ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-8748/09 от 03.11.2009 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-8748/09

3 ноября 2009 года

Судья   Столбов В.В., действующий от имени Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)  , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (заявитель  ) к Якутскому комитету охраны природы о признании незаконным и отмене постановления, с участием представителей заявителя Глушковой Т.Ю. (доверенность от 01.06.09 №200-09), административного органа Мигалкиной М.А. (доверенность от 19.10.09, без номера №120), составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

установил:

Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания от 10.04.09 №9.

Заявитель свое требование обосновывает доводами, изложенными в исковом заявлении от 08.10.09, без номера.

Административный орган представил отзыв от 19.10.09 №03-570, в котором утверждает о факте административного правонарушения, обоснованном привлечении к административной ответственности и в заявленном требовании просит отказать.

Якутским природоохранным прокурором Александровым П.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.09.09, без номера.

Согласно указанному постановлению в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за несвоевременное сообщение заявителем, эксплуатирующим опасный производственный объект – нефтебазу п. Тикси Булунского района, в Ленское управление Ростехнадзора, иные уполномоченные органы государственной власти полной и достоверной информации об аварийном разливе нефти, произошедшем 23.08.09.

При этом, в данном постановлении указано, что аварийный разлив нефти произошел 23.08.09 около 6 часов утра в результате перелива нефти через пожарный гидрант емкости №9 РВС-3000, сообщение о разливе нефти в количестве 4 куб.м как об инциденте поступило от заявителя в Ленское управление Ростехнадзора 28.08.09, а оперативное сообщение об аварии установленной формы поступило от заявителя лишь 31.08.09, после уточнения количества разлитой нефти специалистами заявителя, выехавшими из Якутска (письмо Ленского управления Ростехнадзора от 11.09.09 №06-20/119).

В обоснование обязанности немедленного сообщения заявителем об аварии на опасном производственном объекте природоохранный прокурор сослался на Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в частности на статью 9, статью 4 Постановления правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.02 №240.

Законный представитель заявителя был извещен природоохранным прокурором о времени и месте возбуждения административного производства, что подтверждается требованием от 14.09.09 №5-18/1263-09 и соответствующими отметками на данном требовании.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.09.09, без номера было вынесено природоохранным прокурором в присутствии защитников заявителя Глушковой Т.Ю., Протопопова И.С., действовавших на основании доверенностей на участие в конкретном деле об административном правонарушении от 17.09.08 №№274,275.

Природоохранный прокурор в рассматриваемом постановлении пришел к выводу о том, что несвоевременное сообщение заявителем, эксплуатирующим опасный производственный объект – нефтебазу п. Тикси Булунского района, в Ленское управление Ростехнадзора, иные уполномоченные органы государственной власти полной и достоверной информации об аварийном разливе нефти, произошедшем 23.08.09, является административным правонарушением – сокрытием или искажением экологической информации (статья 8.5 Кодекса), то есть правонарушением в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8 Кодекса).

При этом природоохранный прокурор в рассматриваемом постановлении не привел обстоятельств, подтвержденных доказательствами, о причинении заявителем вреда окружающей среде, доводов о нарушении заявителем норм законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.

Старшим государственным инспектором УГЭК Якутский комитет охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) Мигалкиной М.А. (далее - административный орган  ) на основании указанного постановления природоохранного прокуратура в отношении заявителя вынесено постановление от 29.09.09 по делу об административном правонарушении №369, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса в виде штрафа в размере 20.000руб. за несвоевременное сообщение заявителем, эксплуатирующим опасный производственный объект – нефтебазу п. Тикси Булунского района, в Ленское управление Ростехнадзора, иные уполномоченные органы государственной власти полной и достоверной информации об аварийном разливе нефти, произошедшем 23.08.09.

Оспариваемое постановление вынесено в присутствии защитников заявителя Глушковой Т.Ю., Ивановой М.А., действовавших на основании доверенностей на участие в конкретном деле об административном правонарушении от 17.09.08 №274, от 26.09.09 №286.

В данном постановлении административный орган указал обстоятельство, не отраженное природоохранным прокурором в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а именно - 26.08.09 в акваторию залива попала нефть, в результате разлива 37 тонн нефтепродуктов через технологическое отверстие для пенотушения из емкости №9 объемом 3.000куб.м.

При этом административный орган в оспариваемом постановлении не привел доводов о нарушении заявителем норм законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, привлекая его к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса за несвоевременное сообщение заявителем, эксплуатирующим опасный производственный объект – нефтебазу п. Тикси Булунского района, в Ленское управление Ростехнадзора, иные уполномоченные органы государственной власти полной и достоверной информации об аварийном разливе нефти, произошедшем 23.08.09, то есть за правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, но связанного с неисполнением заявителем требований статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон), статьи 4 Постановления правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.02 №240.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации (часть 1). О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса (часть 2).

