Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
677980, г. Якутск, ул. Курашова, 28
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А58-9304/09
18.12.2009
Перерыв 4 дня
Резолютивная часть решения объявлена 17.12.2009
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2009
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Федоровой М. И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Федоровой М.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокуратуры Республики Саха (Якутия)
к Открытому акционерному обществу «Сахафармация», Государственному учреждению «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)»
о признании пункта 8.6 гос.контракта от 17.07.09. № 09/06-1380А недействительным
при участии:
от истца – ФИО1 по доверенности
от ответчиков:
ОАО «Сахафармация» - ФИО2 по доверенности
ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» - ФИО3, ФИО4 по доверенности
Прокуратура РС (Я) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к ОАО «Сахафармация», ГУ «Территориальный Фонд Обязательного медицинского страхования РС (Я)» о признании недействительным в силу ничтожности пункта 8.6 государственного контракта от 17.07.09г. № 09/06-1380А, заключенного между ответчиками в части установления суммы государственного контракта с учетом приложения № 2 к государственному контракту от 17.07.2009г. № 09/06-1380А, содержащего перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств 23 наименования, и применении последствий ничтожной сделки в виде взыскания с ОАО «Сахафармация» в пользу ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» денежные средства в размере 382 619, 64 руб.
Истец в исковом заявлении указал в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора – Государственный комитет по ценовой политике – региональная энергетическая комиссия РС (Я).
В ходе судебного заседания истец заявил ходатайство об исключении Государственного комитета по ценовой политике – региональная энергетическая комиссия РС (Я) из числа третьих лиц.
Судом ходатайство истца удовлетворено.
В судебном заседании объявлен перерыв до 17.12.2009г. в порядке ст. 163 АПК РФ.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд, с согласия сторон, переходит к судебному разбирательству суда первой инстанции согласно ст. 137 АПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела,
Установил:
Между ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» и «Сахафармация» по результатам открытого аукциона 17.07.2009 года заключен государственный контракт от 17.07.2009 № 09/06-1380А на поставку лекарственных средств, расходных материалов для государственных нужд.
Пунктом 8.6 Государственного контракта установлено, что общая сумма по договору, включая расходы по доставке товара до получателя, также налог на добавленную стоимость, составляет 40 755 000 рублей, из них, сумма поставки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, определенных в приложении № 2 к государственному контракту, составляет 32 902 442 рубля или 80,73 % от общей суммы государственного контракта.
Актом проверки соблюдения порядка ценообразования при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для государственных нужд от 15.10.2009г., установлен факт завышения ОАО «Сахафармация» оптовой торговой надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, определенных приказом от 28.12.2007 № 75 Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) «Об утверждении единого предельного размера оптовой торговой надбавки к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства», что послужило основанием для обращения истца в суд.
В силу требований части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд, в том числе с иском о признании сделки недействительной и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной государственным учреждением.
Ответчики представили заявления о признании исковых требований в полном объеме.
ОАО «Сахафармация» представило также свидетельство о государственной регистрации, устав.
Представленные ответчиками документы приобщены к материалам дела.
Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении искового заявления на основании следующего.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой РС (Я) проведена проверка соблюдения ОАО «Сахафармация» законодательства в сфере ценообразования на лекарственные средства.
В ходе проверки установлено, что между ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» и «Сахафармация» заключен государственный контракт от 17.07.2009 № 09/06-1380А на поставку лекарственных средств, расходных материалов для государственных нужд.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, в том числе путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» расчет предельной отпускной цены производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, отпускной цены организации оптовой торговли, закупающей продукцию непосредственно у производителей, а также расчет предельной оптовой и розничных надбавок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам учета расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
Пунктом 2 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2001 № 782 установлено, что государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется путем государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных производителей на лекарственные средства и установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарственные средства.
Согласно пункту 14 вышеуказанного Положения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются в отношении организаций оптовой торговли лекарственными средствами и аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств на территории этих субъектов Российской Федерации, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства.
В соответствии с пунктами 15, 16 Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные оптовые надбавки:
а) к фактической отпускной цене производителя лекарственных
средств. При этом под фактической отпускной ценой российского
производителя понимается цена, по которой производитель фактически
отпускает лекарственное средство и которая указывается в договоре купли-
продажи и сопроводительной документации на товар (в накладных и т.п.), а
иностранного производителя - контрактная цена на лекарственное средство, не
превышающая зарегистрированную предельную отпускную цену, в рублях по
курсу Центрального банка Российской Федерации на дату оформления грузовой
таможенной декларации;
б) к отпускной цене организации оптовой торговли, закупающей
лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у
производителей.
Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства на территории субъекта Российской Федерации, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Приложением 1 к приказу Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) (далее - ГКЦ-РЭК PC (Я) «Об утверждении единого предельного размера оптовой торговой надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» от 28.12.2007 № 75, предельный размер оптовой надбавки на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства независимо от количества посредников установлен в размере 21 % от цены отечественного изготовителя при прямых поставках этой продукции в оптовую сеть и к ценам оптового поставщика (посредника), закупившего эту продукцию непосредственно у отечественного изготовителя, импортного производства - к цене поставщика - импортера с учетом транспортных расходов.
