ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-952/19 от 30.05.2019 АС Республики Саха (Якутия)


Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

06 июня 2019 года

Дело № А58-952/2019

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2019 года.

Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2019 года.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Клишиной Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жирковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Теплоэнергосервис" (ИНН 1435191592, ОГРН 1071435012439) от 24.01.2019 № 305 к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435067108, ОГРН 1021401065916) об отмене постановления № 16-Ж от 14.01.2019 по делу об административном правонарушении ,

в судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 13.12.2018,

от административного органа – ФИО2 по доверенности от 10.01.2019,

У с т а н о в и л :

акционерное общество "Теплоэнергосервис" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – административный орган, Управление Госстройжилнадзора) об отмене постановления № 16-Ж от 14.01.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением арбитражного суда от 30.01.2019 заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 07.03.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства; назначено предварительное судебное заседание.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель административного органа просит отказать в удовлетворении требования по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Акционерное общество "Теплоэнергосервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 29.08.2007 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия). Основным видом деятельности является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

На основании обращений граждан, проживающих в многоквартирном доме по адресу: РС (Я), <...>, по факту некачественной поставки коммунальных услуг, руководителем Управления Госстройжилнадзора издан приказ о проведении с 05.12.2018 по 26.12.2018 внеплановой, документарной, выездной проверки от 05.12.2018 № 01-09-3643-18.

В ходе проверки установлено, что АО «Теплоэнергосервис», являясь организацией, обеспечивающей поставку тепловой энергии в многоквартирный дом по адресу: PC (Я), <...>, нарушило правила предоставления коммунальных услуг, а именно не обеспечило предоставление услуг надлежащего качества до границы раздела эксплуатационной ответственности.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.12.2018 № 08-01-1345-18Ж, согласно которому проверкой установлено, что на момент проверки температура наружного воздуха в п. Усть-Нера, Оймяконский район, PC (Я), по данным Gismeteo.ru и rp5.ru, на 10 часов составляла – 46 градусов Цельсия.

В соответствии с температурным графиком сетевой воды котельных п. Усть-Нера на 2018-2019 гг., утвержденного АО «Теплоэнергосервис» и согласованного администрацией МО «поселок Усть-Нера», при температуре наружного воздуха –46°С, температура теплоносителя на подающей сети должна составлять +71,2°С, на обратной сети + 58,8°С, на подающей линии у потребителя +65°С.

В ходе проверки произведены замеры температуры теплоносителя на границе раздела эксплуатационной ответственности, прибором Sight, мод. MSPlus, рег. № 45009-10, заводской №12109569 (свидетельство о поверке № 041012872, действительно до 27.06.2019 года). Снятие параметров теплоносителя проведено на узле ввода многоквартирного дома расположенных на 1 этаже, под лестничным маршем. Температура теплоносителя на подающей сети составляет +60,5°С, на обратной сети +48°С.

В соответствии с температурным графиком, отклонение температуры теплоносителя на узле ввода составила на подающей сети 4,5°С, на обратной сети параметры на температурном графике отсутствуют.

Кроме того, выявлено, что в системе отопления отсутствует перепад давления между прямым трубопроводом, по которому от котельной или теплотрассы подается теплоноситель, и обратным, по которому он подается на следующий круг, пройдя через приборы отопления. Вследствие чего происходит нарушение циркуляции теплоносителя в контуре, которая необходима для поддержания комфортной температуры воздуха во всех помещениях многоквартирного дома.

Проверкой избыточного давления тепло носителя подаваемого в сети теплоснабжения, на манометрах, установленных на узле ввода, фиксируется на подающих трубопроводах 0,4 МПа, на обратных трубопроводах 0,4 Мпа. (Паспорта манометров с термометрами ДМТ 05, АКГ 05.890.005 ПС, зав. № 18010200, зав. № 18010254, дата выпуска 23.07.2018, соответствует ТУ У 33.2-14307481-031:2005 и признан годным к эксплуатации, приборы подлежат поверке (калибровке) 1 раз в 2 года).

Проверкой манометров установленных на наружных сетях теплоснабжения, при открытой запорной арматуре, подача 4 кгс/см2, обработка 4 кгс/см2, при закрытой секущей запорной арматуре давление теплоносителя на подающей сети поднялось до 5,6 кгс/см2, на обратной сети давление осталось без изменений 4 кгс/см2. Представителем АО «Теплоэнергосервис» на манометры, установленные на наружных сетях теплоснабжения и находящихся в эксплуатационной ответственности АО «Теплоэнергосервис» паспорта, свидетельства о поверке к проверке не предоставлены.