Следовательно, у природоохранного прокурора имелись полномочия для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.09.09, без номера.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как уже указано выше обязанность немедленного сообщения заявителем о факте аварии на опасном производственном объекте, то есть обязанность заявителя сообщать информацию, указанную в диспозиции статьи 8.5 Кодекса, природоохранный прокурор и административный орган обосновали нормами статей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 4 Постановления правительства Российской Федерации «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» от 15.04.02 №240.

В соответствии со статьей 1 Закона промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии со статьей 2 Закона опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно приложению 1 к указанному закону к категории опасных производственных объектов относятся, в частности, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, в том числе - горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.

Заявитель имеет лицензию №ХН-00-004513, сроком действия с 07.02.05 по 07.02.10, выданную Федеральной службой по технологическому надзору, на право осуществления деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки (налив, хранение, слив нефти и продуктов ее переработки, внутрискладские операции (прием, закачка, отбор)).

Наличие и эксплуатацию в рамках указанной лицензии нефтебазы п. Тикси Булунского района заявитель не отрицает, не оспаривает и подтверждает (оперативная информация от 28.08.09, оперативное сообщение от 31.08.09).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства, в частности, утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

Согласно Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.08 №599 настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации (пункт 1). Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению (пункт 2).

Согласно приложению к данному положению - Перечню работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом является работами и услугами, выполняемыми при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов.

Следовательно, заявитель имеет в наличии опасный производственный объект - взрывопожароопасный производственный объект, а именно – нефтебазу в п. Тикси Булунского района, и осуществляет деятельность по его эксплуатации в рамках лицензии №ХН-00-004513, сроком действия с 07.02.05 по 07.02.10,

В соответствии со статьей 3 Закона требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.

Согласно Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.08 №599 лицензирование эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 3). Лицензионными требованиями и условиями при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов являются, в частности, соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, установленных статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подпункт а) пункта 5).

Согласно Положению «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 №401 5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в частности, за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (пункт 5.3.1.5).

Согласно пункту 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.02 №240 организации обязаны, в частности, немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации.

  В соответствии со статьей 1 авария – это разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Следовательно, с учетом норм приложения 1 к указанному закону, неконтролируемый разлив нефти с нефтебазы – это неконтролируемый выброс опасных веществ, то есть авария на опасном производственном объекте.

Таким образом, немедленное сообщение (оповещение, информирование) федеральному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности - Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, ее территориальному органу, а также иным лицам, указанным в статье 9 Закона, субъектом, эксплуатирующим на основании лицензии нефтебазу (опасный производственный объект, взрывопожароопасный производственный объект), о факте разлива нефти (неконтролируемом выбросе опасных веществ, аварии на опасном производственном объекте), то есть сообщение сразу и безотлагательно по факту такого разлива нефти, является лицензионными требованиями и условиями в сфере законодательства о промышленной безопасности.

Следовательно, нарушение лицензионных требований и условий в сфере законодательства о промышленной безопасности, включая грубое нарушение данных требований и условий, не является административным правонарушением в области охраны окружающей среды и природопользования, влекущим ответственность по главе 8 Кодекса, а является административным правонарушением в промышленности, строительстве и энергетике, влекущим ответственность по главе 9 Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 9.1 Кодекса грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к части 3 статьи 9.1 Кодекса понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

  Согласно Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.08 №599 эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» и «ж» пункта 5 настоящего Положения (пункт 6).

Следовательно, несвоевременное сообщение федеральному органу исполнительной власти в области промышленной безопасности - Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, ее территориальному органу, а также иным лицам, указанным в статье 9 Закона, субъектом, эксплуатирующим на основании лицензии опасный производственный объект - взрывопожароопасный производственный объект - нефтебазу, о факте разлива нефти влечет ответственность по части 3 статьи 9.1 Кодекса.

Таким образом, вывод природоохранного прокурора и административного органа о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, а деяние заявителя неправильно квалифицировано по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.04 №10 указал, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене. При этом материалы дела об административном правонарушении направляются административному органу, постановление которого было признано незаконным и отменено.

На основании приведенных норм права и изложенных обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, как содержащее неправильную квалификацию правонарушения.

Таким образом, заявленное требование подлежит удовлетворению полностью, оспариваемое постановление признанию незаконным полностью и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170,176,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным полностью и отменить постановление Старшего государственного инспектора УГЭК Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) Мигалкиной М.А. от 29.09.09 по делу об административном правонарушении №369 о назначении административного наказания Государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20.000руб.

Материалы дела об административном правонарушении №369 направить в УГЭК Якутский комитет охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Судья В.В. Столбов