Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
18 марта 2022 года | Дело № А58-9438/2021 |
Резолютивная часть объявлена 14.03.2022.
Полный текст изготовлен 18.03.2022.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Г. Л., при ведении протокола секретарем Еремеевой Л.Н., рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Муниципальному казенному учреждению "Коммунально-строительное управление" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об изменении контракта,
с участием представителей:
от истца: ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, срок действия до 31.12.2022 - в режиме онлайн;
от ответчика: ФИО2 по доверенности от 10.01.2022, срок действия до 31.12.2022 - в режиме онлайн;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ГеоТехПроект" обратилось в арбитражный суд с иском от 20.12.2021 № бн к муниципальному казенному учреждению "Коммунально-строительное управление" муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) о внесении изменений:
- в п. 3.1 контракта № 01163000002200002230001 от 31.08.2020 на разработку проектной и рабочей документации по объекту: «Межпоселенческий полигон ТКО и ПО Мирнинского района», и изложить его в следующей редакции: «3.1. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 01.12.2022 г.»;
- в Календарный план оказания услуг (Приложение № 2 к контракту) в части «Срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 01.12.2022 г.»;
- в п. 7 «Вид документации, сроки начала и окончания» Приложение № 1 к контракту «Описание объекта закупки» в части:
«- Рабочая документация - до 01.12.2022 года;
- Прохождение ГГЭ и ГЭЭ - до 01.12.2022 года;
Срок проектирования с прохождением ГГЭ и ГЭЭ - до 01.12.2022 года».
02.03.2022 от истца поступило ходатайство о приобщении к материалам дела платежного поручения об уплате государственной пошлины № 2521 от 16.12.2021.
Истец исковые требования поддерживает.
Ответчик поддержал доводы, изложенные в отзыве.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства.
На основании протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме (№ извещения 0116300000220000223) 18.08.2020 истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен контракт от 31.08.2020 №01163000002200002230001 на разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Межпоселенческий полигон TKO и ПО Мирнинского района" Идентификационный код закупки (ИКЗ): 203143301860214330100100160017112414.
По условиям пункта 1.1. контракта Исполнитель обязуется выполнить разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Межпоселенческий полигон ТКО и ПО Мирнинского района", в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение № 1 к настоящему Контракту) в сроки, установленные настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить услуги на условиях предусмотренным настоящим Контрактом.
Источник финансирования: Бюджет МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия)(пункт 1.3. контракта). Цена контракта составляет: 37 599 870 рублей 00 копеек, в том числе НДС (пункт 2.1. контракта).
В пункте 3.1. контракта определено, срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 25.12.2021.
В соответствии с пунктом 13.4. контракта, неотъемлемой частью настоящего контракта являются следующие приложения: Приложение № 1 - Описание объекта закупки; Приложение № 2 - Календарный план оказания услуг.
Согласно пункту 7 Приложения № 1 к контракту «Описание объекта закупки» разработка предпроектной, проектной и рабочей документации (в полном объеме для реализации комплекса строительно-монтажных работ, предусмотренных проектной документацией) производится в сроки:
Предпроектная документация - до 15 октября 2020 года;
Материалы ОВОС- 10 декабря 2020 года;
Подготовка и согласование технического задания на материалы ОВОС - до 20 декабря 2020 года;
Проектная документация (включая том СЗЗ) - до 15 апреля 2021 года;
Предоставление трехмерной модели объектов проектирования - до 01 апреля 2021 года;
Проведение общественных слушаний материалов ОВОС в 2 этапа в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» - до 15 мая 2021 года;
Рабочая документация - до 25 июня 2021 года;
Прохождение ГГЭ и ГЭЭ - с 1 июля 2021 года до 25 декабря 2021 года.
Срок проектирования с прохождением ГГЭ и ГЭЭ - 16 месяцев.
