ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-9332/19 от 03.03.2021 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

11 марта 2021 года

Дело № А58-9332/2019

Резолютивная часть объявлена 03.03.2021.

Полный текст изготовлен 11.03.2021.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Г.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Еремеевой Л.Н., рассмотрев открытом в судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Якутскэкосети" (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 85 183 106,23 руб.,

с участием представителей:

от истца ФИО1 на основании доверенности №9 от 26.01.21, со сроком действия до 30.12.2021 (паспорт, диплом), ФИО2 на основании доверенности №11 от 26.01.21, со срок действия до 30.12.2021 (паспорт, диплом), ФИО3 на основании доверенности №10 от 26.01.21, со сроком действия до 30.12.2021 (паспорт, диплом),

от ответчика ФИО4 на основании доверенности №722 от 08.05.2020, со срок действия один год (удостоверение, диплом), ФИО5 на основании доверенности №42 от 12.11.20, со сроком действия 1 год (паспорт, диплом),

УСТАНОВИЛ:

муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Якутскэкосети" о взыскании 83 256 807,38 руб. задолженности по договору № 210/2018 от 29.12.2018 за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, 1 926 298,85 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по состоянию на 23.08.2019 и далее по день фактической уплаты суммы долга, всего 85 183 106,23 руб.

Определением суда от 18.06.2020 принято уточнение исковых требований о взыскании 43 518 583,76 руб., из них основной долг 40 975 443,46 руб.за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, пени 2 543 140,30 руб. и далее с 19.05.2020 по день фактического исполнения обязательства.

Определением суда от 15.07.2020 принято уточнение исковых требований о взыскании основного долга 40 801 591, 45 руб. за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, пени по состоянию на 10.07.2020 в размере 4 252 701,60 руб., далее с 11.07.2020 по день фактического исполнения обязательства.

Определением суда от 07.12.2020 отказ от иска в части взыскания пени судом принят, производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании, состоявшемся 03.03.2021, истец представил расчет основного долга, согласно которому задолженность составляет 43 210 798,07 руб., при этом пояснил, что просит взыскать основной долг в размере 40 801 591, 45 руб.

Ответчик с расчетом не согласился, просит в иске отказать в связи с отсутствием задолженности.

Проверив доводы сторон, исследовав и оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела 29.12.2018 между ООО «Якутскэкосети» (заказчик) и МУП «Жилкомсервис» (исполнитель) заключен договор на захоронение отходов №210/2018, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязанность за плату принять и разместить в форме захоронения на городском полигоне, находящемся по адресу: <...> (далее – Полигон) отходы IVV класса опасности, относящиеся по классификатору ФККО, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №242 от 22.05.2017, к твердым коммунальным отходам (пункта 1.1 договора).

Исполнитель осуществляет свою деятельность в соответствии с лицензией 14 №00387 от 10.05.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, регистрационный номер объекта размещения отходов (ГРОРО)-14-00350-Х-00371-270717 (пункт 1.3 договора).

Срок оказания услуг с 01.01.2019 по 31.12.2019 (пункт 1.4 Договора).

В соответствии с пунктом 2.3 договора количественный учет принимаемых отходов ведется по объему. Учет отходов по количеству ведется в единицах объема – метр кубический. Данные учета служат основанием для определения стоимости услуг приема и захоронения отходов и оплаты оказанной услуги. Данные учета могут быть использованы сторонами в целях осуществления учета и отчетности в области обращения с отходами.

Согласно пункту 3.3 договора исполнитель до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет в адрес заказчика универсальный передаточный документ (счет фактуру, акт оказанных услуг, счет на оплату), который в течение 3 рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить исполнителю.

Если заказчик в установленный в пункте 3.3 срок не направит в адрес исполнителя надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченными лицами универсальный передаточный документ (акт оказанных услуг) и не представит мотивированных возражений, универсальный передаточный документ (акт оказанных услуг), считается, что универсальный передаточный документ (акт оказанных услуг) принят без возражений и согласован заказчиком (пункт 3.4 договора).

