АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Якутск Дело №А58-9342/09
02 декабря 2009 года
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э.,
при участии в деле Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) - Департамент, Управления Россельхознадзора по РС(Я) - Управление,
и в присутствии представителей Департамента Буртовой П.А., Седельника Н.Д., Сивцева А.П., представителя Управления Осипова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании при ведении протокола судьей дело по заявлению Департамента с требованием к Управлению о признании незаконным и отмене постановления о привлечения к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Департамент обратился с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета о привлечении к административной ответственности в связи со следующим
охрана лесов от пожаров на территории лесного фонда Республики Саха (Якутия) осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 19.07.2007 года №319 «О регламенте лесоавиационных работ по патрулированию и тушению лесных пожаров в Республике Саха (Якутия)»
на сегодня не существует порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального значения, в соответствии с чем республиканские особо охраняемые природные территории не выведены из общего государственного лесного фонда,
договоров на тушение лесных пожаров на пожароопасный период в 2009 году заключено не было
Управление заявленного требования не признает, представил письменный отзыв.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 19, параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям:
21 августа 2009 года Управлением издан приказ №584 о проведении плановой выездной проверки Департамента и подведомственных ему государственных учреждений
07 октября 2009 года Управлением составлен сводный акт проверки по государственному пожарному надзору в лесах №29-ПН, которым в частности зафиксировано:
не проводится противопожарное обустройство лесов (отсутствуют дороги противопожарного назначения, посадочные авиационные площадки, противопожарные барьеры, минерализованные полосы, противопожарные разрывы), что является нарушением части 1 пункта 1 статьи 53 Лесного кодекса, и подпункта «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах,
не создаются системы, средства предупреждения и тушения лесных пожаров, не формируются запасы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, что является нарушением части 2 пункта 1 статьи 53 Лесного кодекса, и подпункта «а» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах,;
не проводится патрулирование лесных участков в пожароопасный период (кроме ГУ РС(Я) «Хангаласское лесничество» и ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» в части ООПТ «Пилька») что является нарушением части 3 пункта 1 статьи 53 Лесного кодекса, и подпункта «в» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах,;
не разрабатываются планы тушения лесных пожаров на территории ООПТ, что является нарушением части 4 пункта 1 статьи 53 Лесного кодекса, и подпункта «г» пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах;
не проводится тушение лесных пожаров на территориях ООПТ, что является нарушением части 5 пункта 1 статьи 53 Лесного кодекса, и подпунктов «д», «е» пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах;
не проводится инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров что является нарушением пункта 14 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно сводному акту проверкой также установлено:
на территории городского округа «Город Якутск» действует ресурсный резерват «Кэнкэмэ», где противопожарное обустройство не проводится. Не созданы системы, средства предупреждения и тушения лесных пожаров, не сформировано запас ГСМ на период высокой пожарной опасности,
на территории Ленского района действуют 3 ресурсных резервата «Пилька», «Хамра», «Эргеджей», где противопожарное обустройство не проводится (за исключением резервата «Пилька»). В финансировании ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» не предусмотрена статья на проведение противопожарных мероприятий по ООПТ,
на территории Мирнинского района действуют 3 ресурсных резервата «Джункун», «Вилюйский», «Чонский», где противопожарное обустройство не проводилось. Наземное и авиапатрулирование лесов ресурсных резерватов не ведется. Инспекторов ООПТ в штате ГУ РС(Я) «Мирнинское лесничество» нет. Охраной ресурсных резерватов от лесных пожаров иснпектора ООПТ Мирнинской инспекции не занимаются. Инструктаж по пожарной безопасности в лесах и по способам тушения лесного пожара этих сотрудников районной инспекции Мирнинским лесничеством не ведется,