Согласно Приложению № 2 к контракту «Календарный план оказания услуг» срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 25.12.2021, установлены следующие этапы и сроки их выполнения:
Этап 1: Представление исходных данных для подготовки отчетов по инженерно-геодезическим-геологическим и экологическим изысканиям, с момента заключения контракта 30 календарных дней;
Этап 2: Разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), 80 календарных дней с момента завершения работ по первому этапу;
Этап 3: Подготовка и согласование технического задания на материалы ОВОС, 10 календарных дней с момента завершения работ по второму этапу;
Этап 4:Проведение общественных слушаний материалов ОВОС в 2 этапа в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», 120 календарных дней с момента завершения работ по третьему этапу;
Этап 5: Предоставление трехмерной модели с альбомом объектов проектирования, 200 календарных дней с момента заключения контракта;
Этап 6: Проектные работы, 280 календарных дней с момента заключения контракта;
Этап 7: Прохождение Главной Государственной экспертизы и Главной экологической экспертизы, 220 календарных дней с момента завершения работ по четвертому этапу;
Этап 8: Сдача проектно-сметной документации (с приложением оригинала положительного заключения государственной экспертизы), 20 календарных дней с момента завершения работ по седьмому этапу.
В соответствии с пунктом 11.9. контракта изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
20.11.2020 сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к контракту, которым пункт 6 «Местоположение объектов и намечаемого строительства» Приложения № 1 «Описание объекта закупки» к Контракту № 01163000002200002230001 от 31 августа 2020 г. изложен в следующей редакции: «6. Местоположение объектов и намечаемого строительства:
Зона сплошного распространения многолетнемерзлых пород со сливающимся слоем сезонного оттаивания.
- Климатический район - 1А.
- Нормативное значение ветрового давления - 0,17 кПа (17 кгс/м2) по 1А ветровому району (СП 20.13330.2011);
- Расчетное значение веса снегового покрова - 1,45 кПа (145 кгс/м2) по TCH 20-301-97 «Нагрузки и воздействия. Снеговые нагрузки» (г. Якутск);
- Расчетная зимняя температура наружного воздуха для расчета ограждающих конструкций (средняя температура наиболее холодной пятидневки обеспеченностью 0,92) - минус 50 ОС по TCH 23-343-2002 Республика Саха (Якутия);
- Продолжительность отопительного периода - 264 суток по TCH 23-343-2002;
- Средняя температура отопительного периода - минус 15,8 ОС по TCH 23-343-2002;
Зона влажности - 3 по СНиП 23-02-2003
Месторасположения проектируемого объекта: территория муниципального образования «Чуонинский наслег» Мирнинского района, Республика Саха (Якутия) в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 14:16:080101:1763; 14:16:080101:1897.».
Пунктом 2 дополнительного соглашения № 1 от 20.11.2020 внесены изменения в пункт 7 «Вид документации, сроки начала и окончания» Приложения № 1 «Описание объекта закупки» к Контракту № 01163000002200002230001 от 31 августа 2020 г., изложив его в следующей редакции:
«7. Вид документации, сроки начала и окончания:
Разработка предпроектной, проектной и рабочей документации (в полном объеме для реализации комплекса строительно-монтажных работ, предусмотренных проектной документацией).
Сроки начала и окончания выполнения работ: в соответствии с Приложения 2 «Календарный план оказания услуг».
Срок проектирования с прохождением ГГЭ и ГЭЭ - 16 месяцев.».
Пунктом 2 дополнительного соглашения № 1 от 20.11.2020 внесены изменения в Приложение № 2 к контракту (Календарный план оказания услуг).
Согласно Приложению № 2 к контракту «Календарный план оказания услуг» в редакции дополнительного соглашения № 1 от 20.11.2020 срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 25.12.2021, установлены следующие этапы и сроки их выполнения:
Этап 1: Представление исходных данных для подготовки отчетов по инженерно- геодезическим-геологическим и экологическим изысканиям, с момента заключения контракта 30 календарных дней;
Этап 2: Подготовка и согласование технического задания на материалы ОВОС, 60 календарных дней с момента завершения работ по первому этапу;
Этап 3: Разработка материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), 90 календарных дней с момента завершения работ по первому этапу;
Этап 4:Проведение общественных слушаний материалов ОВОС в 2 этапа в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», 120 календарных дней с момента завершения работ по третьему этапу;
Этап 5: Предоставление трехмерной модели с альбомом объектов проектирования, 200 календарных дней с момента заключения контракта;
Этап 6: Проектные работы, 280 календарных дней с момента заключения контракта;
Этап 7: Прохождение Главной Государственной экспертизы и Главной экологической экспертизы, 220 календарных дней с момента завершения работ по четвертому этапу;
Этап 8: Сдача проектно-сметной документации (с приложением оригинала положительного заключения государственной экспертизы), 20 календарных дней с момента завершения работ по седьмому этапу.