Оплата производится заказчиком в течение 5 календарных дней с момента получения счета (пункт 3.5 договора).

Цена услуг в соответствии с пунктом 3.7 договора определена на основании тарифа на захоронение отходов – 387,41 руб. за один кубический метр с учетом НДС, установленного постановлением ГКЦ РС(Я) от 20.12.2018 № 213.

Согласно пункту 3.8 договора изменение тарифов не требует переоформления договора.

С момента вступления в силу тарифы являются обязательными для сторон (пункт 3.9 договора).

В соответствии с пунктом 3.10 договора сверка расчетов по договору производится между исполнителем и заказчиком не реже чем один раз в квартал путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов по договору, составляет и направляет в адрес другой стороны акт сверки расчетов в двух экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет») позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. В случае не получения ответа в срок более 5 дней после направления стороне акта сверки расчетов, акт считается признанным (согласованным) обеими сторонами.

В пункте 6.2 договора стороны предусмотрели, что любая договоренность между сторонами, влекущая за собой новые обстоятельства, не предусмотренные договором, считается действительной, если она подтверждена сторонами в письменной форме в виде дополнительного соглашения.

Стороны подписали без возражений акты оказанных услуг за период с января по июнь 2019 года в количестве 241 687,25 куб.м. на сумму 93 632 057,53 руб., в том числе № 319 от 31.01.2019 в количестве 32 961,75 куб.м. на 12 769 711,57 руб., № 320 от 28.02.2019 в количестве 32 260,75 куб.м. на 12 498 137,16 руб., № 326 от 31.03.2019 в количестве 35 931,75 куб.м. на 13 920 319,27 руб., № 525 от 30.04.2019 в количестве 42 349 куб.м. на 16 406 426,09 руб., № 583 от 31.05.2019 в количестве 51 378 куб.м. на 19 904 350,98 руб., № 711 от 30.06.2019 в количестве 46 806 куб.м. на 18 133 112,46 руб.

При этом стоимость определена на основании тарифа на захоронение отходов – 387,41 руб. за один кубический метр с учетом НДС, установленного постановлением ГКЦ РС(Я) от 20.12.2018 № 213.

В связи с тем, что ответчик оплату за оказанные услуги полностью не произвел, 16.07.2019 истец вручил ответчику претензию № 741 от 16.07.19 №741 с требованием уплаты стоимости оказанных за январь – июнь 2019 года услуг по договору № 210/2018 от 29.12.2018.

Ответчик требования истца не исполнил, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела, истец уточнил исковые требования с учетом тарифа 115,02 руб. за один кубический метр отходов, утвержденного Постановлением ГКЦ РС(Я) № 93 от 30.08.2019. При этом расчет составлен по данным Журнала учета ТКО, исходя из уменьшения вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства транспортирующего отходы на полигон, с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов по правилам подпункта «б» пункта 11 Правил коммерческого учета объемов и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, в связи с отсутствием на полигоне средств измерения.

По доводам истца к захоронению было принято 475 804,50 куб.м., в том числе:

за январь 2019 года – 75 132,50 куб.м. на сумму 8 641 740,15 руб.,

за февраль 2019 года – 70 390 куб.м. на сумму 8 096 257,80 руб.,

за март 2019 года – 91 522 куб.м. на сумму 10 526 860,44 руб.,

за апрель 2019 года – 75 634 куб.м. на сумму 8 699 422,68 руб.,

за май 2019 года – 85 074 куб.м. на сумму 9 785 211,48 руб.,

за июнь 2019 года – 78 022 куб.м. на сумму 8 974 090,44 руб.,

Всего услуги оказаны на 54 723 582,99 руб. (475 774,5 куб.м. * 115,02 руб./куб.м.), с учетом оплаты задолженность составила 40 801 591,45 руб. (54 723 582,99 руб. - 13 921 991,54 руб.).

В судебном заседании 03.03.2021 истец представил расчет основного долга, согласно которому объем отходов, принятых на захоронение от ответчика в за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 составил 496 720,48 куб.м. на сумму 57 132 789,61 руб. (496 720,48 куб.м. 115,02 руб./куб.м.), с учетом оплаты задолженность составила 43 210 798,07 руб. (57 132 789,61 руб. - 13 921 991,54 руб.).

