Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2019.
Полный текст решения изготовлен 27.09.2019.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявленному требованию муниципального унитарного предприятия «Транспортное обеспечение» муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановления от 29.11.2018 № 03-084/2018 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.08.2019 (паспорт);
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 27.09.2019 № 01-21/4249 (удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Транспортное обеспечение» муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (далее - управление, административный
орган) об оспаривании постановления от 29.11.2018 № 03-084/2018 о назначении административного наказания.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.08.2019 заявление принято к производству и назначено предварительное судебное заседание на 29.08.2019.
Представленные документы приобщены к материалам дела в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось поступившее письмо Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) от 10.09.2018 № И-08-6571 с приложением списка недропользователей не представивших информационные отчеты по сбору палеонтологических коллекционных материалов за 2017 г.
Протокол об административном правонарушении № 03-084/2018 составлен 08.11.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия).
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 27.09.2018 направлено заявителю заказным письмом с простым уведомлением 02.10.2018. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 67700027014138, уведомление получено заявителем 12.10.2018.
Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.11.2018 направлено заявителю 12.11.2018 и получено последним 19.11.2018.
На основании изложенного суд приходит к выводу о надлежащим извещении предпринимателя о времени и месте составления протокола.
В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-I «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды
геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Согласно постановлению от 29.11.2018 № 03-084/2018 о назначении административного наказания, по результатам сверки данных Министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутия) и Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия), заявителем, в установленный срок не сданы информационные отчеты о проведенных работах на представленных в пользовании участках недр по лицензиям: ЯКУ 04907 ПР; ЯКУ 04908 ПР; ЯКУ 04909 ПР; ЯКУ 04910 ПР; ЯКУ 04911 ПР; ЯКУ 04912 ПР за 2017 год.
Так, постановлением от 29.11.2018 № 03-084/2018 в отношении предприятия назначено административное наказание, предусмотренное частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением от 29.11.2018 № 03-084/2018, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав, что в настоящий момент никаких работ по видам деятельности указанным в лицензиях, перечисленных в постановлении, не ведется. В соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации данное нарушение входит в перечень исключений, по которым возможна отмена штрафа и подлежит замене на административное правонарушение.
При рассмотрении настоящего дела, судом установлено, что копия постановления о назначении административного наказания от 29.11.2018 № 03-084/2018 управлением была направлена заявителю по адресу места нахождения юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, заказным письмом. Постановление получено заявителем 07.12.2018, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 67700029046915 и заявителем .
Заявитель обратился с жалобой в Булунский районный суд Республики Саха (Якутия) в апреле 2019.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (части 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как видно из материалов дела и установлено судом, заявление об оспаривании постановления от 29.11.2018 № 03-084/2018 подано в Булунский райсуд 04.2019, в арбитражный суд поступило 31.07.2019, то есть заявителем изначально пропущен срок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Заявитель указал, что пропуск названного срока связан с нахождением директора предприятия за пределами района и с отсутствием возможности воспользоваться правом на защиту своих законных прав и интересов.
Вместе с тем, суд не вправе рассматривать в качестве уважительных причин для восстановления срока нахождение законного представителя заявителя за пределами района, отсутствие в штате организации юриста, а также иные внутренние организационные проблемы юридического лица.
Суд считает, что заявитель не привел аргументы и не представил доказательства, позволяющие установить наличие объективных исключительных обстоятельств, препятствующих своевременной реализации права на судебную защиту с соблюдением
всех требований процессуального законодательства. Гарантированное государством право на судебную защиту не может превалировать над принципом правовой определенности как одним из основополагающих аспектов требования верховенства права, вытекающего из принципа правового государства (статья 1 Конституции Российской Федерации).
Восстановление срока подачи заявления при отсутствии уважительности причин такого пропуска нарушает стабильность гражданского оборота и ставит в неравное положение участников судебного процесса, что является недопустимым.
Принципами судопроизводства, закрепленными в статьях 7 и 8 Арбитражного процессуального кодекса, являются равенство всех перед законом и судом и равноправие сторон. Эти принципы реализуются через соблюдение требований закона всеми участниками судебного процесса.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Пропуск процессуального срока подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать в связи с пропуском срока подачи заявления в суд.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении требования муниципального унитарного предприятия «Транспортное обеспечение» муниципального образования «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия) об отмене постановления от 29.11.2019 № 03-084/2018 о назначении административного наказания отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья Р.И. Эверстова
Официальный сайт Арбитражного суда Республики Саха (Якутия): www.yakutsk.arbitr.ru
(информация о движении дела, справочные материалы и др.).