Исходя из изложенного следует, что цена государственного контракта на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства должна формироваться в соответствии со стоимостью препарата, установленного государственным реестром цен, с учетом предельной торговой надбавки, предусмотренной Приказом ГКЦ-РЭК PC (Я) от 26.12.2007 № 75, в размере 21%.
Вместе с тем, согласно протоколу согласования цен по договору поставки медицинской и иной продукции, заключенному 23.06.2009, ОАО «Сахафармация» с ООО «Медицинское общество АИСТ», оптовая торговая надбавка на лекарственные средства «5-НОК», «Абактал», «Амоксиклав», «Кетонал», «Лендацин», «Феррум-лек», «Цефазолин», «Эдицин», а также на другие лекарственные средства, указанные в приложении № 2 (всего 23 наименования) была установлена с превышением предельной торговой надбавки в связи с установлением размера торговой надбавки к отпускной цене предприятия-посредника (ООО «Медицинское общество АИСТ»), а не к цене первого поставщика закупившего эту продукцию у отечественного производителя либо поставщика импортера. При этом торговая надбавка установлена с завышением 21 %.
Так, процент торговой надбавки на лекарственное средство «5-НОК» составил 40, 96% (цена производителя - 71,21 руб., цена установленная ОАО «Сахафармация» - ПО, 42 руб.). Аналогичные нарушения установлены на лекарственные средства указанные в приложении № 2.
В результате завышения ОАО «Сахафармация» предельного размера оптовой торговой надбавки, сумма необоснованного обогащения по государственному контракту, заключенному с ТФ ОМС PC (Я), составила 382 619, 64 рублей.
Лекарственные средства поставляются ОАО «Сахафармация» лечебным учреждениям Республики Саха (Якутия) в рамках государственного контракта по завышенным ценам, тем самым наносится ущерб ТФ ОМС PC (Я), как главному распорядителю финансовых средств по государственному контракту.
На 21.10.2009 года за лекарственные средства поступившие по договору от 23.06.2009 № б/н между ООО «Медицинское общество АИСТ» и ОАО «Сахафармация» на сумму 10 451 421 рублей в рамках государственного контракта, ТФ ОМС PC (Я) перечислено на счет ОАО «Сахафармация» денежные средства на сумму 5 797 948 рублей, что подтверждается письмом ОАО «Сахафармация» от 21.10.2009 № 1259 и копиями платежных поручений №7121 от 30.09.2009№, 7368 от 30.09.2009, №7369 от 30.09.2009, №7370 от 30.09.2009, № 7371 от 30.09.2009, №7372 от 30.09.2009, №7373 от 30.09.2009, , № 7374 от 30.09.2009, № 7375 от 30.09.2009, № 7376 от 30.09.2009, № 7380 от 30.09.2009, №7381 от 30.09.2009, 7382 от 30.09.2009, № 7383 от 30.09.2009, № 7384 от 30.09.2009, № 7385 от 30.09.2009.
В соответствии с требованиями статей 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительность части сделки не влечёт недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Таким образом, государственный контракт в части установления стоимости государственного контракта в размере 40 755 000 рублей с учетом включения в стоимость цен на лекарственные средства «5-НОК», «Абактал», «Амоксиклав», «Кетонал», «Лендацин», «Феррум-лек», «Цефазолин», «Эдицин», а также на другие лекарственные средства, указанные в приложении № 2 рассчитанной с учетом оптовой торговой надбавки поставщика, превышающей 21%, в силу требований статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным.
Следовательно, ОАО «Сахафармация» обязано вернуть ГУ Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) денежные средства в размере 382 619,64 рублей, как полученные в результате ничтожной сделки.
Ответчики исковые требования признали в полном объеме.
Согласно с ч. 3 ст. 70 АПК РФ, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
На основании изложенного, суд считает требования обоснованными, иск подлежащим удовлетворению.
Истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
За рассмотрение настоящего дела уплате подлежит государственная пошлина в размере 11 152, 39 руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 АПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Ответчик - ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 1.1. ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина подлежит взысканию с ОАО «Сахафармация» в сумме 5 576, 19 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 174, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным в силу ничтожности пункт 8.6 государственного контракта от 17.07.09г. № 09/06-1380А, заключенного между ОАО «Сахафармация» и ГУ «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» в части установления суммы государственного контракта с учетом приложения № 2 к государственному контракту от 17.07.2009г. № 09/06-1380А, содержащего перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств 23 наименования.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Сахафармация» в пользу Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС(Я)» денежные средства в размере 382 619, 64 руб.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Сахафармация» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 576, 19 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый Апелляционный Арбитражный Суд
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Судья Федорова М. И.