ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-937/20 от 08.10.2020 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

15 октября 2020 года

Дело № А58-937/2020

Резолютивная часть решения объявлена 08.10.2020

Полный текст решения изготовлен 15.10.2020.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе: судьи Эверстовой Р.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КИА-Недвижимость" (ИНН <***>, ОГРН <***>) без даты и номера

к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным решения от 21.10.2019 №9190-ДИЗО/19 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Акционерного общества «Якутский хлебокомбинат» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности (паспорт, копия диплома);

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 25.03.2020 № 10-Д (паспорт, диплом);

от ДИЗО – ФИО2 по доверенности (паспорт, диплом);

от АО «ЯХК» – ФИО3 по доверенности от 09.01.2020 № 5-Д (паспорт, копия диплома),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "КИА-Недвижимость" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд к Муниципальному казенному учреждению «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ «АЗО») с заявлением без даты и номера о признании незаконным решения от 21.10.2019 №9190-ДИЗО/19 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.

МКУ «АЗО» представило отзывы 13.06.2020, 07.09.2020 и от 06.10.2020, просит в удовлетворении требования отказать.

Определением суда от 26.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечено Акционерное общество «Якутский хлебокомбинат» (далее – АО «ЯХК»).

АО «ЯХК» представило отзыв от 10.07.2020 без номера о том, что, исходя из норм Административного регламента № 53п, уполномоченным органом, которым может быть принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги по перераспределению земель является ДИЗО, просит отказать в удовлетворении требования.

Определением суда от 14.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - ДИЗО).

ДИЗО представил отзыв 04.09.2020, просит в удовлетворении требования отказать.

В удовлетворении устного ходатайства заявителя о назначении землеустроительной  экспертизы отказано, поскольку в деле№ А58-5449/2019 по требованию заявителя к ДИЗО Окружной администрации о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, об обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка, уже рассматривался вопрос возможности формирования самостоятельных земельных участков без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено.

Заявитель на основании договора купли-продажи от 09.04.2018 (право собственности зарегистрировано 03.05.2018) владеет на праве собственности земельным участком с кадастровым номером 14:36:107005:209, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения административных зданий, зона многофункциональной общественно-деловой малоэтажной застройки (ОД-1 AM), общая площадь 1103 кв.м., адрес объекта: <...>.

По сведениям Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15.10.2019 № 07-060165 границы земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209, расположенного по адресу: <...>,соответствуют проекту межевания территории квартала «55».

По сведениям топоплана МКУ «АЗО» выявлено самовольное занятие земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209, расположенного по адресу: <...>, за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно акту обследования земельного участка от 04.06.2020 установлено, что данный земельный участок не освоен, огорожен по периметру. Вид разрешенного использования «под объекты торговли», на нем располагаются нежилые строения (сараи), объекты капитального строительства отсутствуют. Земельный участок не используется по целевому назначению.

Заявитель обратился в адрес МКУ «АЗО» о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209 и земель, смежных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в результате чего подлежал формированию земельный участок 1 596 кв.м.

Письмом от 21.10.2019 № 9190-ДИЗО/19 установив, что по сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 15.10.2019 № 07-06000165 запрашиваемые границы земельного участка с кадастровым номером 14:36:107005:209 соответствуют проекту межевания территории квартала 55, по сведениям топографического плана выявлено самовольное занятие земельного участка за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях единого государственного реестра недвижимости, МКУ «АЗО» отказало в заключении соглашения со ссылкой на подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ по мотиву того, что при перераспределении земельного участка возможно образование самостоятельного участка.

Не согласившись с отказом от 21.10.2019 № 9190-ДИЗО/19 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

В отзыве МКУ «АЗО» заявило о пропуске трехмесячного срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ.

В дополнительном отзыве МКУ «АЗО» указывает на то, что согласно ведомости ответов на заявлении, поступивших через ГАУ Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в РС (Я)» (далее - ГАУ«МФЦ») от 21.10.2019 № 132 ДИЗО выдал ответ в виде исх. 21.10.2019 № 9190-ДИЗО под номером обращения 1106511, в связи с чем пропустил срок подачи заявления. 

Из письма ГАУ «МФЦ РС (Я)» следует, что 09.10.2019 заявителем подано заявление в ГАУ «МФЦ РС (Я)» о предоставлении муниципальной услуги «Перераспределение земель и земельных участков, находящихся в частной собственности (1 этап)», предоставляемой Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска. 10.10.2019 заявление с пакетом документов направлено в ДИЗО Окружной администрации города Якутска. 22.10.2019 из органа в ГАУ МФЦ поступило решение об отказе в предоставлении услуги. 20.11.2019 произведена выдача результата заявителю. Указанные обстоятельства также указаны заявителем в ходатайстве об уточнении ответчика о приобщении дополнительных документов, в котором указано о начале течения трехмесячного срока следует считать с 20.11.2020, то его окончанием является 20.02.2020.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено Федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Соглашаясь с мнением заявителя, относительно начала течения срока, когда ему стало известно о нарушении их прав и законных интересов, суд приходит к выводу о необоснованности довода МКУ «АЗО» о пропуске срока подачи заявителем заявления в арбитражный суд.

