ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А58-9968/2017 от 26.03.2018 АС Республики Саха (Якутия)

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)

ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 980 , www.yakutsk.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Якутск

02 апреля 2018 года

Дело № А58-9968/2017

Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2018.

Мотивированное решение изготовлено 02.04.2018.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононовой Т.В., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края и выполнении судебного поручения судьей Гавриш О.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Евдокимовой А.С. (до перерыва в судебном заседании), рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) от 30.11.2017 № 17126/ДВОСТ НЮ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153) о признании недействительным решения от 19.10.2017 по делу № 03-01/17А о нарушении антимонопольного законодательства,

при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа – общества с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания»,

с участием в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия): представителя УФАС по РС (Я) – Камаловой С.В. по доверенности от 21.12.2017 № 03/5914; третьего лица – Скотаренко С.Ю. по доверенности от 10.01.2018 № 6 (до перерыва); в Арбитражном суде Хабаровского края представителя заявителя – Игнатенко Б.Б. по доверенности от 15.09.2017 (до перерыва);

У С Т А Н О В И Л :

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением от 30.11.2017 № 17126/ДВОСТ НЮ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – антимонопольный орган, Управление) о признании недействительным решения от 19.10.2017 по делу № 03-01/17А о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением суда от 18.12.2017 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне антимонопольного органа – общество с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания».

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 15-00 час. 20.03.2018 до 26.03.2018 в 09-45 час., публичное извещение об объявлении перерыва размещено в Интернет-сервисе «Картотека арбитражных дел».

В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на то, что антимонопольный орган не принял во внимание то, что вменяемого заявителю нарушения, выразившегося в уклонении от осуществления мероприятий, связанных с согласованием Инструкции о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования не допущено, т.к. Инструкция не подлежала утверждению ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» не является владельцем железнодорожного пути; структурным подразделением ОАО «РЖД» (Беркакитская дистанция) в пределах 20-дневного срока была направлена несогласованная Инструкция в Тындинский центр организации работы после устранения замечаний, о чем было уведомлено ООО «НТПК» письмом от 30.11.2016 № 871/ДВПЧ.

Антимонопольный орган не согласен с требованием заявителя по основаниям, изложенным в отзыве от 15.01.2018 № 03/111 на заявление (том 1 л.д. 47-58), считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению, требования заявителя основаны на неверном толковании норм материального права.

Третье лицо поддерживает возражения антимонопольного органа, что отражено в отзыве на заявление от 12.01.2018 (том 1 л.д. 44-45), просит отказать в удовлетворении требований заявителя.

Из материалов дела следует.

10.10.2016 в УФАС по РС (Я) за вх. № 881ф поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» (далее – ООО «НТПК») на действия ОАО «РЖД» о нарушении антимонопольного законодательства с приложением документов в обоснование заявления (том 1 л.д. 64-67),в дополнение к первоначальному заявлению ООО «НТПК» письмом от 19.12.2016 №279 также указало на неправомерность замечаний, изложенных в письме Беркакитской дистанции пути от 18.10.2016 № 738/ДВ ПЧ-23, что, по мнению ООО «НТПК» свидетельствует об уклонении от согласования Инструкции (вх. № 10190 от 20.12.2016 – том 2 л.д. 61-63).

По результатам изучения представленных документов 10.01.2017 УФАС по РС (Я) возбуждено дело № 03-01/17А о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «РЖД» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках возбужденного дела № 03-01/17А УФАС по РС (Я) установлены следующие обстоятельства.

05.09.2016 ООО «НТПК» письмом от 02.09.2016 № 131 в адрес железнодорожной станции Беркакит (вх. № 19 от 05.09.2016) направлена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 1а ООО «НТПК» (далее - Инструкция) с приложением копии выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования № 1а протяженностью 149,1 м (том 1 л.д. 71).

14.09.2016 ООО «НТПК» письмом от 14.09.2016 № 141 (вх. от 14.09.2016 № 29) обратилось в железнодорожную станцию Беркакит о необходимости проверки и согласования Инструкции в связи с истечением срока его проверки 15.09.2016 и с просьбой о согласовании Инструкции либо о даче мотивированного ответа о причинах ее несогласования (том 1 л.д. 72).

