ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-875/2021 от 29.10.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

09 ноября 2021 года

Дело № А58-875/2021

Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2021.

Полный текст решения изготовлен 09.11.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев дело по заявлению Управления архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435337650, ОГРН 1181447015640) от 09.02.2021 № 28/528 к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435248577, ОГРН 1111435013887) о признании недействительными пунктов 1.8 (в части), 6 (полностью), пункта 8 (в части) представления от 11.12.2020 № 01/1-08/63,

при участии в судебных заседаниях:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 10.03.2021 без номера (паспорт, диплом),

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 12.01.2021 № 33/09-14/ (паспорт, диплом), ФИО3 по доверенности (паспорт),

согласно статье 163 АПК РФ в судебном заседании, назначенном на 25.10.2021, объявлялся перерыв до 29.10.2021 в 10 часов 00 минут, о чем сделано публичное извещение в сети "Интернет",

У С Т А Н О В И Л:

Управление архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 09.02.2021 № 28/528 к Счетной палате Республики Саха (Якутия) (далее – Счетная палата) о признании недействительными пунктов 1.8 (в части), 6 (полностью), пункта 8 (в части) представления от 11.12.2020 № 01/1-08/63.

Определением суда от 15.04.2021 на основании части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено заявление об уточнении требований от 14.04.2021 № 28/1413, согласно которому заявитель просит суд признать пункт 1.8 представления недействительным в части, пункт 6 представления недействительным полностью, пункт 8 представления недействительным в части; в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ просит обязать ответчика отозвать информационные письма на имя Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2020 № 33/02-11/2033, на имя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.12.2020 № 33/02-11/2034, на имя Первого заместителя Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.12.2020 № 33/02-11/2034, а также обращения в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) и Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

Заявитель также представил пояснение от 04.03.2021 № 28/874 (т.3 л.д. 72), возражение на отзыв от 06.04.2021 исх. № 28/1299 (т.6 л.д. 139-144), заявление об уточнении исковых требований от 14.04.2021 № 28/1413 (т.7 л.д. 41-44), возражение на отзыв от 30.10.2021 исх.№ 28/3965.

В уточнении требования от 14.04.2021 исх.№ 28/1413 в обоснование своего требования заявитель ссылается на то, что ему вменяется совершение бюджетных нарушений, которые он не допускал, заявителю вменяются нарушения, не предусмотренные законодательством, на заявителя незаконно возлагается обязанность по обеспечению возврата бюджетных средств, которая не может быть исполнена.

Счетная палата не согласна с заявлением Управления по основаниям, изложенным в отзыве от 10.03.2021 № 33/09-14/380, в дополнениях к отзыву от 02.06.2021 и от 13.09.2021 № 33/09-14/1360, просит в удовлетворении требования отказать.

По требованию о признании недействительным пункта 1.8 представления, которым установлено, что в нарушение прав и обязанностей установленных государственными контрактами и договорами, заявителем не обеспечен достаточный контроль за ходом реализации исполнения  контрактов подрядчиками в порядке, предусмотренном действующими нормативными правовыми документами, в результате установлено завышение объемов выполненных работ и затрат, некачественное выполнение работ, указанных в формах № КС-2, № КС-3 по 9 из 10 объектов, охваченных затратами на общую сумму 29 830 376, 30 рублей, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств на сумму 14 097 687,11 рублей, неэффективному использованию бюджетных средств на сумму 2 561 805,29 рублей и рискам нецелевого использования бюджетных средств на сумму 13 170 883,90 рублей, судом вынесено отдельное определение о прекращении производства.

Коллегией Счетной палаты РС (Я) постановлением от 27.11.2020 № 30-4 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены письма в адрес Главы Республики Саха (Якутия) (т.3 л.д. 77-88), Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), Правительства Республики Саха (Якутия) (т.3 л.д. 89-92), Первого заместителя Председателя Правительства РС (Я) (т.3 л.д. 93-98),  Министерства экономики РС (Я), Администрации МО «Поселок Хандыга», Прокуратуру Республики Саха (Якутия), Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), уведомление о применении бюджетных мер принуждения Министерству финансов РС (Я) (т. 3 л.д.87-88).

Полагая, что заявителю вменены бюджетные нарушения, предусмотренные БК РФ, влекущие ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом РФ, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, заявитель ходатайством от 11.03.2021 № 28/950 просит истребовать у Счетной палаты информационные письма в Государственное Собрание  (Ил Тумэн) РС (Я), в Министерство экономики РС (Я), обращения в Прокуратуру РС (Я), обращение в Прокуратуру РС (Я) и в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), уведомление о применении бюджетных мер принуждения Министерству финансов РС (Я) (т. 6 л.д. 116).

Счетная палата в пояснении от 28.10.2021 возражает против заявленного ходатайства об истребовании писем, направленным по итогам контрольного мероприятия, по основанию того, что представление не зависит от существования указанных писем, представление является самостоятельным ненормативным правовым актом, обращение в правоохранительные и иные органы является правом контрольно-счетного органа, что соответствует закону и не может быть оспорено заявителем, заявителем не раскрыта причинно-следственная связь необходимости наличия указанных писем.

В соответствии с частью 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Между тем в рассматриваемом случае заявитель не представил доказательств того, что у него отсутствовала возможность самостоятельно получить истребуемые им письма.  

Довод заявителя о том, что самостоятельное получение писем невозможно носит предположительный характер и не подтвержден материалами дела.

Принимая во внимание возражения Счетной палаты, учитывая то, что истребуемые заявителем письма не послужили основанием для вынесения оспариваемого представления, истребуемые письма направлены по итогам контрольного мероприятия, на основании положений части 4 статьи 66, статьи 65 АПК РФ суд отказывает в удовлетворении ходатайства об истребовании писем.

Из материалов дела судом установлено.

Контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), направленных на реализацию государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», в том числе средств, выделенных в рамках Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (с участием МКСО)» проведено на основании пункта 2.9 Плана работы на 2020 год (т. 3 л.д. 121-129).

В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 13.02.2019 № 069-09-2019-316 (т. 1 л.д. 141- 151, т. 2 л.д. 1-16), заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) из федерального бюджета Российской Федерации бюджету Республики Саха (Якутия) в 2019 году предоставлена субсидия (дополнительное соглашение № 069-09-2019-316/1 (т. 2 л.д. 30-38), дополнительное соглашение № 069-09-2019-316/2 (т. 2 л.д. 39-41), дополнительное соглашение № 069-09-2019-316/3 (л.д. 42-43), дополнительное соглашение № 069-09-2019-316/4 (т. 2 л.д. 44-46)).