на территории Усть-Майского района действуют 3 ресурсных резервата «Чабда», «Кюпский» и «Аллах-Юньский. Ресурсный резерват «Аллах-Юньский находится в неохраняемой зоне лесов, фактически не обустроен, не имеет штатной охраны. В ресурсных резерватах «Чабда», «Кюпский» отсутствуют дороги противопожарного назначения, противопожарные барьеры, минерализованные полосы, противопожарные разрывы ,
на территории Нерюнгринского района действуют 2 ресурсных резервата «Большое Токко», «Унгра», где противопожарное обустройство не проводится. Наземное и авиапатрулирование лесов ресурсных резерватов не ведется,
на территории Верхневилюйского района действует 1 ресурсный резерват «Туобуйа», где противопожарное обустройство не проводилось. Отсутствует схема оповещения на случай лесного пожара. Нет совместного плана противопожарных мероприятий по тушению лесных пожаров с Комитетом охраны природы,
на территории Вилюйского района действуют 2 ресурсных резервата «Тимирдикэн», «Харыйалаах», где противопожарное обустройство не проводилось. Отсутствует схема оповещения на случай лесного пожара,
на территории Сунтарского района действуют 4 ресурсных резервата «Бордон», «Кемпендяй», «Очума» и «Эргеджей». На территории «Очума» и «Эргеджей» противопожарное обустройство и их патрулирование не проводилось. Отсутствует схема оповещения на случай лесного пожара. Нет совместного плана противопожарных мероприятий по тушению лесных пожаров с Комитетом охраны природы,
на территории Олекминского района действуют 3 ресурсных резервата «Чаруода», «Бирюк» и «Кейикте». Противопожарные мероприятия, патрулирование и тушение пожаров в связи с большой удаленностью данных резерватов от населенных пунктов не проводилось. Отсутствует схема оповещения на случай лесного пожара. Нет систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также нет запасов ГСМ на период высокой пожарной опасности,
на территории Мегино-Кангласского района действует 1 ресурсный резерват «Тамма», где отсутствует площадка для вертолетов, не сформирован запасов ГСМ на период высокой пожарной опасности. На территории Чурапчинского улуса действует 1 ресурсный резерват «Куолума», где отсутствуют дороги противопожарного назначения, площадки для вертолетов, прокладки просек, противопожарные разрывы, патрулирование не проводится, отсутствует план тушения лесных пожаров. На территории Таттинского улуса действуют 2 ресурсных резервата «Куолума-Чаппанда» и «Барайы», ГД противопожарные мероприятия не проводились,
на территории Горного улуса действуют 2 ресурсных резервата «Бэс-Кюель» и «Харыйалахский», где не проведена прокладка противопожарных барьеров, минерализованных полос, противопожарных разрывов, не установлены средства наглядной агитации, патрулирование не проводилось,
на территории Хангаласского улуса действует 1 ресурсный резерват «Джероно», где отсутствует площадка для вертолетов, не проводится прокладка противопожарных барьеров, минерализованных полос и противопожарных разрывов, не обновляются предупредительные знаки,
на территории Алданского улуса действуют 2 ресурсных резервата: «Верхнеамгинский», где отсутствуют дороги противопожарного назначения, посадочные площадки для вертолетов, минерализованные полосы и противопожарные разрывы, не сформирован запас ГСМ на период высокой пожарной опасности и «Суннагино-Силигинский, где отсутствуют дороги противопожарного назначения, посадочные площадки для вертолетов, минерализованные полосы и противопожарные разрывы, не сформирован запас ГСМ на период высокой пожарной опасности, в пожароопасный период наземное патрулирование не ведется.;
на территории Амгинского улуса действует 1 ресурсный резерват «Амма», ГД противопожарное обустройство и тушение лесных пожаров не проводились, отсутствует совместный план тушения лесных пожаров с комитетом природы на территории ООПТ
8 октября 2009 года сопроводительным письмом исх №01-2176 сводный акт проверки вручен Департаменту.
16 октября 2009 года Департаменту вручено уведомление о дате, времени и месте составления протокола.
19 октября 2009 года составлен протокол №54-ПН об административном правонарушении, в соответствии которым в частности зафиксировано
не проводится противопожарное обустройство лесов (отсутствуют дороги противопожарного назначения, посадочные авиационные площадки, противопожарные барьеры, минерализованные полосы, противопожарные разрывы);
не создаются системы, средства предупреждения и тушения лесных пожаров, не формируются запасы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
не проводится патрулирование лесных участков в пожароопасный период (кроме ГУ РС(Я) «Хангаласское лесничество» и ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» в части ООПТ «Пилька»);
не разрабатываются планы тушения лесных пожаров на территории ООПТ;
не проводится тушение лесных пожаров на территориях ООПТ;
не проводится инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров.