30.09.2016 ООО «НТПК» вновь обратилось к начальнику железнодорожной станции Беркакит с письмом от 29.09.2016 № 159 (принято факсимильной связью 30.09.2016 за вх. № 32) о незамедлительном решении вопроса согласования Инструкции и возврата ее для дальнейшего согласования с другими структурными подразделениями ОАО «РЖД» (том 1 л.д. 73).

30.09.2016 Инструкция согласована начальником железнодорожной станции Беркакит Ляшко В.И. и возвращена ООО «НТПК» без каких-либо замечаний. В тот же день ООО «НТПК» передало Инструкцию, согласованную начальником железнодорожной станции Беркакит и ревизором движения отдела безопасности и охраны труда Дедовской О.А., в Беркакитскую дистанцию пути (исх. от 30.09.2016 № 160, вх. от 30.09.2016 № 1218) с приложением копии выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведенную государственную регистрацию прав, технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования № 1а протяженностью 149,1 м. (том 1 л.д. 15).

10.10.2016 ООО «НТПК» за вх. № 1225 обратилось к начальнику Беркакитской дистанции пути с письмом от 10.10.2016 № 166 о незамедлительном решении вопроса согласования Инструкции и возврата ее для дальнейшего согласования с другими структурными подразделениями ОАО «РЖД» (том 1 л.д. 74).

17.10.2016 ООО «НТПК» за вх. № 1230 вновь обратилось к начальнику Беркакитской дистанции пути с письмом от 17.10.2016 № 177 о незамедлительном рассмотрении Инструкции (в материалы дела приобщено 28.03.2018)).

18.10.2016 начальником Беркакитской дистанции пути с сопроводительным письмом от 18.10.2016 № 737/ДВ ПЧ-23 Инструкция возвращена ООО «НТПК».

18.10.2016 за вх. № 90 ООО НТПК» получено письмо Беркакитской дистанции пути от 18.10.2016 № 738/ДВ ПЧ-23 о несогласовании Инструкции со следующими замечаниями:

«1. Стрелочный перевод № 91 лежит на 45а соединительном пути, принадлежит Беркакитской дистанции пути, а также статической отчетности форм АГО-1, АГУ-4, утвержденных ОАО «РЖД», следовательно, путь необщего пользования ООО «НТПК» начинается с предельного столбика (который установлен в конце стрелочного перевода № 91, на расстоянии 13 метров от заднего стыка крестовины, а в разделе 1.3, 1.4 Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 1а ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» ООО «НТПК», указано, что граница пути необщего пользования № 1а ООО «НТПК» примыкает и находится на продолжении пути необщего пользования ООО «НТПК», на расстоянии 350 метров от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода №91.

2.В 1 абзаце раздела 1 «Общие сведения» технического паспорта пути необщего пользования № 1а ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» находится на расстоянии 350 метров от переднего стыка рамного рельса стрелочного перевода № 91, что не соответствует действительности, и имеет расхождение со значениями места примыкания (пикет, стрелочный перевод) таблицы 1.1, где указано ПКЗ+22,5. Также, соответственно, имеет место расхождение с таблицами 1.2-1.3, 2, 3. Аналогичная информация изложена в разделе 1 Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 1а ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» ООО «НТПК».

3.В приложении № 2 к Инструкции отмечено, что продольный профиль составлен по материалам натурной съемки Беркакитской дистанции пути от 23.06.2016 года. Однако, письменные обращения от ООО «НТПК» в адрес ПЧ-23 на проведение данных работ не поступали, соответственно, договор не заключался.

4.В приложении № 1 к Инструкции «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 1а ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» ООО «НТПК» указана граница пути необщего пользования ООО «НТПК» (в створе со стыком рамного рельса), что не имеет за собой никаких оснований.

Кроме того, путь № 1а фактически является продолжением пути № 1. В связи с чем, возникает вопрос о целесообразности согласования отдельной инструкции и эксплуатационного паспорта.

5. Вами по настоящее время не выполнено требование письма № 9163/ДВОСТ от 16.07.2015 за подписью начальника железной дороги Зинченко М.М. о выполнении Технических условий, предоставленного на Ваш исходящий № 60 от 05.06.2015 года.». Кроме того, указанным письмом истребованы дополнительно для уточнения данных и принятия решения о согласовании Инструкции и паспорта в адрес ПЧ-23 следующие документы:

документ, подтверждающий согласование примыкания путей № 1 и № 1а к  инфраструктуре ОАО «РЖД»;

разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, указанного в ранее предоставленной выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.08.2016 г. № 14:19:210005:652;

Технический паспорт пути № 1, выполненный подразделением Республиканского центра технической инвентаризации;

Технический паспорт пути № 1а, выполненный подразделением Республиканского центра технической инвентаризации;

эксплуатационный паспорт на существующий путь необщего пользования № 1» (в материалы дела приобщено 28.03.2018).

