ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-9151/18 от 11.04.2019 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

18 апреля 2019 года

Дело № А58-9151/2018

Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2019.

Полный текст решения изготовлен 18.04.2019.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.С., рассмотрев дело по заявлению Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435037181, ОГРН 1021401067907) от 01.10.2018 № МТСР-09-10102 к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435078879, ОГРН 1021401075167) о признании недействительным акта камеральной проверки от 29.06.2018 и признании незаконным представления от 26.07.2018 № 16-19-20/3360,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 21.02.2019 № 16/09-1956 (паспорт);

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 29.12.2018 № 16-17-21/5741 (служебное удостоверение),

в судебном заседании в порядке части 1 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 14 часов 10 минут 11.04.2019, о чем опубликовано объявление путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд РС (Я) с заявлением от 01.10.2018 № МТСР-09-10102, с дополнением к исковому заявлению от 14.09.2019 № 16/09-2853  к Управлению Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление) о признании недействительным акта камеральной проверки от 29.06.2018 и признании незаконным представления от 26.07.2018 № 16-19-20/3360 с уточнением предмета требований от 08.11.2018, которым просит признать недействительным представление от 26.07.2018 № 16-19-20/3360, в части требования о признании недействительным акта камеральной проверки от 29.06.2018 заявитель заявил отказ.

В части требования о признании недействительным акта камеральной проверки от 29.06.2018 заявитель заявил отказ, судом вынесено отдельное определение.

Управление представило отзывы и дополнения к нему от 09.11.2018 № 16-17-0614866, от 30.10.2018 № 16-17-06/4673, от 18.02.2018 № 16-17-06/1061, от 14.03.2019 № 16/09-2853, от 18.03.2019 № 16-17-06/1514, от 01.04.2019 № 16-17-06/1866, от 05.04.2019 № 16-17-06/1981, 10.04.2019 № 16-17-06/2043 просит отказать в удовлетворении требования.

Из материалов дела установлено.

Между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством РС (Я) было заключено соглашение от 30.06.2015 № 15-С-13-ГП-18 (далее - Соглашение) о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия), которое предусматривало перечисление субсидий из федерального бюджета в целях обеспечения софинансирования расходных обязательств РС (Я) на реализацию мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

В соответствии с пунктом 19 Соглашения в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения Субъектом условия ее предоставления к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Соглашения Высший исполнительный орган власти в соответствии с Законом РС (Я) от 15.12.2014 1389-З № 331-V «О государственном бюджете РС (Я) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» обязуется выделить средства, предусмотренные в консолидированном бюджете субъекта РФ на финансирование мероприятия Программы  Субъекта в размере 29 375 000 руб.

Согласно распоряжению Правительства РС (Я) от 13.07.2015 № 740-р  министерствам и ведомствам, участвующим в софинансируемых мероприятиях в рамках реализации проектной программы РС (Я) «Доступная среда на 2013-2015 годы» на 2015 год распределены бюджетные средства на сумму 35 853 000 руб.

Согласно указанному распоряжению заявитель определен уполномоченным органом исполнительной власти РС (Я) ответственным за реализацию обязательств, установленных пунктом 15 Соглашения, а также за представление отчетов об исполнении обязательств, вытекающих из Соглашения 

Согласно приказу Управления от 18.05.2018 № 241 «О назначении внеплановой камеральной проверки в Министерстве труда и социального развития РС (Я)» Управлением проведена камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за 2015 – 2016 годы.

По результатам проверки с 15.05.2018 по 03.07.2018 составлен акт проверки от 29.06.2018, который вручен заявителю 03.07.2018. В акте указано о том, что подлежащая возврату из бюджета РС (Я) в федеральный бюджет сумма составляет 1 254 457, 97 руб. (т.1 л.д. 29).

В ходе проведенной проверки Управлением установлено, что фактические расходы  бюджетных средств составили в общей сумме 62 945 742, 33 руб., в том числе:

- 35 494 972,54 руб. – за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета; 

- 27 450 769,79 руб. – за счет средств бюджета РС (Я).

Заявитель представил возражения на акт камеральной проверки от 16.07.2018 № МТСР-08/2-7201 о несогласии с финансовыми нарушениями, указанными в акте от 29.06.2018, проведенной на основании приказа Управления от 18.05.2018 № 241.

