ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-881/12 от 17.05.2012 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

  ул. Курашова,28, бокс 8, г.Якутск, 677980, тел.:(411-2)34-05-80, факс:(411-2)42-05-32, E-mail:info@yakutsk.arbitr.ru,www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Якутск

Дело №А58-881/2012

24 мая 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2012 года

Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2012 года

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Семеновой У. Н.,   при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой З.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 677009, <...>) к Окружной администрации города Якутска (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 677000, <...>),

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора -муниципального казенного учреждения «Департамент жилищных отношений», муниципального унитарного предприятия Управляющая компания «Комфорт», муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис»

о взыскании 298 261 рублей.

В судебное заседание явились:

от истца: ФИО1 по доверенности № 1020 от 14.11.2011;

от ответчика: ФИО2 по доверенности № 86 от 03.04.2012;

от третьих лиц: не явились, извещены.

Открытое акционерное общество акционерная компания «Якутскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Окружной администрации г. Якутска о взыскании 298 261 руб. задолженности по муниципальному контракту на отпуск горячей воды № 10995-в от 01.04.2009.

Определением суда от 21.02.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечены муниципальное казенное учреждение «Департамент жилищных отношений», муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания «Комфорт».

Определением суда от 13.03.2012 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика -муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис».

Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом позиций истца, ответчика определил рассмотреть в отсутствие третьих лиц.

17.05.2012 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в материалы дела поступило ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов-справок формы №3.

Истец против приобщения к материалам дела документов, представленных ответчиком, так как они не относятся к предмету спора.

Истец пояснил, что при нумерации приложений к договору допущена опечатка, приложение № 3 следует читать как приложение № 2.

Суд, руководствуясь статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приобщил к материалам дела документы, представленные ответчиком.

Определением суда от 23.05.2012 исправлены арифметические ошибки допущенные в резолютивной части решения от 17.05.2012 по делу № А58-881/2012, слова: «6 556 рублей 75 копеек (Шесть тысяч пятьсот пятьдесят шесть рублей семьдесят пять копеек) основного долга, 199 рублей 40 копеек (Сто девяносто девять рублей сорок копеек) расходов по уплате государственной пошлины», замененены на слова: «7 460 руб. 61 коп. (Семь тысяч четыреста шестьдесят рублей 61 коп.) основного долга, 226 руб. 75 коп. (Двести двадцать шесть рублей 75 коп.) расходов по уплате государственной пошлины».

Суд, исследовав материалы дела,

УСТАНОВИЛ:

ОАО АК "Якутскэнерго" (теплоснабжающая организация) и окружной администрацией города Якутска (муниципальный заказчик) заключен муниципальный контракт на отпуск горячей воды от 01.04.2009 №10995-в со сроком действия с 01.04.2009 по 31.12.2009.

По условиям контракта теплоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку горячей воды до границ обслуживания сетей горячего водоснабжения в дома, указанные в приложении №2 к контракту, в соответствии с объемами, предусмотренными приложением №1 к контракту, а муниципальный заказчик обязался оплачивать приобретаемую горячую воду.

К контракту подписаны сторонами объемы потребления горячей воды (приложение №1), натуральные показатели муниципального жилищного фонда города Якутска (приложение №3).

Контракт подписан со стороны теплоснабжающей организации ФИО3, действующей по доверенности от 17.12.2008 №56, со стороны муниципального заказчика – ФИО4, действующего по доверенности от 27.02.2009 №31-Г.

Приложением №1 к муниципальному контракту №10995-в от 01.04.2009 стороны согласовали объемы потребления горячей воды на 2009 год, в приложении №2 указали список домов, потребляющих тепловую энергию.

В пункте 1.3 муниципального контракта стороны указали, что приложение №2 содержит сводный перечень объектов муниципального заказчика включенных в данный муниципальный контракт.

