Арбитражный суд Республики Саха (Якутия)
улица Курашова, дом 28, бокс 8, г. Якутск, 677980, www.yakutsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
город Якутск
05 октября 2023 года
Дело № А58-9997/2022
Резолютивная часть решения объявлена 28.09.2023.
Мотивированное решение изготовлено 05.10.2023.
Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жирковой Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (ИНН 1435029085, ОГРН 1021401045258) к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ИНН 4101169459, ОГРН 1154101001757) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2022 № 18900009860220008774, с участием представителей: Общества – Бурцевой Н.И. по доверенности, диплом; административного органа – Мороз А.П. по доверенности, диплом, установил:
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество «Ленское объединенное речное пароходство» (далее – ПАО «ЛОРП», заявитель) обратилось с заявлением к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее – ПУ ФСБ, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2022 № 18900009860220008774.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.02.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2023 производство по апелляционной жалобе общества на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.02.2023 прекращено в связи с пропуском срока на обжалование решения и отказом в удовлетворении ходатайства о его восстановлении.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2023 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.02.2023 по делу № А58-9997/2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение, указал, что с учетом того, что судом первой инстанции установлено, что на момент привлечения общества к административной ответственности его должностное лицо (капитан судна Швайченков А.В.) было привлечено к административной ответственности за то же нарушение по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ, в предмет исследования подлежала включению проверка обстоятельств принятия ПАО "ЛОРП" всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность – применительно к особенностям правового статуса должностного лица общества, совершившего правонарушение, и условиям выполнения им своих служебных обязанностей, предполагающих значительную самостоятельность, подлежали выяснению и оценке в совокупности и взаимной связи вопросы, отвечал ли Швайченков А.В. квалификационным требованиям для назначения на должность капитана судна, обеспечил ли работодатель капитана судна техническими средствами для исполнения пункта 15 Правил N 341, поступали ли Швайченкову А.В. распоряжения общества, направленные на нарушение правил пересечения государственной границы, и имеются ли признаки прямой или косвенной заинтересованности ПАО "ЛОРП" в допущенном его должностным лицом нарушении, а также принимались ли обществом все разумные и объективно возможные меры по контролю за деятельностью капитана теплохода "Капитан Марков" по соблюдению правил пересечения государственной границы; данные вопросы в предмет исследования судом первой инстанции в нарушение части 4 статьи 2.1 КоАП РФ не включены исключительно в связи с применением общей нормы (части 3 статьи 2.1 КоАП РФ) без учета специальной и со ссылкой на то, что факт совершения правонарушения должностным лицом (капитаном) доказан, а последующие действия ПАО "ЛОРП" не свидетельствует о принятии всех достаточных мер для соблюдения правил, за несоблюдение которых установлена административная ответственность; наличие вины в действиях должностного лица общества (капитана судна), на которого законодательством возложена прямая обязанность совершения действий, указанных в пункте 15 Правил N 341, не исключает возможности применения части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, а следовательно, влечет обязанность административного органа мотивировать отсутствие оснований для применения вышеуказанной нормы КоАП РФ и необходимость всесторонней проверки судом доводов и возражений сторон по данному вопросу.
ПАО «ЛОРП» не согласно с оспариваемым постановлением по основаниям, изложенным в заявлении от 30.11.2022 № 24-7760 (том 1, л.д. 5 – 6), ходатайстве от 30.01.2023 № 24-382 (том 3, л.д. 6), пояснении от 17.07.2023 № 24-3281 (том 3, л,д. 92 – 94), возражениях на отзыв от 08.09.2023 № 24-4548 (поступили в суд 12.09.2023), в том числе капитаном уведомление о фактическом пересечении границы направлено, но допущена опечатка в одной букве электронной почты пограничного органа, т.е. отсутствует умысел на введение органа в заблуждение об отсутствии пересечения границы, допущена всего лишь опечатка, пограничный орган не получил уведомление от капитана, но получил уведомление от организации, т.е. он в любом случае осведомление о пересечении границы, считает, что отсутствует как состав правонарушения, так и событие вменяемого нарушения, отсутствует угроза общественным отношениям в области границ Российской Федерации; считая, что отсутствует как состав, так и событие правонарушения, Общество просит уменьшить размер штрафа в два раза; административным органом не учтено ранее состоявшееся привлечение должностного лица за то же самое правонарушение; юридическим лицом не направлялись поручения на нарушение закона, напротив приняты все меры и проявлена должная степень осмотрительности; для сообщения о факте пресечения границы отсутствует пресекательный срок; по делам №№ А58-9996/2022 и А58-9998/2022 оставлены в силе решения об отмене постановлений о штрафах.
