Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
25 августа 2020 года | Дело № А58-9471/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2020.
Мотивированное решение изготовлено 25.08.2020.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Новосел-2003" (ИНН 143514107, ОГРН 1031402068246) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) о признании недействительным предписания, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Управления – публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (ИНН 1435028701, ОГРН 1021401047260), собственников нежилых помещений №№ 4, 5, 6 по адресу: ул. Петра Алексеева, д. 83/19: Алексеева Валерия Валерьевича, Баина Еремея Еремеевича, Баиной Кристины Еремеевны, с участием представителей: ТСЖ – Тетерина М.В. (председатель), Тетериной Н.А. по доверенности от 10.01.2020 № 1-юр; Кряучюнас И.В. по доверенности от 25.02.2020; УГСЖН – Алексеева Н.П. по доверенности от 10.01.2019; третьи лица ПАО «Якутскэнерго», Баин Е.Е., Баина К.Е., Алексеев В.В. - не явились, извещены, установил:
товарищество собственников жилья "Новосел-2003" – далее Товарищество, ТСЖ, заявитель обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) – далее Управление, УГСЖН о признании недействительным предписания от 23.08.2019 № 08-02-295-19 об устранении нарушений.
Определением суда от 24.09.2020 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Управления привлечены публичное акционерное общество «Якутскэнерго», собственники нежилых помещений №№ 4, 5, 6 по адресу: ул. Петра Алексеева, д. 83/19 – ФИО1, ФИО2, ФИО3.
ТСЖ считает, что оспариваемое предписание подлежит признанию недействительным, т.к. оно не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и нарушает права и законные интересы ТСЖ в сфере предпринимательской деятельности по основаниям, указанным в заявлении от 29.08.2019 № 185 (том 1¸л.д. 5 – 12), возражении на отзыв УГСЖН от 17.10.2019 № 299 (том 4, л.д. 7 – 13), возражении на отзыв ПАО «Якутскэнерго» от 10.12.2019 № 364 (том 5, л.д. 1 – 13), дополнении к заявлению от 13.01.2020 № 5 (том 6, л.д. 10 – 13), пояснении по истребованным документам от 12.02.2020 № 46 (том 7, л.д. 34 – 37), возражении на отзыв ФИО1 от 04.03.2020 № 56 (том 7, л.д. 83 – 86), возражении на отзыв ФИО3 на ходатайство о назначении судебной экспертизы от 04.03.2020 № 55 (том 7, л.д. 99 – 101), дополнении к заявлению от 10.03.2020 № 62 (том 7, л.д. 117 – 124), дополнении от 21.07.2020 № 126 (том 8, л.д. 130 – 135), дополнении от 31.07.2020 № 131 (поступило в суд 31.07.2020).
УГСЖН не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 24.09.2019 № 10099 (том 3, л.д. 124 – 126), пояснении по результатам экспертизы от 13.07.2020 № 6412 (том 8, л.д. 128),
Третье лицо ПАО «Якутскэнерго» не согласно с заявленными требованиями по основаниям, указанным в предварительном отзыве от 18.10.2019 № 119/4479 (том 4, л.д. 28 – 32),
Третье лицо ФИО2 не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 21.10.2019 (том 4, л.д. 20), пояснении от 03.08.2020 (поступило в суд 03.08.2020).
Третье лицо ФИО3 не согласна с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 20.10.2019 № 2 (том 4, л.д. 98), ходатайстве от 11.12.2019 № 3 (том 4, л.д. 109 – 110), дополнении-возражении от 08.02.2020 № 4 (том 7, л.д. 2), отзыве на ходатайство о назначении судебной экспертизы (том 7, л.д. 44 – 46), отзыве от 10.03.2020 № 6 (том 7, л.д. 116), ходатайстве о приобщении документов от 13.07.2020 № 9 (том 8, л д. 126), пояснении от 21.07.2020 № 10 (том 8, л.д. 137), пояснении от 02.08.2020 № 11 (поступило в суд 03.08.2020).
Третье лицо ФИО1 не согласен с заявленными требованиями по основаниям, указанным в отзыве от 07.02.2020 (том 7, л.д. 4 – 5).