При рассмотрении спора в порядке главы 24 АПК РФ судом проверяется наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия).

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, утвержденного решением Якутской городской Думы от 11.06.2014 № РЯГД-8-6, Департамент является отраслевым (функциональным) органом местной администрации, входящим в структуру Окружной администрации города Якутска, осуществляющим функции в сфере управления муниципальным имуществом, а также в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.

Постановлением Окружной администрация города Якутска от 27.02.2015 № 53п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги:  "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности" (далее – Административный регламент).

Согласно данному Административному регламенту структурным подразделением Администрации, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Департамент, а уполномоченным учреждением по рассмотрению и подготовке необходимых документов в рамках данного Административного регламента МКУ "АЗО" городского округа "город Якутск".

Согласно пункту 2.5 Административного регламента от 27.02.2015 № 53п результатом предоставления муниципальной услуги является:

- выдача подписанного экземпляра проекта соглашения о перераспределении земельных участков;

- выдача решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В подтверждение полномочий МКУ "АЗО" на рассмотрение обращения заявителя от 09.10.2020 представленприказ Департамента имущественных и земельных отношений от 10.09.2019 № 69-п «О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений» со ссылкой на пункт 3.4.7 Положения о Департамента имущественных и земельных отношений, утвержденного 11.06.2014 № РЯГД-8-6.

Пунктом 1 указанного приказа на заместителя руководителя учреждения переданы полномочия и права подписи на отказах в предоставлении муниципальных услуг в период с 23.09.2019 по 04.11.2019.

В нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ МКУ «АЗО» не подтвердило наличие полномочий по предоставлению муниципальной услуги в соответствии с положениями, установленными Административным регламентом от 27.02.2015 № 53п, в полном объеме, в том числе и по заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Не подтверждены полномочия по предоставлению муниципальной услуги уставом МКУ "АЗО", утвержденным Окружной администрацией, а соответствующими должностными регламентами и инструкциями полномочия лица, подписавшего оспариваемое решение, - на заместителя руководителя учреждения.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченным лицом, и в не в порядке, предусмотренном для оказания соответствующей муниципальной услуги, тем самым не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя на рассмотрение заявления по существу и в рамках Административного регламента от 27.02.2015 № 53п.

В связи с изложенным довод заявителя в пояснениях от 14.07.2020 со ссылкой пункта 6.15 Устава МКУ «АЗО» о том, что компетенция заместителей руководителя учреждения устанавливается его руководителем, то заявитель и ответчик не ставят под сомнение полномочия лица, подписавшего отказ, на его подписание, является необоснованным.

Соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности от 24.01.2019, заключенное между ДИЗО и МКУ «АЗО», и распоряжение Окружной администрации города Якутска от 06.09.2019 № 626-к, указанное в приказе от 10.09.2019 № 69-п «О передаче полномочий и права подписи отдельных документов в области земельных отношений», не могут подтверждать полномочия МКУ «АЗО» на подписание оспариваемого отказа от 21.10.2019 № 9190-ДИЗО/19, как противоречащие Административному регламенту от 27.02.2015 № 53п.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Заявитель просил суд обязать устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем обязания Окружной администрации, в лице МКУ «АЗО» от Окружной администрации заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность, на который не разграничена, в границах, предусмотренных проектом межевания территории квартала «55» города Якутска.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих органов (должностных лиц) совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Таким образом, из буквального толкования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав незаконными ненормативный правовой акт, решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного правового акта, решения соответствующего органа (должностного лица) незаконными является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

 Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием), и предъявить требование о признании таких действий (бездействия) незаконными.

Формулировка пункта 3 части 4 статьи 201 во взаимосвязи с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что если заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд вправе самостоятельно применить надлежащий способ защиты нарушенного права либо возложить обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.

С учетом установленных по делу обстоятельств, заявление подлежало рассмотрению в порядке, установленном Административным регламентом, что являлось бы соразмерным способом восстановления предполагаемого нарушенного права.

В рассматриваемом случае оспариваемое решение по своей правовой природе не является результатом исполнения Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации муниципальной услуги согласно требованию Административного регламента от 27.02.2015 № 53п.

С учетом изложенного суд не рассматривает требование об обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем обязания Окружной администрации, в лице МКУ «АЗО» Окружной администрации, заключить соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность, на который не разграничена, в границах, предусмотренных проектом межевания территории квартала «55» города Якутска.

Признав отказ незаконным, суд возлагает на МКУ "АЗО" обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,

На основании изложенного, требование к МКУ «АЗО» подлежит удовлетворению с указанием в решении именно ему устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, поскольку оспариваемое решение, нарушающее права и законные интересы заявителя, вынесено указанным учреждением.

Заявитель платежным поручением от 13.03.2020 № 4 уплатил госпошлину в сумме 3 000 рублей. В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат взысканию с МКУ «АЗО».

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» Городского округа «Город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 21.10.2019 № 9190-ДИЗО/19.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Агентство земельных отношений» Городского округа «Город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "КИА-Недвижимость" (ИНН <***>, ОГРН <***>). 

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Агентство земельных отношений» Городского округа «Город Якутск» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "КИА-недвижимость" (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате госпошлины в сумме 3 000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно –  телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья

Р.И. Эверстова