Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
ул. Курашова, д. 28, бокс 8, г. Якутск, 677980
тел: +7 (4112) 34-05-80, https://yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
13 марта 2024 года
Дело № А58-9989/2023
Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2024
Мотивированное решение изготовлено 13.03.2024
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Васильевой А.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой А.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению "Управы Центрального округа" муниципального казенного учреждения городского округа "город Якутск" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к региональной общественной организации по социальной поддержке инвалидов "Доступная среда-социум" Республики Саха (Якутия) (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 710 358,64 рублей,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – Департамент финансов Окружной администрации города Якутска (ИНН <***>, ОГРН <***>), муниципальное казенное учреждение «Аппарат по обеспечению деятельности Департамента по работе с территориями» Городского округа «Город Якутск» (ОГРН <***>).
В судебное заседание явились представители:
от истца: ФИО1 по доверенности;
от ответчика: председатель ФИО2 (выписка из ЕГРЮЛ);
от МКУ «Аппарат по обеспечению деятельности Департамента по работе с территориями» ГО «Город Якутск»: Ноев П.С. по доверенности;
от Департамента финансов Окружной администрации города Якутска: ФИО3, ФИО4 по доверенности;
слушатель: ФИО5 (водительское удостоверение);
УСТАНОВИЛ:
"Управа Центрального округа" муниципальное казенное учреждение городского округа "город Якутск" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к региональной общественной организации по социальной поддержке инвалидов "Доступная среда-социум" Республики Саха (Якутия) о взыскании 710 358 руб. 64 коп. по соглашению о предоставлении субсидии от 04.05.2022 № 70 в том числе 679 484 руб. основной долг, 30 874 руб. 64 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 19.06.2023 по 15.11.2023.
В материалы дела поступили:
от истца: пояснения от 16.01.2024 и от 19.02.2024;
от ответчика: возражения на исковое заявление от 14.02.2024 с приложениями;
от Департамента финансов Окружной администрации города Якутска: отзыв на исковое заявление от 16.02.2024.
Судом поступившие документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Представитель Департамента финансов Окружной администрации города Якутска поддержала доводы, изложенные в отзыве.
Представитель МКУ «Аппарат по обеспечению деятельности Департамента по работе с территориями» ГО «Город Якутск» разрешение дела оставил на усмотрение суда, представил суду акт осмотра от 11.08.2023.
Представитель ответчика представил суду возражение от 16.02.2024.
Указанный документ приобщен к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, руководствуясь статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил объявить перерыв в судебном заседании с 19.02.2024 до 11 часов 00 минут 04.03.2024 года
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителя истца ФИО1 по доверенности, представителя ответчика ФИО2 (председатель).
В материалы дела от истца поступили пояснения от 04.03.2024.
Ответчиком представлены дополнительные документы.
Представленные документы приобщены к материалам дела.
Представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Суд, рассмотрев материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Постановлением Окружной администрации города Якутска от 01.09.2020 № 248п утверждено Положение о проекте «Народный бюджет» в городском округе «Город Якутск» (далее – Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения целью конкурсного отбора является определение народных инициатив, которым будет предоставлена поддержка Окружной администрации города Якутска городского округа «Город Якутск».
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения по итогам проведения конкурса между получателем гранта и получателем бюджетных средств подписывается соглашение.
Согласно пункту 4.6 Положения в случае нарушения получателем гранта условий предоставления гранта, установленных настоящим порядком, предоставленные средства подлежат возврату в бюджет городского округа «Город Якутск» в полном объеме.
Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 21.04.2022 № 790р «О выделении субсидий для реализации народных инициатив проекта «Народный бюджет» городского округа «Город Якутск» в 2022 году» утвержден список получателей субсидий, в числе которых значится ответчик - региональная общественная организация по социальной поддержке инвалидов «Доступная среда-социум» Республики Саха (Якутия), наименование проекта – «Настольный теннис вид активного отдыха и реабилитация инвалидов», сумма субсидии 995 000 руб., заказчик – МКУ «Управа Центрального округа» ГО «Город Якутск».
04.05.2022 между истцом (муниципалитет) и ответчиком (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии № 70 (далее – соглашение), предметом которого является предоставление получателю из бюджета городского округа «Город Якутск» в 2022 году субсидии в рамках реализации Положения о проекте «Народный бюджет», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 01.09.2020 № 248п, а также на основании распоряжения Окружной администрации города Якутска от 21.04.2022 № 790р в рамках реализации проекта «Настольный теннис вид активного отдыха и реабилитация инвалидов».
Согласно пункту 2.1 соглашения субсидия предоставляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю бюджетных средств в размере 995 000 руб.
В соответствии с пунктом 4.3.8.1 соглашения получатель обязался представлять главному распорядителю бюджетных средств не позднее 15 декабря 2022 года отчет о расходах.
Приложением № 1 к соглашению установлена смета расходов субсидии, согласно которой общая стоимость проекта составляет 1 922 543 руб., в том числе субсидия 995 000 руб.
Платежным поручением от 17.05.2022 № 61958 ответчику предоставлена субсидия в размере 995 000 руб.