В материалах дела приложения №2 нет, между тем имеется приложение №3, в котором сторонами согласованы натуральные показатели муниципального жилищного фонда города Якутска, приведен перечень жилых домов в которые осуществляется поставка горячей воды по муниципальному контракту.

Истец пояснил о допущенной опечатке и приложение №3 фактически является приложением №2.

Данные пояснения соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, так как в приложении №3 указана дата и номер муниципального контракта указанного выше. Приложение содержит подписи уполномоченных лиц и оттиски печатей сторон. В приложении №3 указаны перечни жилых домов, перешедшие на непосредственное управление, и являющиеся муниципальной собственностью.

Пунктом 6.1. муниципального контракта установлено, что границы обслуживания и эксплуатационной ответственности определяются на первом фланце задвижки узла ввода либо на границе сетей горячего водоснабжения, определенной на внешней стене дома, если узел ввода установлен в жилом доме.

В материалы дела представлены акты о передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Город Якутск" от 18.08.2003 N 35/178, от 08.08.2003 N 35/173, от 08.08.2003 N 35/166, от 28.07.2003 N 35/153: по улице ФИО5 15/1, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 23, 23/1, 23/2, 24, 24/1, 24/2, 25, 25/1, 25/2, 26, 26/1, 27/1, 30, 30/1, 30/2, 32, 32/1, 32/2, по улице Лермонтова 53/2, 45, 45/1, по улице Бабушкина 6/1, по улице Беринга 6/1, 37, 38, 39, 40, 9/1, по улице Бестужева-Марлинского 36/2, 56/1, по улице Богдана Чижика 25/1, 29/3, 31/3, 33/1, по улице Р. Зорге 1/1, 13/1, 19, 3/1, 5, 5/2, 7/1, 7/2, 3, по улице Кальвица 4, по улице Очиченко 1/3, 27, по улице Челюскина 12/1, 37/4, 37/5, 39/1, 39/2, 41/4, 41/5, 6/1, 6/2, 6/3, 8/2, 8/4, 8/5, по улице Рыдзинского 15, по улице Свердлова 5/2, 16, по улице Халтурина 1/1, 11, 13, по улице Горького 84А, 84Б, по улице Орджоникидзе 25/1, по улице Шавкунова 74, 78, 93.

Истец в исковом заявлении указал, что в ряде многоквартирных домов города Якутска 01.04.2009 был выбран способ управления, предусмотренный п.п.1 ч.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Подключение к сетям горячего водоснабжения истца квартир, находящихся в муниципальном жилищном фонде города Якутска, перечень которых указан в приложении к контракту, подтверждается подписанными актами раздела границ ответственности за эксплуатацию тепловых сетей от 01.04.2009 по жилым домам: по улице ФИО5 15/1, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 23, 23/1, 23/2, 24, 24/1, 24/2, 25, 25/1, 25/2, 26, 26/1, 27/1, 30, 30/1, 30/2, 32, 32/1, 32/2, по улице Лермонтова 45, 45/1, по улице Очиченко 1/3, 20А, по улице Рихарда Зорге 13/1, 19, по улице Халтурина 11, 13, по улице Челюскина 37/4, 37/5, 39/1, 39/2, 41/4, 41/5, 8/4.

Истец, полагая, что надлежащим образом исполнил обязательства по контракту за период с 01 августа по 31 декабря 2011 года, поставил ответчику горячую воду, направил ответчику акт сдачи-приемки выполненных работ №10995-в от 31.12.2011 и выставил для оплаты счет-фактуру от 31.12.2011 №10995-в на сумму 298 261 руб.

Ответчик оплату долга надлежащим образом не произвел, что послужило основанием для обращения в суд с иском с учетом уточнения о взыскании 291 147 руб. 12 коп. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.

Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в отзыве на иск указал, что контракт подписан неуполномоченным лицом, контракт заключен с нарушением процедуры, Окружная администрация города Якутска не является надлежащим ответчиком, жилые помещения заселены гражданами по договору социального найма.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из материалов дела следует, что между истцом и ответчиком заключен муниципальный контракт на отпуск горячей воды № 10995-в от 01.04.2009 года.