Управление по возражениям заявителя вынесло заключение от 24.07.2018.

24.07.2018 в адрес Министерства финансов РФ Управлением по результатам проведенной внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ за 2015-2016 годы был направлен проект уведомления  о применении бюджетных мер принуждения, на основании которого Министерством финансов РФ было принято решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету РФ, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, которым предписано Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства РС (Я) (Министерства труда и социального развития РС (Я)) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету РС (Я), за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет РС (Я), в сумме 728 951, 17 руб.,рассчитанной по состоянию на 28.08.2018 (т.1 л.д.79-81, т.2 л.д.58-61). 

Управление установило, что в нарушение пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 14 раздела III Соглашения, пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов РФ, разработанные на основе примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 (Приложение № 6 к Программе), Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01.01.2016 Министерства труда и социального развития от 01.01.2016 (ф.0503127), Отчета об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами РФ, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом на 01.01.2016 по Министерству труда и социального развития РС (Я) от 01.01.2016 (ф.0503324), заявитель совершил нарушение в виде несоблюдения условия предоставления межбюджетных трансфертов, а именно не обеспечил уровень софинансирования за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета РС (Я) по реализации мероприятий в рамках проектной программы РС (Я) «Доступная среда на 2013-2015 годы», чем произведен перерасход средств федерального бюджета в сумме 2 282 257, 67 руб. за 2015 год.

26.07.2018 № 16-19-20/3360 Управление вынесло представление в адрес заявителя с требованием рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения в срок до 29.08.2018, и сообщить о результатах исполнения представления в срок до 29.08.2018.

Заявитель вручил Управлению письмо от 29.08.2018 № МТСР-08/2-8938 о несогласии с представлением.

Федеральное казначейство Российской Федерации направило в Министерство Финансов Российской Федерации уведомление от 28.08.2018№ 07-0404/09-18404 о применении бюджетных мер принуждения на сумму  1 591 474,77 руб. рассчитанной по состоянию на 28.08.2018 (т.3 л.д. 159-162).

Министерство финансов Российской Федерации на основании проекта уведомления Управления вынесло приказ от 21.09.2018 № 2571 «О бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета», которым поручено федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства РС (Я) (Министерства труда и социального развития РС (Я)) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету РС (Я), за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет РС (Я), в сумме 1 591 474,77, рассчитанной по состоянию на 28.08.2018, и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет (т.2 л.д.56-57).

Указанный приказ заявителем не был оспорен.

В целях исполнения решения о взыскании получив извещение о принятии решения о бесспорном взыскании от 24.09.2018 № 12-05-06/1/68193, на основании пункта 4 Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер    принуждения на основании уведомлений, утвержденного приказом МФ РФ от 11.08.2014 № 74н, 27.09.2018 заявителем было перечислено платежным поручением от 27.09.2018 № 556964 денежные средства в сумме 1 591 474,77 руб.

Не согласившись с вынесенным представлением Управления 26.07.2018 № 16-19-20/3360, заявитель в арбитражный суд с заявлением об оспаривании представления.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями пунктов 10, 47 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 «О порядке осуществления  Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» органы Федерального казначейства (в том числе его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу пункта 1 статьи 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно норме пункта 5 статьи 306.2 БК РФ под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных данным Кодексом бюджетных мер принуждения. При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений руководитель органа государственного (муниципального) финансового контроля направляет уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.

Нормами статьи 306.8 БК РФ установлено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Указанная мера также предусмотрена пунктом 2 статьи 306.2 БК РФ.

В соответствии с приведенными нормами БК РФ, на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения, содержащем основания для применения таких мер, а также в соответствии с пунктом 1 статьи 306.3 БК РФ финансовый орган принимает решение о применении бюджетных мер принуждения, предусмотренных главой 30 Кодекса, в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 306.2 БК РФ, в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Согласно паспорту Указа Президента РС (Я) от 19.02.2013 № 1879 «Об утверждении проектной программы РС (Я) «Доступная среда на 2013 – 2015 годы» ответственным исполнителем программы назначен заявитель.