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ТСЖ «Новосел-2003» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.10.2003 по адресу: РС (Я), <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве юридического лица от 30.10.2003 серия 14 № 000195126, председателем правления ТСЖ избран ФИО4
ТСЖ осуществляет самостоятельную деятельность по управлению многоквартирными домами по адресу: <...>, 83/20, 83/10.
ТСЖ создано на общем собрании собственников жилья по адресу: <...> в октябре 2003 года.
В марте 2006 года по инициативе собственников 80-квартирного жилого дома по адресу: <...> на общем собрании было принято решение о присоединении с домом входящий в состав ТСЖ «Новосел-2003» и вступление в члены ТСЖ.
В связи с завершением строительства объекта по акту приема-передачи от 22.05.2006 № 97 жилого дома на баланс ТСЖ от ОАО «ДСК» был передан 80-тиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...>, по акту передачи от 04.05.2006 № 23 были переданы технический паспорт на жилой дом и справка технико-экономических показателей на данный объект.
При строительстве 9-ти этажного 80-ти квартирного жилого дома с соцкульбытом в 150 квартале г. Якутска, застройщиком ОАО «ДСК» были получены Технические условия на инженерные сети на данный объект, в том числе Технические условия № 10/1509 от 17.10.2<***> на присоединение к электрическим сетям по объекту: 80-ти квартирный жилой дом в 143 квартале г. Якутска, также получены акт № 192/06 от 08.05.2006 допуска в эксплуатацию новой (реконструируемой) электроустановки по 80-ти квартирному жилому дому в 150 квартале от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РС(Я), проектная документация, представленная ООО «ДСК-Проект» на наружные сети 6кВ на 9-ти этажный 80-ти квартирный жилой дом в квартале 143 г. Якутска на основании Технических условий № 10/1509 от 17.10.2<***>.
ТСЖ 05.07.2006 переоформило на себя Технические условия на присоединение к электрическим сетям № 10/884, подписало акт по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановки и сооружений, напряжением до и выше 1000 В, между ЯГЭС ОАО АК «Якутскэнерго» и потребителем от 05.07.2006, данные Технические условия выданы на электроснабжение энергоустановки ВРУ, питающей кабельной линии от ТП-143 квартал до объекта «80-ти квартирный жилой дом».
12.07.2019 в первой половине дня поступила заявка от жильца, о том, что в квартире моргает свет, также свет моргал и в офисе ТСЖ, расположенном на 1 этаже. ТСЖ «Новосел-2003» обратилось в обслуживающую организацию ИП ФИО8 для проведения замеров напряжения и нагрузки во ВРУ жилого дома. В ходе проведения замеров были выявлены скачки нагрузки, что отражено в акте от 12.07.2019.
13.07.2019 поступила снова заявка от жильца о моргании света в квартире.
15.07.2019 в 20 час. 08 мин. стали поступать от жильцов заявки, что в квартире нет света, так же поступила заявка об отключении части электроэнергии от собственника нежилого помещения № 4, что подтверждается записями в журнале заявок.
15.07.2019 в 20 час. 01 мин. произошло аварийное отключение электроэнергии части токопринимающих устройств жилого дома по адресу: <...>.
15.07.2019 в 20 час. 46 мин. ТСЖ подало заявку в Аварийную службу по телефону <***>.
15.07.2019 в 21 час. 12 мин. оперативно-выездной бригадой ЦРЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» была произведена замена предохранителя ПН-250 на ТП-143 квартала.
15.07.2019 в 22 час. 05 мин. произошло повторное аварийное отключение электроэнергии части токопринимающих устройств жилого дома, заявка об отключении части электроэнергии поступила от собственника нежилого помещения № 4, что отражено в журнале заявок.
15.07.2019 в 22 час. 05 мин. ТСЖ повторно сделало заявку в Аварийную службу по телефону <***>.
