ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-946/2018 от 28.04.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677980, www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

28 апреля 2018 года

Дело № А58-946/2018

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Андреева В.А.рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ИНН<***>, ОГРН <***>) от 13.02.2018 №08-1075/08 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления №02-248/17-7.32.4 от 06.02.2018, без вызова сторон.

установил:

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 13.02.2018 №08-1075/08 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – административный орган, Управление) об отмене постановления №02-248/17-7.32.4 от 06.02.2018.

Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16.02.2018 заявление принято к производству по упрощенной процедуре в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

На основании части 5 статьи 228 АПК РФ после разбирательства дела без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом в определении от 16.02.2018 для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ, принято решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, путем подписания судьей резолютивной части решения от 16.04.2018.

23.04.2018 в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 20.04.2018 № 08-3336/08 об изготовлении мотивированного решения.

Суд считает возможным удовлетворить заявление и изготовить мотивированное решение по делу.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что в оспариваемом постановлении Управление неправильно определены сроки проведения конкурса и подписания протокола конкурса, в связи с чем необоснованно Министерство привлечено к административной ответственности.

УФАС не согласен с заявленными требованиями заявителя по основаниям, указанным в отзыве от 13.03.2018 и дополнениях к нему от 04.04.2018 (поступило в суд 05.04.2018).

Судом установлено.

Якутской природоохранной прокуратурой с привлечением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на основании обращения ООО «Авангард» была проведена проверка Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерства) о нарушениях законодательства, регламентирующего порядок отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, допущенных при проведении конкурса по выбору регионального оператора Центральная зона РС(Я) 02.08.2017.

При проведении проверки было установлено, что 29.09.2017 на официальном сайте https://torgi.gov.ru Министерством опубликовано извещение № 290917/17558032/01 о проведении конкурса по отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), Центральная зона. Срок действия соглашения: 10 лет со дня заключения соглашения. Максимальная стоимость услуги регионального оператора 10 513 409,6 тыс. рублей. Согласно информации, опубликованной на официальном сайте в сети Интернет, дата и время начала подачи заявок с 09 часов 00 минут 13.11.2017. Дата и время окончания подачи заявок: 12 часов 00 минут 12.12.2017. Дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе: 15 часов 00 минут 12.12.2017. Конкурсная документация опубликована 10.11.2017 г. на официальном сайте https://torgi.gov.ru.

Приказом Министерства от 20.11.2017 № 545-п был отменен конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), Центральная зона деятельности, извещение №290917/17558032/01.

В связи с тем, что действия Министерства по отмене конкурсного отбора были совершены в нарушение установленного порядка, определенного Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Правительством Российской Федерации 05.09.2016 г.№881 (далее - Правила), прокурор усмотрел в данных действиях Министерства признаки административного правонарушения установленного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

В связи с данным обстоятельством 22.12.2017 Прокурор вынес Постановление о возбуждении в отношении Министерства дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ , направив собранные по делу материалы в порядке статьи 28.48 КоАП РФ в адрес Управления для рассмотрения вопроса о привлечении Министерства к административной ответственности.

27.12.2017 Управлением вынесено Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении № 02-248/17-7.32.4.

Определением по делу № 02-248/17-7.32.4 от 29.12.2017 срок рассмотрения дела продлен до 28.01.2018 .

Определением о времени и месте рассмотрения дела № 02-248/17-7.32.4 от 29.01.2018 рассмотрение дела назначено на 06.02.2018 в 15 часов 00 минут.

06.02.2018 заместитель руководителя Управления, рассмотрев административный материалы в отношении Министерства, с участием уполномоченного представителя лица привлекаемого к административной ответственности, вынес постановление о наложении административного штрафа по делу № 02-248/17-7.32.4 об административном правонарушении, которым установлено, что отмена конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Саха (Якутия), Центральная зона деятельности, извещение №290917/17558032/01 была совершена в нарушение требований установленных Правилами.

Министерство признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с учетом наличия обстоятельств, отягчающего ответственность.

Министерство, не согласившись с постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.

Из частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 5.13 Положения ФАС России осуществляет в пределах своих полномочий производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальный орган Федеральной антимонопольной службы осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 7.12 Положения о территориальном органе ФАС территориальный орган имеет право в установленном законом порядке рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы.

Оспариваемое Постановление от 06.02.2018 о наложении административного штрафа об административном правонарушении вынесено заместителем руководителя УФАС.

Суд считает, что с учетом норм части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.83 Кодекса РФ об административных правонарушениях Постановление о возбуждении дела и постановление вынесено уполномоченными на то лицами.

Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Пункт 1 Постановления Правительства РФ № 881 определяет, что Правила устанавливают порядок проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - региональный оператор, конкурсный отбор), требования к участникам, критерии конкурсного отбора, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсном отборе.

Данными Правилами не предусмотрена такая процедура как «отмена либо отказ» от проведения конкурсного отбора.

Вдокументации об отборе, в редакции опубликованной 10.11.2017, пункт 3.16 отсутствует. Документация об отборе не содержит прав и полномочий Организатора торгов по отмене либо по отказу в проведении отбора.

В определении Арбитражного суда PC (Я) о принятии искового заявления ООО «Якугскэкосети» к производству от 19.10.2017 № А58-7568/2017, который указан в качестве основания для издания Приказа Министерства, отсутствует обязанность Министерства отменить конкурсный отбор по извещению № 290917/17558032/01.

