ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-9106/17 от 10.06.2019 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

21 июня 2019 года

Дело № А58-9106/2017

Резолютивная часть решения объявлена 10.06.2019

Полный текст решения изготовлен 21.06.2019

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Терских В. С. , при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефремовым В.И., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Крылья Севера» (ИНН 1435273051, ОГРН 1131447014390) к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Фрилайн» (ИНН 1435240306, ОГРН 1111435004097) о взыскании 31 734 452,49.

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,

с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края и выполнении судебного поручения судьей Манник С.Д., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Варфоломеевым Е.А. и при содействии Арбитражного суда Новосибирской области, выполнении судебного поручения судьей Суворовой О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Огневой В.Д.

при участии в судебном заседании:

от истца: не явились, извещены;

от общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания «Фрилайн»: ФИО2 – по доверенности от 11.02.2019 № 2/1;

от третьего лица: ФИО3 – по доверенности от 25.09.18 № 14АА 1367182, ФИО4 – по доверенности от 25.09.2018;

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Крылья Севера» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Фрилайн» о взыскании основного долга в размере 14 946 547,96 руб., штрафа за отказ организации чартерного рейса в размере 7 690 063,46 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.01.2016 по 10.11.2017 в размере 3 577 694,88 руб.

Делу присвоен номер А58-9106/2017.

Позже, в пояснении, поступившем в суд 12.03.2018, истец уточнил исковые требования и просит взыскать с ответчика задолженность в размере 20 520 131,36 руб. основного долга и 3 485 330,98 руб. проценты в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уточнение требований судом принято.

18.01.2018 ООО «Крылья Севера» обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о взыскании с ООО ТК «Фрилайн» неосновательного обогащения в размере 7 363 143,30 руб.

Делу присвоен номер А58-278/2018.

Определением суда от 22.03.2018 удовлетворено ходатайство ответчика, на основании части 2, 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела № А58-9106/2017 и № А58-278/2018 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, делу присвоен номер А58-9106/2017.

Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Фрилайн» с исковыми требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзывах и возражениях.

Определением суда от 06.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО «Крылья Севера» ФИО5.

Временным управляющим ООО «Крылья Севера» ФИО5 отзыв на исковые заявления не представлен.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.09.2018 по делу № А58-5299/2017 должник – общество с ограниченной ответственностью «Крылья Севера» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на ФИО5

Определением суда от 18.03.2019 по делу № А58-5299/2017  ФИО5 утверждена конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Крылья Севера» (ИНН <***>, ОГРН  <***>).

Пунктом 2 статьи 127 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено, что конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

С учетом изложенного с момента признания ООО «Крылья Севера» несостоятельным (банкротом) и утверждения конкурсного управляющего, необходимость отдельного участия ФИО5 в деле как временного управляющего, отпала.

При новом рассмотрении дела определением суда от 08.02.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, на стороне истца привлечен ФИО1, бывший руководитель ООО «Крылья Севера».

ФИО1 исковые требования ООО «Крылья Севера» поддерживает.

Решением суда от 03.04.2018 были удовлетворены в части исковые требования ООО «Крылья Севера».

Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.12.2018 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.04.2018 по делу № А58-9106/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.09. 2018 по тому же делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

 По условиям договора от 01.03.2015 №ЗР/1-03/1 между обществом с ограниченной ответственностью "Крылья Севера" (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью Транспортная компания "Фрилайн" (заказчик) исполнитель за плату предоставляет заказчику всю вместимость (или часть вместимости), ограниченную предельной коммерческой загрузкой по расчету экипажа, воздушного судна АН-24РВ, базирующегося в аэропорту «Якутск» на определенные настоящим договором маршруты и количество летных часов для перевозки грузов, пассажиров, в т.ч. сопровождающих лиц и вахтовых групп в пределах Российской Федерации: маршрут полета – по заявке заказчика. Количество предоставляемых заказчику летных часов – по факту выполнения. Под летным часом стороны понимают время с момента запуска двигателей перед вылетом до момента остановки двигателей после посадки воздушных судов.

