АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Якутск. Дело №А58-8984/09
15 декабря 2009 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.
при участии в деле открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» - Общество, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) -налоговый орган,
и в присутствии представителя Общества Васильева Н.А., представителя налогового органа Коробова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества к налоговому органу о признании недействительной справки,
УСТАНОВИЛ:
Общество обратилось в Арбитражный суд РС(Я) с требованием к налоговому органу о признании недействительной справки о состоянии расчетов с бюджетов в части по следующим основаниям:
у налогового органа отсутствует законная возможность взыскания с Общества задолженности по уплате сумм недоимок, пеней и штрафов в силу истечения установленных законодательством пресекательных сроков
Налоговый орган заявленных требований не признает в связи по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе
сумма задолженности отраженная в размере 5 196 265 рублей 62 копеек была сформирована на основании данных полученных с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) при постановке Общества на учет в налоговом органе,
отражение в лицевом счете конкретных сумм начисленных пеней, штрафов носит справочный характер и не может ущемлять права налогоплательщика,
Постановление Правительства России от 12.02.2001 года №100 предусматривает для юридического лица лишь одно основание для признания долга безнадежным – ликвидацию его,
заявителем не указаны нарушенные налоговым органом нормы законодательства.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Общества по следующим основаниям:
По состоянию на 05 июня 2009 года налоговым органом составлена справка №1923 о состоянии расчетов с бюджетом.
Сопроводительным письмом от 09 июня 2009 года №04-08/472 налоговый орган направил в адрес Общества справку о состоянии расчетов с бюджетом
Не согласившись с законностью и обоснованностью справки, Общество обратилось с заявлением о признании справки недействительной.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Довод налогового органа о несоответствии требования нормам Постановления Правительства России от 12.02.2001 года №100 судом отклоняется как неотносимый к существу спора, так как Обществом обжалуется справка налогового органа в части указания задолженности, пресекательные сроки взыскания по которой пропущены, а не требование о признании долга безнадежным.
По мнению налогового органа, справка о состоянии расчетов с бюджетом носит справочный характер, не обладает признаками правового акта, прав и законных интересов налогоплательщика не нарушает.
Нарушение прав и законных интересов налогоплательщика может иметь место в указании о наличии у налогоплательщика задолженности перед бюджетом в справке о состоянии расчетов с бюджетом, представляемой иным лицам. При этом в результате представления подобных сведений налогоплательщик лишается того, на что он мог бы рассчитывать при отсутствии в справке сведений о наличии у него такой задолженности.
Обществом представлена копия письма Сберегательного банка России, из которого следует, что наличие неисполненных обязательств перед бюджетом рассматривается как фактор риска. При этом увеличивается процентная ставка за пользование кредитом, возникают ограничения по предоставлению отдельных банковских продуктов (не может быть предоставлен овердрафтный кредит). Также из письма банка ВТБ Обществу следует, что предоставление справки ФНС России о состоянии задолженностей перед бюджетом и внебюджетными фондами, в том числе по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций является обязательным условием. При этом, при расчете кредитного рейтинга, устанавливаемого на заемщика, принимаются во внимание любые отрицательные значения из справки по любым видам платежей, и, в итоге, влияют на величину процентной ставки по кредиту.
При таких обстоятельствах справка налогового органа в части указания наличия спорных сумм задолженности, нарушает права и законные интересы налогоплательщика и создают ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.
Согласно положениям статьи 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации установлено право налогоплательщика обжаловать в суд акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Порядок обращения за судебной защитой в арбитражный суд в таких случаях определен в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 г. N 418-О нормативные положения, содержащиеся в статьях 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями статей 29 и 198 АПК РФ не исключают обжалование в арбитражный суд решений (актов ненормативного характера) любых должностных лиц налоговых органов, и соответственно, полномочие арбитражного суда по иску налогоплательщика проверять их законность и обоснованность.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 разъяснено, что при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акте недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Оспариваемая Обществом справка налогового органа состоянии расчетов с бюджетом подписаны руководителем налогового органа и касаются конкретного налогоплательщика. В данном документе содержатся сведения об имеющейся задолженности у Общества. Следовательно, справка является актом, которые может быть оспорена в суде путем подачи заявления о признании ее недействительной.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Согласно подпунктом. 1 пункта 14 Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 N 9н, должностные лица ФНС не вправе представлять налогоплательщикам (их представителям) недостоверную информацию, не соответствующую законодательству о налогах и сборах, иным нормативным правовым актам.
В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами в дополнение к Приказам ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению" и от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" Приказом ФНС России от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ утверждена форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению.
Справка фиксирует наличие у налогоплательщика всех начисленных и исполненных налоговых обязательств по данным налогового органа.
Налоговый орган в возражение на заявленное требование, указывает на то, что Обществом не приведены нормы права, которым противоречит справка в оспариваемой части.
Заявитель в обоснование своего требования ссылается на тот факт, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания ряда сумм, указанных в оспариваемой справке в связи истечением сроков взыскания.