Ответчик не согласился с заявленными исковыми требованиями, в связи с тем, что стороны заключили договор, согласно которому количественный учет принимаемых отходов ведется по объему – кубические метры; между сторонами подписаны акты оказанных услуг, акт сверки за период с 01.01.2019. 20.09.2019, в котором учтены изменение тарифа и оплата услуг; истцом не налажен раздельный учет твердых коммунальных отходов, захороненный на полигоне и образованный населением и прочими потребителями; объем заявленных на захоронение твердых коммунальных отходов не соответствует объему принятых на захоронение твердых коммунальных отходов на полигоне, указанных в актах; коэффициент уплотнения твердых коммунальных отходов при транспортировании до места захоронения - 2 включен в тариф с учетом технической характеристики мусоровоза; объем транспортируемых отходов не может превышать характеристики мусоровозов, определенные технической документацией, в частности, по коэффициенту уплотнения; задолженность ответчика перед истцом погашена в полном объеме путем зачета однородных требований по договору уступки требования (цессии) № 1 от 16.10.2019, заключенному между АО «Водоканал» и ООО «Якутскэкосети», о чем в адрес истца направлены уведомления.

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы сторон, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Между сторонами возникли правоотношения, вытекающие из договоров возмездного оказания услуг, на которые распространяются положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии со статьями 307, 309 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.

Ответчик является региональным оператором по обращению с отходами в Центральной зоне Республики Саха (Якутия). В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Территориальной схемой по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) размещенной на сайте https://mingkh.sakha.gov.ru/territorialnaja-shema-obraschenija-s-othodami, определено, что твердые коммунальные отходы, образованные на территории МО ГО «Город Якутск» и МО «поселок Жатай» подлежат захоронению на городском полигоне, Вилюйский тракт, 9 км.

Возникший между сторонами спор по существу сводится к порядку определения объема оказанных услуг: истец производит расчет, исходя из положений подпункта «б» пункта 11 Правил № 505 с учетом того, что полигон не оборудован средствами измерения; ответчик исчисляет объем оказанных услуг в соответствии с условиями договора, исходя из объема, определенного сторонами в актах оказанных услуг с учетом тарифа 115,02 руб., утвержденного Постановлением ГКЦ РС(Я) № 93 от 30.08.2019 за 1 куб.м.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

В силу части 2 статьи 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 Правила устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 2 Правил, коммерческому учету подлежат объем и (или) масса:

а) твердых коммунальных отходов в местах их накопления (сортированных твердых коммунальных отходов, несортированных твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов);

б) твердых коммунальных отходов, собираемых и транспортируемых операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;

в) твердых коммунальных отходов, поступающих на объекты, используемые для обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов, и транспортируемых с таких объектов.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами, коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил (пункт 9 Правил № 505).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 505 коммерческий учет ТКО осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО;

б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.

Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил № 505 оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (пункт 10).

В нарушение пункта 10 Правил № 505 истец как владелец полигона до настоящего времени обязанность по установлению средств измерения массы ТКО не исполнил.

Согласно пункту 11 Правил № 505, в случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:

а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;

б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Таким образом, в случае определения расчетной массы ТКО с применением подпункта «а» пункта 11 Правил № 505 в результате расчета должна получиться максимальная масса отходов, загружаемых в данный мусоровоз.

В случае определения расчетной массы ТКО с применением подпункта «б» пункта 11 Правил № 505 по истечении 30 дней после выхода средств измерения из строя в результате расчета должна получиться 1/2 от величины максимальной массы отходов, загружаемых в данный мусоровоз.

Такой порядок расчета, установленный законодательно, стимулирует владельцев полигонов к установлению средств измерения и поддержания их в рабочем состоянии, а также дает возможность владельцам полигонов в случае выхода средств измерения из строя вести учет ТКО в максимально возможном размере в течение 30 дней со дня выхода весов из строя.