Согласно п.3.1 договора за предоставленную вместимость воздушного судна на определенное в соответствии с п.1.1 настоящего договора количество летных часов заказчик оплачивает исполнителю сумму согласно счету на предоплату с возможной последующей его корректировкой после выполнения рейса или согласно выставленного счета-фактуры по факту выполнения чартерного рейса, которая включает в себя все затраты согласно п.3.2 договора.

Согласно п.3.5 договора выручка от продажи авиабилетов в случае перевозки пассажиров следует в авиакомпанию и принадлежит последней, тем самым уменьшая на соответствующую величину затраты заказчика по выполнению рейса, что учитывается при выставлении исполнителем счета-фактуры согласно п.3.1 договора.

Срок действия договора определен с 01.03.2015 по 31.12.2015.

Согласно п.6.4 договора все споры, возникающие из договора или в связи с ним, не урегулированные сторонами путем предъявления претензий, подлежат рассмотрению в арбитражном суде (третейском суде) г. Якутска.

К договору сторонами подписаны приложения №1-3.

Согласно приложению №1 к договору вся выручка от продажи пассажирских и грузовых перевозок на чартерных рейсах согласно заявке заказчика является собственностью заказчика. За предоставленные услуги по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок заказчик оплачивает исполнителю комиссионное вознаграждение в размере 10% от стоимости перевозок. Все расходы, связанные с выполнением рейса, заказчик берет на себя. Стоимость одного летного часа составляет 50 000 руб. с учетом НДС. В случае оформления служебных билетов по спискам заказчика, заказчик оплачивает исполнителю вознаграждение в размере 100 руб.

Согласно приложению №2 к договору за предоставленные услуги по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок заказчик оплачивает исполнителю комиссионное вознаграждение в размере 10,5% и с 10.06.2015 в размере 11% от стоимости перевозок.

Согласно приложению №3 к договору с 01.08.2015 стоимость одного летного часа составляет 60 000 руб. с учетом НДС.

ООО «Крылья Севера» обратилось к ООО ТК «Фрилайн» с претензией от 21.08.2016, в которой потребовало произвести задолженность, возникшую в связи с нарушением условий договора № ЗР/1-03/1 от 01.03.2015, в размере 15 705 656,60 руб. основного долга, штраф за отказ организации чартерного рейса в размере 7 690 063,46 руб.

Претензией от 20.11.2017 ООО «Крылья Севера» потребовало у ООО ТК «Фрилайн» осуществить возврат денежных средств в размере 7 363 143,30 руб.

Отсутствие добровольного удовлетворения требований, послужило основанием для обращения ООО «Крылья Севера» в суд.

Суд, рассмотрев исковые требования, приходит к следующим выводам.

Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

Как полагает ООО ТК «Фрилайн», в спорных правоотношениях подлежит применению сокращенный срок исковой давности, установленный частью 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В силу статьи 195 ГК РФ сроком исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 197 ГК РФ предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Пунктом 3 статьи 797 ГК РФ установлено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Проанализировав нормы статьи 785 ГК РФ о договоре перевозки груза, нормы абзаца 1 статьи 787 ГК РФ о договоре фрахтования (чартере), нормы статьи 104 Воздушного кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что договор фрахтования является отдельным видом договора в системе перевозок в связи со спецификой, которая заключается в том, что предметом обязательства является не перевозка, а предоставление фрахтователю вместимости транспортного средства для перевозки на один или несколько рейсов. Указанный признак является основным квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартера), позволяющим выделить его в самостоятельный вид гражданско-правовых договоров. Различия между договором перевозки и договором фрахтования выражены в том, что плата за перевозку с пассажиров может не взиматься, фрахтователь может не являться пассажиром, пассажиры могут не вступать в отношения с перевозчиком (фрахтовщиком). В отличие от договора перевозки существенным для сторон договора фрахтования являются тип и вместимость воздушного судна.

Таким образом, спорный договор не является договором перевозки. Предметом спорного договора являлось не принятие груза к перевозке по определенному маршруту, а выполнение истцом заявки ответчика на совершение воздушного рейса, то есть предоставление вместимости воздушного судна, в связи с чем между сторонами возникли правоотношения по фрахтованию.

Поскольку нормы Воздушного кодекса РФ не предусматривают специального срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договора фрахта воздушного судна, а статьей 797 ГК РФ срок исковой давности установлен для требований, вытекающих именно из перевозки грузов, то суд приходит к выводу, что по спорному правоотношению срок исковой давности составляет три года в соответствии со статьей 196 ГК РФ.

