ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1011/2021 от 13.09.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск

17 сентября 2021 года Дело № А59-1011/2021

Резолютивная часть решения объявлена 13.09.2021. В полном объеме решение изготовлено 17.09.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ойношевой А.В.,

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Журавлёвой Натальи Николаевны (ОГРНИП 317650100018713 ИНН 651100350993)

к администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (ОГРН 1026501100504 ИНН 6511002231 адрес регистрации: 694530, Сахалинская область, г. Курильск, ул. Приморское шоссе, 5/1)

о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, оформленного письмом № 5.13-3876/20 от 18 декабря 2020 года,

при участии:

от заявителя – Субботин И.А. по доверенности от 16.06.2021,

от Администрации с использованием сервиса онлайн-заседания – Четвертуха Д.А., по доверенности от 28.07.2020 №64,

от Комиссии не явились,

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель Журавлёва Наталья Николаевна (далее – заявитель, ИП Журавлева Н.Н.) обратилась в арбитражный суд с указанным выше заявлением к Администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Администрация).

В обоснование заявленных требований предприниматель указала, что являясь индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП 317650100018713 от года), относящимся к субъектам малого предпринимательства деятельность которого соответствует критериям определенным п.2.1 Порядка, 22.10.2020 года обратилась в администрацию с заявкой на получение субсидии субъектами малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных приобретением оборудования.

К заявке были приложены все документы, предусмотренные в п.п. 3.2.1 3.2.7 Порядка предоставления субсидии, включая заверенную копию договора купли-продажи oт 01.06.2020 года № 1 -01-06-БОЛДЕР 20 погрузчика «Болдер», а также копию платежного документа, подтверждающего оплату техники.

18.12.2020 года (исх 5.13-3876/20) был получен ответ из администрации муниципального образования «Курильский городской округ» об отказе в предоставлении субсидии, в связи с несоответствием основного вида предпринимательской деятельности (ОКВЭД 01.13 выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и грюфелей) с приобретением специальным транспортным средством «Фронтальный погрузчик», предназначенным для производства строительных работ, и отсутствием в собственности или аренде земельного участка для ведения предпринимательской деятельности.

Пунктом 4.1 Порядка предоставления субсидии установлено, что субсидия предоставляется для возмещения затрат на приобретение производственно-технологическою оборудования (кроме легковых автомобилей и транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, имеющих максимальную массу не более 3.5 тонны) для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. В соответствии с ГОСТ Р ИСО 6165-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Классификация. Термины и определения» погрузчик (loader): самоходная гусеничная или колесная землеройная машина с фронтальным рабочим оборудованием, предназначенная главным образом для погрузочных операций (использование ковша) посредством загрузки или копания грунта при движении машины вперед (п.4.2). Следовательно, по мнению заявителя, погрузчик не входит перечень оборудования, приобретение которого исключает получение субсидии.

Довод Администрации о невозможности предоставить субсидию в связи с отсутствием в собственности или аренде земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, предприниматель считает несостоятельным, поскольку Порядок предоставления субсидии не содержит требований о предоставлении документов, подтверждающих наличие в собственности или аренде земельного участка для ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, обращает внимание суда, что у ее супруга Суботина П.А. имеются в распоряжении три земельных участка, на одном из которых заявитель занимается предпринимательской деятельностью, связанной с выращиванием овощей, корнеплодных и клубнеплодных культур. В собственности земельный участок 12000 кв.м, с кадастровым номером 65:26:0000007:1022 расположенный по адресу: Сахалинская область, Курильский район в районе ул. Гидростроевская под индивидуальное жилищное строительство. В аренде земельный участок 585 кв.м, с кадастровым номером 65:26:0000007:1454 расположенный по адресу: Сахалинская область, Курильский район в районе ул. Гидростроевская под индивидуальное жилищное строительство. В аренде земельный участок 811 кв.м, с кадастровым номером 65:26:0000006:589 расположенный по адресу: Сахалинская область, Курильский район. с.Китовое, ул.Энергетиков для ведения личного подсобного хозяйства. Законодательство не содержит запрет на осуществления предпринимательской деятельности лицом, зарегистрированном в указанном статусе на земельных участках cyпруга, в том числе, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.