Согласно соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (подпрограмм) формирование современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» от 18.12.2019 № 069-09-2020-014 (т. 2 л.д. 47-64) (дополнительное соглашение № 069-09-2020/014/1 т. 2 л.д. 65-67, дополнительное соглашение 069-09-2020-014/2 (т. 2 л.д. 68-69), дополнительное соглашение № 069-09-2020-014/3 (т. 2 л.д. 70-72), дополнительное соглашение 069-09-2020-014/4 (т. 2 л.д. 73-75), дополнительное соглашение № 069-09-2020-014/5 (т. 2 л.д. 76-81)) субсидии предоставлены и в 2020 году.

В соответствии с адресным перечнем общественных территорий, подлежащих благоустройству в период реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Формирование современной городской среды на территории Республике Саха (Якутия) на 2018 - 2022 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 № 2094 (далее - государственная программа, госпрограмма), в которую в соответствии с требованиями Порядка разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), предлагаемых к реализации с 2018 года, утверждённого Указом Главы РС(Я) от 14.07.2017 № 2076 в 2019, 2020 годах интегрирован региональный проект «Формирование комфортной городской среды», Управление выступает заказчиком по следующим объектам:

№№

Наименование объекта благоустройства

2019 год

1.

Парк в г. Покровск

2.

Нюрбинский парк культуры им. Сергея Васильева

3.

Сквер «Эйэ» в с. Бердигестях

4.

Городской сквер по ул. Ленина в г. Алдан

5.

ПСД по городской набережной «Золотой» г. Алдан

6.

Площадь им. Ленина пос. Нижний Куранах

7.

Центральная площадь ГО «Жатай»

8.

Озеро «Талое» <...> этап

9.

Площадь В.И. Ленина г. Ленек

10.

ПСД «Городской парк г. Ленек»

2020 год

11

Парк «Булуу» г. Вилюйск

12

Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях

13

Городской парк «Ойуур-парк» г. Ленек

14

Территория парка СОШ № 2 г. Нерюнгри

15

Озеро «Талое» <...> этап

16

Сквер Ямщиков г. Якутск

17

Сквер с памятником, посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутске

Сводной бюджетной росписью Управлению предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление закупок для государственных нужд в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Формирование комфортной среды» в 2019 году на сумму 259 518 650,00 рублей, в 2020 году (по состоянию на 01.10.2020 года) на сумму 189 692 521,21 рублей.

В целях реализации мероприятий государственной программы, регионального проекта Управлением заключены государственные контракты, договоры на проведение работ по благоустройству вышеуказанных общественных пространств.

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 12.11.2020 № 02-11/107 (т. 1, л.д. 55-140).

Постановлением Коллегии Счётной палаты от 27.11.2020 № 30-4 (т. 3 л.д. 130-131) принят отчет о результатах контрольного мероприятия (т. 3 л.д. 132-150, т. 4 л.д. 1-31), отчет утвержден председателем Счетной палаты 04.12.2020.

Таким образом, порядок организации контрольного мероприятия соответствует закону.

По итогам контрольного мероприятия установлено нецелевое использование бюджетных средств и иные нарушения, что привело к нецелевому использованию бюджетных средств на сумму 14 097 687,11 рублей, неэффективному использованию бюджетных средств на сумму 2 561 805, 29 рублей и рискам нецелевого использования бюджетных средств на сумму 13 170 883,90 рублей.

По результатам контрольного мероприятия Управлению выдано представление от 11.12.2020 № 01/1-08/63 (т. 1 л.д. 44-56).

В соответствии с пунктом 6 оспариваемого представления Управлению в целях устранения нецелевого использования бюджетных средств, рисков нецелевого использования бюджетных средств с учётом природно-климатических условий надлежит обеспечить качественное выполнение ранее невыполненных объёмов работ подрядными организациями на объектах:

-  Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба на сумму 4 349 691,50 рублей;

-  Парк в г. Покровск на сумму 4 020 383,34 рублей;

-Благоустройство территории парка СОШ № 2 в. Нерюнгри на сумму 5 334 455,18 рублей;

-Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях на сумму 3 296 859,94 рублей;

-Центральная площадь ГО «Жатай» на сумму 72 407,45 рублей

-Озеро «Талое» 3-я очередь на сумму 9 801 616,51 рублей.

Согласно пункту 8 оспариваемого представления, заявитель в течение одного месяца со дня получения представления обязан обеспечить возврат в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) использованных не по целевому назначению бюджетных средств по следующим объектам:

-Центральная площадь ГО «Жатай» на сумму 145 151,74 рублей;

- «Сквер с памятником, посвященный 250-летию землеустроительства в Якутии, город Якутск» на сумму 248 005,35 рублей.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).

Судом установлено, что на основании части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ), статей 8, 9, пункта 1 статьи 11, пункта 2 статьи 19 Закона Республики Саха (Якутия) "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" от 10.11.2011 № 976-3 № 837-IV (далее - Закон о Счетной палате РС (Я)), Счетная палата провела контрольное мероприятие в отношении Управления, включая порядок оформления ее результатов и форму реагирования на выявленные нарушения, в пределах своих полномочий, процедура проведения контрольного мероприятия полностью соответствует закону.

На основании положений статей 2, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", статьи 8, 9, 18 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2011 № 976-З № 837-IV "О Счетной палате Республики Саха (Якутия)" Счетная палата является уполномоченным органом по проведению проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также выдачи представлений по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Деятельность контрольно-счетной палаты как органа власти регулируется нормами Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".

В статье 10 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий (часть 1). При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет (часть 2).

Часть 1 статьи 16 этого же закона закрепляет, что  контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые организации представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В силу пункта «в» части 1 статьи 26.15 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней формируют собственные доходы бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно абз. 5 статьи 6 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) доходы бюджета - поступающие  в  бюджет денежные  средства, за  исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

В силу части 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся, в том числе безвозмездные поступления.

В соответствии с абз. 2 пункта 2 части 4 статьи 20, части 4 статьи 41 БК РФ к безвозмездным поступлениям относятся субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Таким образом, средства субсидии, предоставленные Министерством строительства РФ из федерального бюджета, с момента перечисления Республике Саха являются средствами государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Аналогичная правовая позиция указана в письме Минфина России от 09.06.2021 № 02-09-08/45386.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

По объекту «Нюрбинский парк культуры им. Сергея Васильева»в 2019 году Управлением заключен государственный контракт с ООО «Гарант-Строй» от 16.10.2019 № 13-ГК-2019 (т. 4 л.д. 137-150, т. 5 л.д. 1-4) (с учётом дополнительного соглашения от 22.11.2019 (т. 5 л.д. 5-6)) (далее – контракт № 13-ГК-2019).

Согласно условиям контракта № 13-ГК-2019 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО «Гарант-Строй» обязуется выполнить работы по благоустройству объекта «Нюрбинский парк культуры и отдыха имени Сергея Васильева» в городе Нюрба Нюрбинского района Республики Саха (Якутия), а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта № 13-ГК-2019).