Таким образом, с учетом поступления исковых заявлений в суд 13.11.2017, 18.01.2018 срок исковой давности истцом не пропущен.

Истец, с учетом уточнения требований, сделанных в письменном пояснении от 12.03.2018 (т.5 л.д.126-129) просит взыскать с ответчика стоимость услуг по организации чартерного рейса  9 710 150,37 руб. (1 210 150,37 – 1 500 000 руб.).

Стоимость рейса истец определяет исходя из продолжительности рейса, умножая налет часов на стоимость одного часа: 50 000 руб. до 31.07.2015, 60 000 руб. с 01.08.2015., а также прибавляя понесенные расходы за метео обслуживание, бытовое обслуживание воздушного судна, медконтроль, питание экипажу, обеспечение заправки, и др.

В обоснование своих требований истец представил: заявку ООО ТК «Фрилайн» от 24.03.2015 № 023 на организацию чартерных рейсов, задание на полет № 04-28/9 (дата вылет 06.05.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 04-28/13 (дата вылета 14.05.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, Якутск-Усть Мая-Якутск, задание на полет № 01-28/14 (дата вылета 15.05.2015) по маршруту Якутск-Мирный-Якутск, Якутск-Олёкминск-Якутск, задание на полет № 3 (дата вылета 22.05.2015) по маршруту Якутск-Мирный-Якутск, задание на полет № 2 (дата вылета 22.05.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 5 (дата вылета 27.05.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 05-52/2 (дата вылета 27.05.2015) по маршруту Якутск-Жиганск-Якутск, задание на полет   (дата вылета 29.05.2015) по маршруту Якутск-Мирный-Якутск, задание на полет № 4 (дата вылета 05.06.2015) по маршруту Якутск-Мирный-Якутск, задание на полет № 05-53/6 (дата вылета 10.06.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет №05-52 (дата вылета 11.06.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 12 (дата вылета 16.06.2015) по маршруту Якутск-Жиганск-Якутск, задание на полет № 14 (дата вылета 17.06.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет (дата вылета 24.06.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 06-70/5 (дата вылета 25.06.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет №06-71/11 (дата вылета 01.07.2015) по маршруту Якутск-Жиганск-Якутск, задание на полет № 07-01 (дата вылета 01.07.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск (т.3 л.д.38), задание на полет №07-54/3 (дата вылета 22.07.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск), задание на полет №07-54/16 (дата вылета 06.08.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 08-17 (дата вылета 02.09.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 08-17/6 (дата вылета 19.08.2015) по маршруту Якутск-Оленёк-Якутск, Якутск-Саскылах, задание на полет № 9 (дата вылета 09.09.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 14 (дата вылета 16.09.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет №09-004 (дата вылета 23.09.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, задание на полет № 09-36/12 (дата вылета 30.09.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск (т.1 л.д. 106-130), акт № 11 от 12.05.2015 на сумму 390 728,98 руб., акт № 20 от 19.05.2015 на сумму 408 012,14 руб., акт № 11 от 12.05.2015 на сумму 390 728,98 руб., акт № 20 от 19.05.2015 на сумму 408 012,14 руб., акт № 22 от 19.05.2015 на суму 362 386,78 руб., универсальный передаточный документ № 45 от 26.05.2015 на сумму 387 930,29 руб., УПД № 44 от 26.05.2015 на сумму 362 560,75 руб., УПД № 50 от 27.05.2015 на сумму 387 569,68 руб., УПД № 51 от 28.05.2015 на сумму 317 946,14 руб., УПД № 52 от 30.05.2015 на сумму 373 281,98 руб., акт № 49 от 06.06.2015 на сумму 268 170,05 руб., акт № 52 от 11.06.2015 на сумму 399 190,91 руб., акт № 89 от 16.06.2015 на сумму 357 434,61 руб., акт № 90 от 18.06.2015 на сумму 387 109,06 руб., акт № 91 от 24.06.2015 на сумму 465 614,17 руб., акт № 92 от 25.06.2015 на сумму 457 374,82 руб., акт № 100 на сумму 395 994,25 руб., акт № 101 от 02.07.2015 на сумму 370 767,61 руб., акт № 104 от 08.07.2015 на сумму 438 526,11 руб., акт № 112 от 22.07.2015 на сумму 442 926,11 руб., акт № 120 от 06.08.2015 на сумму 487 257,98 руб., акт № 143 от 19.08.2015 на сумму 646 554,16 руб., акт № 155 от 02.09.2015 на сумму 457 615,51 руб., акт № 159 от 09.09.2015 на сумму 470 163,96 руб., акт № 165 от 16.09.2015 на сумму 532 727,76 руб., акт № 177 от 23.09.2015 на сумму 525 940,27 руб., акт № 236 от 01.10.2015 на сумму 719 396,62 руб., счета фактуры к ним (т.2 л.д. 29-80).      