14.11.2016 ООО «НТПК» за вх. № 1245 письмом от 11.11.2016 № 245 повторно направило Инструкцию начальнику Беркакитской дистанции пути для проверки и согласования с учетом устранения машинописных опечаток, допущенных в техническом паспорте на путь необщего пользования № 1а ООО «НТПК» и в продольном профиле, а также указав свои возражения касательно остальных замечаний (поступило 28.03.2018).

29.11.2016 Беркакитская дистанция пути с сопроводительным письмом от 29.11.2016 № 863/ДВПЧ-23 направила в Центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-6) документы о причинах отказа в согласовании Инструкции ООО «НТПК» в материалы дела приобщено 28.03.2018).

30.11.2016 Беркакитская дистанция пути направила в адрес ООО «НТПК» письмо № исх-871/ДВПЧ о направлении документов о несогласовании Инструкции в Центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-6) (в материалы дела приобщено 28.03.2018).

09.12.2016 Тындинский центр организаций работы железнодорожных станций - структурное подразделение Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» письмом № 1920/ДВДЦС-6 сообщил ООО «НТПК» (вх. № 110/ДВОСТ) о несогласовании Инструкции с изложением замечаний (том 2 л.д. 102-105), в том числе:

после удлинения пути № 1 ООО «НТПК» на 149,1 м в Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «НТПК», примыкающего к железнодорожной станции Беркакит, утвержденную 25.02.2011 должны быть внесены изменения в связи с изменением технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования либо организована разработка новой инструкции (п. 1);

при переработке действующей Инструкции ООО «НТПК» от 25.02.2011 или внесении в нее изменений прошу внести корректировки по границе с путями общего пользования. По представленным Беркакитской дистанцией пути (ПЧ-23) в Тындинский центр организаций работы железнодорожных станций данным технического паспорта дистанции пути, стрелочный перевод № 91, расположенный на пути общего пользования № 45 А железнодорожной станции Беркакит принадлежит ОАО «РЖД» (п. 3).

Согласно пояснениям представителей ОАО «РЖД», данным на заседании Комиссии, в настоящее время всеми причастными подразделениями ОАО «РЖД», Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «НТПК», примыкающего к станции Беркакит Дальневосточной железной дороги-филиала ОАО «РЖД» согласована.

По результатам рассмотрения заявления ООО «НТПК» и изучения документов, Комиссией Якутского УФАС вынесено решение от 19.10.2017 по делу № 03-01/17А о нарушении антимонопольного законодательства, которым ОАО «РЖД» в лице Беркакитской дистанции пути - структурного подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», железнодорожной станции Беркакит - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ОАО «РЖД», не согласившись с выводами антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительным решения от 19.10.2017 по делу № 03-01/17А о нарушении антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, заслушав доводы заявителя, возражения антимонопольного органа, третьего лица, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства урегулирован Главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции установлено, что одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Порядок рассмотрения заявления, материалов и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства закреплен в статье 44 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении заявления или материалов антимонопольный орган помимо прочего устанавливает наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства и определяет нормы, которые подлежат применению (пункт 2 части 5 статьи 44 Закона о защите конкуренции).

В части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Якутское УФАС является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по их прекращению и привлекает к ответственности за такие нарушения.

В соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции к полномочиям антимонопольного органа отнесены возбуждение и рассмотрение дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном названным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Комиссия выступает от имени антимонопольного органа. Состав комиссии и ее председатель утверждаются антимонопольным органом.

В силу частей 2 и 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции по окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение.

С учетом приведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что антимонопольный орган вынес оспариваемое решение в пределах предоставленных ему полномочий. Нарушений процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при вынесении оспариваемого решения судом не установлено, об их наличии ОАО «РЖД» не заявлено.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 данной нормы целями Федерального закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлено, что порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.

Нормами статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

В соответствии со вторым абзацем пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ у каждого железнодорожного пути необщего пользования должны быть технический паспорт, план, его продольный профиль, чертежи сооружений.