Обществом в доказательство фактов пропуска срока представлены в части
3 541 568 рублей 17 копеек пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2624 от 04.02.2005 года,
140 839 рублей суммы штрафа – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2624 от 04.02.2005 года,
4 939 рублей 58 копеек сумм пени по ЕСН, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2624 от 04.02.2005 года,
41 712 рублей 27 копеек по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №1088 от 31.01.2006,
319 рублей 71 копейки по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2688 от 04.02.2005 года,
201 783 рублей 98 копеек пени по НДС – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2691 от 04.02.2005 года,
23 369 рублей 10 копеек штрафа по НДС – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2691 от 04.02.2005 года,
29 888 рублей 84 копеек пени по НДС – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2617 от 04.02.2005 года,
1 217 876 рублей 49 копеек пени по налогу на пользователей автодорог – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2655 от 04.02.2005 года,
10 000 рублей штрафа по налогу на операции с ценными бумагами – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2701 от 04.02.2005 года,
8 711 рублей 40 копеек штрафа по налогу на рекламу – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2647 от 04.02.2005 года,
331 рубля 18 копеек пени по взносам в Фонд социального страхования – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2632 от 04.02.2005 года,
11 рублей 72 копейки пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2631 от 04.02.2005 года,
13 450 рублей штрафа по иным денежным взысканиям – акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом №2624 от 04.02.2005 года.
Налоговый орган доводов Общества не опроверг. То обстоятельство, что задолженность налоговым органом была сформирована на основании данных полученных с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия) при постановке Общества на учет в налоговом органе не может быть принята судом, так как налоговые органы составляют единую систему.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 101.1 Налогового кодекса на основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней. Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему законодательство о налогах и сборах, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом (пункт 11 статьи 101.1 Налогового кодекса).
Пунктами 1 и 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору, а при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сборов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Кроме того, в силу пунктов 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В связи с тем, что в соответствии с частью 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является способом обеспечения обязательства, уплата пеней по отношению к уплате налогов является дополнительной обязанностью налогоплательщика, поэтому к принудительному взысканию пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке, и в связи с истечением срока давности взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности взыскания и по дополнительному обязательству. В случае несовершения налоговым органом предусмотренных статьями 69, 70, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации действий в установленные этими статьями сроки, право на взыскание недоимки и соответствующих ей пеней утрачивается.
Налоговым органом доказательств совершения предусмотренных статьями 69, 70, 46 и 47 Налогового кодекса в установленные законом сроки не представлено.
В связи с этим оспариваемая Обществом справка противоречит статьям 69, 70, 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, справка в оспариваемой части не отражает реального размера существующих у Общества налоговых обязательств поскольку содержит сведения о суммах задолженности по пеням и штрафам, право на взыскание которых утрачено.
Понесенные заявителем расходы в виде уплаты государственной пошлины по платежному поручению №21690 от 23.09.2009 года подлежат взысканию со стороны
Руководствуясь статьями 101, 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительной как несоответствующую Налоговому кодексу справку № 1923 от 09 июня 2009 года Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 05 июня 2009 года в части
3 541 568 (трех миллионов пятисот сорока одной тысячи пятисот шестидесяти восьми) рублей 17 (семнадцати) копеек пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ,
140 839 (ста сорока тысяч восьмисот тридцати девяти) рублей суммы штрафа,
4 939 (четырех тысяч девятисот тридцати девяти) рублей 58 (пятидесяти восьми) копеек сумм пени по ЕСН, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования,
41 712 (сорока одной тысячи семисот двенадцати) рублей 27 (двадцати семи) копеек по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии,
319 (трехсот девятнадцати) рублей 71 (семидесяти одной) копейки по страховым взносам, на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии,
201 783 (двух сот одной тысячи семисот восьмидесяти трех) рублей 98 (девяноста восьми) копеек пени по НДС,
23 369 (двадцати трех тысяч трех сот шестидесяти девяти) рублей 10 (десяти) копеек штрафа по НДС,
29 888 (двадцати девяти тысяч восьмисот восьмидесяти восьми) рублей 84 (восьмидесяти четырех) копеек пени по НДС,
1 217 876 (одного миллиона двухсот семнадцати тысяч восьмисот семидесяти шести) рублей 49 (сорока девяти) копеек пени по налогу на пользователей автодорог,
10 000 (десяти тысяч) рублей штрафа по налогу на операции с ценными бумагами,
8 711 (восьми тысяч семисот одиннадцати) рублей 40 (сорока) копеек штрафа по налогу на рекламу,
331 (трехсот тридцати одного) рубля 18 (восемнадцати) копеек пени по взносам в Фонд социального страхования,
11 (одиннадцати) рублей 72 (семидесяти двух) копейки пени по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
13 450(тринадцати тысяч четырехсот пятидесяти) рублей штрафа по иным денежным взысканиям,
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) (<...> корпус 23) в пользу открытого акционерного общества «Саханефтегазсбыт» 2000 (две тысячи) рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке
Судья В. Григорьева