ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-9775/07 от 18.01.2008 АС Республики Саха (Якутия)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Якутск Дело №А58-9775/2007

22 января 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2008г. Полный текст решения изготовлен 22 января 2008г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)   в составе судьи Устиновой А. Н.  , рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) от 18.12.2007г. № 38-08/166-07 к Отделению государственного пожарного надзора Верхоянского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданского обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2007г. № 93 о наложении взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора на стороне заявителя - Индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Цзинь Розалии Николаевны, с участием представителей Прокурора РС (Я): Немытышевой Н. Д. по служебному удостоверению № 145911, ОГПН: извещены, не явились (уведомление о вручении телеграммы 11.01.2008г.), третье лицо: извещена, не явилась (уведомление о вручении телеграммы 11.01.2008г.), составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил:

Первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) - далее Прокурор обратился с заявлением к Отделению государственного пожарного надзора Верхоянского района Управления государственного пожарного надзора Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданского обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) - далее Отделение о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2007г. № 93 о наложении взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на Цзинь Розалию Николаевну.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявитель обосновывает свое требование тем, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесены в один день, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, которое воспрепятствовало реализации прав лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь.

Отделение государственного пожарного надзора и третье лицо отзыв на заявление Прокурора не представили.

Судом установлено.

11.12.2007г. Главным государственным инспектором Верхоянского района по пожарному надзору Гвоздецким Е. А. проведена плановая проверка помещений магазина «Харбин», расположенного по адресу: п. Батагай Верхоянского района ул. Ленина, 23, принадлежащего индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Цзинь Розалии Николаевне.

По результатам проверки составлены:

- предписание от 11.12.2007г. № 138 индивидуальному предпринимателю Цзинь Р. Н. в целях устранения выявленных при проверке нарушений требований пожарной безопасности в соответствии Федеральным законом «О пожарной безопасности» с предложением разработать инструкцию о мерах пожарной безопасности (п. 6 ППБ 01-03), назначить приказом лицо, ответственное за сохранность и исправность первичных средств пожаротушения (прил. 3 ППБ 01-03), установить на путях эвакуации светоуказатели «Выход» (п. 34 ППБ 01-03), разместить на видных местах знаки и таблички пожарной безопасности (п. 108 ППБ 01-03), назначить приказом лиц, ответственных за пожарную безопасность (п. 8 ППБ 01-03). Предписание получено Цзинь Р. Н. 11.12.2007г., согласно ее личной подписи на предписании.

- протокол об административном правонарушении от 11.12.2007г. № 93, в котором также зафиксированы выявленные в ходе проверки правонарушения, копия протокола вручена ИП Цзинь Р. Н. под ее личную подпись.

Объяснений по факту совершенного правонарушения в протоколе от 11.12.2007г. № 93 предпринимателем не дано.

По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и иных документов проверки главным государственным инспектором ОГПН по Верхоянскому району Гвоздецким Е. А. было вынесено постановление от 11.12.2007г. № 93 о привлечении Цзинь Р. Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Копия постановления вручена ИП Цзинь Р. Н. 11.12.2007г. согласно ее личной подписи на постановлении.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно частей 1, 2 статьи 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе, в том числе: главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители;

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

На основании изложенных норм суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении № 93 от 11.12.2007 года составлен уполномоченным должностным лицом, постановление по делу об административном правонарушении № 93 от 11.12.2007 года вынесено уполномоченным должностным лицом.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьёй 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является нарушение норм Правил пожарной безопасности в Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом от 18.06.2003г. № 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданского обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2003 № 4838) установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 13 ППБ 01-03 во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.

Пунктом 16 ППБ 01-03 установлено, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы-интернаты, больницы и т.п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.

Согласно пункту 108 ППБ 01-03 108 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Материалами дела подтверждается факт совершения ИП Цзинь Р. Н. правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Однако, суд усматривает существенные нарушения в процедуре привлечения к административной ответственности предпринимателя и считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 11.12.2007г. № 93 и постановление от 11.12.2007г. № 93 вынесены в один день.

Пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003г. № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день лишили предпринимателя возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения, то есть в данном случае Цзинь Р. Н. была лишена предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты своих прав. Кроме того, при указанных обстоятельствах лицо, привлекаемое к административной ответственности, нельзя считать надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с частью 1 статья 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Между тем, как усматривается из материалов дела в протоколе от 11.12.2007г. № 93 в пункте 5 «место работы» указано: магазин «Харбин» без указания адреса места нахождения, в пункте 5 «занимаемая должность» указано: индивидуальный предприниматель без указания сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (дата и номер свидетельства), а также сведения об органе, зарегистрировавшем предпринимателя в качестве такового, указанное отсутствует также и в постановлении от 11.12.2007г. № 93.

В пункте 8 протокола от 11.12.2007г. № 93 «Привлекалась ли ранее к административной ответственности и когда» указано: со слов нет, между тем, суд считает, что в указанном пункте органом должны быть выяснены обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность за совершение административного правонарушения, наличие которых влияет на определение размера санкции, предусмотренной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таким образом, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные обстоятельства органом не выяснялись.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствуют объяснения лица, в отношении которого составлен протокол.

Оспариваемым постановлением о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 11.12.2007г. № 93 орган привлек к ответственности Цзинь Розалию Николаевну как гражданина, хотя производство по делу об административном правонарушении было возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя, вышеуказанное обстоятельство также является существенным при наложении размера санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении является существенным недостатком протокола.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при привлечении индивидуального предпринимателя без образования юридического лица Цзинь Р. Н. к административной ответственности административным органом допущены существенные нарушения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Существенное нарушение процедуры административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

На основании изложенных обстоятельств дела и норм законодательства суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Отдела государственного пожарного надзора Верхоянского района Республики Саха (Якутия) от 11.12.2007г. № 93, вынесенное в п. Батагай Верхоянского района, о наложении административного взыскания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Цзинь Розалии Николаевны (место жительства: Республика Саха (Якутия), Верхоянский район, п. Батагай, улица Ленина, дом 23, квартира 1; свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от 11 февраля 2004г. серии 14 № 000989538).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня принятия.

Судья: А. Н. Устинова