Указанные расхождения давления при открытой и закрытой запорной арматуре свидетельствуют, что при опрессованной (наполненной теплоносителем) системе отопления многоквартирного дома нарушена оптимальная величина перепада давления, не произведена качественная регулировка системы теплоснабжения.

При проведении проверки участвовал представитель общества ФИО3 по доверенности от 13.12.2018 № 348, выданной сроком по 31.12.2018.

По результатам проверки Управление Госстройжилнадзора выдало Обществу предписание № 08-02-360-18 от 13.12.2018, которым обязало в срок до 26.12.2018 устранить нарушения пунктов 14, 16 приложения Правил № 354 от 06.05.2014, п. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ путем обеспечения указанного многоквартирного дома качественным коммунальным ресурсом – тепловой энергией. Организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; Осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; Обеспечивать качество теплоносителей; Обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; Обеспечить надежное теплоснабжение потребителей. Обеспечить качественную регулировку давления на сетях теплоснабжения; Обеспечить бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода.

Уведомлением Госстройжилнадзора от 17.12.2018 № 08-04-3220-18, врученным Обществу 18.12.2019 вх. № 10057, административный орган известил Общество о необходимости явки 19.12.2018 в 16 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 419, для составления и подписания протокол об административном правонарушении.

19.12.2018 ведущим специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Госстройжилнадзора ФИО4 в присутствии представителя Общества ФИО5 по доверенности № 74 от 01.01.2018, со сроком действия до 31.12.2018, составлен протокол об административном правонарушении № 08-07-996-18 по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, у представителя общества отобраны объяснения, копия протокола вручена представителю в тот же день.

В протоколе административный орган квалифицировал зафиксированные в акте факты несоответствия температур как нарушение части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), абзаца «а» пункта 31 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Административным органом сделаны выводы о том, что Общество, являясь теплоснабжающей организацией, имела возможность провести планово-предупредительные работы на магистральных сетях теплоснабжения для соблюдения нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, однако не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.

Определением от 24.12.2018 № 02-03/283, врученным Обществу 27.12.2019 вх. № 13111, административный орган известил Общество о рассмотрении дела об административном правонарушении 11.01.2019 в 14 час. 30 мин. по адресу: <...>, каб. 427.

11.01.2019 состоялось рассмотрение материала об административном правонарушении по статье 7.23 КоАП РФ в присутствии представителя Общества ФИО6 по доверенности от 09.01.2019 № 110, со сроком действия по 31.12.2019, по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления. 14.01.2019 руководителем Управления Госстройжилнадзора ФИО7 изготовлено в полном объеме постановление № 16-Ж, согласно которому Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Копия постановления получена 17.01.2019 генеральным директором АО "Теплоэнергосервис" ФИО8

Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.

Оценив и исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Проверяя полномочия лиц, составившего протокол по делу об административном правонарушении и принявшего оспариваемое постановление, арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статье 23.55 КоАП РФ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, наряду с другими, статьёй 7.23 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации, их заместители; главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители.

Частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 161 Правил № 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленных Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599 «Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)» утверждено Положение об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – Положение).

Согласно пункту 1.1 Положения Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия) региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с пунктом 3.7.2 Положения при осуществлении контроля и надзора в установленных сферах, управление составляет протоколы об административных правонарушениях при выявлении правонарушений, рассматривает дела об административных правонарушениях и выносит постановления по делам, направляет дела об административных правонарушениях для рассмотрения в суд, в том числе с целью приостановления деятельности, применяет меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вносит правонарушителям представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, осуществляет полномочия в соответствии с КоАП РФ.

Составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право следующие должностные лица управления: руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя, руководители структурных (территориальных) подразделений, главные и ведущие специалисты структурных (территориальных) подразделений, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля) (пункт 4.1.8. Положения).

Как следует из пункта 4.1.9. Положения, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени управления вправе руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя управления и руководители территориальных подразделений в установленных законом случаях.

Согласно пункту 8 Перечня № 1 должностных лиц управления, утвержденного приказом Управления Госстройжилнадзора РС (Я) от 30.04.2015 № 42, к числу лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, относятся, в том числе заместители отделов управления, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор.

В соответствии с перечнем должностных лиц Управления Госстройжилнадзора РС (Я), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, утвержденным приказом управления от 30.04.2019, рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 КоАП РФ, уполномочены, в том числе руководитель управления.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 19.12.2018 составлен ведущим специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления Госстройжилнадзора РС (Я) ФИО4, постановление по делу об административном правонарушении от 14.01.2019 № 16-Ж вынесено руководителем Управления Госстройжилнадзора РС (Я) ФИО7

Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен, и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами управления в пределах своей компетенции.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства – утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение конкретных пунктов правил, санитарных норм, повлекшее за собой нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.