При определении массы твердых коммунальных отходов, услуги по захоронению которых на основании договора оказывает ООО «Жилкомсервис», необходимо применять методику расчета массы ТКО с применением коэффициентов максимально допустимого сжатия отходов, рассчитанную для каждой из моделей мусоровозов.

В качестве доказательства наличия долга истец представил расчет с указанием 185 транспортных средств.

При заключении договора и в дальнейшем стороны не согласовали транспортные средства, которые осуществляют заезд на полигон. Из представленных истцом документов с полной достоверностью невозможно установить, что указанные в Журнале транспортные средства осуществляли ввоз отходов на полигон от имени ответчика, в расчете отсутствуют сведения о типе установки по ПТС, в связи с чем сведения об объём бункера являются недостоверными.

По объяснениям истца, тип установки в расчете не указан в связи с тем, что транспортные средства были переоборудованы (внесены изменения в конструкции). При этом соответствующие доказательства в материалы дела не представлены.

Суд неоднократно предлагал истцу представить доказательства факта оказания услуг в заявленном размере - расчет основного долга, с указанием технических характеристик транспортных средств, доказательства количества заездов мусоровозов на полигон.

Несмотря на это, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, такие доказательства истцом не представлены.

В соответствии с частью 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

В разъяснение нормы части 1 статьи 9 АПК РФ Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 06.03.2012 №12505/11 указал, что нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.

Истец не воспользовался предоставленным ему законом в рамках таких фундаментальных принципов арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, правом на представление доказательств фактического оказания услуг по спорному договору.

Из представленных истцом сведений, документов у суда отсутствует возможность определения объема отходов, принятых на захоронение истцом в соответствии с пункта 11 Правил № 505.

Между тем, истец ссылается на судебные акты по делам № А58-5147/2019 и № А58-6554/2019, вступившие в законную силу, которыми установлено транспортирование ТКО за январь, февраль 2019 года в большем размере, чем указано в актах оказанных услуг за аналогичный период в рамках настоящего дела.

Судебные акты по указанным делам размещены в картотеке арбитражных дел.

В рамках дела № А58-5147/2019 Ассоциация организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с иском к ООО «Якутскэкосети» о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 30.12.2018. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.09.2019, оставленным без изменений судом апелляционной инстанции, исковые требования удовлетворены, с Общества в пользу Ассоциации взыскано 8 960 459, 49 руб., в том числе 8 734 838,60 руб. – основной долг за январь 2019 года, 225 620,89 руб. – пени по пункту 8.4. договора за период с 01.02.2019 по 12.05.2019.

Из абз. 6. стр. 12 решения суда следует, что «Актом приемки оказанных услуг № 1 от 31.01.2019 и приложенными к нему доказательствами истец подтвердил объем оказанных услуг в количестве 61 506,70 м3 на сумму 19 559 130 рублей 60 коп.».

Поскольку объем оказанных услуг, установленный в деле № А58-5147/2019, превышает объем услуг, отраженный в акте № 319 от 31.01.2019 в количестве 32 961,75 куб.м., а истцом не доказано оказание услуг в большем размере, чем установлено судом в деле № А58-5147/2019, с учетом того, что в приложении к договору от 30.12.2018, заключенному между Ассоциацией и Обществом указано место передачи отходов – санкционированная свалка по Вилюйскому тр. 9 км. (абз.6, стр. 4 решения), суд полагает доказанным факт оказания услуг в январе 2019 года в количестве 61 506,70 куб.м.

В рамках дела № А58-6554/2019 Ассоциация организаций по обращению с отходами Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с иском к ООО «Якутскэкосети» о взыскании 16 857 186,91 руб. Определением от 19.12.2019 производство по делу прекращено в связи с утверждением мирового соглашения. В мировом соглашении стороны согласовали наличие задолженности Общества перед Ассоциацией за февраль 2019 года в размере 14 749 590,48 руб., при этом не указали объем оказанных услуг. Истец не представил в материалы дела документы, подтверждающие оказание услуг ответчику в феврале 2019 года в объёме, большем, чем указано в акте № 320 от 28.02.2019 в количестве 32 260,75 куб.м., в связи с чем несет риск неблагоприятных последствий.