Согласно пункту 1.6. контракта № 13-ГК-2019 работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 31.11.2019.

В соответствии с пунктом 2.1. контракта № 13-ГК-2019 подрядчик не позднее 5 рабочих дней со дня окончания выполнения работ направляет в адрес заказчика уведомление о готовности результата работ к сдаче с приложением акта о приёмке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ, счёт на оплату выполненных работ, комплект исполнительной документации на законченный объём работ по благоустройству согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производства.

Пунктом 2.2. контракта № 13-ГК-2019 установлено, что приёмка начинается в день получения заказчиком документов, указанных в пункте 2.1. контракта, и заканчивается подписанием заказчиком и подрядчиком акта сдачи-приёмки выполненных работ (за исключением отдельного этапа исполнения контракта). Срок приёмки работ заказчиком и подписания акта сдачи-приёмки работ (уведомления об отказе от приёмки работ) составляет не более 15 рабочих дней. В случае проведения экспертизы с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, срок приёмки продлевается до 10 рабочих дней. При этом пунктами 2.3., 2.4. контракта № 13-ГК-2019 установлено, что заказчик для проверки выполненных работ на соответствие установленным в контракте требованиям проводит экспертизу собственными силами или с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, по решению заказчика может быть создана приёмочная комиссия. Заказчик в процессе приёмки проверяет работы и их результат на соответствие установленным в контракте требованиям, в том числе к объёму, качеству и документации. При выявлении обстоятельств, препятствующих приёмке выполненных работ, заказчик составляет уведомление об отказе в приёмке работ в письменной форме с указанием обстоятельств (недостатков, некомплектности, недостачи и т.д.), препятствующих приёмке работ.

Объемы работ, которые должны быть выполнены на указанном объекте подрядчиком, содержатся в приложении № 2 к контракту № 13-ГК-2019 со ссылкой на локальные сметы.

Согласно пункту 3.1.2. контракта № 13-ГК-2019 оплата по контракту производится по факту выполнения работ (полностью или частично) на основании выставленного подрядчиком счёта в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приёмки выполненных работ.

При этом в соответствии с пунктом 4.1.2. контракта № 13-ГК-2019 заказчик обязуется провести экспертизу выполненных работ и их результатов.

На основании изложенного, в соответствии с положениями, содержащимися к контракте № 13-ГК-2019 оплата за выполненные работы производится Управлением только при полном и качественном выполнении объемов работ подрядчиков.Экспертиза выполненных работ является обязанностью Управления.

В ходе контрольного мероприятия на основании проведённого осмотра объекта установлено, что Управлением подписаны акты приёмки выполненных работ формы № КС-2 с невыполненными объемами работ, указанными в актах о приёмке выполненных работ формы № КС-2 от 21.10.2019 № 2 (т. 4 л.д. 71-75), от 09.12.2019 № 8 (т. 4 л.д. 76-83), от 10.12.2019 № 10 (т. 4 л.д. 84-95), от 13.12.2019 №№ 13, 18, 20, 23 (т. 4 л.д. 96-123). Оплата Управлением произведена за счет бюджетных средств в период с 13.11.2019 по 18.12.2019 года на общую сумму 26 947 525 рублей, что подтверждается платёжными поручениями (т. 4 л.д. 124-136). Факт отсутствия результатов работ на момент осмотра, зафиксированный в акте осмотра (проверки) объекта «Благоустройство парка культуры и отдыха имени Сергея Васильева в г. Нюрба» (I этап), (т. 4 л.д.39-70), Управлением не оспаривается.

Управлением также были заключены договоры с ИП ФИО4 на оказание услуг по установке навигационных схем в Парке культуры им. Сергея Васильева г. Нюрба от 11.12.2019 № 31-МГК-2019 на сумму 120 000 рублей (т. 5 л.д. 7-8), по изготовлению навигационных схем в Парке культуры им. Сергея Васильева от 11.12.2019 № 32-МПС-2019 на сумму 280 000 рублей (т. 5 л.д. 12-13). Срок оказания услуг по указанным договорам до 25.12.2019 года (пункты 1.2, 1.3 договоров). Согласно пункту 1.4. договоров услуги считаются оказанными после подписания акта приёма-сдачи услуг заказчиком-Управлением.

В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах 2.1.1.-2.1.4. указанных договоров ИП ФИО4 обязана оказать услуги надлежащего качества и в полном объёме в срок не позднее 25.12.2019, по требованию Управления безвозмездно исправить все выявленные недостатки в течение 10 дней. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2.2.1 договоров Управление обязано оплатить оказанные услуги в течение 10 дней с момента подписания акта приёма-сдачи услуг.

Акты приемки выполненных работ подписаны сторонами 14.12.2019 (т. 5 л.д. 10, 15), каких-либо замечаний со стороны Управления к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат, оплата произведена 23.12.2019 года платёжными поручениями №№ 561848, 561850 (т. 5 л.д. 14, 16).

В ходе осмотра, проведённого 09 и 11 сентября 2020 года, специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что по состоянию на 11.09.2020 проводится установка навигационных схем, что свидетельствует об их отсутствии на дату подписания актов приёма-сдачи от 14.12.2019 и оплаты.

Все работы по объекту «Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба» приняты Управлением без замечаний путем подписания актов приемки выполненных работ в период с 21.10.2019 по 13.12.2019 и оплатой невыполненных работ в период с 14.11.2019 по 18.12.2019. Сам факт выявления нарушений в рамках авторского надзора свидетельствует о нарушениях со стороны Управления при приемке невыполненных работ. Акт авторского надзора составлен 06.02.2020, то есть после принятия и оплаты работ со стороны Управления.

Доводы Управления о том, что установленные в ходе осмотра невыполненные объёмы работ, были демонтированы подрядчиками по результатам, проведённого авторского надзора, являются несостоятельными, поскольку, в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, договоров, допускается приём и оплата только фактически выполненных работ, по которым отсутствуют замечания по их объёму и качеству. Экспертиза выполненных работ в соответствии с условиями государственных контрактов проводится до их приёмки и оплаты.

Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 № 28, (заключение эксперта (т. 4 л.д. 32-38).