В силу части 1 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действующего в спорный период, установлено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В качестве доказательств, подтверждающих право собственности ООО «НТПК» на железнодорожный путь необщего пользования № 1а, в том числе на стрелочный перевод № 91, в материалы дела № 03-01/17А представлены, в том числе: разрешение Нерюнгринской районной администрации на ввод объекта в эксплуатацию от 23.03.2011 № RU 14509103-02/2011; разрешение Нерюнгринской районной администрации на строительство от 09.03.2011 № RU 14509103-1/2011 (том 2 л.д. 89); свидетельство о государственной регистрации права от 08.04.2011 серии 14-АА № 737982 на объект «База по переработке грузов и железнодорожный тупик. I этап: железнодорожный тупик (подъездной путь необщего пользования) ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания», назначение: железнодорожный тупик, протяженность 350 п. м. инв. № 98 406 552/НР1/013129, лит. 1, адрес объекта: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пгт Беркакит, квартал Железнодорожный, район АБЗ (том 1 л.д. 112).

Пунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 установлено, что на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - Инструкция).

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.

В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.

При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.

В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция.

Пунктом 12 приложения № 6 «Организация движения поездов на железнодорожном транспорте» «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 определено, что при отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования железнодорожных станций, техническо-распорядительный акт может не составляться, а порядок использования технических средств при этом устанавливается инструкцией по обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, которая разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожных путей необщего пользования и согласовывается владельцем инфраструктуры.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования (именуемой в тексте закона «инфраструктура») признается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

В целях усовершенствования единого порядка по разработке, согласованию и утверждению Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД» и не являющемся железнодорожным путем необщего пользования распоряжением ОАО «РЖД» № 2859р от 23.12.2013 утвержден и введен в действие Порядок разработки, согласования и утверждения в ОАО «РЖД» Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО «РЖД» (далее - Порядок).

Пунктом 2 Порядка установлено, что Инструкция о порядке обслуживания железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего ОАО «РЖД», разрабатывается и утверждается владельцем железнодорожного пути необщего пользования.

Инструкция проверяется и согласовывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, ревизором (движения) участка, начальником дистанции пути, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО «РЖД», и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций, который обеспечивает согласование Инструкции:

начальником отдела по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций;

начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок центра организации работы железнодорожных станций (при его отсутствии - заместителем начальника центра организации работы железнодорожных станций по коммерческой работе в сфере грузовых перевозок);

ревизором по безопасности движения по региону (по хозяйству перевозок);

начальником центра организации работы железнодорожных станций. Окончательно согласовывает Инструкцию заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению).

Заместитель начальника железной дороги (по территориальному управлению) в зависимости от местных условий вправе поручить окончательное согласование Инструкции заместителю главного инженера железной дороги.

Согласно пункту 12 Порядка Инструкция, изменения и дополнения подлежат проверке и согласованию начальником станции примыкания железнодорожного пути и ревизором (движения), при его отсутствии - ревизором службы движения, в 10-дневный срок. Дальнейшее согласование Инструкции причастными работниками подразделений ОАО «РЖД» должно производиться в 20-дневный срок. Все изменения или дополнения, которые требуется внести в Инструкцию на каждом этапе согласования, оформляются в письменном виде за подписью руководителя согласующего подразделения.

Обобщение замечаний и возврат Инструкций на доработку осуществляется ответственным исполнителем отдела по работе со станциями центров организации работы железнодорожных станций.

Как следует из материалов дела, письмом от 17.11.2016 № 222 железнодорожная станция Беркакит - структурное подразделение Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в рамках рассмотрения дела в антимонопольном органе, сообщила Якутскому УФАС, что Инструкция ООО «НТПК» на вновь вводимый путь 1а должна быть проверена и согласована и.о. начальником станции Беркакит Тундыковым П.С. и ревизором движения Дедовской О.А. в 10-дневный срок, дальнейшее согласование в 20-дневный срок начальником Беркакитской дистанции пути Павловским С.А., начальником оборотного эксплуатационного локомотивного депо станции Беркакит Пегушиным СВ., начальником отдела по работе со станциями Тындинского центра организации железнодорожных станций Головановым А.А., заместителем начальника агентства - начальником отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Рождественской Е.А., начальником Тындинского центра организации железнодорожных станций Пискун И.В., ревизором безопасности движения по Тындинскому региону обслуживания Кураленко М.С., заместителем начальника Дальневосточной железной дороги по Тындинскому региону - филиала ОАО «РЖД» Матющенко В.А. (том 3 л.д. 51-52).