Доводы ответчика о том, что объем оказанных услуг подтверждён подписанными сторонами актами оказанных услуг и актом сверки судом отклоняется с учетом пункта 12 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», в соответствии с которым наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ.

Статьей 424 ГК РФ (пункт 1) предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 5 Закона № 89-ФЗ).

Постановлением Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 20.12.2018 № 213 «Об установлении предельного размера тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов организациями коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) для МУП «Жилкомсервис» в период с 01.01.2019 по 31.12.2019 установлены следующие тарифы:

п. 26.1 Прочие потребители (за исключением населения) – 95,85 руб. за 1 куб.м.,

п. 26.2 Население (тарифы указываются с учетом НДС) – 115,02 руб. за 1 куб.м.

ГКЦ РС(Я) в письме от 09.12.2020 № 23/04пр-3497 (т.30, л.д. 112-114) дал разъяснения о том, что расчёт предельного единого тарифа, а также тарифа на захоронение объем образуемых на территории РС(Я) ТКО принят согласно утвержденной, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС(Я) территориальной схеме, где его учет производился по нормативам накопления ТКО в рыхлом (неуплотненном) виде согласно Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16. Стоимость транспортировки рассчитывается на 1 куб.м. исходя из объема кузова мусоровоза (22 куб.м.), технико-экономических показателей работы, прямых и косвенных затрат, а также двойного коэффициента уплотнения. ГКЦ РС(Я) принял двойной коэффициент уплотнения при расчете расходов на транспортировку, основываясь на среднем коэффициенте уплотнения мусора мусоровозов с боковой загрузкой, используемых при транспортировании ТКО в Республике Саха (Якутия).

Как следует из материалов дела, стороны подписали акты оказанных услуг за период с января по июнь 2019 года в количестве 241 687,25 куб.м. на сумму 93 632 057,53 руб.

Впоследствии стороны подписали Акт взаимных расчетов за период с 01.01.2019 по 20.09.2019 с учетом изменения тарифа (т. 1 л.д. 37), что следует из произведенных корректировок №№ 2, 3, 4, 5, 6, 7 от 12.09.2019 в акте сверки и коррктировочных счетов-фактур, подписанных сторонами (т.28, л.д. 60-65). Согласно актам оказанных услуг и акту сверки стоимость оказанных услуг составила 27 798 867,50 руб.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статей 65, 67, 68, 71 АПК, суд пришел к выводу, что в отсутствие доказательств факта оказания услуг по захоронению отходов переработки ТКО исковые требования истца (с учетом их уточнения) не подлежат удовлетворению в заявленном размере как необоснованные по праву и размеру, поскольку истец, как исполнитель услуг, не доказал факт вывоза (передачи) ему ответчиком отходов для переработки на полигон, не обосновал документально, когда, в каком объеме производил захоронение отходов.

В связи с отсутствием доказательств, позволяющих определить стоимость оказанных услуг в соответствии с пунктом 11 Правил № 5505, суд, с учетом установленного судом объема оказанных услуг и утвержденного ГКЦ РС(Я) тарифа на захоронение ТКО для ООО «Жилкомсервис» в размере 115,05 руб./куб.м., производит следующий расчет стоимости оказанных услуг в соответствии с условиями договора:

- январь 2019 год по решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.09.2019 по делу № А58-5147/2019 в количестве 61 506,70 куб.м.,

- февраль 2019 год по акту № 320 от 28.02.2019 в количестве 32 260,75 куб.м.,

- март 2019 года по акту № 326 от 31.03.2019 в количестве 35 931,75 куб.м.,

- апрель 2019 года по акту № 525 от 30.04.2019 в количестве 42 349 куб.м.,

- май 2019 года по акту № 583 от 31.05.2019 в количестве 51 378 куб.м.,

- июнь 2019 года по акту № 711 от 30.06.2019 в количестве 46 806 куб.м.,

итого: 270 232,20 куб.м.

Всего за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 услуги оказаны в размере 31 082 107,64 руб. (270 232,20 куб.м. * 115,05 руб.)

