Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
01 февраля 2022 года
Дело № А58-9616/2021
Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) от 24.12.2021 № 11783 к обществу с ограниченной ответственностью «Кинг-95» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием представителей: административного органа – ФИО1 по доверенности от 30.04.2021, диплом, ООО «Кинг-95» – ФИО2 по доверенности от 06.12.2021, диплом;
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее – административный орган) обратилось с заявлением от 24.12.2021 № 11783 к обществу с ограниченной ответственностью «Кинг-95» (далее – общество, ООО «Кинг-95») о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
28.01.2021 административным органом с сопроводительным письмом от 27.01.2022 № 616 представлены дополнительные доказательства по делу.
Обществом представлен отзыв на заявление о согласии с требованием административного органа, просит учесть обстоятельства, смягчающие административную ответственность и применить минимальный размер санкции, предусмотренный частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" если лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства по существу, не явились в предварительное судебное заседание и не заявили возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, судья вправе завершить предварительное судебное заседание и начать рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в случае соблюдения требований части 4 статьи 137 АПК РФ.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
С учетом отсутствия возражений против перехода к рассмотрению дела по существу, лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует.
Общество с ограниченной ответственностью «Кинг-95» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.06.1999 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), имеет основной государственный регистрационный номер <***>, является подрядчиком при строительстве объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ул. Быкова 7б в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия)», расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, на основании разрешения на строительство от 17.08.2020 № 14-RU14504103-874-2020 со сроком действия до 01.08.2021.
30.08.2021 Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) на основании распоряжения (приказа) от 18.08.2021 № 01-08-С-842-21 проведена плановая выездная проверка подрядчика на объекте капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ул. Быкова 7б в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия)», расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 10.09.2021 № 04-08-849-21, в котором зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения и выдано предписание подрядчику от 10.09.2021 № 04-08-849-21 об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Указанным предписанием подрядчику – ООО «Кинг-95» предписано в срок до 01.11.2021 устранить выявленные нарушения и выполнить предписанные действия, всего в количестве 5 пунктов.
Акт от 10.09.2021 № 04-08-849-21 и предписание от 10.09.2021 № 04-08-849-21 направлены ООО «Кинг-95» 13.09.2021 электронной связью, факт получения указанных документов обществом не оспаривается.
08.11.2021 руководителем административного органа издано распоряжение (приказ) № 01-08-С-1313-21 о проведении внеплановой документарной и выездной проверки с целью проверки фактического устранения при строительстве объекта капитального строительства выявленных ранее нарушений, предписанных к устранению предписанием от 10.09.2021 № 04-08-849-21.
09.11.2021 ООО «Кинг-95» электронной связью направлено уведомление от 08.11.2021 о проведении проверки в период с 24.11.2021 по 30.11.2021 по факту исполнения предписания от 10.09.2021 № 04-08-849-21.
24.11.2021 административным органом проведена проверка ООО «Кинг-95» на объекте капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ул. Быкова 7б в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия)», расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>.
По результатам проверки составлены:
акт проверки от 30.11.2021 № 04-08-1242-21, в соответствии с которым установлено невыполнение предписания от 10.09.2021 № 04-08-849-21;
протокол об административном правонарушении в строительства от 13.12.2021 № 04-13-589-21, в котором зафиксированы выявленные нарушения в ходе проверки, а именно невыполнение предписания от 10.09.2021 № 04-08-849-21 в полном объеме.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении ООО «Кинг-95» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с пунктами 1.1, 3.1.1, 3.1.2 Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), утвержденного Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 № 1599, Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), уполномоченным осуществлять на территории Республики Саха (Якутия), в том числе региональный государственный строительный надзор.
В области государственного строительного надзора: организует и проводит проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, норм и правил в области градостроительной деятельности (п. 3.1.1).
осуществляет государственный строительный надзор при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 3.1.2).
Согласно пункту 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 6 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 настоящего Кодекса.
Кроме этого, пунктом 4.1.9. Положения об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что составлять протоколы об административных правонарушениях имеют право следующие должностные лица Управления: руководитель, первые заместители руководителя, заместитель руководителя, руководители структурных (территориальных) подразделений, главные и ведущие специалисты структурных (территориальных) подразделений, уполномоченных на осуществление государственного надзора (контроля).