По информации, полученной от представителя оперативно-выездной бригады ЦРЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго», следует, что произошло повторное сгорание предохранителя ПН-250 на ТП-143 квартала, проведя замеры кабельной линии на ТП-143 квартала, были выявлены скачки нагрузки. Для более детального анализа работниками оперативно- выездной бригады были произведены замеры нагрузки и напряжения во ВРУ жилого дома, которые показали значительные изменения в показаниях нагрузки, что недопустимо. Работники оперативно-выездной бригады совместно с обслуживающей организацией ИП ФИО8 предположили, что колебания нагрузки происходят в виду большой суммарной потребляемой мощности на кабельную линию, в целях подтверждения указанного предположения было решено приостановить подачу электрической энергии на первый этаж (СКБ), которые подключены к кабельной линии жилого дома и произвести повторные замеры нагрузки во ВРУ жилого дома, после отключения электрического кабеля, питающего первый этаж (СКБ), скачки нагрузки прекратились.
Оперативно-выездная бригада ЦРЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» поставила ТСЖ перед фактом, что при повторном сгорании предохранителя ПН-250 на ТП-143 квартала необходимо произвести отключение от электроснабжения 80-ти квартирный жилой дом или принять решение об отключении нежилых помещений на первом этаже (СКБ).
Так как по результатам экспертных и лабораторных исследований было выявлено, что подводящие к жилому дому от электрических сетей ТП-143 квартала силовые кабели не рассчитаны на нагрузку, производимую коммерческими организациями, занимающими первый этаж жилого дома, ТСЖ в целях предотвращения угрозы возникновения аварийной ситуации было принято решение о приостановлении поставки электрической энергии для нежилых помещений 15.07.2019 в 23 час. 56 мин. по адресу: <...>, о чем составлен акт.
16.07.2019 в адрес собственников нежилых помещений и ЯО «Энергосбыта» были направлены Уведомления №№ 135-138 о приостановлении поставки электрической энергии для нежилых помещений.
16.07.2019 ТСЖ обратилось в обслуживающую организацию ИП ФИО8 для проведения повторных замеров напряжения и нагрузки во ВРУ жилого дома, в ходе которого было установлено, что скачки нагрузки отсутствуют, что отражено в акте от 16.07.2019.
16.07.2019, 22.07.2019 и 24.07.2019 в УГСЖН обратились собственники нежилых помещений №№ 4 – 6 с доводами о незаконном прекращении предоставления коммунальной услуги электроснабжения, в нарушении уведомительного порядка собственнику и ресурсоснабжающей организации, о неработоспособном состоянии основного электрического кабеля, питающего жилой дом, о незаконном подключении к электричеству жилого дома гаражей.
29.07.2019 УГСЖН издан приказ № 01-09-2396-19 о проведении внеплановой выездной документарной проверки ТСЖ.
29.07.2019 в адрес ТСЖ направлен запрос о предоставлении информации.
08.08.2019 ТСЖ направлено уведомление № 08-04-2304-19 о проведении внеплановой выездной документарной проверки.
09.08.2019 УГСЖН в присутствии председателя ТСЖ составлен акт осмотра № 08-10-290-19.
09.08.2019 при осмотре нежилого помещения № 4 в присутствии собственника ФИО1 было установлено, что данное помещение используется под продуктовый магазин, в котором находится электротехническое оборудование (холодильное оборудование – 15 шт., кондиционер – 2 шт., система принудительной вытяжки (с электродвигателем)); при осмотре нежилого помещения № 5 в отсутствии собственника ФИО2 было установлено, что собственник нежилого помещения сдает данное помещение в аренду и оно используется в качестве «Косметического салона»; при осмотре нежилого помещения № 6 в отсутствии собственника ФИО3 было установлено, что собственник нежилого помещения сдает данное помещение в аренду и оно используется в качестве «Компания по организации квестов».