Заключенный между истцом и ответчиком контракт по своей правовой природе является договором энергоснабжения, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом, иными правовыми актами.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как следует из материалов дела, исходя из муниципального контракта на отпуск горячей воды №10995-в от 01.04.2009, передаточных актов от 21.07.2003 №35/153, от 18.08.2003 №35/178, от 08.08.2003 №35/166, от 08.08.2003 №35/173, муниципальное образование «Город Якутск» является собственником квартир, расположенных по адресам <...> квартиры №№10, 11, 16, ул. ФИО5 18 квартиры №№1,, 1А, 2, 4, 8, 9, 10, 12, ул. ФИО5 18/1 квартиры №№1а, 3, ул. ФИО5 20 квартиры №№3, 8, 10, 13, 15, 16, ул. ФИО5 20/1 квартиры №№1,9, ул. ФИО5 22 квартиры №№3,5,15, ул. ФИО5 22/1 квартиры №№9, 11, ул. ФИО5 23 квартиры №№1, 12, ул. ФИО5 23/1, квартиры №№1, 8, 10, 12, 13, ул. ФИО5 23/2 квартиры №№2,3,4,5,9,12, ул. ФИО5 24 квартиры №№1,2,10,15, ул. ФИО5 24/1, квартиры №№4,10,12,16, ул. ФИО5 24/2 квартиры №№2,4,16, ул. ФИО5 25 квартиры №№1,2,6,9,10,12,16, ул. ФИО5 26 квартиры №№1,9,10,12,14, ул. ФИО5 26/1, квартиры №№10,11, ул. ФИО5 27/1, квартира №9, ул. ФИО5 30 квартиры №№11,14,15,16, ул. ФИО5 30/1 квартиры №№6,9,11,14,15, ул. ФИО5 32 квартиры №№2,3,4,6,7,9,10,13,15,16, ул. ФИО5 32/1, квартира №16, ул. ФИО5 32/2 квартиры №№14,15, ул. Лермонтова 45/1 квартиры №№1,5,7,8,10,12, ул. Рихарда Зорге 13/1 квартира 7, ул. Челюскина 37/4 квартиры №№2,11,12, ул. Челюскина 37/5 квартиры №№1,7, ул. Челюскина 39/1 квартиры №№2,3,5,6,12, ул. Челюскина 39/2 квартиры №№1,3,9,9а,12, ул. Челюскина 41/4 квартира №10, ул. Челюскина 41/5 квартира6, ул. Челюскина 8/4 квартиры №№3,7,8,10,11.

К отношениям сторон по поставке тепловой энергии в жилой дом подлежат применению также Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила N 307.

В соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Жилые помещения, кроме расположенных по адресам <...> кв.3, ул. ФИО5 25 кв.10, ул. ФИО5 26 кв.10, ул. ФИО5 32 кв.16, ул. ФИО5 32 кв.7, ул. ФИО5 32/2 кв.3, по которым заявлены истцом требования заселены до 01.03.2005.

В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005, ордер, выдаваемый гражданину на основании решения о предоставлении жилого помещения, являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

В настоящее время вопросы найма жилого помещения одновременно урегулированы нормами гражданского и жилищного законодательства.

Из анализа положений статей 671, 672 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), действующего с 01.03.2005, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязан вносить наниматель.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора. Органы государственной власти и органы местного самоуправления или уполномоченными ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Из содержания указанных норм следует, что наниматель вносит наймодателю только плату за пользование жилым помещением (плату за наем).

До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как следует из статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации, в законе заложена презумпция прямой оплаты нанимателем коммунальных услуг, если иное не будет установлено в договоре.

Ответчиком представлены документы, поименованные, как справка которые, по содержанию соответствуют данным, отражаемым в поквартирной карточке формы №10.