Согласно, представленным Министерством документам (письмо от 22.01.2018 № 03-390/02) Верховный суд PC (Я) также не выносил решений (определений) об отмене или приостановлении конкурсного отбора.

При этом, определение о принятии административного искового заявления и возбуждении административного дела Верховный суд PC (Я) вынес 14.12.2017, а приказ Министерства об отмене отбора датирован 20.11.2017.

Часть 4 статьи 448 Гражданского кодекса РФ указано, что если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В части 6 статьи 448 Гражданского кодекса РФ указано, что если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ № 881 документация об отборе размещается организатором конкурсного отбора на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт торгов), не позднее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок.

Документация об отборе содержит, в том числе, срок, место и порядок подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов с заявками (пункт 12 Постановления Правительства РФ №881).

Следовательно, срок подачи заявок и дата рассмотрения заявок должны быть указаны именно в Документации об отборе.

Сведения о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками, наименование, почтовый адрес каждого заявителя, конверт с заявкой которого вскрывается, наличие информации и документов, предусмотренных документацией об отборе, значения критериев конкурсного отбора, указанные в заявке, объявляются при вскрытии данных конвертов и вносятся в протокол вскрытия конвертов с заявками (пункт 40 Постановления Правительства РФ № 881).

Организатор конкурсного отбора обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками и фотофиксации документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок. Заявители (представители заявителей по доверенности), присутствующие при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять фотофиксацию документов, на основании которых осуществляются оценка и сопоставление заявок, аудио- и видеозапись вскрытия таких конвертов (пункт 41 Постановления).

Срок рассмотрения заявок не может превышать 10 дней со дня вскрытия конвертов с заявками (пункт 46 Постановления № 881).

На первом этапе оценки и сопоставления заявок срок оценки и сопоставления заявок не может превышать 5 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе (пункт 52 Постановления № 881).

Конкурсной комиссией не позднее чем через 5 дней со дня окончания первого этапа оценки и сопоставления заявок подписывается и размещается на официальном сайте торгов протокол первого этапа оценки и сопоставления заявок (пункт 54 Постановления № 881).

В случае если в течение 3 дней после объявления результатов первого этапа оценки и сопоставления заявок организатору конкурсного отбора поступили уведомления об участии во втором этапе от участников конкурсного отбора, указанных в абзаце втором настоящего пункта, проводится второй этап оценки и сопоставления заявок (пункт 55 Постановления № 881).

При этом, второй этап отбора проводится, только если поступили уведомления от участников конкурсного отбора.

Из Документации в редакции опубликованной 10.11.2017 г. на официальном сайте https://torgi.gov.ru следует, что прием заявок осуществляется в течение периода с 09.00 часов 13 ноября 2017 года до 12.00 часов 01.12.2017 (время местное). Дата и время вскрытия конвертов с заявками: 01.12.2017 15.00 часов по местному времени (GMT+9) (пункт 6.2 Документации).

Таким образом, Управление пришло к правильному выводу о том, что дата окончания приема заявок и вскрытие конвертов -01.12.2017, а последним днем рассмотрения заявок и опубликование протокола на официальном сайте является - 11.12.2017 г. Последним днем первого этапа оценки и сопоставления заявок является - 16 декабря 2017 г.

Приказ Министерства от 20.11.2017 № 545-п об отмене конкурсного отбора был опубликован на официальном сайте 21.11.2017.

Таким образом, Министерство, как Организатор конкурсного отбора, отменив конкурсный отбор менее чем за тридцать дней до проведения конкурса, нарушило порядок проведения конкурса установленный Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Доводы Министерства о неправильных выводах Управления в отношении исчисления срока проведения конкурса и подписания протокола суд признает необоснованными и построенными на неправильном применении норм права.

С учетом изложенного суд считает, что факт совершения администрацией правонарушения, выразившегося в нарушении установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных торгов, ответственность за нарушение которого установлена ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ антимонопольным органом доказан.

На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Министерство имело возможность для соблюдения установленных законом, однако заявителем не были приняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований о проведении конкурса. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности для соблюдения таких требований, наличия обстоятельств, исключающих вину, Министерством не представлено.

Таким образом, вина в совершении административного правонарушения антимонопольным органом установлена.

Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для незаконности постановления о привлечении к административной ответственности, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом апелляционной инстанцией не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Министерству предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление административного органа вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности суд не находит оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оценивая размер наложенного на заявителя административного штрафа, с учетом наличия отягчающих обстоятельств (неоднократного привлечения Министерства к административной ответственности по 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ по делу № 02-165/17-7.32.4 от 10.10.2017, по делу № 02-208/17-7.32.4 от 10.11.2017, по делу № 02-233/17-7.32.4 от 21.11.2017 и по делу № 02-247/17-7.32.4 от 29.12.2017) суд находит его соответствующим части 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, отвечающим цели наказания, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Назначенное Министерству за совершенное административное правонарушение наказание в виде штрафа в сумме 30 000 рублей соответствует размеру санкции предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Оснований для применения положений части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1, а также статьи 4.1.1 КоАП РФ суд из материалов дела не усматривает.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 170, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).

Судья

В.А. Андреев