В соответствии с Указом Главы РС (Я) от 23.04.2015 № 458 «Об утверждении Положений о Министерстве труда и социального развития РС (Я) и его Коллегии» заявитель является исполнительным органом государственной власти РС (Я), реализующим государственную политику и осуществляющим функции в сфере труда и социальной защиты, включая вопросы обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг, также осуществляет полномочия по координации реализации республиканской программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, участию в формировании государственной политики  в области обеспечения доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Таким образом, исполнение мероприятий проектной программы «Доступная среда» является полномочием заявителя.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы", в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2016 № 464 (далее - постановление Правительства РФ № 1297).

Согласно паспорту государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" включает подпрограмму "Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (далее - Подпрограмма № 1297).

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения, приведены в приложении № 7 к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы (далее - Правила предоставления субсидий № 1297).

Правила предоставления субсидий № 1297 устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и их распределения.

Пунктом 3 Правил предоставления субсидий № 1297 определено, что субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на соответствующие цели, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного указанным Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил предоставления субсидий № 1297 критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии на софинансирование расходов на реализацию мероприятий программы субъекта Российской Федерации является наличие проекта программы субъекта Российской Федерации, предусматривающей выполнение субъектом Российской Федерации основных целевых показателей и индикаторов, позволяющих достичь значений целевых показателей и индикаторов государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1297.

Частью 2 статьи 270.2 БК РФ установлено, что под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, оспариваемый акт вынесен уполномоченным органом, и является документом властно-распорядительного характера, содержащим предписания, подлежащие обязательному исполнению. Невыполнение представления в установленные сроки является основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности.

Заявитель полагает, что результаты проверки основывались на новом методологическом подходе, закрепленном в Методических рекомендациях по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, вследствие чего положения данного приказа не могут быть применены к соглашению, заключенному на 2015 год.

По мнению Управления, Министерством не выполнены обязательства по софинансированию мероприятий Программы, что повлекло занижение доли софинансирования расходов РС (Я) на реализацию мероприятия Программы, тем самым Министерством нарушен пункт 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, а также условия подпункта 1 пункта 14 раздела III Соглашения.

В соответствии с пунктом 23 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ и условиям Соглашения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила № 999).

Согласно подпункту а(1)) пункта 10 Правилами № 999 уровень софинансирования, выраженный в процентах от объема бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, установленный с учетом предельного уровня софинансирования, определенного в порядке, предусмотренном пунктом 13 или 13(1.1) настоящих Правил.

Согласно пункту 11 Правил предоставления и распределения  субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, включенных в государственные программы субъектов РФ, разработанные на основе технического задания пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, являющихся Приложением № 8 к Государственной программе РФ «Доступная среда на 2011-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 «Об утверждении Государственной программы РФ «Доступная среда на 2011-2020 годы», в случае, если размер средств, предусмотренных в бюджете i-го субъекта Российской Федерации на финансирование мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, не позволяет обеспечить установленный для i-го субъекта Российской Федерации уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, размер субсидии подлежит сокращению в целях обеспечения соответствующего уровня софинансирования.

Управление утверждает, что в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ условие соглашения по исполнению Субъектом РФ расходных обязательств, на софинансирование которых предоставлялась субсидия в размере определенном Соглашением со стороны РС (Я) не было соблюдено.

Так, проверкой установлено, что предусмотренный проектной программой РС (Я) «Доступная среда на 2013-2015 годы» общий объем средств составил 65 228 000,00 руб., в том числе из средств федерального бюджета 35 853 000, 00 руб., что составляет 55% от общего объема средств и 29 375 000,00 руб. из средств государственного бюджета РС (Я), что составляет 45 % от общего объема средств.

Кроме этого, проверкой установлено, что по итогам реализации мероприятий проектной программы РС (Я) «Доступная среда на 2013-2015 годы» в 2015 году общий фактический расход составил 62 945 742, 33 руб., в том числе из средств федерального бюджета 35 494 972,54 руб., что составило 56,4 % от общего фактического расхода и 27 450 769,79 руб., что составило 43,6 % от общего фактического расхода.

Следовательно, является необоснованным довод заявителя о том, что им не допущены нарушения условий обеспечения уровня софинансирования расходных обязательств.

Формула, установленная пунктом 22(1) Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, применяется при расчете суммы средств, использованных с нарушением условия софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, в отношении субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ до 21.12.2017, при принятии решений о применении бюджетных мер принуждения после 21.12.2017.