Согласно п. 56, 58 Административного регламента поквартирная карточка (по форме N 10) относится к документам регистрационного учета и оформляется при регистрации граждан в жилые помещения. Оформление и хранение поквартирных карточек возлагается на должностных лиц, ответственных за регистрацию.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Согласно названной норме граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713 (далее - Правила регистрации), регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В соответствии с Перечнем должностных лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 713, к должностным лицам, ответственным за регистрацию в жилых помещениях муниципального жилого фонда, относятся должностные лица, осуществляющие контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.

Из справок представленных ответчиком следует, что жилые помещения, расположенные по адресам <...> квартиры №№10, 11, 16, ул. ФИО5 18 квартиры №№1, 4, 8, 9, 10, 12, ул. ФИО5 18/1 квартира № 3, ул. ФИО5 20 квартиры №№3, 8, 10, 13, 15, 16, ул. ФИО5 20/1 квартиры №№1,9, ул. ФИО5 22 квартиры №№3,5,15, ул. ФИО5 22/1 квартиры №№9, 11, ул. ФИО5 23 квартиры №№1, 12, ул. ФИО5 23/1, квартиры №№1, 8, 10, 12, 13, ул. ФИО5 23/2 квартиры №№2,3,4,5,9,12, ул. ФИО5 24 квартиры №№1,2,10,15, ул. ФИО5 24/1, квартиры №№4,10,12,16, ул. ФИО5 24/2 квартиры №№2,4,16, ул. ФИО5 25 квартиры №№1,2,6,9,12,16, ул. ФИО5 26 квартиры №№1,9,10,12,14, ул. ФИО5 26/1, квартиры №№10,11, ул. ФИО5 27/1, квартира №9, ул. ФИО5 30 квартиры №№11,14,15,16, ул. ФИО5 30/1 квартиры №№6,9,11,14,15, ул. ФИО5 32 квартиры №№2,3,4,6,7,9,10,11,13,15,16, ул. ФИО5 32/1, квартира №16, ул. ФИО5 32/2 квартиры №№14,15, ул. Лермонтова 45/1 квартиры №№1,5,7,8,10,12, ул. Рихарда Зорге 13/1 квартира 7, ул. Челюскина 37/4 квартиры №№2,11,12, ул. Челюскина 37/5 квартиры №№1,7, ул. Челюскина 39/1 квартиры №№2,3,5,6,12, ул. Челюскина 39/2 квартиры №№1,3,9,9а,12, ул. Челюскина 41/4 квартира №10, ул. Челюскина 41/5 квартира №6, ул. Челюскина 8/4 квартиры №№3,7,8,10,11, заселены гражданами.

В справке квартира расположенная по адресу <...> указана в собственности.

Договоры социального найма жилых помещений в материалы дела не представлены.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 N 6-П после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Ни условиями типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, ни условиями типового договора социального найма, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю.

Поскольку установить условия договоров социального найма жилых помещений, заключенных с физическими лицами, не представляется возможным, действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственника муниципального жилищного фонда производить оплату задолженности нанимателей жилых помещений, собственников квартир по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что в силу 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель обязан вносить плату за коммунальные услуги по тепловой энергии самостоятельно, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВАС РФ от 15.12.011 №ВАС-15083/11.