Доводы заявителя, указанные в возражении на отзыв от 06.04.2021 (т. 6 л.д. 139-144) о том, до подписания актов приемки и оплаты все работы были выполнены в полном объеме опровергаются актом осмотра (проверки) объекта «Благоустройство парка культуры и отдыха имени Сергея Васильева в г. Нюрба» (I этап), (т. 4 л.д.39-70). Кроме того, указанные доводы противоречат доводам, указанным в первоначальном заявлении и пояснениям Управления, указанным в акте осмотра (проверки) объекта «Благоустройство парка культуры и отдыха имени Сергея Васильева в г. Нюрба» (I этап), (т. 4 л.д.39-70), о том, что по итогам авторского надзора выявлены недостатки, в связи с чем оборудования и результаты работ были демонтированы. В этой связи представленные заявителем акты проверки фактически выполненных работ от 21.10.2019, от 10.12.2019, от 13.12.2019 от 14.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 14.12.2019, от 14.12.2019 (т. 7 л.д. 7-28) несостоятельны.

По доводу Управления о том, что сумма выявленных нарушений по форме № КС-2 от 13.12.2019 на 851 385,08 рублей не может составлять 1 682 483,30 рублей Счетной палатой представлены возражения в пояснении от 28.10.2021 о том, что экспертом произведен неверный расчет стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ по форме № КС-2 от 13.12.2019. Суд соглашается с утверждением Счетной палаты о том, что данное обстоятельство не ущемляет права Управления, поскольку в представлении не содержится требований об обеспечении возврата в доход государственного бюджета РС(Я) использованных не по целевому назначению бюджетных средств.

Аналогично, по объекту «Парк в г. Покровск» работы приняты Управлением без замечаний 20.12.2019 и оплатой невыполненных работ в период с 14.11.2019 по 27.12.2019. Акт авторского надзора составлен 20.04.2020, то есть после принятия и оплаты работ со стороны Управления.

По объекту Парк в г. Покровскев 2019 году заключен государственный контракт с ООО СК «Гранд МАС» от 26.09.2019 № 11-ГК-2019 (т. 5 л.д. 60-77) (с учётом дополнительного соглашения от 31.10.2019 (т. 5 л.д. 78-81)) (далее - контракт№ 13-ГК-2019).

Согласно условиям контракта № 11-ГК-2019 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО СК «Гранд МАС» обязуется выполнить работы по благоустройству объекта «Парк г. Покровска Хангаласского улуса», а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта № 11-ГК-2019).

Согласно пункту 1.6. контракта № 13-ГК-2019 с учётом дополнительного соглашения работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 03.12.2019.

В соответствии с пунктом 2.1. контракта № 11-ГК-2019 подрядчик не позднее 5 рабочих дней со дня окончания выполнения работ направляет в адрес заказчика уведомление о готовности результата работ к сдаче с приложением акта о приёмке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ, счёт и счёт-фактуру на оплату выполненных работ, комплект исполнительной документации на законченный объём работ по благоустройству согласно требованиям соответствующей главы СНиП по видам производства.

Пунктом 2.2. контракта № 11-ГК-2019 установлено, что приёмка начинается в день получения заказчиком документов, указанных в пункте 2.1. контракта, и заканчивается подписанием заказчиком и подрядчиком акта сдачи-приёмки выполненных работ (за исключением отдельного этапа исполнения контракта). Срок приёмки работ заказчиком и подписания акта сдачи-приёмки работ (уведомления об отказе от приёмки работ) составляет не более 15 рабочих дней. В случае проведения экспертизы с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, срок приёмки продлевается до 10 рабочих дней. При этом пунктами 2.3, 2.4. контракта № 11-ГК-2019 установлено, что заказчик для проверки выполненных работ на соответствие установленным в контракте требованиям проводит экспертизу собственными силами или с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций, по решению заказчика может быть создана приёмочная комиссия. Заказчик в процессе приёмки проверяет работы и их результат на соответствие установленным в контракте требованиям, в том числе к объёму, качеству и документации. При выявлении обстоятельств, препятствующих приёмке выполненных работ, заказчик составляет уведомление об отказе в приёмке работ в письменной форме с указанием обстоятельств (недостатков, некомплектности, недостачи и т.д.), препятствующих приёмке работ.

Объемы работ, которые должны быть выполнены на указанном объекте подрядчиком, содержатся в приложении № 2 к контракту № 11-ГК-2019 со ссылкой на локальные сметы.

Согласно пункту 3.1.2. контракта № 11-ГК-2019 оплата по контракту производится по факту выполнения работ (полностью или частично) на основании выставленного подрядчиком счёта в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приёмки работ.

При этом в соответствии с пунктом 4.1.2. контракта № 11-ГК-2019 заказчик обязуется провести экспертизу выполненных работ и их результатов.

На основании изложенного, в соответствии с положениями, содержащимися к контракте № 11-ГК-2019 оплата за выполненные работы производится Управлением только при полном и качественном выполнении объемов работ подрядчиков. Экспертиза выполненных работ является обязанностью Управления.

В ходе контрольного мероприятия на основании проведённого осмотра объекта установлено, что Управлением подписаны акты приёмки выполненных работ формы № КС-2 с невыполненными объемами работ, указанными в актах о приёмке выполненных работ формы № КС-2 от 20.12.2019 № № 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15 (т. 5 л.д. 82-153, т. 6 л.д. 1-10). Оплата Управлением произведена за счет бюджетных средств в период с 14.11.2019 по 27.12.2019 года на общую сумму 26 298 316 рублей, что подтверждается платёжными поручениями № 198421, 270174, 372283, 372284, 372285,444791, 643364 (т. 6 л.д. 11-17). Факт отсутствия результатов работ на момент осмотра, зафиксированный в акте осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС (Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115), Управлением не оспаривается.

Управлением заключены договоры с ИП ФИО4 на оказание услуг по установке навигационных схем в Парке культуры и отдыха в г. Покровск Хангаласского улуса от 11.12.2019 № 28-МГК-2019 на сумму 170 000 рублей (т. 6 л.д. 23-24), по изготовлению навигационных схем в Парке культуры и отдыха в г. Покровск от 11.12.2019 № 29-МГК-2019 на сумму 290 000 рублей (т. 6 л.д. 18-19). Срок оказания услуг по указанным договорам до 25.12.2019 (пункты 1.2, 1.3 договоров). Согласно пункту 1.4. договоров услуги считаются оказанными после подписания акта приёма-сдачи услуг заказчиком - Управлением.

В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах 2.1.1.-2.1.4. указанных договоров ИП ФИО4 обязана оказать услуги надлежащего качества и в полном объёме в срок не позднее 25.12.2019, по требованию Управления безвозмездно исправить все выявленные недостатки в течение 10 дней. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2.2.1 договоров Управление обязано оплатить оказанные услуги в течение 10 дней с момента подписания акта приёма-сдачи услуг.

Акты подписаны сторонами 14.12.2019 (т. 6 л.д. 20, 25), каких-либо замечаний со стороны Управления к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат, оплата произведена 23.12.2019 платежными поручениями № № 561851, 561849 (т. 6 л.д. 21, 27).

В ходе осмотра, проведённого 01.10.2020 года (акт осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС (Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115)), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что навигационные схемы на объекте отсутствуют. Управлением данный факт не оспаривается.