23.08.2019 по результатам проверки УГСЖН составлен акт проверки № 08-01-892-19-Ж, в котором установлено – 09.08.2019 проведен осмотр нежилых помещений №№ 4 – 6, на момент осмотра электроэнергия в нежилых помещениях не предоставляется; между ПАО «Якутскэнерго» и собственниками нежилых помещений ИП ФИО1 (помещение № 4), ФИО2 (помещение № 5), ФИО3 (помещение № 6) заключены договоры на энергоснабжение (1-6 ценовая категория) соответственно от 25.06.2019 № 56893, от 26.06.2019 № 56896, от 18.06.2019 № 56885; товарищество не являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению на момент отключения 15.07.2019, поскольку между собственниками нежилых помещений №№ 4 – 6 и ПАО «Якутскэнерго» были заключены прямые договоры на энергоснабжение, вступившие в действие; действия ТСЖ по прекращению электроснабжения собственникам помещений №№ 4 – 6 являются неправомерными, при этом нарушена нормативно установленная процедура ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги электроснабжения нарушением перерыва, ТСЖ не имело права производить действия по ограничению или приостановлению предоставления электроснабжения в нежилые помещения №№ 4 – 6, поскольку не являлось исполнителем коммунальной услуги.
23.08.2019 УГСЖН выдало ТСЖ предписание № 08-02-295-19 об устранении нарушений, в котором указало о том, что ТСЖ допущено неправомерное прекращение электроснабжения нежилых помещений №№ 4 – 6 МКД по ул. ФИО9, дом 83/19, ТСЖ не являлось исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению на момент отключения 15.07.2019, поскольку между собственниками нежилых помещений №№ 4 – 6 и ПАО «Якутскэнерго» были заключены прямые договоры в июне 2019 года на энергоснабжение, вступившие в действие, ТСЖ не предоставлено соглашение между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ об ограничении или приостановлении предоставления коммунальной услуги по электроснабжению; тем самым, нарушены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354; и УГСЖН предписало ТСЖ возобновить подачу электрической энергии в нежилые помещения №№ 4 – 6 МКД по ул. ФИО9, дом 83/19.
ТСЖ, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании предписания недействительным.
Суд, рассмотрев материалы дела, доводы заявителя и возражения УГСЖН, третьих лиц, выслушав представителей заявителя, УГСЖН, приходит к следующим выводам.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 «Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)» утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее Положение)
Согласно пункту 1.1 Положения Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный жилищный надзор.
Пунктом 2.2. Положения основными задачами Управления в области регионального государственного жилищного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения Управление в области жилищного надзора организует и проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 3.2.2.13 данного Положения установлено, что к полномочиям указанного органа отнесены жилищный контроль за соблюдением обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 3.7.8. Положения установлено, что Управление, осуществляя государственный жилищный надзор, составляет по результатам проверок акты, вносит записи о проверках в общий и (или) специальный журналы, журналы учета проверок, выдает предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В части 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определено, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются, среди прочего, поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований, в том числе к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме. При этом внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, названная норма Жилищного кодекса РФ устанавливает возможность проведения проверки по предусмотренным основаниям без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки, но не освобождает контролирующий орган от обязанностей, предусмотренных нормами части 1 статьи 14 части 1 статьи 13, пункта 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ.
Как следует из материалов дела, из акта проверки от 23.08.2019 № 08-01-892-19-Ж, в рассматриваемом случае проверка проведена на основании приказа от 29.07.2019 № 01-09-2396-19 о проведении внеплановой выездной документарной проверки ТСЖ, правовые основания проведения проверки - ст. 20 ЖК РФ, ст. 9 - 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано УГСЖН в пределах его полномочий.
Из оспариваемого предписания следует, что оно выдано на основании акта проверки от 23.08.2019 № 08-01-892-19-Ж, в котором установлено, что между ПАО «Якутскэнерго» и собственниками нежилых помещений №№ 4 – 6 заключены договоры на энергоснабжение – с ИП ФИО1 (помещение № 4) договор № 56893 от 25.06.2019 со сроком действия с 27.05.2019 по 31.12.2019 с максимальной мощностью 7,13 кВт; с ФИО2 (помещение № 5) договор № 56896 от 26.06.2019 со сроком действия с 27.05.2019 по 31.12.2019 с максимальной мощностью 7,13 кВт; с ФИО3 (помещение № 6) договор № 56885 от 18.06.2019 со сроком действия с 25.03.2019 по 31.12.2019 с максимальной мощностью 7,13 кВт.