В соответствии с положением о Дальневосточной дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», утвержденной начальником Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» 14.07.2012, Беркакитская дистанция пути является структурным подразделением Дальневосточной дирекции инфраструктуры.

В соответствии с положением о Дальневосточной дирекции управления движением - структурном подразделении Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - Дирекция), утвержденным начальником Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» 06.09.2010 № ЦД-64, Хабаровский, Владивостокский, Комсомольский и Тындинский центры организации работы железнодорожных станций являются подразделениями Дирекции, в свою очередь, железнодорожные станции Уссурийск, Гродеково, Находка, Находка-Восточная, Ванино, Беркакит, Хабаровск-П являются структурными подразделениями Дирекции.

Таким образом, распоряжением № 2859р на станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования (в рассматриваемом случае - железнодорожная станция Беркакит - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», которая является станцией примыкания железнодорожного пути необщего пользования), дистанции пути (в данном случае Беркакитской дистанции пути - структурного подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД») возложена обязанность по согласованию Инструкции и передаче ее в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций.

Следовательно, Инструкция ООО «НТПК» должна была быть проверена и согласована начальником железнодорожной станции Беркакит - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» и ревизором движения в 10-дневный срок. Дальнейшее внутреннее согласование Инструкции ОАО «РЖД» в лице соответствующих структурных подразделений, в том числе Беркакитской дистанции пути - структурного подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» должно производиться в 20-дневный срок всеми причастными подразделениями. При этом все изменения или дополнения, которые требуется внести в Инструкцию на каждом этапе согласования, оформляются в письменном виде за подписью руководителя согласующего подразделения.

Однако, Инструкция ООО «НТПК», поступившая в железнодорожную станцию Беркакит 05.09.2016, согласованная ревизором движения отдела безопасности и охраны труда Дедовской О.А., была согласована начальником железнодорожной станции Беркакит Ляшко В.И. и возвращена ООО «НТПК» лишь 30.09.2016.

Довод заявителя о том, что 15.09.2016 Инструкция передана ветвевладельцу для устранения замечаний, суд считает, правомерно отклонен Комиссией Якутского УФАС по основаниям, изложенным в оспариваемом решении, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств передачи железнодорожной станции Беркакит Инструкции ООО «НТПК» 15.09.2016.

Следовательно, материалами дела подтверждается факт нарушения ОАО «РЖД» в лице железнодорожной станции Беркакит - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» 10-дневного срока, установленного пунктом 12 Порядка.

30.09.2016 ООО «НТПК» передало Инструкцию, согласованную начальником железнодорожной станции Беркакит, в Беркакитскую дистанцию пути, 18.10.2016 начальник Беркакитской дистанции пути сообщил о несогласовании Инструкции с замечаниями.

В последующем, как было указано выше, после получения 14.11.2016 от ООО «НТПК» повторно направленной Инструкции с учетом устранения машинописных опечаток, допущенных в техническом паспорте на путь необщего пользования № 1а ООО «НТПК» и в продольном профиле, Беркакитская дистанция пути 30.11.2016 направила в адрес ООО «НТПК» письмо № исх-871/ДВПЧ о несогласовании Инструкции о направлении документов в Центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-6).

09.12.2016 Тындинский центр организаций работы железнодорожных станций - структурное подразделение Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» письмом № 1920/ДВДЦС-6 сообщил ООО «НТПК» о несогласовании Инструкции с изложением замечаний.

Между тем, в нарушение Порядка, Инструкция, поступившая в Беркакитскую дистанцию пути, фактически находилась на проверке и согласовании в Беркакитской дистанции пути - структурном подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в период с 30.09.2016 по 18.10.2016, в период с 14.11.2016 по 30.11.2016, то есть за пределами установленного 20-дневного срока, необходимого для согласования также и иными причастными работниками подразделений ОАО «РЖД».