На основании изложенного, в нарушение положений, содержащихся в вышеперечисленных договорах Управлением приняты и оплачены за счёт бюджетных средств невыполненные ИП ФИО4 объёмы работ (услуг).

Управлением 11.12.2019 также заключены договоры с ИП ФИО5 на строительно-монтажные работы по изготовлению и монтажу элементов благоустройства: Парк г. Покровск, а именно:

договор № 22-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Лесная тропа 1 шт. на сумму 238 035 рублей (т. 6 л.д. 28-33);

договор № 23-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Карусель 1 шт. на сумму 238 602 рубля (т. 6 л.д. 34-39);

договор № 24-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Домик с крышей и стеной 1 шт. на сумму 265 162 рубля (т. 6 л.д. 40-45);

договор № 25-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Скамейки 6 шт., стол 3 шт., закладные элементы 18 шт. на сумму 257 706 рублей (т. 6 л.д. 46-51);

договор № 26-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Одинарная пружинка 2 шт., качели 1 шт. на сумму 227 370 рублей (т. 6 л.д. 52-57);

договор № 27-МГК-2019 на изготовление, доставку, монтаж элемента благоустройства: Башенка с горкой 1 шт. на сумму 273 125 рублей (т. 6 л.д. 58-63).

Срок оказания услуг по указанным договорам 30.12.2019 (пункт 4.2 договоров).

В соответствии с положениями, содержащимися в пунктах З.1.1., 3.1.2. указанных договоров ИП ФИО5 обязана выполнить работы по объекту с надлежащим качеством в соответствии с СНиП, требованиями, предъявляемыми к данным видам работ и условиями указанных договоров, незамедлительно предупредить Управление и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от неё обстоятельств, которые угрожают качеству выполнения задания, либо создают невозможность его завершения в срок. В свою очередь, Управление в силу положений, содержащихся в пункте 3.3.1. договоров, обязано обеспечить оплату выполненных объёмов работ по объекту. При этом в соответствии с пунктом 3.4.1. договоров Управление вправе в любое время проверять ход и качество услуг, выполняемых ИП ФИО5

Согласно пункту 5.2. договоров работы считаются выполненными после подписания обеими сторонами акта приёмки выполненных работ. В соответствии с пунктом 6.2. указанных договоров оплата работ, выполненных в соответствии с условиями договоров, осуществляется в пределах цены договоров согласно представленного подрядчиком акта приёмки выполненных работ по форме № КС-2 и № КС-3, подписанного полномочным представителем подрядчика с подтверждением объёмов, в течение 30 календарных дней со дня подписания сторонами актов о приёмке выполненных работ акта № КС-2 и справки № КС-3.

Акты от приёмке выполненных работ № 3, 1, 2, 6, 5, 4 подписаны сторонами 14.12.2019 (т. 6 л.д. 66-67, 70-71, 74-75, 78-79, 82-83, 85-86,), каких-либо замечаний со стороны Управления к качеству и объёмам выполненных работ акты не содержат, оплата произведена 20.12.2019 платежными поручениями № 550625, 550626, 550621, 550624. 550623, 550622 (т. 6 л.д. 87-92).

В ходе осмотра, проведённого 01.10.2020 года (акт осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС(Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115)), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что на объекте результаты выполненных работ отсутствуют. Управлением данный факт не оспаривается.

Доводы Управления о том, что установленные в ходе осмотра невыполненные объёмы работ, были демонтированы подрядчиками по результатам, проведённого авторского надзора, являются несостоятельными, поскольку, в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, договоров, допускается приём и оплата только фактически выполненных работ, по которым отсутствуют замечания по их объёму и качеству. Экспертиза выполненных работ в соответствии с условиями государственных контрактов проводится до их приёмки и оплаты.

Доводы заявителя, указанные в возражении на отзыв от 06.04.2021 (т. 6 л.д. 139-144) о том, до подписания актов приемки и оплаты все работы были выполнены в полном объеме опровергаются актом осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС(Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115), постановлением Якутского городского суда РС(Я) по делу об административном правонарушении от 28.01.2021 (т. 3 л.д. 74-76). Кроме того, указанные доводы противоречат доводам, указанным в первоначальном заявлении и пояснениям Управления, указанным акте осмотра (проверки) объекта благоустройства парка в г. Покровск Хангаласского улуса РС (Я) от 01.10.2020 (т. 6 л.д. 93-115) о том, что в по итогам авторского надзора выявлены недостатки, в связи с чем оборудования и результаты работ были демонтированы. В этой связи представленные заявителем акты проверки фактически выполненных работ от 21.10.2019, от 10.12.2019, от 13.12.2019, от 14.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 20.12.2019, от 14.12.2019, от 14.12.2019 (т. 7 л.д. 7-28) несостоятельны.

На основании изложенного в нарушение требований бюджетного законодательства Управлением приняты и оплачены за счёт бюджетных средств невыполненные объёмы работ.

Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён   экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 № 28, (заключение эксперта, акт осмотра (проверки) указанного объекта (т. 5 л.д. 51-59).

Довод Управления о том, что заявитель не допускал нецелевого использования бюджетных средств по объектам «Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба» и «Парк в г. Покровск» не подтверждается материалами дела, а довод Управления о выявлении некачественных работ в рамках авторского надзора подтверждают вывод Счетной палаты о нецелевом использовании бюджетных средств.

В связи с установлением нецелевого использования бюджетных средств по объектам «Парк культуры и отдыха им. Сергея Васильева в г. Нюрба» и «Парк в г. Покровск», по остальным объектам спора нету, в том числе по объекту №Центральная площадь ГО «Жатай», судом является необоснованным довод заявителя об отсутствии конкретизации видов допущенных нарушений по спорным объектам.

Кроме этого, в материалах дела имеется письмо Управления от 25.01.2021 № 28/332, согласно которому заявитель намеревался исполнить требования указанного пункта представления согласно принятому плану мероприятий в срок до 25.06.2021, которое свидетельствует о конкретности и определенности пункта 6 представления, а следовательно, и возможности его исполнения.

По объектам «Благоустройство территории парка СОШ № 2 в г. Нерюнгри», «Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях», «Центральная площадь ГО «Жатай»», «Озеро «Талое» 3-я очередь» Управление не оспаривает факт наличия нарушений. Вместе с тем, Счетной палатой установлено.

По объекту «Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях».

Управлением заключен государственный контракт с ООО «Строительная компания Томтор» на выполнение работ по объекту «Благоустройство набережной с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях Горного района Республики Саха (Якутия)» от 19.06.2020 № 7-ГК-2020. К государственному контракту заключено дополнительное соглашение № 1 от 15.09.2020 (на момент проверки).