Административный орган возражает на заявление, просит отказать в удовлетворении требований заявителя, что отражено в отзыве от 29.12.2022 № а/д-1003-22 (том 2, л.д. 1 – 6), в пояснениях от 03.08.2023 № а/д-1097-23 (том 3, л.д. 103 – 106), в том числе по основанию наличия события правонарушения, действия Общества говорят о небрежном отношении самого общества и должностных лиц к выполнению требований Правил № № 341, отсутствуют основания для замены наложенного штрафа на предупреждение и применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; данные о фактическом пересечении границы были продублированы капитаном в АДУ ЛОРП, в связи с чем Общество имело возможность и не было ее лишено выявить неточность в адресе электронной почты пограничного органа и незамедлительно направить в правильный, чего не было сделано, следовательно, уведомление о фактическом пересечении государственной границы, координаты и время в пограничный орган не поступили; пограничное управление а результате анализа спутникового позиционирования судов до момента получения сообщения от ПАО ЛОРП о географических координатах места пересечения государственной границы уже располагало данными о наличии в действиях капитана Швайченкова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ.
Дело рассматривается в порядке параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует.
10.10.2022 от начальника ситуационного отдела ПУ ФСБ по Восточному арктическому району в адрес начальника отдела в г. Тикси ПУ ФСБ по Восточному арктическому району поступила информация, содержащая данные о признаках нарушения законодательства в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, выявленная согласно спутниковому позиционированию в период с 08.10.2022 по 09.10.2022, а именно допущено пересечение государственной границы Российской Федерации теплоходом «Капитан Марков» (судовладелец ПАО «ЛОРП») 08.10.2022 – выход из территориального моря Российской Федерации ориентировочно в 15:51 час (время камчатское) в средних географических координатах 71?44.6' северной широты и 130?25' восточной долготы, информация о факте пересечения границ от капитана теплохода не поступала, в соответствии с полученной информацией судно пересекало границу в средних географических координатах 71°31,0' северной широты и 130°40,0' восточной долготы, что не соответствует фактическому прохождению государственной границы Российской Федерации; 08.10.2022 вход в территориальное море Российской Федерации ориентировочно в 21:30 час. (время камчатское) в средних географических координатах 72°2,6' северной широты и 132°8,9' восточной долготы, 09.10.2022 выход из территориального моря Российской Федерации ориентировочно в 01:44 (время камчатское) в средних географических координатах 71°58,1' северной широты и 133°55' восточной долготы и вход в территориальное море Российской Федерации ориентировочно в 08:04 час. (время камчатское) в средних географических координатах 71°50,7' северной широты и 136°26,0' восточной долготы пересек государственную границу Российской Федерации на вход в территориальное море Российской Федерации, вместе с тем информация о фактах пересечения государственной границы Российской Федерации в адрес ПУ ФСБ по Восточному арктическому району от капитана судна не поступала.
13.10.2022 на морском судне «Капитан Марков», пришвартованном в Зеленомысском речном порту п. Черский Нижнеколмыского муниципального района Республики Саха (Якутия) в географических координатах 68°47.6' северной широты и 161°22.8' восточной долготы проведены проверочные мероприятия, в ходе которых установлено, что теплоход «Капитан Марков» является сухогрузным судном, национальная принадлежность – Российской Федерации (свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации ЛН № 00363 от 17.03.2022), порт приписки – г. Якутск, судовладелец – ПАО «ЛОРП», капитаном судна является Швайченков Андрей Викторович, о чем составлен акт осмотра невоенного судна (том 2 л.д. 23-24).
Постановлением от 21.10.2022 № 18900009860220008170 по делу об административном правонарушении гражданин Швайченков А.В. – должностное лицо привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, а именно должностное лицо судна т/х «Капитан Марков» Швайченков Андрей Викторович при выходе из территориального моря Российской Федерации 09.10.2022 в 01:44 (время камчатское), при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации в усреднённых географических координатах 71°58,1' северной широты и 133°55' восточной долготы, допустило нарушение п. 15 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 28.03.2019 № 341, ст. 9.1 от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», выразившееся в не направлении информации. Данное постановление вступило в законную силу, доказательств его отмены в установленном законом порядке материалы дела не содержат.
01.11.2022 ПУ ФСБ по Восточному арктическому району направлено извещение ПАО «ЛОРП» № АД-553-22 о составлении протокола об административном правонарушении по факту нарушения режима государственной границы теплоходом «Капитан Марков» под управлением капитана судна Швайченкова А.В. (выход из территориального моря 09.10.2022 без уведомления пограничного органа), ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на 17.11.2022 в 11-30 час. по адресу: г. Якутск, ул. Чиряева, д. 1, кабинет № 14а (том 2 л.д. 113-114).