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).

В пункте 3.1 договора организации выполнения чартерного (заказного) рейса № ЗР/1-03/1 от 01.03.2015 за предоставленную по настоящему договору вместимость ВС на определенное в соответствии с пунктом 1.1 настоящего договора количество летных счетов заказчик оплачивает исполнителю сумму согласно счету на предоплату (с возможной последующей его корректировкой после выполнения рейса) или согласно выставленной счет-фактуры по факту выполнения чартерного рейса. Вышеуказанная счет-фактура (или счет на предоплату) включает в себя все затраты согласно пункту 3.2 настоящего договора.

Согласно пункту 3.2 договора все затраты по выполнению рейса, за исключением указанных в пункте 3.4 настоящего договора, несет исполнитель.

В пункте 3.4 договора в случае невозможности своевременной оплаты заказчиком затрат, указанных в пункте 3.4 настоящего договора, данные затраты может нести исполнитель с последующим их возмещением заказчиком, что учитывается в выставляемой исполнителем счет-фактуре согласно п.3.1 настоящего договора.

В соответствии с пунктом 4.3.1 договора организации выполнения чартерного (заказного) рейса № ЗР/1-03/1 от 01.03.2015 заказчик обязан оплатить исполнителю за предоставленную вместимость (или часть вместимости) ВС на установленное количестве летных часов, определенную настоящим договором плату в сроки, определенные в пункте 3.7 настоящего договора.

В соответствии с пунктом 3 приложения № 1 к договору, все расходы, связанные с выполнением рейса, заказчик берет на себя.

Таким образом, оплата предоставленной вместимости и возмещение затрат по выполнению рейса является обязанностью заказчика.

Исполнение истцом обязательств по договору (налет часов, метеорологическое обеспечение полетов, аэронавигационное обслуживание полетов на воздушных трассах,  питание для пассажиров, услуги по предоставлению специализированной информации в области гидрометеорологии) подтверждается заданиями на полет с отчетами о полете, актами выполненных работ (услуг) по аэропортовому и наземному обслуживанию, накладными (т.3 л.д. 50-119), УПД и актами услуг, подписанными ответчиком.

Акты № 100 от 01.07.2015, № 101 от 02.07.2015 не подписаны со стороны ООО ТК «Фрилайн». Однако при наличии задания на полет №06-71/11 (дата вылета 01.07.2015) по маршруту Якутск-Жиганск-Якутск,задание на полет № 07-01 (дата вылета 01.07.2015) по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск, заявки ООО ТК «Фрилайн» в которой указаны рейсы по маршруту Якутск-Жиганск-Якутск на 02.07.2015, по маршруту Якутск-Саскылах-Якутск на 01.07.2015, отсутствие мотивированных возражений по факту оказания услуг, суд считает доказанным исполнение ООО «Крылья Севера» своих обязательств по договору.  

Расчет исковых требований судом проверен, является верным. ООО «Крылья Севера» при расчете учтена произведенная ООО ТК «Фрилайн» платежным поручением № 82 от 16.04.2015 оплата 1 500 000 руб. (т.3 л.д. 49).

Таким образом, подлежит взысканию с ООО ТК «Фрилайн» в пользу ООО «Крылья Севера» 9 710 150,37 руб.

Истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами  за период с 01.01.2016 по 10.11.2017.

Согласно пункту 2.1 договора от 01.03.2015 договор заключен на срок с 01.03.2015 по 31.12.2015.