Работы от имени Управления приняты (на момент проверки) справкой о стоимости выполненных работ от 10.07.2020 № 1, актом о приемке выполненных работ от 10.07.2020 № 1; справкой о стоимости выполненных работ от 12.08.2020 № 2; актом о приемке выполненных работ от 12.08.2020 № 2; справкой о стоимости выполненных работ от 19.08.2020 № 3; актом о приемке выполненных работ от 19.08.2020 № 3.1; актом о приемке выполненных работ от 19.08.2020 № 3.2; справкой о стоимости выполненных работ от 25.08.2020 № 4; актом о приемке выполненных работ от 25.08.2020 № 4.1; актом о приемке выполненных работ от 19.08.2020 № 4.2; справкой о стоимости выполненных работ от 26.08.2020 № 5; актом о приемке выполненных работ от 26.08.2020 № 5.1.

Работы оплачены платежными поручениями от 01.09.2020 № 205, от 12.08.2020 № 503438, от 20.08.2020 № 577026, от 24.08.2020 № 597688, от 27.08.2020 № 634911 (на момент проверки).

Счетной палатой совместно со специалистами Управления, Администрации МО «Бердигестяхский наслег» Горного улуса, представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) объекта благоустройства набережной с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях Горного района от 28.09.2020.

По результатам проверки выявлено на сумму 3 296 859,94 рублей риски нецелевого использования бюджетных средств по объекту «Набережная с пешеходным мостом р. Матта в с. Бердигестях», в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ по государственному контракту, срок исполнения которого истекает после проведения осмотра.

Все материалы представлены Счетной палатой и приобщены в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).

По объекту «Благоустройство территории парка СОШ № 2 в г. Нерюнгри».

Управлением заключен государственный контракт с ООО «Тиит» на выполнение работ по объекту «Благоустройство территории парка СОШ № 2 в г. Нерюнгри Нерюнгринского района» от 22.05.2020 № 1-ГК-2020. К государственному контракту заключено дополнительное соглашение № 2 от 19.08.2020.

Работы от имени Управления приняты (на момент проверки) справкой о стоимости выполненных работ от 18.06.2020 № 1; актом о приемке выполненных работ от 18.06.2020 № 1; справкой о стоимости выполненных работ от 17.07.2020 № 2; актом о приемке выполненных работ от 17.07.2020 № 2; справкой о стоимости выполненных работ от 17.08.2020 № 3; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 № 3.

Работы оплачены платежными поручениями от 12.08.2020 № 503436, от 12.08.2020 № 503437, от 21.08.2020 № 588484, от 27.08.2020 № 634910 (на момент проверки).

Счетной палатой совместно со специалистами Управления, Администрации МО «Город Нерюнгри», представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) объекта «Благоустройство территории парка СОШ № 2 в г. Нерюнгри» от 17.09.2020, заключении по проведению независимой экспертизы согласно техническому заданию к государственному контракту от 28.09.2020 № 28, заключенному между экспертом ФИО6 и Счетной палатой.

По результатам проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств по объекту «Благоустройство территории парка СОШ № 2 в г.  Нерюнгри Нерюнгринского района)» на сумму 5 334 455,18 рублей в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ.

Все материалы представлены Счетной палатой в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).

Относительно объекта «Благоустройство территории парка СОШ № 2 в городе Нерюгри, Нерюнгринского района» в тексте акта от 12.11.2021 № 02-11/107 и оспариваемого представления допущена, вместо «нецелевое использование бюджетных средств» указано «риски нецелевого использования». Однако данная опечатка не повлияла на резолютивную часть представления от 11.12.2020 № 01/1-08/63 и не ухудшает положение Управления.

По объекту «Благоустройство озера «Талое» города Якутска (3 этап)».

Управлением заключен государственный контракт на выполнение работ по объекту «Благоустройство озера «Талое» города Якутска (3 этап)» № 8-ГК-2020 от 17.06.2020. К государственному контракту заключены дополнительные соглашения от 23.06.2020 и от 17.07.2020.

Работы от имени Управления архитектуры приняты (на момент проверки) справкой о стоимости выполненных работ от 21.07.2020 № 1; актом о приемке выполненных работ от 21.07.2020 № 1; справкой о стоимости выполненных работ от 17.08.2020 № 3; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 № 3; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 № 4; актом о приемке выполненных работ от 17.08.2020 № 5; справкой о стоимости выполненных работ от 20.08.2020 № 4; актом о приемке выполненных работ от 20.08.2020 № 6; актом о приемке выполненных работ от 20.08.2020 № 7.

Работы оплачены платежными поручениями от 24.07.2020 № 352065, от 30.07.2020 № 412422, от 21.08.2020 № 588482, от 25.08.2020 № 607652 (на момент проверки).

Счетной палатой совместно со специалистами Управления, представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) от 01.10.2020, заключении по проведению независимой экспертизы согласно технического задания к государственному контракту от 28.09.2020 № 28, заключенному между экспертом ФИО6 и Счетной палатой.

По результатам проверки выявлены риски нецелевого использования бюджетных средств в размере 9 801 616,51 рублей по объекту «Озеро «Талое» 3-я очередь, в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ, несмотря на истечение договорных сроков, на момент проведения осмотра работы в полном объёме не выполнены, однако продолжают выполняться;

Все материалы представлены Счетной палатой в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).

Оспариваемым представлением установлен общий срок исполнения в срок 25.01.2021, в связи с чем, отдельного указания в пункте 6 представления срок его исполнения не требуется.

Кроме этого пунктом 6 представления установлено, что в целях устранения нецелевого использования бюджетных средств, рисков нецелевого использования бюджетных средств с учетом природно-климатических условий обязан обеспечить  качественное выполнение ранее невыполненных объемов работ подрядными организациями на объектах.

Согласно пункту 8 оспариваемого представления заявителю предписано в течение 1 месяца со дня получения настоящего представления обеспечить возврат в доход государственного бюджета РС (Я), использованных не по целевому назначению бюджетных средств по следующим объектам:

Центральная площадь ГО «Жатай на сумму 145 151,74рублей;

«Сквер с памятником, посвященный 250-летию землеустройства в Якутии, город Якутск» на сумму 248 005, 35 рублей.

По объекту «Центральная площадь городского округа «Жатай»».

Управлением архитектуры заключен государственный контракт на выполнение работ по благоустройству объекта «Центральная площадь городского округа «Жатай»» от 06.09.2019 № 10-ГК-2019. К государственному контракту заключено дополнительное соглашение от 21.10.2019 № 1.

Работы от имени Управления приняты актом о приемке выполненных работ от 29.10.2019 № 1, актом сдачи-приемки работ от 29.10.2019, актом выполненных работ от 29.10.2019, актом о приемке выполненных работ от 05.11.2019 № 2, актом выполненных работ от 05.11.2019 № 2, актом сдачи приемки работ от 05.11.2019, справкой о стоимости выполненных работ от 05.11.2019 № 2, актом о приемке выполненных работ от 05.11.2019 №2.