Таким образом, Управление правомерно утверждает, что  получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (т.е. процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения).

Обратное заявителем не доказано.

В акте проверки сумма подлежащая возврату в федеральный бюджет указана в размере 1 254 457, 97 руб.,

В соответствии с пунктами 68, 71 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, 24.07.2018 Управлением в адрес Федерального казначейства по результатам проведенной внеплановой камеральной проверки соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам субъектов РФ за 2015-2016 годы был направлен проект уведомления о применении бюджетных мер принуждения на сумму 728 951,17 руб. При этом акт о нарушениях на сумму 728 951,17 руб. в материалах дела не имеется.

В представлении Управлением исчислена сумма бюджетного нарушения в размере 2 282 257,67 руб. (расчет суммы 2 282 257,67 руб. предоставлен в дополнении к отзыву от 05.04.2019 № 16-17-06/1981), из которых сумма 728 951,17 руб. должна быть, по мнению Управления, возвращена в федеральный бюджет.

Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.09.2018 № 2571 сумма подлежащая возврату составляет 1 591 474,77 руб.

Факт несоблюдения уровня софинансирования расходного обязательства за счет республиканского бюджета в денежном выражении заявителем не оспаривается (т.1 л.д. 7).

Сумма бюджетного нарушения в соответствии с Методическими рекомендациями по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, по формуле: Sh = Sф - Sk X Кф, где: Sh - сумма бюджетного нарушения; Sф - сумма предоставленной субсидии из федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств субъекта РФ по Соглашению; Sk - объем фактически произведенных кассовых расходов на исполнение расходных обязательств субъекта РФ в соответствующем финансовом году; Кф - доля софинансирования расходных обязательств субъекта РФ из федерального бюджета, предусмотренная Соглашением, определяемая как отношение суммы субсидии, подлежащей предоставлению из федерального бюджета по данному Соглашению, к общей сумме соответствующего расходного обязательства субъекта РФ, составляет 896 430,51 руб.

То есть в результате необеспечения заявителем уровня софинансирования расходного обязательства за счет республиканского бюджета перерасход средств федерального бюджета составил 896 430,51 руб.

Расчет представлен в дополнении к отзыву Управления от 10.04.2019 № 16-17-06/2043, судом проверен. Доказательств ошибочности расчета заявителем не представлено.

На основании изложенного, судом не подлежит удовлетворению требование о признании недействительным представление Управления от 26.07.2018 № 16-19-20/3360 в части суммы 896 430,51 руб.

Неуказание Управлением в представлении Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 и Методических рекомендаций по определению Федеральным казначейством суммы средств, подлежащих бесспорному взысканию, и межбюджетных трансфертов, подлежащих приостановлению (сокращению), при нарушении условий предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 31.03.2017 № 53н, не является обстоятельством, влекущим признание недействительным представления.

Представление является обязательным для рассмотрения организацией, однако, не содержит в себе обязательств к исполнению каких либо требований, орган осуществляющий контроль в силу предоставленных полномочий, не вправе указывать на перечень и последовательность действий, которые лицо, получившее предписание, должно совершить в целях устранения нарушения бюджетного законодательства, поскольку в противном случае контролирующий орган будет вмешиваться в деятельность соответствующего субъекта, что недопустимо, так как ответственность установлена только за неисполнение предписания.

Суд не усматривает невозможности исполнения представления, на что указывает заявитель. Неопределенность представления судом также не установлена.

При этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем, с учетом изложенных обстоятельств, Управлением не доказана законность и обоснованность представления относительно суммы 1 385 827 руб. 16 коп.

Незаконность и необоснованность представления, а также нарушение прав и законных интересов в остальной части требования заявителем не доказаны, вследствие чего в этой части требования следует отказать.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела не подлежат распределению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленное требование Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить в части.

Проверив на соответствие Бюджетного кодекса Российской Федерации признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по РС (Я) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 26.07.2018 № 16-19-20/3360 в части суммы 1 385 827 руб. 16 коп.

В остальной части заявленного требования отказать.

Управлению Федерального казначейства по РС (Я) (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>).

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

                                 Р.И. Эверстова