АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-8725/2007
резолютивная часть оглашена 20 марта 2008 года
решение в полном объёме изготовлено 27 марта 2008 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шевелева В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Малюченко Алексея Викторовича (заявитель) к Окружной администрации городского округа «Якутск» (заинтересованное лицо) о признании недействительным пункта 1.6 распоряжения от 24.04.2003 года №165 ВМР в части маршрута № 18, составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Малюченко Алексей Викторович обратился в Арбитражный суд с заявлением к Окружной администрации городского округа «Якутск», уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 1.6 распоряжения от 24.04.2003 года № 165 ВМР «Об изменении схемы движения по городским автобусным маршрутам № 2, 5, 7, 10, 15, 18, 19» в части маршрута № 18.
На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, явились заявитель – Малюченко А.В. и представитель заинтересованного лица по доверенности от 23.01.2008 года Роменский Р.А.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель обосновывает свое требование тем, что изменение схемы маршрута влечет за собой потерю доходов, оспариваемым распоряжением чиновники мэрии г. Якутска существенно нарушили конституционные права заявителя, как предпринимателя, а также существенно нарушили Указы Президента Б.Ельцина № 730 от 29.06.1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», так же Указа Президента Российской Федерации В.Путина от 23.07.2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», Федеральный закон 14.06.1995 года № 88ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»; согласно пункту 4.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2, соответствие маршрутов требованиям безопасности определяется на основании информации о маршруте предоставляемой владельцем автобусов, осуществляющих перевозку пассажиров на обследуемом маршруте, как видно из этого пункта владельцы автобусов должны первые представлять информацию о маршруте, но их и не спрашивали об этом; нарушен принцип защиты прав потребителей – пассажира, маршрут № 18, находящийся на проспекте Ленина дает возможность пассажирам, не переходя с улицы на улицу, пересесть на другой маршрут и доехать до пункта назначения; в статье 48 Устава Городского округа «Якутск» от 22 января 2003 года, утверждённого постановлением Городского Собрания депутатов г. Якутска от 22 января 2003 года № ПГС-2-6, говорится, что мэр города Якутск имеет своих заместителей, которые наделяются исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и организации деятельности Мэрии г. Якутска; во всем уставе городского округа «Якутск» заявитель не нашёл должности вице-мэр; в пункте 4.18 Приказа Минтранса Российской Федерации № 2 от 08.01.1997 года говорится, что акты обследования передаются в соответствующие органы исполнительной власти, утвердившие состав комиссии по обследованию автобусных маршрутов; согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; обследование городских маршрутов никак не отнесено к комиссии мэрии г. Якутска по федеральному законодательству и приказам Минтранса Российской Федерации, исполнительная власть должна утвердить комиссию по обследованию автобусных маршрутов, мэрия г. Якутска незаконно присвоила эти полномочия по обследованию; согласно распоряжению № 169 ВМР от 24.04.2003 года семь городских маршрутов убирают с проспекта Ленина на параллельные улицы, а два вновь открывшихся автобусных маршрута делают схемы по проспекту Ленина и маршрут № 19 возвращают на проспект, ну и где же логика безопасности движения; в пункте 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сказано, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему федеральному закону, другими федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Устава), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации; согласно пункту 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности; согласно пункту 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Заинтересованное лицо представило отзывы на заявление, с заявленным требованием не согласилось, сославшись на то, что: срок на обращение в Арбитражный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов заявитель превысил более чем на четыре года; Попов В.Н. в соответствии с пунктом 2 статьи 48 Устава, действуя в качестве вице-мэра г. Якутска, издавая оспариваемый акт, исполнял обязанности мэра г. Якутска в рамках его компетенции, поскольку мэр г. Якутска в этот период (с 24 по 29 апреля 2003 года) находился в командировке, что подтверждается Распоряжением вице-мэра Попова В.Н. № 213-к от 23.04.2003 года; основанием к принятию оспариваемого акта явилась необходимость обеспечения безопасности дорожного движения на территории Муниципального образования «Город Якутск», а также нецелесообразность наличия большого количества автобусных маршрутов, движение которых осуществляется по проспекту Ленина; факт законности, обоснованности и полномочности принятия оспариваемого распоряжения № 165ВМР уже был установлен вступившим в законную силу решением Якутского городского суда от 03 февраля 2004 года по делу № 2-235-04 и не требует дополнительного доказывания.
Как следует из материалов дела, 24 апреля 2003 года вице-мэр города Якутска Попов В.Н. вынес распоряжение № 165 ВМР «Об изменении схемы маршрута движения по городским автобусным маршрутам № 2, 5, 7, 10, 15, 18, 19», в котором указано в целях обеспечения безопасности дорожного движения и в связи с перегрузкой пассажирского движения на проспекте Ленина перераспределить автобусные маршруты с проспекта Ленина на улицу Ярославского и Орджоникидзе.
В пункте 1.6 распоряжения вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР указано маршрут № 18 движение автобусов направить с конечной остановки «Областная больница» по улице Курашова, Лермонтова, Петровского, пр. Ленина, Кулаковского, Ярославского, Курашова, пр. Ленина, П. Алексеева, далее по маршруту, в обратном направлении с ул. П. Алексеева на ул. Орджоникидзе до ул. Петровского далее по маршруту.
Распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР опубликовано в газете «Эхо столицы» от 24.09.2003 года.
Распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР оспаривалось в Якутском городском суде Республики Саха (Якутия). Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 03 февраля 2004 года по делу № 2-235-04 отказано в удовлетворении жалобы Якутской городской профсоюзной организации «Якутсоцпроф» о признании незаконным распоряжения Мэрии г. Якутска № 165 ВМР от 24 апреля 2003 года. Определением Верховного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 33-677/04 решение Якутского городского федерального суда от 03 февраля 2004 года оставлено в силе.
20 ноября 2007 года Индивидуальный предприниматель Малюченко Алексей Викторович обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением об оспаривании указанного распоряжения.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Индивидуальный предприниматель Малюченко Алексей Викторович заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования распоряжения, сославшись на то, что 27 ноября 2000 года ему подожгли дом, в котором он проживал, он потерял все имущество, 14 декабря 2000 года у него похитили ребенка в роддоме, в 2001 году налоговая инспекция через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) незаконно взыскала с него приличную сумму штрафа, 29 января 2003 года был убит водитель его автобуса, 26 июня 2004 года был убит его сын, после чего незаконно издано распоряжение о закрытии маршрута № 18 (то есть потеря рабочего места), в декабре 2004 года издан незаконный приказ РТИ о приостановлении его лицензии.
В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования распоряжения следует отказать, так как оспариваемое распоряжение было опубликовано, заявитель знал о существовании оспариваемого распоряжения с сентября 2003 года, обстоятельства, указанные заявителем, не являются уважительными, так как не свидетельствуют о невозможности обращения в суд с заявлением об оспаривании распоряжения в срок, установленный законом.
Ссылка заявителя на Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131-ФЗ не обоснована, так как оспариваемое распоряжение от 24.04.2003 года № 165 ВМР принято до вступления в силу указанного закона.
Согласно пункту 20 части 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений относится к вопросам местного значения
Таким образом, органы местного самоуправления уполномочены решать вопросы, связанные с организацией транспортного обслуживания населения. При таких обстоятельствах распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР «Об изменении схемы движения по городским автобусным маршрутам № 2, 5, 7, 10, 15, 18, 19» принято в рамках Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 46 Устава Муниципального образования «Город Якутск», утвержденного постановлением Городского Собрания депутатов г. Якутска от 22 января 2003 года ПГС № 2-6, в редакции, действовавшей в период принятия распоряжения от 24.04.2003 года № 165 ВМР, (далее – Устава) мэрия города является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции.
Согласно части 2 статьи 46 Устава в состав мэрии города входят мэр, вице-мэр, заместители мэра, структурные подразделения, другие должностные лица мэрии города.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Устава вице-мэр города осуществляет полномочия в соответствии с компетенцией, определяемой мэром города. Вице-мэр города в период временного отсутствия, приостановления или прекращения полномочий мэра города исполняет его обязанности в пределах компетенции, определённой Уставом.
Согласно части 1 статьи 49 Устава вице-мэр в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством и решениями Городского собрания депутатов города Якутска издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «Город Якутск».
Довод заявителя об отсутствии в Уставе упоминания должности вице-мэра противоречит материалам дела.
В соответствии с распоряжением вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 23 апреля 2003 года № 213-к мэр города Якутска Михальчук И.Ф. с 24 по 29 апреля 2003 года находился в командировке в г. Москва.
Таким образом, 24 апреля 2003 года Попов В.Н. исполнял обязанности мэра города Якутска. Следовательно, распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР принято уполномоченным должностным лицом.
Указом Президента Б.Ельцина № 730 от 29.06.1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», а также Указом Президента Российской Федерации В.Путина от 23.07.2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» и Федеральным законом 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не установлен запрет на изменение органом местного самоуправления схемы движения по городскому автобусному маршруту. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР не противоречит указанным правовым актам.
Довод заявителя о нарушении оспариваемым распоряжением пункта 4.16 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2, не обоснован, так как основанием для принятия распоряжения вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР явилась перегрузка пассажирского движения на проспекте Ленина, а не несоответствие требованиям безопасности конкретных автобусных маршрутов.
Распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР «Об изменении схемы движения по городским автобусным маршрутам № 2, 5, 7, 10, 15, 18, 19» не лишает заявителя права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, а также права иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Таким образом, распоряжение вице-мэра города Якутска Попова В.Н. от 24 апреля 2003 года № 165 ВМР не противоречит Конституции Российской Федерации, Указу Президента Б.Ельцина № 730 от 29.06.1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», Указу Президента Российской Федерации В.Путина от 23.07.2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», Федеральному закону 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования распоряжения отказать.
Проверив на соответствие Конституции Российской Федерации, Указу Президента Б.Ельцина № 730 от 29.06.1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства», Указу Президента Российской Федерации В.Путина от 23.07.2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», Федеральному закону 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 года № 2, в удовлетворении требования Индивидуального предпринимателя Малюченко Алексея Викторовича о признании недействительным пункта 1.6 распоряжения вице-мэра города Якутска от 24.04.2003 года №165 ВМР в части маршрута № 18 отказать.
Решение может быть обжаловано.
Судья: В.В. Шевелев