Работы оплачены платежными поручениями от 22.11.2019 № 258994, от 05.12.2019 №394039.

Счетной палатой совместно со специалистами Управления, представителями подрядчика проведен осмотр объема выполненных работ по контракту. Факт неполного или некачественного выполнения работ зафиксирован в акте осмотра (проверки) от 05.10.2020, заключении по проведению независимой экспертизы согласно техническому заданию к государственному контракту от 28.09.2020 № 28, заключенному между экспертом ФИО6 и Счетной палатой.

По результатам проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 145 151,74 рублей по объекту «Центральная площадь ГО «Жатай»» в связи с принятием Управлением невыполненных объемов работ, связанных с велосипедной дорожкой, детской площадкой, 72 407,45 рублей риски нецелевого использования бюджетных средств в связи с принятием Управлением невыполненного объёма работ по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных, при наличии гарантийного письма от подрядной организации.

Все материалы представлены Счетной палатой в электронном виде (т. 7, л.д. 63-64).

Руководитель Управления - ФИО7 постановлением Министерства финансов РС (Я) об административном правонарушении от 03.03.2021 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного части 4 статьи 7.32 КоАП РФ по факту изменения условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта, не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (т. 3 л.д. 74-76).

Установленные выше обстоятельства опровергают довод заявителя о том, что по итогам проверки было установлено надлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств по государственным контрактам и не находят подтверждения.

Управлением оспаривается факт наличия рисков нецелевого использования средств государственного бюджета РС (Я) по объекту «Центральная площадь ГО «Жатай» на сумму 72 407, 45 рублей, указанная сумма относится к невыполненному объему работ по посеву газонов партерных, мавританских и обыкновенных, принятых и оплаченных Управлением на основании формы № КС-2 от 05.11.2019 № 2 на сумму 4 943 206,90 рублей.

Согласно акту осмотра  (проверки) указанного объекта от 05.10.2020 подрядной организацией ООО ИСФ «Дирекция по строительству» прямо указано, что посев газонов не производился, данные работы будут произведены в наиболее благоприятный период времени в мае 2021 года согласно гарантийному письму от 27.08.2020 № 483-2, представленному ООО ИСФ «Дирекция по строительству» (т.7 л.д.63-64).

По объекту «Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутск» в 2020 году заключен государственный контракт с ООО «Саха Бизнес Группа» от 25.05.2020 № 4-ГК-2020 (далее - контракт № 4-ГК-2020) (т. 5 л.д. 17-35).

Согласно условиям контракта № 4-ГК-2020 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО «Саха Бизнес Группа» обязуется выполнить работы по объекту «Сквер  с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии», а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта № 4-ГК-2020).

В соответствии с пунктом 1.6. контракта № 4-ГК-2020 работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 05.08.2020.

Согласно пункту 2.2. контракта № 4-ГК-2020 для оформления сдачи-приёмки работ подрядчик обязан вести и предоставлять заказчику, в том числе акт приёмки выполненных работ по форме № КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика.

В соответствии с пунктом 2.1 контракта № 4-ГК-2020 для проверки представленных подрядчиком выполненных работ, предусмотренных контрактом, на соответствие требованиям нормативным правовым актам Российской Федерации, стандартам, нормам, правилам и технических регламентов, действующих на день передачи работ, а также условиям контракта по объёму, комплектности и качеству, Заказчик своими силами (или с привлечение экспертов, экспертных организаций) проводит экспертизу результатов работ в срок не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от подрядчика информации о готовности сдачи результата выполненных работ и документов, в том числе акта о приёмке выполненных работ по форме № КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается уполномоченным представителем заказчика (или уполномоченным представителем экспертной организации, в случае их привлечения к проведению экспертизы).

Согласно пункту 2.6. вышеуказанного государственного контракта при отсутствии замечаний экспертизы к объёму, комплектности и качеству выполненных работ Заказчик (а при создании комиссии - члены комиссии) в срок, не более 5 (пяти) рабочих дней, подписывает акт о приёмке выполненных работ по форме № КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме № КС-3.

В рамках контрольного мероприятия Управлением представлены подписанные как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика акты о приёмке выполненных работ формы № КС-2 на указанном объекте от 24.07.2020 № 1 на сумму 1 623 449,74 рублей, от 25.08.2020 № 3 на сумму 1 003 760,53 рублей (т. 5 л.д. 38-44). Замечания Управления к объёму, комплектности и качеству выполненных работ, указанных в вышеуказанных формах КС-2, проверке не представлены, акты подписаны без замечаний, что свидетельствует о согласии Управления с объёмами и качеством выполненных работ, указанных в них.

В ходе осмотра, проведённого 02.10.2020 года (акт осмотра (проверки) (т. 5 л.д. 50), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что на объекте объёмы работ по озеленению, связанные с подготовкой почвы и посевом газонов, указанные в форме № КС-2 от 25.08.2020 № 3 (т. 5 л.д. 38-44) на сумму 1 003 760,55 рублей, завышены. Факт оплаты принятых, но не выполненных объёмов работ подтверждается платёжным поручением № 667172 от 31.08.2020 (т. 5 л.д. 36). Факт оплаты невыполненного объёма работ Управлением не оспаривается. Доводы Управления о том, что в последующем, а именно 28.10.2020 заключено дополнительное соглашение к контракту № 4-ГК-2020 (т.5 л.д. 35), являются несостоятельными, поскольку на момент подписания акта формы № КС-2 от 25.08.2020 № 3 и оплаты контракта дополнительное соглашение не было заключено.

Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 № 28 (заключение эксперта (т. 5 л.д. 51-59).

На основании установленных обстоятельств суд находит довод заявителя, указанный в возражения от 30.10.2021 исх. № 28/3695, о том, что бюджетные средства в сумме 248 005,35 рублей в рамках заключенного дополнительного соглашения к действовавшему на момент проведения проверки государственному контракту на выполнение работ по объекту «Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии» были использованы на выполнение иных работ по данному же объекту, в связи с чем осуществление их возврата в доход государственного бюджета РС (Я) не представляется возможным,является необоснованным.

По объекту «Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутск»в 2020 году заключен государственный контракт с ООО «Саха Бизнес Группа» от 25.05.2020 № 4-ГК-2020 (далее - контракт № 4-ГК-2020) (т. 5 л.д. 17-35).

Согласно условиям контракта № 4-ГК-2020 в сроки, установленные контрактом, подрядчик - ООО «Саха Бизнес Группа» обязуется выполнить работы по объекту «Сквер  с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии», а заказчик - Управление обязуется принять и оплатить за выполненные работы (пункт 1.1. контракта № 4-ГК-2020).