17.11.2022 старшим дознавателем отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ по Восточному арктическому району майором юстиции Мороз А.П. составлен протокол об административном правонарушении № 18900009860220008774, в котором зафиксировано - должностное лицо судна т/х «Капитан Марков» Швайченков Андрей Викторович при выходе из территориального моря Российской Федерации 09.10.2022 в 01:44 (время камчатское), при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации в усреднённых географических координатах 71°58,1' северной широты и 133°55' восточной долготы, допустило нарушение п. 15 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 28.03.2019 № 341, ст. 9.1 от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», выразившееся в не направлении информации, квалифицированное по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен в отсутствии представителя ПАО «ЛОРП» в соответствии с ходатайством от 15.11.2022 № 24.1-16-259 (л.д. 123-134).
23.11.2022 ПУ ФСБ по Восточному арктическому району почтовой связью направлено извещение ПАО «ЛОРП» № АД 8774-22 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 18900009860220008774 на 30.11.2022 в 11 часов 00 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Чиряева, д. 1, кабинет № 12а, которое вручено адресату 28.11.2022 (том 2 л.д. 137-137).
30.11.2022 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении № 18900009860220008774 в отношении ПАО «ЛОРП» при участии представителя общества Бурцевой Н.И. по доверенности от 01.01.2022 № 11, по результатам которого заместителем начальника кпп «Якутск-аэропорт» отдела (пограничной комендатуры) в г. Тикси ПУ ФСБ по Восточному арктическому району старшим лейтенантом Мастеренко П.А. вынесено постановление № 18900009860220008774 о признании ПАО «ЛОРП» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 500 000 рублей (том 2 л.д. 148-155).
ПАО «ЛОРП», не согласившись с постановлением от 30.11.2022 № 18900009860220008774 по делу об административном правонарушении, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу с части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
В случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В пункте 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности (часть 4 статьи 206 АПК РФ), заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 208 АПК РФ), а также апелляционной жалобы на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 5 статьи 211 АПК РФ), необходимо руководствоваться нормой части 3 статьи 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемое постановление получено представителем ПАО «ЛОРП» 30.11.2022, с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении общество обратилось 05.12.2022, что подтверждается штампом входящей корреспонденции Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) на заявлении. Следовательно, процессуальный срок на обращение в арбитражный суд заявителем не пропущен.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении.
Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима Государственной границы.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон N 4730-1) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации (пункт "б" части 2 статьи 5 Закона N 4730-1).
Статьей 7 Закона N 4730-1 установлено, что режим Государственной границы, помимо прочего, включает правила: пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами, а также ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
Согласно части 2 статьи 13 указанного Закона N 4730-1, хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или иными договоренностями с иностранными государствами, с соблюдением правил пересечения государственной границы и на основании разрешения пограничных органов, включающего сведения о местах, времени пересечения государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
В силу пункта "а" части 1 статьи 9.1 Закона N 4730-1 в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, допускается неоднократное пересечение Государственной границы на море без прохождения пограничного, таможенного (за исключением ограничения, установленного пунктом 7 настоящей статьи) и иных видов контроля российскими и иностранными судами, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
При этом по правилам части 2 этой же статьи Закона N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы судами допускается при соблюдении следующих условий:
а) выполнение требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую некорректируемую передачу информации о местоположении судов, и другими техническими средствами контроля местоположения судов;
б) передача в пограничные органы данных о местоположении таких судов;
в) уведомление пограничных органов о каждом фактическом пересечении Государственной границы.
В соответствии с частью 4 статьи 9.1 Закона N 4730-1 неоднократное пересечение Государственной границы российскими судами осуществляется с предварительным уведомлением пограничных органов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение Государственной границы и порядок получения разрешения пограничных органов на неоднократное пересечение Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 9.1 Закона N 4730-1).
Во исполнение положений статьи 9.1 Закона N 4730-1 Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 341 утверждены Правила, которые устанавливают порядок уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море, в том числе, российскими судами без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля, убывающими из российских портов с последующим прибытием в российские порты без захода во внутренние морские воды и в территориальные моря иностранных государств (подпункт "а" пункта 1 Правил N 341).
Пунктом 2 Правил N 341 установлено, что уведомление пограничных органов о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море направляется однократно на весь период осуществления деятельности, указанной в уведомлении. Контактные данные пограничных органов для направления уведомления размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 3 Правил N 341 российские суда, указанные в пункте 1 настоящих Правил, неоднократно пересекают государственную границу Российской Федерации на море в целях осуществления указанной в уведомлении деятельности в районе (районах) и сроки, которые заявлены в уведомлении.