Согласно акту плановой камеральной проверки от 25.04.2023, составленному начальником отдела финансового контроля и ревизий департамента финансов Окружной администрации города Якутска ФИО6 и заместителем начальника отдела финансового контроля и ревизий департамента финансов Окружной администрации города Якутска ФИО3 установлено несоответствие смете расходов по стоимости, количеству, ассортименту приобретенного товара и услуг.
09.06.2023 Департаментом финансов Окружной администрации города Якутска вынесено представление № 232/ДФ в адрес МКУ «Управа Центрального округа» ГО «Город Якутск» с требованием направить региональной общественной организации по социальной поддержке инвалидов "Доступная среда-социум" Республики Саха (Якутия) требование о добровольном возврате средств субсидии в размере 679 484 руб.
МКУ «Управа Центрального округа» ГО «Город Якутск» направило ответчику требования от 19.05.2023 № 914/Центр, от 19.06.2023 № 1164/Центр, от 03.08.2023 № 1408/Центр о возврате средств субсидии в сумме 679 484 руб. в бюджет городского округа «Город Якутск».
Ответчик возврат денежных средств не произвел, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исковые требования ответчик не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо Департамент финансов Окружной администрации города Якутска с исковыми требованиями согласилось.
Третье лицо МКУ «Аппарат по обеспечению деятельности Департамента по работе с территориями» ГО «Город Якутск» разрешение дела оставило на усмотрение суда.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 3.1 названной статьи субсидия подлежит возврату в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении.
Установленная Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимость возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий их предоставления направлена, прежде всего, на стимулирование добросовестного исполнения получателями субсидий условий предоставления средств из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также на обеспечение восстановления средств бюджета в размере, эквивалентном выявленному нарушению.
Основанием для выделения ответчику бюджетных средств явилось соглашение о предоставлении субсидии для реализации народных инициатив «Народный бюджет» от 04.05.2022 № 70.
Как следует из материалов дела, ответчик предоставил отчет об использовании средств субсидии, принятый МКУ «Управа Центрального округа» ГО «Город Якутск» 15.12.2022.
Как следует из пояснений истца, ответчик не подтвердил часть расходов согласно представленной в составе заявки смете. Сумма, принятая к учету, составляет 315 516 руб. Возврату в бюджет подлежит сумма 679 484 руб. (995 000 – 315 516).
Так, не приняты к учету документы, подтверждающие расходование средств в размере 679 484 руб., в том числе 124 956 руб. - брус 0,10-0,18*4, 66 528 руб. – водосток с комплектующими, 488 000 руб. – строительные работы.
Ответчиком в подтверждение указанных расходов представлены: расходная накладная от 10.06.2022 № 1688, кассовый чек от 10.06.2022 об оплате 428 472 руб. (в том числе за брус 124 956 руб.), кассовый чек от 17.06.2022 об оплате 105 185 руб., договор строительного подряда с ИП ФИО7 от 14.06.2022 на строительство летнего теннисного зала на территории городского парка, акт выполненных работ от 20.07.2022, платежное поручение от 21.06.2022 № 13.
Оценивая действия ответчика, суд учитывает правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, согласно которой возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии); при использовании средств нецелевым образом как меры бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что спорные расходы не противоречат цели предоставления субсидии.
Данные расходы действительно не в полной мере соответствуют смете соглашения, однако это не свидетельствует об их нецелевом характере, так как целью данных расходов явилась реализация проекта «Настольный теннис вид активного отдыха и реабилитация инвалидов».
Приобретение бруса, водостока, осуществление строительства на большую сумму обусловлено фактической потребностью, установленной после заключения соглашения.
Как следует из возражений ответчика, все денежные средства были расходованы по целевому назначению. Расхождения по смете получились из-за улучшения зала, комфортного для людей на коляске и инвалидам в целом. В связи со сжатыми сроками (директор парка поставил условие, чтобы строительство закончили за 2 недели) строительство обошлось в 600 000 руб.
В материалы дела представлен акт осмотра от 11.08.2023, составленный представителями Департамента по работе с территориями, Департамент финансов, согласно которому в ходе осмотра установлено, что летний зал для настольного тенниса функционирует, цель постройки достигнута.
Суд полагает, что действия, совершенные ответчиком в рамках исполнения соглашения, отвечают целям предоставлении субсидии и не могут расцениваться в качестве ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по использованию субсидии, поскольку доказательств приобретения на средства субсидии каких-либо товаров, не связанных с целью и содержанием соглашения и Положения о проекте «Народный бюджет» в городском округе «Город Якутск», в материалах дела не имеется.
Основное условие соглашения от 04.05.2022 № 70 выполнено ответчиком в полном объеме, а именно: реализован проект «Настольный теннис вид активного отдыха и реабилитация инвалидов», что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Фактически цели, установленные спорным соглашением от 04.05.2022 № 70, достигнуты.
При таких обстоятельствах, учитывая социальную значимость реализованного проекта, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
в иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет http://yakutsk.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда – http://4aas.arbitr.ru.
Судья
А.Б. Васильева