Как уже указывалось, в соответствии с пунктом 3.1 договора, оплата должна производится заказчиком как предоплата.

В пункте 4.3.1 договора указано, что заказчик обязан оплатить исполнителю за предоставленную вместимость (или часть вместимости) ВС на установленное количестве летных часов, определенную настоящим договором плату в сроки, определенные в пункте 3.7 настоящего договора.

Между тем, пункт 3.7 в договоре организации выполнения чартерного (заказного) рейса № ЗР/1-03/1 от 01.03.2015 отсутствует.

В силу пункта 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

С учетом срока исполнения выполнения рейсов, в период с 06.05.2015 по 30.09.2015, очевидно, что к 31.12.2015 истек срок для исполнения ответчиком обязательства по оплате. В связи с неисполнением ответчиком указанного обязательства истец праве получить проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2016 по 10.11.2017.

При этом суд учитывает следующее.

Пунктом 5.14 договора предусмотрена ответственность заказчика  за нарушение денежного обязательства в виде уплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения денежного обязательства от неуплаченной вовремя суммы за каждый день просрочки.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного права.

Положения части 4 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 и в ответе на вопрос 2 раздела "Обязательственное право" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, не исключают возможности удовлетворения исковых требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, если законом или соглашением сторон на случай нарушения денежного обязательства предусмотрена соответствующая неустойка, при условии, что их размер не превышает сумму неустойки, подлежащую взысканию.

Судом принято во внимание, что по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентная ставка за один день просрочки исполнения денежного обязательства рассчитывается в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ, а пеня должна в рассматриваемом случае применяться в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день исполнения денежного обязательства, что превышает размер ответственности ответчика по сравнению с предложенной истцом мерой ответственности. Соответственно, возложение на ответчика ответственности за нарушение условий договора в меньшем размере, чем предусмотрено договором, не может свидетельствовать о необоснованности требований истца.

Также ООО «Крылья Севера» просит взыскать 89 919,63 руб. В обоснование данного требования истец представления справку-счет от 01.07.2015 (Якутск-Сунтар на 25.06.2015 (продление регламента) на сумму 62 919,63 руб., акт на ту же сумму, справку-счет от 31.07.2015 на сумму 24 000 руб., в которой указано ТС1 ОЛН.

Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.

Представленные не отвечают требованиям допустимости и относимости к факту оказания услуг.

ООО «Крылья Севера» просит взыскать с ООО ТК «Фрилайн» неосновательное обогащение в размере 447 375 руб., включая в него стоимость приобретенных для ООО ТК «Фрилайн» авиабилетов.

Ранее, решением суда от 03.04.2018 указанное требование оставлено без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием доказательств соблюдения ООО «Крылья Севера» претензионного порядка в отношении требования о взыскании 447 375 руб. неосновательного обогащения.

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.12.2018 указано, что суд кассационной инстанции не может согласиться с выводом судов об оставлении без рассмотрения требований о взыскании 447 375 рублей и начисленных на эту сумму процентов, поскольку указанный вывод не подтверждается содержанием претензии от 21.08.2016. В приложении к претензии указаны счета-фактуры без дат и конкретных сумм. Вместе с тем, как видно из материалов дела (л.д. 91, 93, 95, 97 т. 1), истец выставил ответчику счета-фактуры от 21.10.2015 № 256, от 23.10.2015 № 261, от 26.10.205 № 263, от 28.10.2015 № 265, от 30.11.2015 № 347 на оплату приобретенных истцом для общества «Фрилайн» авиабилетов.

На основании пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

С учетом изложенного, доводы ответчика о несоблюдении истцом обязательного претензионного порядка, судом отклоняются.

В материалах дела имеются письма ООО ТК «Фрилайн»: от 13.11.2015 № 386 с просьбой выписать в счет взаиморасчётов авиабилет на рейс R3587 по маршруту Якутск-Санкт Петербург на 17.11.2015 по тарифу R на имя ФИО6, от 18.11.2015 № 389 с просьбой выписать а/билеты на 18.11.2015 по маршруту: Санкт-Петербург – Москва (Внуково) на рейс UT 370, Москва (Внуково) – Якутск на рейс R3 478 на ФИО6 в счет взаиморасчетов, от 22.10.2015 № 359 с просьбой выписать а/билет эконом класса на 31.10.2015 по маршруту Якутск-Москва (Домодедово) на ФИО7 в счет взаиморасчетов, от 21.10.2015 № 357 с просьбой выписать а/билет эконом класса на 28.10.2015 по маршруту Якутск-Тикси на ФИО8 в счет взаиморасчетов (т.2 л.д. 106-110).