Суд, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что квартиры, расположенные по адресам <...> квартиры №№10, 11, 16, ул. ФИО5 18 квартиры №№1, 4, 8, 9, 10, 12, ул. ФИО5 18/1 квартира № 3, ул. ФИО5 20 квартиры №№3, 8, 10, 13, 15, 16, ул. ФИО5 20/1 квартиры №№1,9, ул. ФИО5 22 квартиры №№3,5,15, ул. ФИО5 22/1 квартиры №№9, 11, ул. ФИО5 23 квартиры №№1, 12, ул. ФИО5 23/1, квартиры №№1, 8, 10, 12, 13, ул. ФИО5 23/2 квартиры №№2,3,4,5,9,12, ул. ФИО5 24 квартиры №№1,2,10,15, ул. ФИО5 24/1, квартиры №№4,10,12,16, ул. ФИО5 24/2 квартиры №№2,4,16, ул. ФИО5 25 квартиры №№1,2,6,9,12,16, ул. ФИО5 26 квартиры №№1,9,10,12,14, ул. ФИО5 26/1, квартиры №№10,11, ул. ФИО5 27/1, квартира №9, ул. ФИО5 30 квартиры №№11,14,15,16, ул. ФИО5 30/1 квартиры №№6,9,11,14,15, ул. ФИО5 32 квартиры №№2,3,4,6,7,9,10,11,13,15,16, ул. ФИО5 32/1, квартира №16, ул. ФИО5 32/2 квартиры №№14,15, ул. Лермонтова 45/1 квартиры №№1,5,7,8,10,12, ул. Рихарда Зорге 13/1 квартира 7, ул. Челюскина 37/4 квартиры №№2,11,12, ул. Челюскина 37/5 квартиры №№1,7, ул. Челюскина 39/1 квартиры №№2,3,5,6,12, ул. Челюскина 39/2 квартиры №№1,3,9,9а,12, ул. Челюскина 41/4 квартира №10, ул. Челюскина 41/5 квартира №6, ул. Челюскина 8/4 квартиры №№3,7,8,10,11, заселены физическими лицами, приходит к выводу: вне зависимости от выбранного способа управления, основания для удовлетворения иска на сумму 283 686 рублей 51 копейка отсутствуют.

Ответчиком не представлено документов, подтверждающих заселение жилых помещений, расположенных по адресам <...> квартиры №№1а,2, ул. ФИО5 18/1 квартира 1а, ул. ФИО5 25, кв. 10.

Из справки на жилое помещение, расположенное по адресу <...> следует, что данное жилое помещение заселено 26.04.2012, следовательно, в период с 01.08.2011 по 31.12.2011 оно не было заселено.

С учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что ответчик обязан оплачивать за горячую воду по жилым помещениям, расположенным по адресам <...> квартиры №№1а,2, ул. ФИО5 18/1, квартира 1а, ул. ФИО5 25 квартира 10.

Судом установлено, что приборы учета в жилых помещениях отсутствуют, что сторонами не оспаривается.

Поскольку у потребителя энергии - муниципального образования - отсутствует прибор учета энергии, суд признает правомерным использование расчетного способа определения поставленной энергии в соответствии с подпунктом «а», пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №307 от 23.05.2006, на основании тарифа на горячую воду на 2011 год установленную Приказами ГКЦ – РЭК Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 №106 «Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения и водоотведения на 2011 год» на территории Республики Саха (Якутия)» уровень платы граждан за услуги горячего водоснабжения составил 107,80 руб./куб.м., ГКЦ-РЭК Республики Саха (Якутия) от 27.01.2011 №2 «О внесении изменений в приказ ГКЦ-РЭК РС(Я) №2 от 24.12.2010 №106 «Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения на 2011 год на территории Республики Саха (Якутия)» уровень платы граждан за услуги водоснабжения составляет 65,45% от экономически обоснованного тарифа (107,8 руб./куб.м.), то есть 70,56 руб./куб.м., исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Окружного Совета города Якутска от 28.11.2006 №РОС-46-16.

Ответчик не оспаривает использование расчетного способа поставленной тепловой энергии.

Суд, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что поскольку ответчик выступает в спорных правоотношениях как собственник муниципального жилого фонда, размер задолженности подтвержден материалами дела, требования истца о взыскании долга в сумме 7 460 рублей 61 копейка (Семь тысяч четыреста шестьдесят рублей шестьдесят одна копейка) по жилым помещениям, расположенным по адресам <...> квартиры №№1а (903,86 руб.),2 (4 519,36 руб.), ул. ФИО5 18/1 квартира 1а (1 133,53 руб.), ул. ФИО5 25 квартира 10 (903,86 руб.) за период с августа по декабрь 2011 года считает обоснованными и в порядке статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежащими удовлетворению.