Ответчиком произведена оплата в размере 13 921 991,54 руб., что подтверждается платежными поручениями № 122 от 14.03.2019 на сумму 1 600 000 руб., № 245 от 09.04.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 367 от 25.04.2019 на сумму 775 250 руб., № 465 от 14.05.2019 на сумму 1 500 000 руб., № 507 от 16.05.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 36 от 20.06.2019 на сумму 5 902 руб., № 894 от 27.06.2019 на сумму 500 000 руб., № 1225 от 08.08.2019 на сумму 2 000 000 руб., № 57 от 19.08.2019 на сумму 500 000 руб., № 1339 от 19.08.2019 на сумму 2 000 000 руб., № 1350 от 21.08.2019 на сумму 1 500 000 руб., № 1352 от 22.08.2019 на сумму 1 000 000 руб., № 59 от 01.09.2019 на сумму 20 468,94 руб., № 60 от 01.09.2019 на сумму 14 820 руб., № 1817 от 03.10.2019 на сумму 300 000 руб., № 1877 от 09.10.2019 на сумму 205 550,6 руб.

Платежные поручения № 2505 от 18.11.2019 на сумму 3 000 000 руб., № 319 от 24.01.2020 на сумму 1 884 133,39 руб. судом не принимаются в качестве доказательств оплаты по настоящему делу, поскольку в указанных платежных поручениях в назначении платежа указан декабрь 2019 года. Таким образом, указанные выплаты не относятся к выплатам за первое полугодие 2019 года, заявленным по настоящему делу.

С учетом перечислений, задолженность составила 17 160 113,10 руб. (31 082 107,64 руб. - 13 921 991,54 руб.).

Согласно статье 410 ГК РФ для прекращения обязательства зачетом необходимо не только наличие встречных однородных требований, срок исполнения которых наступил, но и заявление о зачете хотя бы одной из сторон.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» (далее - постановление от 11.06.2020 № 6) разъяснено, что обязательства могут быть прекращены зачетом после предъявления иска по одному из требований, сторона по своему усмотрению вправе заявить о зачете как во встречном иске, так и в возражении на иск, юридические и фактические основания которых исследуются судом равным образом. В частности, после предъявления иска ответчик вправе направить истцу заявление о зачете и указать в возражении на иск на прекращение требования, по которому предъявлен иск, зачетом.

Ответчик заявил о зачете встречных однородных требований.

Между АО «Водоканал» (цедент), ООО «Якутскэкосети» (цессионарий) и МУП «Жилкомсервис» (должник) заключен договор уступки требования (цессии) №1 от 16.10.2019 (т.33 л.д. 80-85), по условиям которого:

1. Цедент уступает, а цессионарий принимает требования в полном объеме к должнику за оказанные услуги по приему жидких бытовых отходов за период с мая 2017 года по июнь 2019 года по договору № С2867*/01/17 от 24 апреля 2017 г., а также за период с марта 2019 года по сентябрь 2019 года по договорам водоснабжения и водоотведения № А2466/02/18 от 01.01.2018, № 2466*/02/18 от 01.01.2018.

2. Цедент обязан передать цессионарию в 10-дневный срок после подписания настоящего договора документы по акту приема-передачи (приложение № 1), удостоверяющие право требования к должнику, а именно:

- договор № С2867*/01/07 от 24.04.2017;

- договор № А2466/02/18 от 01.01.2018,

- договор № А2466*/02/18 от 01.01.2018,

-счета, акты, счета-фактуры, согласно которым долг должника перед цедентом составил 45 981 461,82 руб.,

- иные документы, имеющиеся у цедента и относящиеся к договора, по которому происходит уступка прав.

3. Настоящим договором стороны согласовывают сумму передаваемого в соответствии с п.1 настоящего договора требования в размере 45 981 461,82 руб.

4. Указанный выше размер задолженности должника перед цедентом подтверждается актом сверки задолженности на 16 октября 2019 г., прилагаемым к настоящему договору, подписанным полномочными представителями цедента и должника и являющимися неотъемлемой частью настоящего договора (приложение № 2). Должник указанную задолженность перед цедентом подтверждает в полном объёме.