Истцом представлен электронный билет (маршрутная квитанция для пассажира) от 21.10.2015 на имя ФИО9 по маршруту Якутск-Владивосток, акт № 242 от 21.10.2015 на оказание услуг в размере 23 010 руб., подписанный со стороны ООО ТК «Фрилайн» директором общества ФИО9; электронный билет (маршрутная квитанция на имя ФИО7 по маршруту Якутск – Москва (Домодедово), акт № 247 от 23.10.2015 на сумму 14 785 руб., электронный билет (маршрутная квитанция) на имя ФИО8 по маршруту Якутск-Тикси, акт на 25 000 руб. (т.2 л.д.82-89). Представлены маршрутная квитанция на имя ФИО6 на рейс R3 478 по маршруту Москва (Внуково) – Якутск стоимостью 24 150 руб., электронный билет на то же лицо на рейс 18.11.2015 по маршруту Санкт-Петербург – Москва (Внуково) стоимостью 5 575 руб., электронный билет на то же лицо на рейс 17.11.2015 по маршруту Якутск Санкт-Петербург стоимостью 18 050 руб. 

В соответствии с частью 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного кодекса.

На основании заявки ответчика, ООО «Крылья Севера» оформило авиабилеты и исполнило за ООО ТК «Фрилайон» обязанность по оплате пассажирской перевозки в размере 110 570 руб. за счет собственных средств, что подтверждено представленными в дело доказательствами.

Ответчиком не представлено доказательств оплаты указанных авиабилетов за счет собственных средств.

В остальной части требование удовлетворению не подлежит, поскольку из материалов дела не следует, что иные авиабилеты приобретались по заявке ООО ТК «Фрилайн».

С учетом изложенного указанное требование подлежит удовлетворению в части – 110 570 руб.

ООО «Крылья Севера» просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения.

В силу части 2 статьи 1107 ГК РФ неосновательно обогатившееся лицо обязано не только возвратить сумму неосновательного обогащения, но и уплатить на нее проценты.

С учетом удовлетворения требований о взыскании 9 710 150,37 руб. и 110 570 руб., расчет процентов должен быть следующий.

Задолженность,
руб.

Период просрочки

Процентная ставка,
Дальневосточный
фед. округ

Дней
в
году

Проценты,
руб.

c

по

дни

[1]

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[1]×[4]×[5]/[6]

9 820 720,38

01.01.2016

24.01.2016

24

7,64%

366

49 200,20

9 820 720,38

25.01.2016

18.02.2016

25

8,06%

366

54 067,63

9 820 720,38

19.02.2016

16.03.2016

27

8,69%

366

62 957,26

9 820 720,38

17.03.2016

14.04.2016

29

8,60%

366

66 920,43

9 820 720,38

15.04.2016

18.05.2016

34

8,01%

366

73 075,82

9 820 720,38

19.05.2016

15.06.2016

28

7,62%

366

57 249,97

9 820 720,38

16.06.2016

14.07.2016

29

7,99%

366

62 173,75

9 820 720,38

15.07.2016

31.07.2016

17

7,43%

366

33 892,22

9 820 720,38

01.08.2016

18.09.2016

49

10,50%

366

138 053,57

9 820 720,38

19.09.2016

31.12.2016

104

10%

366

279 058,72

9 820 720,38

01.01.2017

26.03.2017

85

10%

365

228 701,71

9 820 720,38

27.03.2017

01.05.2017

36

9,75%

365

94 440,35

9 820 720,38

02.05.2017

18.06.2017

48

9,25%

365

119 463,01

9 820 720,38

19.06.2017

17.09.2017

91

9%

365

220 360,82

9 820 720,38

18.09.2017

29.10.2017

42

8,50%

365

96 054,72

9 820 720,38

30.10.2017

10.11.2017

12

8,25%

365

26 637,02

Итого:

680

9,10%

1 662 307,20

В остальной части требование удовлетворению не подлежит.

Отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании штрафа за отказ от организации чартерного рейса в размере 7 690 063,46 руб.

Пунктом 5.12 договора ЗР /1-03/1 от 01.03.2015 предусмотрена ответственность заказчика от выполнения чартерного рейса (отсутствие загрузки по направлениям и т.п.) за одни сутки до даты выполнения рейса согласно заявки. Заказчик оплачивает агенту штраф в размере 50 % от расчетной стоимости рейса, а также несет полную ответственность перед пассажирами с приобретенными авиабилетами на рейс – как-то возврат стоимости авиабилетов, размещение в гостинице, предоставление питания пассажирам и выплата компенсации за моральный ущерб.

Как следует из иска, истец полагает, что ООО ТК «Фрилайн» отказалось от выполнения 2 рейсов: Якутск-Саскылах-Якутск (31.12.2015) – 1 139 696,96 руб., Якутск-Жиганск-Якутск (31.12.2015) – 6 550 366,50 руб.

Между тем, из заявки ООО ТК «Фрилайн» от 24.03.2015 исх. № 023 (т.1 л.д. 130) не следует, что заказчик планировал осуществление рейсов в декабре 2015 года. Последняя дата рейса, указанная в заявке, 29.10.2015 для направления Якутск-Жиганск-Якутск, и 28.10.2015 для направления Якутск-Саскылах-Якутск.

Более того, ООО ТК «Фрилайн» письмом от 15.07.2015 исх. № 202 (т.1 л.д. 133) известило о невозможности гарантировать выполнение заказанных рейсов, ранее указанных в договоре № ЗР/1-03/1 от 01.03.2015, из-за повышения стоимости летного часа.

Письмом от 29.09.2015 исх. № 266 (т.4 л.д.46) ООО «Крылья Севера» сообщило об отсутствии технической возможности выполнить рейс 30.09.2015, в связи с не вовремя поданной заявкой, предложило выполнить рейс 01.10.2015, и потребовало направлять заявки не позднее трех дней до даты выполнения рейса, а в каждой заявке указывать точное количество пассажиров и груза (характера груза) на каждом участке.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором неустойку (штраф, пеню).

Как уже указывалось, пункт 5.12 договора предусматривает штраф за отказ заказчика от выполнения чартерного рейса (отсутствие загрузки по направлениям и т.п.) за одни сутки до даты выполнения рейса согласно заявки.

Между тем, материалами дела не подтверждается наличие оснований для взыскания штрафа с ООО ТК «Фрилайн».

В части требования о взыскании агентского вознаграждения суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 2 статьи 421 Гражданского кодекса стороны свободны в заключении и формировании условий договора, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иным правовым актом.

Согласно статье 431 Гражданского кодекса при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Спорный договор является смешанным и включает элементы договора фрахтования и договора агентирования.

К договору сторонами подписаны приложения №1-3.

Согласно приложению №1 к договору вся выручка от продажи пассажирских и грузовых перевозок на чартерных рейсах согласно заявке заказчика является собственностью заказчика. За предоставленные услуги по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок заказчик оплачивает исполнителю комиссионное вознаграждение в размере 10% от стоимости перевозок. Все расходы, связанные с выполнением рейса, заказчик берет на себя. Стоимость одного летного часа составляет 50 000 руб. с учетом НДС. В случае оформления служебных билетов по спискам заказчика, заказчик оплачивает исполнителю вознаграждение в размере 100 руб.

Согласно приложению №2 к договору за предоставленные услуги по продаже и бронированию пассажирских и грузовых перевозок заказчик оплачивает исполнителю комиссионное вознаграждение в размере 10,5% и с 10.06.2015 в размере 11% от стоимости перевозок.

В обоснование своего требования о взыскании агентского вознаграждения в размере 2 656 427,59 руб. ООО «Крылья Севера» ссылается на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.05.2017 по делу № А58-7126/2016, полагая, что указанное решение имеет преюдициальное значение

В постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.12.2018 указано следующее.

Определяя размер неосновательного обогащения и задолженности, суды основывались на установленном решением суда от 10.05.2017 по делу № А58-7126/2016 факте выполнения рейсов на общую сумму 25 325 995 рублей, факте произведенных обществом «Крылья Севера» обществу «Фрилайн» платежей на сумму 20 745 644 рубля.