Таким образом, соответственно с 25.03.2019 и с 27.05.2019 исполнителем (поставщиком) услуг по энергоснабжению в отношении нежилых помещений №№ 4 – 6 является ПАО «Якутскэнерго», что также отражено в акте проверки от 23.08.2019 № 08-01-892-19-Ж.
Как следует из содержания оспариваемого предписания, ТСЖ вменяется нарушение и устранение нарушений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Правила№ 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг и т.д.
При этом, как из акта, так и из оспариваемого предписания следует, что ТСЖ не является исполнителем коммунальных услуг, таким образом, исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ПАО «Якутскэнерго», на которого распространяются положения Правил № 354.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Товарищество на дату принятия решения о приостановлении поставки электрической энергии для нежилых помещений (15.07.2019) не является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, к нему не применяются положения Правил № 354 и возложение обязанности на ТСЖ устранить нарушение данных Правил является неправомерным.
При нарушении режима энергоснабжения собственники нежилых помещений должны обратиться к исполнителю коммунальных услуг, т.е. в ПАО «Якутскэнерго», поскольку договор между ТСЖ и ПАО Якутскэнерго» на осуществление функций исполнителя отсутствует, в свою очередь, ПАО «Якутскэнерго» должно обратиться в ТСЖ, к которому подключены сети.
Таким образом, суд считает, что УГСЖН должно было выдать предписание ПАО «Якутскэнерго» как непосредственному участнику договорных отношений с собственниками нежилых помещений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» с 01.01.2017 вступили в силу изменения в Правила № 354, а также в постановление Правительства № 124 от 14.02.2012 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».
Внесенные в Правила № 354 изменения предусматривают, что с 01.01.2017 поставка коммунальных ресурсов в нежилое помещение в многоквартирном доме осуществляется на основании договоров ресурсоснабжения, заключенных собственником такого помещения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (абзац 3 пункта 6 Правил № 354).
При этом на товарищество собственников жилья возложена обязанность предоставить ресурсоснабжающим организациям, поставляющим коммунальные ресурсы в многоквартирный дом, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающими организациями и о последствиях отсутствия таких договоров (абзац 4 пункта 6, абзац 14 подпункта "п" пункта 31 Правил № 354).
Согласно абзацу 3 пункта 7 Правил № 354 поставки соответствующего ресурса в нежилое помещение осуществляются на основании договора ресурсоснабжения, заключенного в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией, который должен соответствовать положениям законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении.
Правила № 354 не предусматривают положений о том, что действующие на 01.01.2017 договоры, заключенные между собственниками нежилых помещений и управляющими организациями, с указанной даты автоматически прекращаются.
Из материалов дела следует, что ТСЖ во исполнение вышеуказанных пунктов Правил № 354 в адрес ресурсоснабжающей организации ЯО «Энергосбыт» ПАО «Якутскэнерго» направило сведения о собственниках нежилых помещений (письмо от 18.04.2019 № 59 (вх. № 7125 от 18.04.2019) – том 1, л.д. 102).
23.04.2019 ЯО «Энергосбыт» обратилось к ТСЖ с письмом № дг/1724 (вх. № 28 от 23.04.2019) о предоставлении копий уведомлений собственников нежилых помещений, показания индивидуальных приборов (ИП) учета на дату перехода (том 1, л.д. 104).
16.05.2019 ТСЖ письмом № 82 (вх. № 8890 от 16.05.2019) предоставило копии уведомлений собственников нежилых помещений, показания ИП за период с 2013 года по апрель 2019 года (том 1, л.д. 126 - 133).
17.06.2019 ЯО «Энергосбыт» письмом № дг/2529 (вх. № 39 от 17.06.2019) обратилось к ТСЖ о подтверждении показаний ИП на 01.04.2019 и 01.05.2019 собственников нежилых помещений и общего учета на СКБ(том 1, л.д. 137).
17.06.2019 ТСЖ письмом № 106 (вх. № 11174 от 17.06.2019) представило сведения показаний ИП собственников нежилых помещений и общего учета на СКБ на дату закрытия начислений услуг в программном продукте на 25.03.2019 и 27.05.2019(том 1, л.д. 138).