В остальной части иска следует отказать.

Суд не принимает доводы ответчика о том, что акты подписаны не уполномоченным лицом, так как акты разграничения балансовой принадлежности сетей подписаны директором МУП «Управляющая компания «Комфорт» ФИО4, действовавшим на основании доверенности от 27.02.2009, которая выдана позже даты составления актов. Однако, в дальнейшем ответчик, потребляя горячую воду, конклюдентными действиями одобрил действия лиц, подписавшего приложения к контракту в порядке статьи 183 Гражданского кодекса РФ.

Суд также не принимает довод ответчика о том, что изменен способ управления с непосредственного управления на управляющую организацию и выбор в качестве управляющей организации- МУП «Жилкомсервис», по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).

Суд определением суда от 26.04.2012 предлагал ответчику представить документы, подтверждающие снос домов; акты приема – передачи домов, технической документации на дома, договора управления, заключённые с управляющей организацией; решения общего собрания собственников в который содержит условия заключения договора управления.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Ответчик не представил доказательств подписания договора управления с управляющей организацией, после подписания которого управляющая организация может приступить к управлению домом.

Исследовав порядке статьи 71 АПК РФ совокупность представленных в материалы дела доказательств, судом установлено, что в спорный период жилые дома не обслуживались МУП «Жилкомсервис», то есть, фактически, собственниками жилых домов не реализован выбранный способ управления.

Ответчик также не представил доказательств сноса домов.

Суд не принимает доводы истца о том, что при непосредственном управлении многоквартирным домом обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на собственника помещений, применительно к рассматриваемому спору отклоняется, поскольку в соответствии с вышеназванными положениями жилищного и гражданского законодательства, потребление горячей воды и соответственно ее оплата осуществляется нанимателями жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений. Следовательно, при передаче помещения во владение и пользование по договору социального найма, обязанность по оплате коммунальных услуг возлагается на нанимателя помещения.

Факт отсутствия заключенного между нанимателями и истцом договора не имеет правового значения, поскольку коммунальной услугой пользовались наниматели жилых помещений, обязанные оплачивать эту услугу в силу закона.

Истец не представил в суд доказательств, что наниматели жилых помещений не производили оплату за горячую воду.

Необходимо отметить, что если наниматели жилых помещений не производят оплату за горячую воду, истец имеет право воспользоваться правами, предусмотренными разделом X "Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг" Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Правительством Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила).

Истец при предъявлении иска произвел оплату государственной пошлины в размере 8 965 рублей 22 копейки, что подтверждается платежным поручением от 25.01.2012 №130.

При сумме иска с учетом уменьшения до 291 147 рублей 12 копеек (Двести девяносто одна тысяча сто сорок семь рублей двенадцать копеек) размер государственной пошлины составляет 8 822 рубля 94 копейки (Восемь тысяч восемьсот двадцать два рубля девяносто четыре копейки).

С учетом результатов рассмотрения дела, с ответчика в пользу истца на основании ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 226 рублей 75 копеек, в соответствии со статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату истцу из федерального бюджета 142 рубля 28 копеек.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с Окружной администрации города Якутска (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 677000, <...>) в пользу открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 677009, <...>) 7 460 рублей 61 копейка (Семь тысяч четыреста шестьдесят рублей шестьдесят одна копейка) основного долга, 226 рублей 75 копеек (Двести двадцать шесть рублей семьдесят пять копеек) расходов по уплате государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу Акционерная компания «Якутскэнерго» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 677009, <...>) из федерального бюджета 142 рубля 28 копеек (Сто сорок два рубля двадцать восемь копеек) государственной пошлины уплаченной по платежному поручению №130 от 25.01.2012

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Четвертый арбитражный апелляционный суд с момента его принятия и в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.

Судья

У.Н.Семенова