Документы для исполнения обязательств по контракту направлены заказчиком в адрес подрядчика сопроводительным письмом от 02.09.2020 исх. № 916 в ответ на письмо исх. № 6408/09 от 01.09.2020.
Сторонами подписаны акты приемки - передачи выполненных работ № 1 без даты, согласно которому заказчик принимает результат оказанных услуг по 1-ому этапу, а именно представление исходных данных для подготовки отчетов по инженерно - геодезическим - геологическим и экологическим изысканиям.
По акту № 2 от 02.12.2020 заказчик принимает результат оказанных услуг по 2-ому этапу, а именно подготовка и согласование технического задания на материалы ОВОС.
Согласно акту № 3 от 18.12.2020 исполнителем выполнены и приняты заказчиком работы по 3 этапу на сумму 5 639 980,50 руб. (15 % от цены контракта, Приложение № 2 к контракту), по акту № 4 от 28.04.2021 - по 4 этапу на сумму 3 759 987 руб. (10 % от цены контракта, Приложение № 2 к контракту), по акту № 5 от 19.03.2021 - по 5 этапу на сумму 1 879 993,50 руб. (5 % от цены контракта, Приложение № 2 к контракту).
По доводам истца, дальнейшее выполнение работ по контракту в установленные сроки, а именно: проектные работы, в части рабочей документации (этап 6), прохождение главной государственной экспертизы (этап 7), сдача проектно-сметной документации с приложением оригинала положительного заключения государственной экспертизы (этап 8), не представляется возможным, в связи с наличием обстоятельств независящих от волеизъявления и действий сторон.
Так, в ходе выполнения работ установлено, что земельный участок для размещения полигона ТКО и ПО с кадастровым номером №14:16:080101:1763, относится к категории «Земли лесного фонда», а не «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» с разрешённым использованием под строительство полигона ТКО. Согласно статье 27 Лесного Кодекса РФ, установлен запрет и ограничение осуществление деятельности использования лесов. Передача проектной документации для прохождения главной государственной экспертизы может быть осуществлена после выполнения ответчиком процедуры по переводу земель лесного фонда в земли промышленности. В свою очередь в соответствии с Приказом Минприроды России «Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов» от 25 декабря 2018 № 684 необходимым условием перевода категории земель лесного фонда в отношении полигонов отходов является наличие положительного заключения экологической экспертизы. Следовательно, для начала выполнения ответчиком процедуры по переводу земель лесного фонда в земли промышленности, необходимы материалы, обосновывающие последующий перевод участка земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения, в том числе наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы. Истцом по условиям контракта в настоящее время направлен пакет документов в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Росприроднадзор для прохождения главной экологической экспертизы по этапу 7. При этом срок прохождения главной экологической экспертизы занимает до 42 календарных дня, что выходит за рамки срока исполнения контракта, установленного п. 2.1 Контракта. Ответчик сможет подать заявку на перевод земель только после получения от истца положительного заключения главной экологической экспертизы. Особенности перевода земель лесного фонда установлены статьей 11 федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и приказ Минприроды России от 12.08.2020 N 590 «О внесении изменений в содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов, утвержденные приказом Минприроды России от 25 декабря 2018 г. N 684». В целом, как показывает практика на подготовку, сбор и на рассмотрение материалов обосновывающих перевод земель лесного фонда в земли иных категорий занимает от 6 до 18 месяцев.
Истец в адрес ответчик обратился с письмом от 01.12.2021 исх. №ГТП-ПК-1549 о продлении срока выполнения работ с приложением дополнительного соглашения № 2 к контракту.