26.06.2019 ЯО «Энергосбыт» письмом № дг/2734 (вх. № 49 от 26.06.2019) уведомило ТСЖ о заключенных договорах с собственниками нежилых помещений с указанных даты и показаний ИП 25.03.2019 и 27.05.2019 (том 1, л.д. 149).
ТСЖ направило уведомления собственникам нежилых помещений о необходимости заключения договора ресурсоснабжения непосредственно с ресурсоснабжающей организацией, в частности с ПАО АК «Якутскэнерго» и о последствиях отсутствия такого договора в указанные сроки: 11.02.2019 ТСЖ уведомило письмом № 9 ФИО3 собственника нежилого помещения № 6 (том 1, л.д. 87), 26.04.2019 - уведомило письмом № 67 ФИО1 собственника нежилого помещения № 4 (том 1, л.д. 105), письмом № 68 ФИО2 собственника нежилого помещения № 5 (том 1, л.д. 106).
Суд считает, что в случае если управляющая организация (ТСЖ, ЖСК) направила сведения ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направила последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения, то с данного момента исполнителем коммунальных услуг в отношении нежилых помещений является ресурсоснабжающая организация.
Также для исключения объема поставленного коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме из общего объема ресурсов, полученных управляющей компанией, последняя обязана доказать выполнение обязанности по предоставлению сведений ресурсоснабжающей организации о собственниках нежилых помещений и направлении последним уведомления о необходимости заключения договоров энергоснабжения, оплачивали ли собственники нежилых помещений в спорный период потребленные ресурсы на основании счетов, выставленных управляющей компанией.
Из материалов дела следует, что ТСЖ в адрес собственников нежилых помещений на основании счетов предъявляло электроснабжение по индивидуальным показаниям приборов учета, установленных в помещениях до 25.03.2019 и до 27.05.2019 - с 25.03.2019 по нежилому помещению № 6 закрыло начисление услуги в программном продукте по индивидуальным показаниям прибора учета (33839); с 27.05.2019 по нежилому помещению № 4 закрыло начисление услуги в программном продукте по индивидуальным показаниям прибора учета (22547); с 27.05.2019 по нежилому помещению № 5 закрыло начисление услуги в программном продукте по индивидуальным показаниям прибора учета (31716).
Между тем, УГСЖН считает, что к ТСЖ применяются Правила № 354.
В соответствии с пунктом 115 Правил № 354 Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение – с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации.
Пунктом 116 Правил предусмотрено, что в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 115 настоящих Правил, исполнитель обязан в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил зарегистрировать в журнале учета дату, время начала (окончания) и причины ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг, а также в течение суток с даты ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг.
Согласно пп. «б», «д», «з» п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:
неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования;
д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности;
з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов.
Пунктом 19 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012№ 442, установлено, что возобновление подачи электрической энергии или прекращение процедуры введения ограничения режима потребления с учетом положений пункта 19(2) настоящих Правил осуществляется после устранения потребителем оснований для введения ограничения режима потребления не позднее чем через 24 часа со времени получения инициатором введения ограничения уведомления об устранении потребителем оснований для введения ограничения режима потребления.
Между тем, материалами дела подтверждается, что указанное уведомление собственниками нежилых помещений №№ 4, 5, 6 в адрес ТСЖ направлено не было, таким образом, у ТСЖ отсутствовали основания для самостоятельного возобновления поставки электрической энергии. При этом собственниками нежилых помещений №№ 4, 5, 6 мер по устранению выявленных нарушений и по предотвращению создания аварийной ситуации не предпринято.
Пунктом 30 Основных положений № 442 предусмотрено, что в рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
Таким образом, в отношениях с потребителями нежилых помещений №№ 4, 5, 6 исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению является ПАО «Якутскэнерго», вступает в договорные отношения, получает оплату за поставленную электроэнергию, следовательно, является лицом, которое несет ответственность за предоставление коммунальной услуги по электроснабжению потребителей.