Между тем, установленные по указанному делу обстоятельства не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку обстоятельства, связанные с получением денежных средств в качестве агентского вознаграждения и арендной платы (фрахта), не входили в предмет доказывания по делу о взыскании с агента выручки, полученной от продажи авиабилетов, и не рассматривались судами при разрешении этого спора.

Представление по другому делу доказательств, подтверждающих наличие оснований для взыскания стоимости проданных билетов, не освобождает истца от доказывания обоснованности иска по настоящему делу.

Обстоятельства, связанные с получением денежных средств в качестве агентского вознаграждения и оплаты услуг пользования воздушным судном (фрахта), согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не были  исследованы судами и не получили соответствующей правовой оценки со ссылкой конкретные доказательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (статья 1006 ГК РФ).

Согласно статье 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора (пункт 1). Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом (пункт 3).

В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает, что каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств; арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (части 2 и 3 статьи 9, статья 40, часть 1 статьи 41 и часть 2 статьи 200).

Лица, участвующие в деле, вправе возражать против заявленных ходатайств, опровергать сведения, содержащиеся в представленных доказательствах, и ссылаться в своих возражениях на все предусмотренные законом доказательства, в том числе заявлять ходатайства о фальсификации доказательств.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проанализировав условия договора от 01.03.2015 по правилам статьи 431 ГК РФ и руководствуясь вышеназванными нормами права, суд приходит к выводу о том, что в подтверждение факта продажи авиабилетов истец должен был представить отчеты агента (статья 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации) или иные доказательства, подтверждающие факт исполнения им агентского договора (статьи 1005, 1006 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вопреки указанным нормам права, истцом не представлены в материалы дела отчеты агента.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом в обоснование иска в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что они с достоверностью не подтверждают исполнение сторонами обязательств, не позволяют установить объем оказанных услуг.

В связи с изложенным требование о взыскании 2 656 427,59 руб. вознаграждения агента удовлетворению не подлежит.

Отсутствуют основания и для удовлетворения требования о взыскании неосновательного обогащения в размере 7 363 143,30 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 11.11.2015 по 09.01.2018 (дело № А58-278/2018).

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: обогащение одного лица за счет другого и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, правовым актом или сделкой оснований.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации наличие указанных обстоятельств в совокупности должно доказать лицо, обратившееся с соответствующими исковыми требованиями.

Суд считает, что обращение ООО «Крылья Севера» с иском о взыскании неосновательного обогащения направлено на преодоление выводов о наличии у него обязательств по оплате, содержащихся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10.05.2017 по делу А58-7126/2016, доводы истца противоречат обстоятельствам, установленным этими судебными актами, а также его же требованию о взыскании агентского вознаграждения.

Изложенное свидетельствует об отсутствии неосновательного обогащения ответчика и оснований для применения положений статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Поскольку, проценты за пользование чужими денежными средствами являются видом гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение основного обязательства и способом обеспечения обязательства, то есть акцессорным по отношению к основному, при отсутствии оснований для удовлетворения требований о взыскании основного долга, требование о взыскании процентов подлежит отклонению в связи с отказом в удовлетворении основного требования.

Государственная пошлина при размере исковых требований 31 734 452,49 руб. составляет 181 672 руб.  В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  в связи с частичным удовлетворением иска, судебные расходы относятся на сторон пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При обращении ООО «Крылья Севера» в суд истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. При этом, ООО «Крылья Севера» произведена частичная уплата государственной пошлины в размере 34 223 руб. по чеку-ордеру от 18.01.2018 (т.5 л.д.8).

Поскольку исковые требования удовлетворены в размере 36,18 % государственная пошлина подлежит взысканию в федеральный бюджет в размере 65 728,93 руб. с ООО ТК «Фрилайн», 81 720,07 руб. (115 943,07 руб. - 34 223 руб.) с ООО «Крылья Севера».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить в части.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Фрилайн» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Крылья Севера» (ИНН <***>, ОГРН <***>) основной долг 9 820 720,38 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 662 307,20 руб.

В остальной части отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Крылья Севера» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 81 720,07 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Фрилайн» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 65 728,93 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

Судья

                                В.С.Терских