Беркакитская дистанция пути - структурное подразделение Дальневосточной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в нарушение Порядка не направила Инструкцию, изменения или дополнения, которые по ее мнению требуется внести в Инструкцию на данном этапе согласования в письменном виде за подписью начальника Беркакитской дистанции пути в отдел по работе со станциями центров организации работы железнодорожных станций (Тындинский центр организаций работы железнодорожных станций - структурное подразделение Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД») для обобщения замечаний и возврата Инструкции на доработку заявителю, самостоятельно направив 18.10.2016 замечания к Инструкции в адрес ООО «НТПК», минуя Тындинский центр организаций работы железнодорожных станций, далее приняв 14.11.2016 Инструкцию с устранением ряда замечаний, и 30.11.2016, сообщив заявителю о несогласовании Инструкции.

Лишь 01.12.2016 Инструкция с соответствующими документами направлена Беркакитской дистанцией пути в центр организации работы железнодорожных станций (ДЦС-6) для согласования с причастными подразделениями ОАО «РЖД» (исх. от 01.12.2016 № 869/ПЧ-23; вх. от 02.12.2016 № 349), то есть за пределами установленного 20-дневного срока, который необходим был для согласования также и иными причастными работниками подразделений ОАО «РЖД».

С учетом изложенного, в результате действий Беркакитской дистанции пути Инструкция с 30.09.2016 по 09.12.2016 находилась на согласовании ОАО «РЖД» в лице соответствующих структурных подразделений в период свыше 20 дней.

Таким образом, материалами дела подтвержден факт нарушения ОАО «РЖД» в лице Беркакитской дистанции пути процедуры согласования Инструкции, установленного пунктами 2, 12 Порядка, которое привело к нарушению сроков согласования Инструкции и прав заявителя. Данное обстоятельство свидетельствует о несогласованности в работе подразделений ОАО «РЖД» и затягивании сроков согласования Инструкции.

Кроме того, в дополнение к первоначальному заявлению ООО «НТПК» письмом от 19.12.2016 №279 указало на неправомерность замечаний, изложенных в письме Беркакитской дистанции пути от 18.10.2016 № 738/ДВ ПЧ-23, что, по мнению ООО «НТПК» свидетельствует об уклонении от согласования Инструкции.

Судом также отклоняется довод заявителя о том, что согласования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 1а ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» ООО «НТПК» с ОАО «РЖД» не требуется, поскольку данный путь 1а примыкает к первому пути, принадлежащему заявителю (введенному в эксплуатацию в 2011 году), исходя из следующего.

Статьей 16 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определены основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.

Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объёмом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

В случае если на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется подача железнодорожного подвижного состава, эксплуатация которого осуществляется также на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования должны соответствовать требованиям, установленным в отношении железнодорожных путей общего пользования, и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия (часть 2).

Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 55 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ при отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.

Пунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 установлено, что в инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.

Пунктом 2 Порядка установлено, что Инструкция проверяется и согласовывается начальником станции примыкания железнодорожного пути необщего пользования, ревизором (движения) участка, начальником дистанции пути, начальником эксплуатационного локомотивного депо, при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом ОАО «РЖД», и передается в отдел по работе со станциями центра организации работы железнодорожных станций.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Пунктом 1.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 установлено, что в случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.

Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования (именуемой в тексте закона «инфраструктура») признается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Следовательно, под владельцем инфраструктуры понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру, которая включает в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании договора.

В рамках рассмотрения дела в антимонопольный орган, ООО «НТПК» предоставлены бухгалтерский баланс за 2016 год с расшифровкой основных средств, в числе которых значатся пути необщего пользования №№ 1, 1а, земельные участки, на балансе отсутствуют локомотивы, пути общего пользования, железнодорожные станции; предоставлены договора на пользование земельными участками под пути необщего пользования.

Учитывая вышеизложенное, владельцем инфраструктуры, к которой примыкает путь необщего пользования № 1а ООО «НТПК» через путь необщего пользования № 1, является ОАО «РЖД», владеющее на праве собственности, в т.ч. комплексом Беркакитская дистанция пути Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

Согласно письму от 14.07.2017 № 2-13/965 Дальневосточное Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта сообщило Комиссии, что владелец железнодорожного пути необщего пользования не может являться владельцем инфраструктуры, т.к. у него отсутствуют сооружения и устройства, перечисленные в статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а именно технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование (том 3 л.д. 137-138).