Пунктом 4 Правил "341 предусмотрено, что уведомление для судов, указанных в подпункте "а" пункта 1 настоящих Правил, направляется по форме согласно приложению N 1 капитаном судна, или судовладельцем, или уполномоченным им лицом не позднее чем за 4 часа до выхода судна из российского порта, из которого планируется убытие судна с намерением осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море.
Уведомление направляется в пограничный орган, в зоне ответственности которого находится порт убытия судна, по факсимильной связи либо по электронной почте.
На основании пункта 7 Правил N 341 к уведомлению для судов, указанных в подпунктах "а" и "в" пункта 1 настоящих Правил, прилагаются: а) план перехода судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район; б) судовая роль; в) список пассажиров (при наличии пассажиров).
При изменении сведений, указанных в уведомлении, заявитель направляет новое уведомление в порядке, предусмотренном пунктами 4 и 6 настоящих Правил (пункт 10 Правил N 341).
Согласно пункту 12 Правил N 341 повторное направление уведомления не требуется в случае изменения: а) судовой роли или списка пассажиров; б) времени выхода судна из порта; в) плана перехода судна и (или) района осуществления деятельности; г) планируемого маршрута следования судна в указанный в уведомлении район; д) географических координат места пересечения судном государственной границы Российской Федерации.
При этом об изменениях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, заявитель незамедлительно информирует пограничный орган, в который было направлено уведомление по телефонной, факсимильной связи либо по электронной почте (пункт 13 Правил N 341).
В силу пункта 14 Правил N 341 пограничный орган в течение одного часа подтверждает получение информации, указанной в пунктах 11 и 13 настоящих Правил. В случае если от пограничного органа не поступило подтверждение о получении информации, заявитель удостоверяется в получении пограничным органом указанной информации любым доступным способом связи.
При фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации на море капитан судна по радиосвязи, факсимильной связи либо по электронной почте уведомляет пограничный орган (подразделение пограничного органа) о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море (пункт 15 Правил N 341).
В соответствии со статьей 8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
В соответствии со статьей 206 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Для капитана судна и других членов экипажа судна обязательны распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна.
Из материалов дела следует, что теплоход «Капитан Марков», находящийся под управлением капитана судна Швайченкова А.В. допустил 09.10.2022 в 01:44 (время камчатское) в усреднённых географических координатах 71°58,1' северной широты и 133°55' восточной долготы (08.10.2022 в 22-44 час. – дата и время якутское) пересечение государственной границы Российской Федерации при выходе из территориального моря Российской Федерации, не проинформировав пограничные органы, на момент вменяемого административного правонарушения капитан теплохода «Капитан Марков» Швайченков А.В. согласно приказу о переводе работника на должность капитана от 14.07.2021 № 1510-К (том 2 л.д. 122), состоял в трудовых отношениях с ПАО «ЛОРП», являлся его должностным лицом, действовал от имени и в интересах общества, выполнял управленческие (организационно-распорядительные и административно-хозяйственные) функции в указанной организации и являлся руководителем производственной единицы, которым является теплоход «Капитан Марков».
Соответственно в рассматриваемом случае ответственность за действия капитана судна, связанные с судовождением, в том числе за действия по соблюдению правил пересечения Государственной границы Российской Федерации, несет судовладелец, то есть ПАО «ЛОРП».
При таких обстоятельствах вывод пограничного управления о наличии в действиях заявителя события и объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является верным и доказанным материалами административного дела.
Довод ПАО «ЛОРП» об отсутствии события вменяемого правонарушения ввиду уведомления капитаном о фактическом пересечении (информация направлена, но направлена по ошибочному адресу электронной почты Пограничного органа в результате чего Пограничный орган не получил уведомление от капитана), но получено уведомление от юридического лица, то есть в любом случае административный орган был осведомлен, судом отклоняется, поскольку пунктом 15 Правил N 341 возложена обязанность именно на капитана судна уведомлять пограничный орган о времени и географических координатах места пересечения им государственной границы Российской Федерации на море при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации, а ошибочное направление уведомления не подтверждает надлежащее исполнение возложенной Правилами № 341 обязанности.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2.1 КоАП РФ (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ) юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Судом установлено, что постановлением от 21.10.2022 № 18900009860220008170 по делу об административном правонарушении гражданин Швайченков А.В. – должностное лицо привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.1 КоАП РФ, а именно должностное лицо судна т/х «Капитан Марков» Швайченков Андрей Викторович при выходе из территориального моря Российской Федерации 09.10.2022 в 01:44 (время камчатское), при фактическом пересечении государственной границы Российской Федерации в усреднённых географических координатах 71°58,1' северной широты и 133°55' восточной долготы, допустило нарушение п. 15 Правил уведомления пограничных органов федеральной службы безопасности о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации на море российскими судами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 № 341, ст. 9.1 от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе РФ», выразившееся в не направлении информации. Данное постановление вступило в законную силу, доказательств его отмены в установленном законом порядке материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что Обществом заключен с должностным лицом трудовой договор от 27.06.2020, в соответствии с которым Швайченков А.В. принял на себя обязательство добросовестно исполнять трудовые обязанности согласно должностной инструкции и квалификационным требованиям.