5. В качестве платы за уступаемое право требования цедента к должнику цессионарий обязуется выплатить денежные средства в размере 45 981 461,82 руб.

6. Оплата суммы, указанной в п. 5 настоящего договора, производится согласно графику оплат (Приложение № 3), подписанному между цедентом и цессионарием, который является неотъемлемой частью настоящего договора.

7. Цессионарий имеет право выплатить сумму, указанную в п. 5 настоящего договора, - досрочно.

Со стороны МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» данный договор цессии подписан директором ФИО6, со стороны ООО «Якутскэкосети» подписан генеральным директором ФИО7, со стороны АО «Водоканал» и.о. генерального директора ФИО8 и содержит печати предприятий.

Определением Арбитражного суда Pеспублики Саха (Якутия) по делу №А58-9038/2019 от 15.11.2019 произведено процессуальное правопреемство истца с АО «Водоканал» на ООО «Якутскэкосети» в части взыскания 30 301 159,44 руб., в том числе 26 663 495,76 руб. долга по договору на оказание услуг по приему жидких бытовых отходов от 24.04.2017 №С2867*/01/17 и 3 637 663,68 руб. пени.

Определением ACPC (Я) по делу №А58-9888/2019 от 10.12.2019 произведена замена истца в порядке правопреемства с АО «Водоканал» на ООО «Якутскэкосети» в части исковых требований о взыскании основного долга по договору №С2867*/01/17в размере 14 980 202,69 руб.

Вышеуказанные определения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) вступили в законную силу.

Ответчиком в адрес истца направлено уведомление о зачете встречных однородных требований, согласно которому сумма долга ООО «Якутскэкосети» перед МУП «Жилкомсервис» в размере 35 554 235,29 руб., возникшая из обязательств по оплате по договору захоронения отходов №210/2019 от 29.12.2018 засчитывается в счет погашения вышеуказанной задолженности по договору цессии.

Ответчиком в адрес истца направлено уведомление о зачете встречных однородных требований, согласно которому сумма долга ООО «Якутскэкосети» перед МУП «Жилкомсервис» в размере 4 773 405,89 руб., возникшая из обязательств по оплате по договору захоронения отходов №210/2019 от 29.12.2018 засчитывается в счет погашения вышеуказанной задолженности по договору цессии.

Подача заявления о зачете является выражением воли стороны односторонней сделки на прекращение встречных обязательств и одновременно исполнением требования закона, установленного к процедуре зачета: статьи 154, 156, 410 ГК РФ.

Пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» предусматривает возможность зачета в результате перемены лица в обязательстве (статьи 386, 410 ГК РФ).

Никаких возражений против требований нового кредитора в установленный статьей 386 ГК РФ истец не предъявлял, более того, сделка по уступке права требования была трехсторонней, с участием должника.

Наличие спора по объемам принятых к захоронению отходов не влияет на размер встречных однородных требований.

МУП «Жилкомсервис» ГО «город Якутск» обязательства перед ООО «Якутскэкосети» по договору цессии не исполнил.

Таким образом, задолженность ответчика перед истцом по договору захоронения отходов №210/2019 от 29.12.2018 в размере 17 160 113,10 руб. погашена путем зачета встречных однородных требований.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия задолженности, исковые требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Истец чеком-ордером от 23.08.2019 перечислил в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 000 руб.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», при прекращении производства по делу ввиду отказа истца от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований ответчиком после обращения истца в суд судебные издержки взыскиваются с ответчика (часть 1 статьи 101 ГПК РФ, часть 1 статьи 113 КАС РФ, статья 110 АПК РФ).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что оплата долга произведена ответчиком по платежным поручениям № 1817 от 03.10.2019 на сумму 300 000 руб., № 1877 от 09.10.2019 на сумму 205 550,6 руб., уведомления о зачете вручено 28.11.2019, т.е. после принятия иска к производству – 09.09.2019, расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в иске отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Якутскэкосети" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 86 600 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

Г.Л. Николаева