Представитель предпринимателя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Администрация в представленном отзыве, дополнениях к нему, с требованиями предпринимателя не согласилась, со ссылками на Постановление администрации муниципального образования «Курильский городской округ» от 28.05.2019, указала, что 08.12.2020 года состоялось заседание комиссии по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в ходе которого, помимо прочих, была рассмотрена заявка от ИП Журавлевой Н.Н. В ходе рассмотрения указанной заявки комиссия, в соответствии с Порядком, решила отказать в предоставлении субсидии ИП Журавлевой Н.Н. За отказ в предоставлении субсидии проголосовали все члены комиссии. На основании принятого решения, администрация муниципального образования «Курильский городской округ» направила в адрес Журавлевой Н.Н. информационное письмо с содержащейся в нем информацией об отказе в предоставлении ей субсидии по итогу рассмотрения комиссией ее заявления. Администрация обращает внимание, что с целью подтверждения отсутствия вышеуказанных обязанностей Журавлевой Н.Н. предоставлена справка № 29494, выданная Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Сахалинской области по состоянию на 12 октября 2021 года об отсутствии задолженности. Также, Журавлевой Н.Н. был представлен патент на право применения патентной системы налогообложения от 23 января 2020 года № 6504200000096 в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации.

Представленные документы, по мнению Администрации, свидетельствуют о том, что предприниматель, имея патент лишь на дополнительный вид предпринимательской деятельности, не осуществляет налоговые выплаты по основному виду деятельности, что указывает на отсутствие сведений об обязанностях по уплате налогов, предусмотренных абзацем 4 пункта 2.1. Порядка. Таким образом, Администрация приходит к выводу о том, что Журавлева Н.Н., участвуя по патентной программе налогообложения не осуществляет предусмотренные законом выплаты и не ведет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Документы об арендуемых супругом Журавлевой Н.Н. Субботиным И.А. земельных участков с разрешенными видами деятельности «Для индивидуального жилищного строительства» и «Для ведения личного подсобного хозяйства» не подразумевают осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с разрешенными видами деятельности ИП Журавлевой Н.Н. Сведения о том, что предприниматель осуществляет свою деятельность непосредственно на земельных участках своего супруга, в администрацию предоставлены не были. Земельный участок, предоставленный Субботину И.А. используется для индивидуального жилищного строительства, а не для осуществления предпринимательской деятельности, что свидетельствует о том, что на данном земельном участке хозяйственная деятельность не осуществляется.

Абзацем 5 пункта 2.1. Порядка определено, что индивидуальный предприниматель обязан выплачивать работникам заработную плату не ниже размера, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области. В соответствии с представленной Журавлевой Н.Н. справкой об экономических показателях деятельности от 22 октября 2020 года среднемесячная заработная плата составляет 15 тысяч 841 рубль. Согласно соглашению между Правительством Сахалинской области и Сахалинским областным союзом организаций профсоюзов о минимальной заработной плате в Сахалинской области на 2020 год от 10 февраля 2020 года № 48 работодатели должны обеспечить начисление заработной платы работнику (до удержания НДФЛ), который отработал за месяц норму рабочего времени, выполнил трудовые обязанности и обладает правом на выплату всех процентных надбавок, в частности в Курильском районе такой размер составляет не менее 34 720 рублей.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, судом установлены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Постановлением администрации МО «Курильский городской округ» от 31 июля 2014 года № 746 утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Курильский городской округ» на 2015 - 2020 годы».

В соответствии с указанной программой постановлением администрации МО «Курильский городской округ» от 14 сентября 2015 года № 821 утвержден Порядок предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Курильский городской округ» на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования (далее - Порядок).

Индивидуальный предприниматель Журавлева Н.Н. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области 01.09.2017 года, за основным государственным регистрационным номером 317650100018713, в связи с постановкой на учет присвоен ИНН 651100350993.

22.10.2020 года предприниматель обратилась в администрацию с заявкой на получение субсидии субъектами малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных приобретением оборудования.

К заявке были приложены документы, предусмотренные в п.п. 3.2.1 3.2.7 Порядка предоставления субсидии, включая заверенную копию договора купли-продажи oт 01.06.2020 года № 1 -01-06-БОЛДГР 20 погрузчика «Болдер», а также копия платежного документа, подтверждающая оплату техники.

08.12.2020 года состоялось заседание Комиссии по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в ходе которого, помимо прочих, была рассмотрена заявка от ИП Журавлевой Н.Н. В ходе рассмотрения указанной заявки комиссия, в соответствии с Порядком, решила отказать в предоставлении субсидии ИП Журавлевой Н.Н.

По результатам рассмотрения представленных документов, на основании решения Комиссии, 18.12.2020 Администрацией принято решение об отказе в предоставлении субсидии, в связи несоответствием основного вида предпринимательской деятельности (ОКВЭД 01.13 выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей) с приобретенным специальным транспортным средством «Фронтальный погрузчик», предназначенным для производства строительных работ, и отсутствием в собственности или аренде земельного участка для ведения предпринимательской деятельности.

Полагая, что указанный отказ Администрации не соответствует действующему законодательству, предприниматель, считая свое право нарушенным, обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В корреспонденции с изложенным частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел в порядке главы 24 названного Кодекса арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (решение), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта государственного органа (должностного лица) недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Заслушав в судебном заседании участников процесса, исследовав обстоятельства дела и оценив на основании статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд усматривает в настоящем споре наличие совокупности вышеуказанных условий, исходя из следующего.

В силу пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закона № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения oтнесены вопросы содействия в развитии сельскохозяйственного производства, создания условий для развития малого и среднего предпринимательства;

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки и регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 209- ФЗ).

Статьей 11 Закона № 209 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого н среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 209 основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства, равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), открытость процедур оказания поддержки.

В силу части 2 статьи 14 Закона № 209 при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм). Не допускается требовать у субъектов малого и среднего предпринимательства представления документов, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

На основании части 1 статьи 17 Закона № 209 оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В целях реализации муниципальной программы «Развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Курильский городской округ » на 2015 - 2020 годы», утвержденной постановлением Администрации МО «курильский городской округ» от 31.07.2014 № 746, в муниципальном образовании разработан Порядок предоставления субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства муниципального образования «Курильский городской округ» (далее – Порядок»), утвержденный постановлением администрации от 14.09.2015 года № 821.

В пункте 1.5 Порядка приведены основные понятия, согласно которым, «заявители» - юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории муниципального образования «Курильский городской округ»;

«производственно-технологического оборудование» - совокупность различного рода машин (кроме легковых автомобилей и транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, имеющих разрешенную максимальную массу не более 3 тонн) для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пунктом 2.1 раздела 2 Порядка определены категории получателей Субсидии, соответствующие следующим критериям:

требованиям ст. 4, 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

зарегистрированным и (или) осуществляющим деятельность на территории муниципального образования «Курильский городской округ» более одного года;

не имеющим задолженности по исполнению налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, на момент принятия решения о предоставлении субсидии;

выплачивающим заработную плату работникам не ниже размера, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области;

предоставляющим отчетность в федеральные органы налоговой службы и статистики в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

не являющимся кредитной организацией, страховой организацией, инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, ломбардом;

не являющимся получателем в органах исполнительной власти Сахалинской области, муниципального образования «Курильский городской округ» аналогичной финансовой поддержки, сроки оказания которой не истекли;

не являющимся участником соглашений о разделе продукции; не являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

не осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

не осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

в отношении которых на день подачи заявки не проводятся процедуры рeoрганизации, ликвидации, банкротства;

представившим документы, содержащие достоверные сведения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Журавлева Наталья Николаевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной ИФНС России № 5 по Сахалинской области 01.09.2017 года за основным государственным регистрационным номером 317650100018713.

Согласно выписке из ЕГРИП, основным видом деятельности является выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей (код ОКВЭД 01.13).

Дополнительными видами деятельности являются:

Выращивание овощей защищенного грунта (код ОКВЭД 01.13.12);

Выращивание прочих однолетних культур (код ОКВЭД 01.09);

Выращивание рассады (код ОКВЭД 01.30);

Деятельность по розничной торговле большим товарным ассортиментом с преобладанием продовольственных товаров в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 47.11.3).

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого предпринимательства с 10.10.2017 года является субъектом малого предпринимательства - «микропредприятие».

Таким образом, предприниматель соответствует критериям получателя субсидии, установленным в разделе 2 Порядка «Категории получателей Субсидии».

В пункте 3.2 Раздела 3 Порядка приведен Перечень документов, необходимых для получения Субсидии:

Заявка (приложение I к настоящему Порядку);

Таблица экономических показателей деятельности (приложение 2 к настоящему Порядку);

Сведения о Заявителе (приложение 3 к настоящему Порядку);

Расчет размера субсидии (приложение 4 к настоящему Порядку);

Копия договора о приобретении производственно-технологического оборудования, заверенную Заявителем с предъявлением оригинала;

Копия документа, подтверждающего дату выпуска производственно-технологического оборудования, заверенную Заявителем с предъявлением оригинала;

Копии платежных документов, подтверждающих фактическую плату и приемку оборудования; счета-фактуры (за исключением случаев, предусмотренных законодательством, когда счет-фактура может не составляться поставщиком (исполнителем, подрядчиком), счета; в случае безналичного расчета - платежные поручения, в случае наличного расчета - кассовые (или товарные) чеки и (или) квитанции к приходным кассовым ордерам; копии документов, подтверждающих получение товаров (работ, услуг): товарные (или товарно-транспортные) накладные, акты передачи- приемки выполненных работ (оказанных услуг) с предъявлением оригиналов или нотариально заверенных копий;

Копия документа, подтверждающего объем выручки (форма № 2 к бухгалтерскому балансу, налоговая декларация; для субъектов, в отношении которых отчетный период еще не наступил, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, патент - справка, подписанная заявителем):

заявители, осуществляющие деятельность более двух лет с момента государственной регистрации, предоставляют подтверждающие документы за два предыдущих календарных года;

заявители, осуществляющие деятельность более года, но менее двух лет с момента государственной регистрации, предоставляют подтверждающие документы за прошедший отчетный год, а также за два соответствующих друг другу отчетных периода.

Копия документа, содержащего сведения о среднесписочной численности работников и среднемесячной заработной плате в расчете на одного работника (форма РСВ-1 11ФР):

заявители, осуществляющие деятельность более двух лет с момента государственной регистрации, предоставляют подтверждающие документы за два предыдущих календарных года;

заявители, осуществляющие деятельность более года, но менее двух лет с момента государственной регистрации, предоставляют подтверждающие документы за прошедший отчетный год, а также за два соответствующих друг другу отчетных периода;

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, содержащую сведения о видах экономической деятельности хозяйствующих субъектов, выданную налоговым органом не ранее чем за месяц до дня подачи заявки;

Справка об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (дата составления не должна превышать 30 календарных дней, предшествующих дате подачи документов на субсидию);

Документ (или копия, заверенная Заявителем), содержащий сведения о постановке Заявителя на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на территории муниципального образования «Курильский городской округ», выданный налоговым органом (предоставляется Заявителями, осуществляющими деятельность на территории муниципального образования «Курильский городской округ», не по месту государственной регистрации).

Как установлено судом, следует из материалов дела, и не опровергнуто Администрацией, в составе заявки предпринимателем представлены все необходимые документы в соответствии с положениями раздела 3 (пункт 3.2) Порядка.

Пунктом 4.1 Раздела 4 Порядка определены условия предоставления Субсидии, в соответствии с которыми, субсидия предоставляется для возмещения затрат на приобретение производственно-технологического оборудования (кроме легковых автомобилей и транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, имеющих разрешенную максимальную массу не более 3 тонн) для создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Срок выпуска (изготовления) приобретенного оборудования не должен превышать трех лет.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что на основании договора купли-продажи от 01.06.2020 года № 1-01-06-Болдер 20 предприниматель приобрела фронтальный погрузчик Болдер WL 20Т 2020 года выпуска Винномер 2020Н03138, общей стоимостью 1 380 000 рублей.

Отказ Администрации в предоставлении субсидии от 18.12.2020 года мотивирован несоответствием основного вида предпринимательской деятельности с приобретенным специальным транспортным средством «Фронтальный погрузчик», предназначенным для производства строительных работ и отсутствием в собственности или аренде земельного участка для ведения предпринимательской деятельности.

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 6165-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Машины землеройные. Классификация. Термины и определения» погрузчик (loader): самоходная гусеничная или колесная землеройная машина с фронтальным рабочим оборудованием, предназначенная главным образом для погрузочных операций (использование ковша) посредством загрузки или копания грунта при движении машины вперед (п.4.2).

Таким образом, вывод Администрации о том, что приобретенное оборудование предназначено исключительно для производства строительных работ, что, в свою очередь, не соответствует основному виду деятельности (ОКВЭД 01.13 «выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей) несостоятелен.

Отсутствие в собственности или аренде предпринимателя земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, как основание для отказа в предоставлении субсидии, по мнению суда, необоснованно, поскольку положения Порядка предоставления субсидии не предусматривают такого условия.

Выводы Администрации о том, что поскольку у предпринимателя отсутствует право на какой-либо земельный участок, и, как следствие заявленная основная деятельность (выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей) им не осуществляется, документально не подтвержден, какое- либо нормативное обоснование в оспариваемом решении в указанной части отсутствует.

При этом в отзыве и дополнительных пояснениях по делу, Администрация приводит и иные обстоятельства, свидетельствующие о законности оспариваемого решения, и несоответствия предпринимателя критериям, установленным в Порядке предоставления субсидий, которые не оценивались в ходе рассмотрения заявления предпринимателя.

Между тем, приведенные Администрацией доводы не устраняют необоснованность оспариваемого отказа, поскольку предметом оценки суда в рассматриваемом деле является решение Администрации, в котором указанные в дополнительных пояснениях, представленных в ходе судебного разбирательства доводы, не содержатся.

Так, из протокола № 5 от 08.12.2020 заседания комиссии по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства по вопросу 2 (рассмотрение заявки ИП Журавлевой) следует, что пакет документов в полном объеме соответствует перечню подачи документов, в качестве обоснования отказа в предоставлении субсидии приведены доводы, полностью идентичные оспариваемому решению, а именно: несоответствие основного вида деятельности с приобретенным транспортным средством, предназначенным для производства строительных работ и отсутствием в собственности или аренде земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Следовательно, вывод Администрации об отсутствии оснований для предоставления субсидии сделан без учета совокупности всех обстоятельств, имеющих значение, без исследования и оценки доводов предпринимателя, а также представленных в обоснование документов.

Установление иных оснований для отказа в предоставлении субсидии, не поименованных в оспариваемом решении и принятых вне процедуры рассмотрения заявления, установленной вышеприведенными правовыми актами органа местного самоуправления, не могут свидетельствовать о законности такого решения.

На основании и с учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует положениям Порядка предоставления субсидий, поскольку указанные в нем выводы, послужившие основанием для отказа предпринимателю в возмещении части затрат, связанных с приобретением оборудования, необоснованны.

В соответствии со статьей 201 АПК РФ суд может признать решение органа местного самоуправления незаконным при наличии двух обстоятельств: в случае, если им будет установлено его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также в случае установления нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемым решением нарушены права заявителя в связи с необоснованным отказом в предоставлении субсидии.

В этой связи суд признает незаконным отказ в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, оформленный письмом № 5.13-3876/20 от 18 декабря 2020 года.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений среди прочего должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.

В данном случае арбитражный суд не вправе подменять собой уполномоченный орган по рассмотрению вопроса о предоставлении субсидии, принимая во внимание, что Администрацией в ходе судебного разбирательства приведены доводы, которые не были предметом рассмотрения при принятии оспариваемого решения.

Доказательства обратного в материалы дела не представлены.

Учитывая приведенное положение части 5 статьи 201 АПК РФ, принимая во внимание невозможность подмены судом органа местного самоуправления в части компетенции последнего по разрешению вопроса о предоставлении субсидии субъектам малого предпринимательства МО «Курильский городской округ», суд, в целях устранения допущенного нарушения прав заявителя, возлагает на Администрацию обязанность в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Журавлёвой Н.Н. от 28.10.2020 на получение субсидии.

Срок исполнения данной обязанности надлежит исчислять с момента вступления настоящего решения в законную силу.

При этом учитывая избранный судом способ восстановления права заявителя, исключая предопределение решения Администрации, суд не дает оценку представленным заявителем и Администрации дополнительным доказательствам по делу.

При обращении в суд с настоящим заявлением заявителем за подачу заявления оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, суд в силу указанных норм относит судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей на администрацию муниципального образования «Курильский городской округ».

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют и суд им оценку в решении не дает.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявление индивидуального предпринимателя Журавлёвой Натальи Николаевны (ОГРНИП 317650100018713 ИНН 651100350993) удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «Курильский городской округ» в предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, оформленный письмом № 5.13-3876/20 от 18 декабря 2020 года.

Обязать администрацию муниципального образования «Курильский городской округ» устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат индивидуальному предпринимателю Журавлевой Н.Н. на основании заявления от 22.10.2020 года.

Взыскать с администрации муниципального образования «Курильский городской округ» (ОГРН 1026501100504 ИНН 6511002231) в пользу индивидуального предпринимателя Журавлёвой Натальи Николаевны (ОГРНИП 317650100018713 ИНН 651100350993) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья Е.М. Александровская