В соответствии с пунктом 1.6. контракта № 4-ГК-2020 работы по контракту в полном объёме должны быть выполнены в срок до 05.08.2020.

Согласно пункту 2.2. контракта № 4-ГК-2020 для оформления сдачи-приёмки работ подрядчик обязан вести и предоставлять заказчику, в том числе акт приёмки выполненных работ по форме № КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика.

В соответствии с пунктом 2.1. контракта № 4-ГК-2020 для проверки представленных подрядчиком выполненных работ, предусмотренных контрактом, на соответствие требованиям нормативным правовым актам Российской Федерации, стандартам, нормам, правилам и технических регламентов, действующих на день передачи работ, а также условиям контракта по объёму, комплектности и качеству, Заказчик своими силами (или с привлечение экспертов, экспертных организаций) проводит экспертизу результатов работ в срок не превышающий 5 (пяти) рабочих дней со дня получения от подрядчика информации о готовности сдачи результата выполненных работ и документов, в том числе акта о приёмке выполненных работ по форме № КС-2, подписанный полномочным представителем подрядчика. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается уполномоченным представителем заказчика (или уполномоченным представителем экспертной организации, в случае их привлечения к проведению экспертизы).

Согласно пункту 2.6. вышеуказанного государственного контракта при отсутствии замечаний экспертизы к объёму, комплектности и качеству выполненных работ Заказчик (а при создании комиссии - члены комиссии) в срок, не более 5 (пяти) рабочих дней, подписывает акт о приёмке выполненных работ по форме № КС-2 и справку о стоимости выполненных работ по форме № КС-3.

В рамках контрольного мероприятия Управлением представлены подписанные как со стороны подрядчика, так и со стороны заказчика акты о приёмке выполненных работ формы № КС-2 на указанном объекте от 24.07.2020 № 1 на сумму 1 623 449,74 рублей, от 25.08.2020 № 3 на сумму 1 003 760,53 рублей (т. 5 л.д. 38-44). Замечания Управления к объёму, комплектности и качеству выполненных работ, указанных в вышеуказанных формах КС-2, проверке не представлены, акты подписаны без замечаний, что свидетельствует о согласии Управления с объёмами и качеством выполненных работ, указанных в них.

В ходе осмотра, проведённого 02.10.2020 года (акт осмотра (проверки) (т. 5 л.д. 50), специалистами Счётной палаты при участии представителей Управления установлено, что на объекте объёмы работ по озеленению, связанные с подготовкой почвы и посевом газонов, указанные в форме № КС-2 от 25.08.2020 № 3 (т. 5 л.д. 38-44) на сумму 1 003 760,55 рублей, завышены. Факт оплаты принятых, но не выполненных объёмов работ подтверждается платёжным поручением № 667172 от 31.08.2020 (т. 5 л.д. 36). Факт оплаты невыполненного объёма работ Управлением не оспаривается. Доводы Управления о том, что в последующем, а именно 28.10.2020 заключено дополнительное соглашение к контракту № 4-ГК-2020 (т.5 л.д. 35), являются несостоятельными, поскольку на момент подписания акта формы № КС-2 от 25.08.2020 № 3 и оплаты контракта дополнительное соглашение не было заключено.

Расчёт стоимости принятых, оплаченных, но не выполненных работ произведён экспертом, привлечённым для проведения контрольного мероприятия на основании государственного контракта от 28.09.2020 № 28 (заключение эксперта (т. 5 л.д. 51-59).

На основании установленных обстоятельств суд находит довод заявителя, указанный в возражения от 30.10.2021 исх. № 28/3695, о том, что бюджетные средства в сумме 248 005,35 рублей в рамках заключенного дополнительного соглашения к действовавшему на момент проведения проверки государственному контракту на выполнение работ по объекту «Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии» были использованы на выполнение иных работ по данному же объекту, в связи с чем осуществление их возврата в доход государственного бюджета РС (Я) не представляется возможным,является необоснованным.

Таким образом, является доказанным факт нецелевого использования бюджетных средств по объекту «Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии».

Также судом установлено, что постановлением Якутского городского суда от 28.01.2021 по делу об административном правонарушении № 5-255/2021 14RS0035-01-2020-022084-91 установлено нецелевое использование бюджетных средств, а именное направление средств государственного бюджета на оплату работ по государственному контракту, которые фактически не были выполнены по объекту «Сквер с памятником посвященный 250-летию землеустройства в Якутии в г. Якутск» в сумме 248 000,35 рублей, руководитель Управления признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей (т.3 л.д. 74-76), а также постановлением Министерства финансов РС (Я) от 30.03.2021 по делу об административном правонарушении № 22-КС руководитель Управления признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 20 000 рублей.

Представленные заявителем копии писем Управления Федерального казначейства по РС (Я) от 04.03.2021 № 16-19-10/1052, от 09.04.2021 № 16-19-10/1052, от 23.04.2021 № 16-19-32/1950, приказы Управления Федерального казначейства по РС (Я) от 03.03.2021 № 95, от 08.04.2021 № 195, от 22.04.2021 № 263, копия представления Управления Федерального казначейства по РС (Я) от 19.07.2021 № 16-20-06/3290, и копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от 29.09.2021 № 1201980031000302 не подтверждают и не опровергают неправомерность выводов, изложенных в оспариваемом представлении.

Заявитель в заявлении об уточнении требования от 14.04.2021 № 28/1413 ссылается на то, что бюджетные средства были использованы на выполнение иных работ по тем же объектам, в связи с чем осуществление их возврата в доход государственного бюджета РС (Я) не представляется возможным судом не принимается, так как бремя доказывания того, на что ссылается заявитель, возлагается на него, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, и лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 65 Кодекса).

В данном случае доказанным являются выводы Счетной палаты о нецелевом использовании Управлением бюджетных средств по результатам контрольных мероприятий.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Уточнением заявленного требования от 14.04.2021 в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ заявитель просит обязать ответчика отозвать информационные письма: на имя Главы Республики Саха (Якутия) от 11.12.2020 № 33/02-11/2033, на имя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.12.2020 № 33/02-11/2034, на имя Первого заместителя Правительства Республики Саха (Якутия) от 11.12.2020 № 33/02-11/2034, а также обращения в Прокуратуру Республики Саха (Якутия) и Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться  указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следовательно, требование об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не подлежит удовлетворению, в связи с отказом судом в удовлетворении требования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несоответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации представления в оспариваемой части, а также нарушение прав и законных интересов заявителя представлением в оспариваемой части в их совокупности заявителем не доказано.

На основании изложенного, в удовлетворении требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, в удовлетворении требования отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова