

При этом пунктом 1.2 Положения об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70 установлено, что условия оплаты труда работников учреждений Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), настоящим Положением, а также с учетом мнения представительного органа работников.

Вместе с тем, в нарушение пункта 1.2 Положения об условиях оплаты труда от 28.08.2012 № 70, пункт 2.8 Положения о премировании руководящего состава от 15.10.2012 № 257, пункты 9.7 и 9.8 Положения об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности от 28.09.2012 № 219/1 противоречат пункту 7.1 Порядка от 28.08.2012 № 70.

По итогам проверки ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» направлено предписание от 10.06.2019 № 17/16-1-19/1071, которым предписано, что в срок до 01.08.2019:

1. Исключить пункты, предусматривающие возможность установления стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, из следующих локальных документов:

• Положения о премировании руководящего состава Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)», утвержденного Приказом Учреждения от 15.10.2012 № 257;

• Положения об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Учреждения от 28.09.2012 № 219/1 (далее Приказ № 219/1).

2. Прекратить выплату стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

3. Представить информацию об устранении нарушений в Министерство финансов Республики Саха (Якутия).

Учреждение посчитав, что предписание нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).

В соответствии со ст.42 Закона Республики Саха (Якутия) от 05.02.2014 1280-3 № 111-V «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля Республики Саха 8 (Якутия), к которым относятся Счетная палата Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), контрольно-счетные органы муниципальных образований, органы муниципального финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) местных администраций, по осуществлению муниципального финансового контроля установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом.

Учитывая, что заявитель по делу является государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия), финансируется из бюджета Республики Саха (Якутия), Министерство финансов Республики Саха (Якутия), в соответствии с Постановлением Правительства РС(Я) от 15.09.2014 N 315 «Об утверждении Положений о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) и его коллегии» в отношении данного лица выступает органом внешнего финансового контроля, поскольку в том числе осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Положением о Министерстве финансов Республики Саха (Якутия) установлено, что Министерство осуществляет, в том числе следующие полномочия:

3.50. Проводит плановые и внеплановые проверки, а также проводит в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановые и внеплановые ревизии и обследования;

3.51. Направляет объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Указом Президента РС(Я) от 04.04.2014 № 2557 утвержден Порядок осуществления Министерством финансов Республики Саха (Якутия) полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в Республике Саха (Якутия)».

Названным положением установлено следующее.

4 Порядка. Плановая контрольная деятельность осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности. План контрольной деятельности Министерства утверждается министром финансов Республики Саха (Якутия).

5 Порядка. Внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения министра (заместителя министра) финансов Республики Саха (Якутия), принятого в связи с поступлением обращений (поручений) Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия), правоохранительных органов, граждан и иных государственных органов и организаций.

6 Порядка. Министерство осуществляет, в том числе а) полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений; б) внутренний государственный финансовый контроль в отношении закупок для обеспечения нужд Республики Саха (Якутия), предусмотренный частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

7 Порядка. Объектами контроля являются, в том числе в) государственные учреждения Республики Саха (Якутия).

9 Порядка. Должностные лица, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, имеют право, в том числе, г) выдавать представления и (или) предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе; д) направлять уведомления о применении бюджетных мер принуждения в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Административным регламентом от 07.07.2014 №01-04/0499-Н предусмотрено, что полномочия по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляются посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также проведения в рамках полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений плановых и внеплановых ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия). Контрольные мероприятия подразделяются на камеральные и выездные, в том числе встречные проверки. В рамках проведения контрольных мероприятий совершаются контрольные действия.

Предметом государственного контроля является соблюдение объектами контроля:

а) бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), главными администраторами (администраторами) доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия);

б) законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в целях установления законности составления и исполнения государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

С учетом ст. 266.1, ст. 269.2 БК РФ из указанного следует, что в отношении Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) Министерство вправе проводить мероприятия по внутреннему государственному финансовому контролю, направлять предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе и применять бюджетные меры принуждения.

Как установлено материалами дела, ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» создано согласно Закону РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Закону РФ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Закону РС (Я) от 09.10.2008 «О пожарной безопасности», Указа Президента по РС (Я) от 10.01.2011 «О бюджетных учреждениях РС (Я), распоряжению Правительства по РС (Я) от 22.03.2012 №257-р «Об изменении типа отдельных государственных учреждений РС(Я)».

Учредителями Учреждения является Республика Саха (Якутия).

Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, отвечающую целям создания, в виде платных услуг юридическим и физическим лицам.

Доходы, полученные от указанной деятельности, и приобретенные за счет этих доходов имущество поступает в самостоятельное распоряжение ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)».

В силу ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», средства полученные бюджетными учреждениями от иной деятельности являются доходом соответствующего бюджета и подлежат самостоятельному использованию бюджетным учреждением в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом и в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями.

Так, в соответствии с п. 3.2.5 Устава ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)», согласованного с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я) 24.10.2013, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я) от 28.10.2013 № Р-1791, для достижения уставных целей Учреждение имеет право самостоятельно расходовать средства, полученные от приносящий доход деятельности, а также средства, полученные из других внебюджетных источников, в порядке, установленном, действующим законодательством, локальным нормативным актом Учреждения.

Исполнительным органом является руководитель Учреждения, который назначается на должность решением Правительства РС (Я) по представлению Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), и подотчетен в своей деятельности Госкомобеспечению РС (Я), Министерству имущественных и земельных отношений по РС (Я), Главному управлению МЧС России по РС (Я) по вопросам входящим в их компетенцию.

Согласно штатному расписанию на 2018 год руководство ГБУ PC (Я) «ГПСРС (Я)» состоит и 6 единиц (1- начальник, 4 заместителя, главный бухгалтер), приказом от 25.09.2018 №569 включена дополнительная единица в состав руководства – заместитель по оперативному взаимодействию.

В соответствии с приказом Госкомобеспечения РС (Я) от 28.02.2012 №70 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности» утверждены следующие приказы учреждения:

- от 27.09.2012 №218/02 Положение об условиях труда работников;

-от 28.09.2012 №219/1 Положение об условиях оплаты труда работников, содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

-от 15.10.2012 №257 Положение о премировании руководящего состава;

- от 01.03.2013 №65 Положение о порядке премирования работников аппарата управления, службы по обеспечению основной деятельности и начальников отрядов;

-от 01.03.2013 №64 Положение о порядке премирования работников отрядов.

Кроме того 09.08.2013 между руководством Учреждения и работниками заключен Коллективный договор, срок действия которого продлен до 08.08.2019.

Пунктом 4.1 Коллективного договора, установлено, что оплата труда работников учреждения производится согласно Положению об условиях оплаты труда работников ГБУ РС(Я) «ГПС РС(Я)» разработанного с учетом мнения Территориальной организации профсоюза работников противопожарной службы.

Условия оплаты груда работников ГБУ PC (Я) «ГПС PC Я)», утверждены приказом Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я) от 28.08.2012 № 70 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников учреждений Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности», разработанного в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ.

Пунктом 1.8 Положения № 218/2, оплата труда работников может осуществляться за счет средств, получаемых в результате осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с Положением об условиях оплаты труда работников ГБУ PC (Я) «ГПС РС(Я)», содержащихся по договорам с хозяйствующими субъектами и доходов, получаемых от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденного приказом 28.09.2012 № 219/1, разработанного с учетом мнения Территориальной организации профсоюза работников противопожарной службы.

Согласно пунктам 5.7 и 5.8 приказа Госкомобеспечения РС(Я) от 28.08.2012 № 70 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда работников учреждений Республики Саха (Якутия), осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности» премирование руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера производится на основании решения Председателя Госкомобеспечения РС(Я) в соответствии с порядком и условиями премирования руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, утвержденного ведомственным актом Госкомобеспечения РС(Я).

В проверяемый период премирование руководящего состава ГБУ PC (Я) «ГПС PC (Я)» осуществлялось на основании приказа Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я) от 26.08.2013 № 178 «Об утверждении порядка и условий премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности», а также Положения о премировании руководящего состава ГБУ PC (Я) «ГПС PC (Я)», утвержденного приказом от 15.10.2012 № 257.

Согласно п. 2.8 Положения № 257, установлены начальнику, его заместителям и главному бухгалтеру стимулирующие выплаты (премии) из средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности по итогам работы за месяц (квартал, полугодие, год).

При этом пунктом 1.5 приказа Госкообеспечения РС (Я) №178, на основании которого и осуществлялось премирование руководящего состава ГБУ, допущено увеличение премиального фонда руководящего состава за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, в размерах согласованных с Государственным комитетом по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения PC (Я).

Из материалов дела следует, что в проверяемый период применение условий Положения премирования руководящего состава осуществлялось в размерах, согласованных письмом Госкомобеспечения PC (Я) от 10.10.2014 № 06-3489, согласно которому руководящему составу согласован дополнительный объем премиального фонда в размере 3% от объема средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности и письмом Госкомобеспечения PC (Я) от 18.09.2018 № 18.09.2018 № 07-4966. согласно которому руководящему составу согласован дополнительный объем премиального фонда в размере 5% от объема средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.

Применительно к статье 270.2 БК РФ выбор меры реагирования на выявленное нарушение бюджетного законодательства зависит от характера и последствий допущенного нарушения, в том числе от наличия факта причинения ущерба в результате такого нарушения.

Под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Выдача проверенному лицу предписания обусловлена фактом совершения бюджетного нарушения, установленного вреда и необходимостью его устранения.

Выдача предписания по устранению иных выявленных нарушений (в частности, бухгалтерского учета, гражданского, трудового законодательства) не относится к полномочиям органов финансового контроля.

Таким образом, орган финансового контроля правомочен в пределах своей компетенции направлять объекту контроля обязательные к исполнению предписания только бюджетного законодательства, влекущих незаконное использование бюджетных средств, но не любых, установленных в ходе проверки нарушений - нарушений бухгалтерского учета, гражданского, трудового законодательства.

В главе 30 БК РФ определены следующие виды бюджетных нарушений: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Анализ оспариваемого предписания свидетельствует о том, что ни одно из вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства в ходе проверки органом финансового контроля не зафиксировано, и в оспариваемом предписании не отражено. Более того, указанное предписание содержит только сведения о том, что при проверке Учреждения установлены нарушения нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), при этом нарушение не конкретизировано, не содержит конкретных норм права, из акта проверки от 25.04.2019 также невозможно достоверно установить, какие нормативные акты Республики Саха нарушены Учреждением, послужившие основанием для выдачи оспариваемого предписания.

Согласно пояснений заинтересованного лица в судебном заседании, в Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) направлено письмо от 10.06.2019 № 17/16-1-33/4-1073, в котором предложено:

•исключить из приказа Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 26.08.2013 № 178 пункт 1.5, предусматривающий возможность установления стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящей деятельности;

•прекратить выплату стимулирующих выплат (премий) руководителю, заместителям руководителя, главному бухгалтеру Учреждения за счет предпринимательской и иной приносящей деятельности.

В соответствии с письмом от 31.07.2019 № 22/05 «О принятых мерах», приказом Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 25.07.2019 № 148 утвержден новый Порядок премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров учреждений, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности (с дополнением от 29.07.2019 № 154), которым отменено премирование руководящего состава за счет средств, поступающих от предпринимательской и иной доход деятельности, указанное в Порядке премирования руководителей, заместителей руководителя, главных бухгалтеров от 26.08.2013 № 178.

Согласно пункту 2 данного приказа, приказ Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) от 26.08.2013 № 178 признан утратившим силу с 01.08.2019.

Вместе с тем, эти доводы не свидетельствуют о правильности выводов Минфина о наличии в действиях Учреждения нарушений, поскольку проверяемый период был 2018 год, в период действия Приказа №178.

Иные доводы заинтересованного лица не принимаются судом ввиду их необоснованности.

Особенностью такого ненормативного правового акта, как предписание, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится предписание, определенных действий, направленным на восстановление правопорядка в бюджетной сфере,.

Соответственно, вынесение предписания порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

Поскольку обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения.

С учетом приведенных норм права и данных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание нельзя расценивать как основанное на нормах права.

На основании изложенного суд полагает, что оспариваемое предписание нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, доводы заинтересованного лица, изложенные в письменном отзыве, и приведенные в судебном заседании, подлежат отклонению.

Судебные расходы распределяются в соответствии с требованиями ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Требование Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435211305, ОГРН 1081435584020) удовлетворить.

Признать недействительным предписание Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079)от 10.06.2019 №17/16-1-19/1071, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Обязать Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать сМинистерства финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079) в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Государственная противопожарная служба Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435211305, ОГРН 1081435584020) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Судья

Клишина Ю. Ю.