Следовательно, пути необщего пользования ООО «НТПК» локомотивами перевозчика - ОАО «РЖД», перевозки по путям необщего пользования ООО «НТПК» осуществляет ОАО «РЖД», владельцем инфраструктуры, с которым необходимо согласование Инструкции, является ОАО «РЖД», порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования (Инструкция) устанавливается его владельцем (ООО «НТПК») по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути (ОАО «РЖД.

Согласно статье 64 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.

Раздел II Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 регламентирует вопросы организации работы по заключению договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов.

В соответствии с пунктом 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 договоры на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного пути необщего пользования, инструкции, плана и продольного профиля железнодорожного пути необщего пользования, а также технологии работы станции примыкания.

Приложение № 1 к Стандарту обслуживания клиентов в Центре фирменного транспортного обслуживания, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2011 № 2873р определен дополнительный перечень документов для заключения договора на подачу и уборку вагонов, эксплуатацию пути необщего пользования, который предусматривает в том числе наличие оригинала или надлежащим образом заверенной копии Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования, разработанной в соответствии с указанием ОАО «РЖД» № СК-6600 от 18.06.2007. То есть наличие согласованной инструкции предшествует заключению между ОАО «РЖД» и ООО «НТПК» договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что действия/бездействие ОАО «РЖД» привели к невозможности заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, поскольку в силу пункта 2.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России № 26 от 18.06.2003 в отсутствие согласованной в установленном порядке инструкции владелец пути (ООО «НТПК») не имеет возможности заключить договор на эксплуатацию и обслуживание пути.

Следовательно, нарушение ОАО «РЖД» сроков и процедуры согласования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № 1а ООО «Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания» ООО «НТПК» не позволили заключить с ним договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, наличие которого необходимо для осуществления им хозяйственной деятельности, тем самым препятствуя осуществлению хозяйственной деятельности, извлечению прибыли, достижению уставных целей и развитию рынка услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В силу части 2 статьи 4 Закона о естественных монополиях в соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизации рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-т ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом ФАС России от 14.06.2005 № 121 ОАО «РЖД» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 %. Доля ОАО «РЖД» на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составляет более 65 %.

ОАО «РЖД» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности - услуги железнодорожных перевозок и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

Перечень (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержден постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 (ред. от 31.12.2016) «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок». В соответствии с данным перечнем к работам (услугам) субъекта естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок относится выполнение на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подача и уборка вагонов.

Следовательно, ОАО «РЖД» в лице железнодорожной станции Беркакит -структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением -структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», Беркакитской дистанции пути - структурного подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в силу прямого указания закона занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок, включающем выполнение на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования маневровой работы в пределах железнодорожных станций, подачу и уборку вагонов, в связи с чем, на ОАО «РЖД» распространяются установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции запреты.

ОАО «РЖД» в лице железнодорожной станции Беркакит - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», Беркакитской дистанции пути - структурного подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» является единственной организацией (перевозчиком), осуществляющим услуги по подаче, расстановке на места погрузки, выгрузки и уборке вагонов, маневровую работу (на товарном рынке эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования) в границах железнодорожных путей необщего пользования № 1, 1а ООО «НТПК» своими локомотивами, а также осуществляющей согласование Инструкций о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» закреплено, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» определено, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.

Целями Закона о защите конкуренции выступают обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).

Для достижения данных целей хозяйствующие субъекты и органы власти должны действовать в рамках действующего законодательства и не выходить за пределы запретов, установленных антимонопольным законодательством: их поведение не должно быть направлено на недопущение, ограничение, устранение конкуренции, ущемление или возможности ущемления интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги с учетом требований антимонопольного законодательства.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Следовательно, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно в частности наличия (или угрозы наступления) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Учитывая фактические обстоятельства, суд считает, что Комиссия Якутского УФАС правомерно признала действия ОАО «РЖД» в лице железнодорожной станции Беркакит - структурного подразделения Дальневосточной дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», Беркакитской дистанции пути - структурного подразделении Дальневосточной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», выразившиеся в нарушении сроков и процедуры согласования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования № la ООО «НТПК, повлекшие за собой ущемление прав и законных интересов ООО «НТПК» в сфере предпринимательской деятельности, что является  нарушением требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При таких обстоятельствах, оспариваемое решение УФАС по РС (Я) соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя. 

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО «РЖД» полностью.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19.10.2017 по делу № 03-01/17А о нарушении антимонопольного законодательства отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                                   А.Н. Устинова