Письмом от 07.12.2021 исх. № 1062 в подписании дополнительного соглашения отказано в связи невозможностью изменения существенных условий контракта по соглашению сторон.
По доводам истца, ответчик не правомерно отказал истцу в подписании дополнительного соглашения, поскольку в соответствии с п. 5.2.4 Контракта на Заказчика возложена обязанность при получении от Исполнителя уведомления о приостановки оказания услуг в случае, указанном п. 5.4.5 Контракта, рассмотреть вопрос о целесообразности и порядке продолжения оказания услуг. Заказчик должен принять решение о продолжении оказании услуг по Контракту и о необходимости корректировки сроков и отдельных этапов оказания услуг, путем оформления дополнительного соглашения. При этом ответчик выразил заинтересованность в получении результата работ от истца по Контракту.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
21.01.2022 ответчиком представлен отзыв по иску.
Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отношения между сторонами регулируются положениями ГК РФ, применимыми к договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (глава 37), общими положениями о договорах, обязательствах и сделках, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также условиями государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии со статьей 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Срок выполнения работ является существенным условиям договора подряда.
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закон о контрактной системе, в редакции на дату заключения контракта по предмету спора, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Как отражено в пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 (далее - Обзор от 28.06.2017), стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе), и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
В данном случае, необходимость изменения условий контракта в части срока окончания выполнения работ, истец связывает с переводом земельного участка по объекту: «Межпоселенческий полигон ТКО и ПО Мирнинского района», из земель лесного фонда в земли иных категорий.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе,в редакции на дату заключения контракта по предмету спора, если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Положениями пункта 1 статьи 451 ГК РФ предусмотрена возможность изменения либо расторжения договора при существенном изменении обстоятельств, то есть такого их изменения, при котором обстоятельства изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Изменение обстоятельств, которые могут являться основанием для изменения заключенного договора, в том числе - в судебном порядке, является "внешним" и от действий и поведения каждой из сторон договора не зависит.
Возникновение же обстоятельств, препятствующих заинтересованной стороне исполнить обязательства по сделке вследствие вины другой стороны, влечет для такой стороны предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, положениями статьями 15, 393, 404, 406 ГК РФ, а также иными законами и условиями договора последствия, освобождая при этом от ответственности за неисполнение обязательств заинтересованное лицо.
Заказчиком документы для исполнения обязательств по контракту направлены в адрес подрядчика сопроводительным письмом от 02.09.2020, в том числе Градостроительный план от 10.06.2019, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 14:16:080101:1763 отнесен к категории «земли лесного фонда».
Таким образом, заказчик о том, что земельный участок не относится к землям промышленности был осведомлен до заключения контракта, подрядчик с момента получения пакета документов.
Соответственно, период времени, необходимый для перевода земельного участка из земель лесного фонда, не относится к существенно изменившимся обстоятельствам по пункту 1 статьи 451 ГК РФ.
При этом стороны, заключая дополнительное соглашение № 1 от 20.11.2020, которым изменили сроки выполнения работ по отдельным этапам, уточнили место расположения проектируемого объекта, не приняли меры по переводу земельного участка из категории «земли лесного фонда» в категорию «земель промышленности», которые могли повлиять на общий срок выполнения работ.
С учетом вышеизложенного, установив, что Законом о контрактной системе (в редакции, подлежащей применению к правоотношениям сторон) не предусмотрена возможность изменения сроков окончания работ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Кроме того, судом принято во внимание, что истец обратился в суд с настоящим иском 21.12.2021, т.е. за четыре дня до установленного контрактом срока окончания выполнения работ – 25.12.2021, обладая информацией о том, что земельный участок не относится к землям промышленности с сентября 2020.
Доводы истца со ссылкой на решение суда первой инстанции по делу № А63-10041/2021, которое не обжаловано, не является основанием считать судебную практику сформированной.
Истцом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб. платежным поручением № 2521 от 16.12.2021.
Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина возлагается на истца в силу статьи 110 АПК РФ.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству сторон копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в иске отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)..
Судья | Г.Л. Николаева |