Из содержания должностной инструкции капитана судна смешанного (река-море) плавания № 86 от 20.02.2021 следует, что Швайченков А.В. ознакомлен с перечнем должностных прав и обязанностей, позволяющим ему обеспечивать исполнение установленных Правил пересечения государственной границы при пересечении территориальных вод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.
Пунктом 11 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (далее по тексту - Правила плавания по ВВП РФ) установлено, что в соответствии со статьей 27 КВВТ РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица имеющие дипломы и квалификационные свидетельства.
Материалами дела подтверждается, что указанное должностное лицо имеет диплом члена экипажа и соответствует квалификационным требованиям должности капитан.
Указанные требования со стороны Общества совершены, обратного административным органом не доказано.
Кроме того, административным органом было установлено, что судно, принадлежащее Обществу, оборудовано техническими средствами контроля, позволяющими при надлежащем исполнении трудовых обязанностей капитана точно и своевременно сообщать в пограничный орган данные о факте пересечения границы.
Из материалов дела также следует, что Обществом обеспечено своевременное предоставление уведомления пограничного органа о планируемых координатах пересечения судном государственной границы в указанный период (уведомление от 09.08.2022).
Также, суд учитывает, что при выявлении факта ненадлежащего выполнения обязанностей капитана судна (пункт 15 Правил возлагает обязанность сообщения о фактическом пересечении государственной границы непосредственно на капитана судна), по сообщению графических координат фактического пересечения государственной границы 09.10.2022, Обществом были 10.10.2022 – в первый рабочий день предприняты действия по устранению указанных нарушений посредством дублирования сообщения в адрес Пограничного управления координат входа судна в территориальное море Российской Федерации в средних географических координатах 71°58,1' северной широты и 133°55' восточной долготы, хотя в силу пункта 12 Правил № 341 повторного сообщения координат пересечения границы не требуется.
Суд также учитывает, что указанные в сообщении Общества от 10.10.2020 координаты полностью соответствуют географическим координатам, указанным в сообщении от 09.08.2022 и фактическим координатам пересечения судном государственной границы РФ 09.10.2022.
Кроме того, из материалов дела следует, что именно на основании предоставленной 10.10.2022 информации Общества административным органом было проведено административное расследование по фактам нарушения правил пересечения государственной границы. При этом, довод Управления о том, что правонарушение выявлено в результате анализа спутникового позиционирования судов, а не на основании сообщения заявителя, суд оценивает критически, поскольку датой начала административного расследования явилось 10.10.2022 (а не 09.10.2022 - дата факта пересечения границы) и в сообщении начальника ситуационного отдела Управления от 10.10.2022 (том 2, л.д. 13 – 16) имеется приложение файла, устанавливающего причину несвоевременного сообщения капитаном судна пересечения государственной границы Российской Федерации, который был изложен в сообщении Общества.
Суд, оценивая обстоятельства настоящего дела, приходит к выводу о том, что Обществом были предприняты последовательные и все зависящие от него меры по соблюдению капитаном судна требований действующего законодательства, регулирующего правила пересечения Государственной границы транспортными средствами, между тем, правонарушение произошло по вине работника – должностного лица капитана Швайченкова А.В., который был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 18.1 КоАП РФ за то же правонарушение.
Из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления невозможно установить, какие действия при необходимой мере заботливости, осмотрительности могло совершить, но не совершило Общество по предотвращению установленного нарушения.
Вопрос применения положений пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ не был рассмотрен административным органом при разрешении вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ПАО «ЛОРП» не подлежало привлечению к административной ответственности в силу пункта 4 статьи 2.1 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Пограничного управления по Восточному Арктическому району Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 30.11.2022 № 18900009860220008774 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Ленское объединенное речное пароходство» (ИНН 1435029085, ОГРН 1021401045258).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Судья
А.Н. Устинова