При составлении протокола присутствовал представитель Департамента Мигалкин Г.Н. по доверенности на право представлять Департамент при возбуждении, рассмотрении административного дела в Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия), а также совершать все необходимые действия в интересах Департамента связанные с поручением. В занесенных в протокол объяснениях в том числе указано что представляется письмо от 14.10.2009 года исх №03-17/98. Письмом от 14.10.2009 года исх №03-17/98 Департаментом представлены возражения на сводный акт проверки.
Согласно протоколу рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 21 октября 2009 года в 11 часов 00 минут
21 октября 2009 года начальником отдела по государственному лесному контролю вынесено постановление №54-ПН по делу об административном правонарушении, которым Департамент подвергнут административному штрафу в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с законностью и обоснованностью постановления, Общество обратилось в арбитражный суд по месту нахождения Комитета с требованием о признании постановления незаконным и его отмене.
Статья 8.32. Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
На основании пункта 2 статьи 51 Лесного кодекса охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно пункту 3 статьи 83 Лесного кодекса средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Лесного кодекса в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период
3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
4) разработка планов тушения лесных пожаров;
5) тушение лесных пожаров;
6) иные меры пожарной безопасности в лесах.
На основании пункта 4 статьи 53 Лесного кодекса Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 – далее Правила пожарной безопасности. Согласно пункту 3 Правил в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 Правил пожарной безопасности, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт «б» пункта 4 Правил)
На основании пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 1.1. Положения, утвержденного Постановлением Правительства РС(Я) от 26 января 2007 года №38, Департамент является органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) и осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений Республики Саха (Якутия), государственного лесного контроля и надзора.
Постановлением Правительства РС(Я) от 26 января 2007 года №38 установлено, что Департамент является главным распорядителем республиканских бюджетных средств по разделу 0407 «Лесные ресурсы», выделяемых за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений.
На основании подпункта 4 пункта 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации организацию использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно пункту 4 статьи 83 Лесного кодекса субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Бюджетного кодекса к бюджетным полномочиям Российской Федерации отнесено в том числе определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 83 Лесного кодекса)
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 декабря 2006 года №837 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, согласно которым
субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение в том числе организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение.
В соответствии с пунктом 4 Правил меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются:
а) органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований;
б) органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
Пунктом 6 Правил пожарной безопасности предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил пожарной безопасности утверждены
классификация природной пожарной опасности лесов согласно приложению N 1;
классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 2;
требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды согласно приложению N 3 – далее Требования к мерам пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 8 Требований к мерам пожарной безопасности в защитных и эксплуатационных лесах осуществляются все перечисленные в пунктах 1 - 7 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения лесов на арендованных лесных участках.
Согласно пункту 9 Требований к мерам пожарной безопасности в резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств.
Требованиями также установлены мероприятия при I классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды (пункт 10), при II классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды (пункт 11), при III классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды (пункт 12), при IV классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды (пункт 13)
В соответствии с пунктом 2 статьи 28.2. Кодекса об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место, время совершения и событие административного.
В протоколе об административном правонарушении существо административного правонарушения изложено следующим образом:
не проводится противопожарное обустройство лесов (отсутствуют дороги противопожарного назначения, посадочные авиационные площадки, противопожарные барьеры, минерализованные полосы, противопожарные разрывы);
не создаются системы, средства предупреждения и тушения лесных пожаров, не формируются запасы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;
не проводится патрулирование лесных участков в пожароопасный период (кроме ГУ РС(Я) «Хангаласское лесничество» и ГУ РС(Я) «Ленское лесничество» в части ООПТ «Пилька»);
не разрабатываются планы тушения лесных пожаров на территории ООПТ;
не проводится тушение лесных пожаров на территориях ООПТ;
не проводится инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров.