В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса (часть 1).
Протокол об административном правонарушении от 13.12.2021 № 04-13-589-21 составлен должностным лицом – руководителем отдела надзора за строительством объектов жилья Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), следовательно, суд приходит к выводу о том, что протокол составлен уполномоченным должностным лицом.
Протокол составлен в присутствии представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО2. по доверенности от 06.12.2021.
С учетом изложенного, суд считает, что процедура проверки и составления протокола об административном правонарушении административным органом, не нарушена.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной проверки 30.08.2021 на объекте капитального строительства «Многоквартирный жилой дом по ул. Быкова 7б в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия)», расположенном по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, подрядчику выдано предписание от 10.09.2021 № 04-08-849-21 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, в предписании разъяснено, что за неисполнение или не исполнение в срок настоящего предписания, застройщик или заказчик либо лицо, осуществляющее строительство несет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; кроме того, в предписании содержится информация о необходимости после устранения выявленных проверкой нарушений направить в УГСЖН РС (Я) извещение об устранении выявленных нарушений до 01.11.2021.
Между тем, проверкой, проведенной органом в период с 24.11.2021 по 30.11.2021 установлен факт неполного выполнения выданного УГСиЖН РС (Я) предписания от 10.09.2021 № 04-08-849-21, что подтверждается актом проверки от 30.11.2021 № 04-08-1242-21, протоколом от 13.12.2021 № 04-13-589-21 об административном правонарушении в строительстве.
Объективная сторона части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с частями 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Между тем, обществом в установленный срок по предписанию от 10.09.2021 № 04-08-849-21 в административный орган не представлены доказательства устранения выявленных в ходе проверки нарушений.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению требований законодательства в области строительства, не исполнено выданное предписание органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, что образует состав правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (в ред. от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
По смыслу приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
ООО «Кинг-95», как подрядчик, имело возможность соблюдения приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и обязательных требований и стандартов в области строительства, однако не приняло всех зависящих от него мер.
Исследовав и оценив представленные административным органом в материалы дела доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом проверки от 30.11.2021 № 04-08-1242-21, протоколом от 13.12.2021 № 04-13-589-21, проектной документацией объекта «Многоквартирный жилой дом по ул. Быкова 7б в г. Алдан Алданского района Республики Саха (Якутия)», расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), <...>, подтверждается факт неисполнения в установленный срок предписания от 10.09.2021 № 04-08-849-21, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, суд признает, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела доказана.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущен.
Доказательств, подтверждающих наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ), не представлено, об их наличии не заявлено и судом не установлено.
Согласно части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В данном случае применение статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно, в связи с тем, что в силу части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения по статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд учитывает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, то, что общество признает факт нарушения и раскаивается в содеянном, ранее за аналогичные правонарушения к административной ответственности не привлекалось, на отягчающие обстоятельства административным органом не указано, судом таких обстоятельств также не установлено.
По совокупности изложенных обстоятельств, принимая во внимание характер совершенного обществом правонарушения, наличие смягчающих ответственность обстоятельств и отсутствие отягчающих, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления административного органа и привлечении общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 рублей.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
привлечь общество с ограниченной ответственностью «Кинг-95» (677005, <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица 17.06.1999 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Саха (Якутия), ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам – наименование получателя платежа: УФК по РС (Я) (Управление государственного строительного и жилищного надзора РС (Я); ИНН <***>; КПП 143501001; КБК 30311601193018000140 (Глава 19 КоАП РФ); ОКТМО 98701000 (г. Якутск); расчетный счет <***>, корсчет 40102810345370000085, лицевой счет <***>; Наименование банка: Отделение – НБ Республика Саха (Якутия) Банка России// УФК по Республике Саха (Якутия), г. Якутск; БИК 019805001, УИН 0.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления судебного акта о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления судебного акта в законную силу арбитражному суду направить судебный акт в течение трех суток с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья А.Н. Устинова