При этом субъектами указанного правонарушения являются лица, участвующие в обеспечении населения коммунальными услугами и нарушившие установленные нормами действующего законодательства требования режима такого обеспечения.

В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В силу пункта 2 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что к числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения могут быть отнесены как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов.

Коммунальную услугу по отоплениюк потребителям многоквартирного дома по адресу: РС (Я), <...>, предоставляет Общество, являющееся ресурсоснабжающей организацией. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором от  заключенного с управляющей компанией Общество обязалось подавать теплоэнергоресурсы по тепловой сети с температурой сетевой воды в соответствии с температурным графиком работы теплоисточника в зависимости от температуры наружного воздуха.

Следовательно, Общество, как ресурсоснабжающая организация, осуществляющая поставку коммунального ресурса, является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения. В этой связи доводы общества об обратном являются несостоятельными.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

В силу положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором.

Частью 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении установлена, в том числе обязанность теплоснабжающей компании по обеспечению качества поставляемого теплоносителя.

Правилами №354 установлены условия предоставления коммунальных услуг.

Так, согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

В соответствии с пунктом 15 раздела VI «Отопление» приложения № 1 к Правилам № 354 обеспечение нормативной температуры воздуха:

– в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах – +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах – +22°C);

– в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).

Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4 C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) – не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункт 31 Правил № 354).

Пунктом 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила №170) установлено, что эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.

Согласно части 5 статьи 20 Закона о теплоснабжении проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актом проверки от 13.12.2018, договором от 01.09.2018 № 70014, протоколом об административном правонарушении от 19.12.2018 № 08-07-996-18, подтверждается, что в нарушение указанных выше норм Общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, основным видом деятельности которой является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и, являясь исполнителем коммунальных услуг по поставке отопления в многоквартирный жилой дом. располоежнный по адресу: РС (Я), <...>, не обеспечило нормальный уровень предоставления коммунальных услуг населению, не предоставило гражданам, проживающим в жилом доме, коммунальные услуги соответствующего качества.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) Общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что инструментальные замеры проведены с нарушением требований, отклоняются арбитражным судом, исходя из следующего.

В силу пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

При проведении проверки акт раздела границ эксплуатационной ответственности не предоставлен, в связи с чем на основании пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), граница раздела эксплуатационной ответственности определена административным органом по внешней границе стены многоквартирного дома. Замеры проведены как в подвальном отапливаемом помещении, так и снаружи на улице.

Замеры температуры теплоносителей на границе эксплуатационной ответственности произведены с применением пирометра Sight, мод. MSPlus, per. № 45009-10, заводской № 12109569 (свидетельство о поверке № 041012872 действительно до 27.06.2019)

Из представленных заинтересованным лицом документов следует, что ни паспорт пирометра Sight, мод. MSPlus, per. № 45009-10, ни свидетельство о его поверке не содержат каких-либо ограничений в области применения данного прибора.

Достоверных доказательств того, что имело место нарушение правил технической эксплуатации указанного пирометра, в материалах дела не представлено.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Доказательств того, что обществом в силу своего правового статуса были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено. Материалы дела не свидетельствуют о наличии каких-либо объективных причин невозможности качественного предоставления коммунальных услуг в виде подачи тепловой энергии потребителям в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Соблюдение норм и правил в области обеспечения населения коммунальными услугами находилось в пределах контроля АО «Теплоэнергосервис», однако последнее не обеспечило поставку тепловой энергии надлежащего качества потребителям в указанный многоквартирный дом.

В этой связи административным органом правомерно установлена вина Общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действия заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.23 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, определенных статьей 24.5 КоАП РФ, судом так же не установлено, в частности, срок давности привлечения к административной ответственности, регламентированный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения, не имеется.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Выявленные нарушения являются значительными, поскольку нарушают права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.

Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения возложенных на него законодательством в области теплоснабжения обязанностей и предоставления населению коммунальных услуг в виде подачи тепловой энергии надлежащего качества, однако не приняло к этому необходимых, соответствующих и достаточных мер. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

В силу частей 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательства наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в материалах дела отсутствуют. Размер административного штрафа применен в минимальном размере.

Назначенное административным органом наказание арбитражный суд считает обоснованным, назначенным по правилам статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции инкриминируемой статьи и обеспечивающим достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требования акционерного общества «Теплоэнергосервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 14.01.2019 № 16-Ж, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                                Ю.Ю. Клишина