Согласно отметке к протоколу прилагается копия сводного акта проверки от 07.10.2009 года, в соответствии с которым Управлением проведена проверка ресурсных резерватов, а именно на территории городского округа «Город Якутск» ресурсный резерват «Кэнкэмэ», на территории Ленского района 3 ресурсных резервата «Пилька», «Хамра», «Эргеджей», на территории Мирнинского района 3 ресурсных резервата «Джункун», «Вилюйский», «Чонский», на территории Усть-Майского района 3 ресурсных резервата «Чабда», «Кюпский» и «Аллах-Юньский, на территории Нерюнгринского района 2 ресурсных резервата «Большое Токко», «Унгра», на территории Верхневилюйского района 1 ресурсный резерват «Туобуйа», на территории Вилюйского района 2 ресурсных резервата «Тимирдикэн», «Харыйалаах», на территории Сунтарского района 4 ресурсных резервата «Бордон», «Кемпендяй», «Очума» и «Эргеджей», на территории Олекминского района 3 ресурсных резервата «Чаруода», «Бирюк» и «Кейикте», на территории Мегино-Кангласского района 1 ресурсный резерват «Тамма», на территории Горного улуса 2 ресурсных резервата «Бэс-Кюель» и «Харыйалахский», на территории Хангаласского улуса 1 ресурсный резерват «Джероно», на территории Алданского улуса 2 ресурсных резервата «Верхнеамгинский», «Суннагино-Силигинский, на территории Амгинского улуса 1 ресурсный резерват «Амма»,
В соответствии с пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З N 213-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия) с учетом особенностей и статуса находящегося на них природоохранного учреждения особо охраняемые природные территории имеют резерваты входят в республиканскую систему особо охраняемых природных территорий (ытык кэрэ сирдэр)
Вышеуказанными нормами Лесного кодекса, Правил пожарной безопасности, Требований к мерам пожарной безопасности не предусмотрены особые мероприятия пожарной безопасности особо охраняемых территорий.
Требованиями к мерам пожарной безопасности леса в зависимости от целевого назначения для целей пожарной безопасности подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса.
При этом в соответствии с пунктом 9 Требований к мерам пожарной безопасности в резервных лесах весь комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности выполняется на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики. На остальной территории резервных лесов ведется мониторинг пожарной опасности в лесах в части обнаружения лесных пожаров и наблюдения за их динамикой с использованием преимущественно космических и авиационных средств.
В протоколе об административном правонарушении, иных материалах дела отсутствуют указания на то, что проверенные резерваты примыкают к населенным пунктам и объектам экономики.
В соответствии с пунктом 8 Требований к мерам пожарной безопасности в защитных и эксплуатационных лесах осуществляются все перечисленные в пунктах 1 - 7 Требований мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве, и проектом освоения лесов на арендованных лесных участках.
В протоколе по делу об административном правонарушении отсутствуют нормы лесного плана Республики Саха (Якутия), лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, разработанным при лесоустройстве.
Пунктом 1 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, Управлением в ходе проверки не установлена противоправность в действиях (бездействия) Департамента.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Департамент, являясь органом государственной власти субъекта федерации, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений Республики Саха (Якутия), главным распорядителем республиканских бюджетных средств, выделяемых за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий в области лесных отношений, исполняет установленные нормативными правовыми актами, соответствующими планами и т.д. в пределах целевого бюджетного финансирования.
Из протокола об административном правонарушении, акта проверки не следует, что Управлением установлено неисполнение Департаментом утвержденных на соответствующий период мероприятий по пожарной безопасности проверенных лесных участков.
Согласно материалам проверки, протоколу и постановлению Управлением проверена деятельность лесничеств, хотя и подведомственных Департаменту, но наделенных статусом самостоятельного юридического лица. По мнению суда, Управлением неправомерно не разделены границы ответственности по исполнению мероприятий пожарной безопасности между Департаментом, являющимся органом государственной власти, организующим проведения противопожарных мероприятий и государственными учреждениями – лесничествами.
Кроме того, в протоколе, сводном акте проверки (приложение к протоколу) отсутствуют сведения о времени совершения административного правонарушения, что не позволяет проверить соблюдение срока давности привлечения к ответственности.
Отсутствие в процессуальных документах (в протоколе, постановлении) вышеуказанных сведений противоречит требованиям части 2 статьи 28.2 и части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации, что является существенным недостатком., Вывод о существенности такого недостатка подтверждается пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП Российской Федерации" и пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
По совокупности изложенных норм права и фактических обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного требования
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:
Р Е Ш И Л
Признать незаконным и отменить в полном объеме Управления Россельхознадзора по РС(Я) от 21 октября 2009 года №54-ПН, принятое в городе Якутске, о привлечении к административной ответственности по статье 8.32. КоАП РФ Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) - (местонахождение Якутск Орджоникидзе 44/1)
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию – Четвертый апелляционный арбитражный Суд
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта.
Судья В. Григорьева