ТСЖ, ответственное за содержание жилого дома, осуществляющее управление многоквартирным домом и в отношениях с потребителями нежилых помещений №№ 4, 5, 6 является сетевой организацией для оказания услуг по передаче электрической энергии по сетям от ТП-143 квартала и внутридомовым сетям.
Материалами дела подтверждается, что у собственников нежилых помещений отсутствует техническая документация и допуск в эксплуатацию электроустановок и приборов учета электрической энергии – не устранены указанные замечания и предписания в актах преддоговорного обследования электроустановок потребителя и в актах допуска (том 6, л.д. 28, 41, 55 - 57, 70).
Из материалов дела следует, что ТСЖ уведомляло ПАО «Якутскэнерго» и собственников нежилых помещений об отсутствии технической возможности письмами № 59 от 18.04.2019 (том 1, л.д. 102), №№ 67, 68, 69 от 26.04.2019 (том 3, л.д. 88 - 90), №№ 93, 94, 95 от 05.06.2019 (том 3, л.д. 91 - 93).
Из представленного в материалы дела протокола № 1 от 09.06.2019 (том 6, л.д. 26 -27) следует, что вопрос о распределении мощности принимающих устройств в 42,8 кВт, был решен только собственниками нежилых помещений без участия и надлежащего уведомления собственников жилых помещений, в связи с чем кворум для принятия решения, поставленного на повестку дня о перераспределении электрической энергии, отсутствует, проведенное собрание является ничтожным и не подлежащим применению в соответствии с положениями статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ.
Между тем, ПАО «Якутскэнерго» на основании вышеуказанного протокола заключило прямые договоры с собственниками нежилых помещений в марте и мае 2019 года.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения.
Суд считает, что управляющие МКД (управляющие организации, ТСЖ, жилищные кооперативы, ЖСК) организации не обязаны согласовывать собственнику помещения дополнительную мощность по электроэнергии сверх той, что установлена в проекте МКД.
Собственник нежилого помещения МКД не вправе использовать оборудование, превышающее установленную проектом МКД мощность (п. 35 Правил № 354). Для такого оборудования необходима модернизация системы электроснабжения МКД, которая относится к общему имуществу собственников помещений.
Собственники нежилых помещений №№ 4, 5, 6, заключив прямой договор с электросетевой организацией, обязаны пройти все мероприятия, установленные пунктом 7 Правил № 861, чтобы иметь право требовать подключения к электрическим сетям.
Пунктом 8(4) Правил № 861 установлено, что в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16(1) настоящих Правил.
Пунктом 10 вышеуказанных Правил предусмотрено, что к заявке прилагаются следующие документы: ж) в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в абзаце первом пункта 8(4) настоящих Правил, копия документа, подтверждающего согласие организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, при наличии у такой организации соответствующих полномочий либо при ее отсутствии или отсутствии у нее полномочий согласие общего собрания владельцев жилых помещений многоквартирного дома на организацию присоединения нежилого помещения отдельными линиями от вводного устройства (вводно-распределительного устройства, главного распределительного щита), установленного на вводе питающей линии сетевой организации в соответствующее здание или его обособленную часть (если для соответствующего нежилого помещения проектом на многоквартирный дом не предусмотрено индивидуальное вводно-распределительное устройство с непосредственным присоединением к питающей линии сетевой организации)».
Материалами дела подтверждается, что общее собрание собственников жилых помещений по вопросу о даче согласия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в нежилых помещениях, расположенных в жилом доме по адресу: <...>, в частности нежилых помещений №№ 4, 5, 6, не проводилось и решение о согласии не принималось.
Таким образом, собственниками нежилых помещений №№ 4, 5, 6технологическое подключение осуществлено без согласия общего собрания собственников жилья, в связи с чем суд считает, что действия ТСЖ, направленные на защиту имущественных прав собственников жилых помещений, являются законными.
При этом, в соответствии с п. 28 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;
в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;
г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.
Согласно п. 29 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В соответствии с п. 30 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств в случае, если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Между тем, материалами дела подтверждается, что при подключении энергопринимающих устройств собственников нежилых помещений не было проверено наличие технической возможности технологического присоединения, из представленных заявителем документов следует, что техническая возможность технологического подключения энергопринимающих устройств собственников нежилых помещений отсутствует, в связи с чем подключение данных устройств возможно лишь по индивидуальному проекту.
Суд считает, что в соответствии с Правилами № 354 ТСЖ при возникновении аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения электроснабжения 15.07.2019 соблюден порядок Раздела XI «Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг» (п. 115 – п. 116).
В соответствии с п. 9 Приложения № 1 к Правилам № 354 электроснабжение осуществляется бесперебойно в течении года, допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания; 24 часа – при наличии одного источника питания.
Из материалов дела следует, что 15.07.2019 в 20 час. 01 мин. произошло аварийное отключение электроэнергии части токопринимающих устройств жилого дома, в 20 час. 46 мин. ТСЖ сделало заявку в Аварийную службу по телефону <***>, в 21 час. 12 мин. Оперативно выездной бригадой ЦРЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» была произведена замена предохранителя ПН-250 на ТП-143 квартала (перерыв составил 26 мин.).
15.07.2019 в 22 час. 05 мин. произошло повторное аварийное отключение электроэнергии части токопринимающих устройств жилого дома, в 22 час. 05 мин. ТСЖ повторно сделало заявку в Аварийную службу по телефону <***>, в 23 час. 56 мин. Оперативно выездной бригадой ЦРЭС ЦЭС ПАО «Якутскэнерго» была произведена замена предохранителя ПН-250 на ТП-143 квартала (перерыв составил 1 час. 51 мин.).
Электроснабжение многоквартирного жилого дома восстановлено в соответствии с п. 9 Приложения № 1 к Правилам № 354, ТСЖ не нарушена продолжительность перерыва электроснабжения с учетом требований, заложенных при проектировании здания, при котором отсутствуют какие-либо факторы, препятствующие осуществлению функциональных или технологических процессов.
ТСЖ в целях предотвращения угрозы возникновения аварийной ситуации было принято решение о приостановлении поставки электрической энергии для нежилых помещений 15.07.2019 в 23 час. 56 мин. в связи с отсутствием технической возможности (мощности) предоставления электроснабжения согласно проектной документации на жилой дом.
Экспертным заключением № 10-СЭ-20, составленным по результатам судебной технической экспертизы подтверждено, что энергоснабжение объекта осуществляется двумя кабелями ААПл 4*70мм2; кабель ААПл 4*70 рассчитан на 96,88 кВт; кабельная линия не рассчитана на работу при мощности в 130 кВт и не соответствует выданным Техническим условиям № 10/1509 от 16.10.2<***>; электрические кабели МКД не соответствуют обязательным требованиям и правилам безопасности, установленным для подключения жилых домов к электроснабжению, т.к. установленный электрический кабель не выдерживает расчетную мощность 130 кВт, на которую выданы ТУ № 10/1509; безопасная эксплуатация без реконструкции или замены установленных электрических кабелей невозможна; электрические кабели находятся в аварийном состоянии.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие аварийной ситуации, в связи с чем ТСЖ было принято решение о приостановлении поставки электрической энергии для нежилых помещений.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует положениям Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии и нарушает права и законные интересы ТСЖ в сфере предпринимательской деятельности, заявленные требования ТСЖ подлежат удовлетворению полностью.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регулируется положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Из материалов дела следует, что ТСЖ при обращении в арбитражный суд была уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей и произведена оплата на депозитный счет арбитражного суда 20 000 рублей за проведение судебной технической экспертизы.
Определением суда от 03.08.2020 произведено перечисление экспертной организации денежных средств в размере 20 000 рублей за проведенную судебную техническую экспертизу.
С учетом удовлетворения заявленных требований ТСЖ полностью, суд приходит к выводу о взыскании с Управления в пользу ТСЖ судебных расходов всего в размере 23 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
предписание Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) от 23.08.2019 № 08-02-295-19 об устранении нарушений, проверенное на соответствие положениям Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, признать недействительным.
Обязать Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья «Новосел-2003».
Взыскать с Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу товарищества собственников жилья «Новосел-2003» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы в размере 23 000 рублей, в том числе по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей и по проведению судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Устинова |