ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1116/13 от 08.08.2013 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

факс 460-952, тел. 460-945 http://sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1116/2013

08 августа 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 августа 2013 года.

В полном объеме решение изготовлено 09 августа 2013 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Бессчасной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Симоновой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа (ОГРН 1036502701091, ИНН 6504016434) к Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН 1036500603908, ИНН 6501130026) о признании незаконным предписания № 18гум от 11.02.2013,

при участии представителей:

от Комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа- Былиной Е.А. по доверенности от 06.12.2012 № 10-86, личность установлена по паспорту, Кресик В.Г, по доверенности от 26.11.2012 № 81, личность установлена по паспорту,

от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области - Джавашвили Р.В. по доверенности от 25.03.2013, личность установлена по служебному удостоверению от 21.02.2013 № 82,

У С Т А Н О В И Л :

Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа (далее – комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд с указанным заявлением о признании недействительным предписания главного государственного инспектора управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области Гумировой И.А. № 18гум от 11.02.2013 об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.

В обоснование заявления указано, что 25.02.2013 в администрацию Корсаковского городского округа поступило предписание от 11.02.2013 № 18гум, вынесенное главным государственным инспектором управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области И. А. Гумировой.

Указанным предписанием комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Корсаковского городского округа создать межведомственную комиссию, провести обследование мест общего имущества и жилых помещений на предмет пригодности для проживания по адресам Федько, д. № 6 и Морская д. № 10/1. По результатам обследования принять меры в срок до 13.03.2013. Основание вынесения предписания - Постановление Правительства № 47 от 2006 г.

Данное предписание было обжаловано комитетом по управлению имуществом в Южно-Сахалинский городской суд.

Определением Южно-Сахалинского городского суда от 18.03.2013 № 2-2549/13 производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью заявленных требований суду общей юрисдикции. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения комитета по управлению имуществом в Арбитражный суд Сахалинской области.

Заявитель считает оспариваемое предписание вынесенное главным государственным инспектором управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области И.А. Гумировой от 11.02.2013 № 18гум незаконным, необоснованным по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.012006 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

Согласно п. 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа не является органом местного самоуправления и не обладает полномочиями по созданию межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Дома, расположенные в г. Корсакове по адресам: ул. Морская, 10/1 и ул. Федько, 6 не являются муниципальными, а комитет по управлению имуществом не является единоличным собственником расположенных в них жилых помещений.

Разделом 4 Положения установлен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания.

Основанием проведения оценки соответствия помещения для проживания, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции (п. 42 Положения).

Предписание главного государственного инспектора управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области не является заключением органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенного к его компетенции.

В судебном заседании представители комитета требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и представленных письменных дополнениях.

Инспекция в отзыве, поддержанном участвующим в судебном заседании представителем, с заявлением администрации не согласилась и в его удовлетворении просила отказать, считая оспариваемое предписание законным и обоснованным. При этом инспекция отметила, что поскольку орган местного управления – администрации Корсаковского городского округа, в целях реализации своих полномочий для решения вопросов местного значения, действует через свои органы, входящие в его структуру, и одним из органов, посредством которого администрация осуществляет полномочия собственника имущества является комитет, следовательно комитет в силу решения районного собрания и Постановления мэра Корсаковского городского округа является органом местного самоуправления, на который в силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, а также по контролю за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам (нормам). Кроме того, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 Положения распространяются на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности. В этой связи, выявив в ходе проведенной проверки опасные для жизни и здоровья граждан условия, а также нарушения обязательных требований, должностное лицо инспекции в рамках своих полномочий правомерно выдало комитету предписание, которое направлено именно на устранение таких нарушений жилищного законодательства.

Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ Комитет по управлению имущество администрации Корсаковского городского округа зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственном регистрационным номером 1036502701091, при постановке на учет в налоговом органе присвоен ИНН 6504016434.

Как видно из материалов дела, по обращению гражданки Никулиной Н.М. на неудовлетворительное техническое состояние жилого дома по ул. Морская дом № 10/1 расположенного в г. Корсакове инспекцией на основании распоряжения от 01.02.2013 № 135 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО УК «Городской двор» на предмет соблюдения обязательных требований при использовании, содержании и сохранении жилищного фонда.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 11.02.2013 № 135, главным государственным инспектором управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области Гумировой И.А. с участием представителей проверяемого лица осуществлено обследование указанного многоквартирного жилого дома.

Дом по Морской 10/1 шлакоблочный трехэтажный, одноподъездный иные характеристики проверяемого объекта в акте не указаны.

По итогу обследования жилого дома выявлено, что:

Кровля дома металлическая после капитального ремонта. Фасад дома имеет многочисленные волосяные трещины, сильные разрушение штукатурного слоя, местами обрушен с выпадением части шлакоблоков. Разрушение фасада более 50%.

Истертость и разрушение деревянных ступеней л/марша. Первый этаж дома нежилой, окна заколочены. Происходит подтопление жилого дома водами поступающими извне.

Выдано предписание № 17 гум от 11.02.2013. В чей адрес выдано предписание, в акте не указано.

Комитет о проведении контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 11.02.2013 № 135, не уведомлялся и участие не принимал.

Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Городской двор».

По обращению гражданки Ким Т.К. на неудовлетворительное техническое состояние жилого дома по ул. Федько дом 6 расположенного в г. Корсакове инспекцией на основании распоряжения от 01.02.2013 № 136 проведены внеплановые выездные проверки в отношении ООО «Александрит» и МУП «Водоканал» на предмет соблюдения обязательных требований при использовании, содержании и сохранении жилищного фонда.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 11.02.2013 № 136, главным государственным инспектором управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области Гумировой И.А. с участием представителей проверяемых лиц осуществлено обследование указанного многоквартирного жилого дома.

Дом по Федько, 6 шлакоблочный двухэтажный, 1950 года постройки, одноподъездный, коридорного типа, иные характеристики проверяемого объекта в акте не указаны.

По итогу обследования жилого дома выявлено, что:

Кровля шифер скат – общее старение шиферного покрытия, многочисленные сколы, трещины. Фасад местами разрушение штукатурного слоя. В подъезде – визуально – провисание потолочного покрытия, разрушение штукатурного слоя на лестничной клетке до дранки. Из 28 квартир – 8 муниципальные. В трех квартирах не проживают. Забиты щитами окна. Жильцами самовольно выведены канализационные трубы в подвал. Дом не канализирован. Система водоотведения проектом не предусмотрена. В 2012 году произведены работы по капитальному ремонту теплоснабжения. Система электроснабжения находится в неудовлетворительном состоянии.

Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляет ООО «Александрит».

В акте указано на выдачу предписания № 18 гум от 11.02.2013 в адрес администрации.

Комитет о проведении контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 11.02.2013 № 136, не уведомлялся и участие не принимал.

Вместе с тем усмотрев при данных обстоятельствах нарушение жилищного законодательства, инспекция в лице г главным государственным инспектором управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области Гумировой И.А. выдала предписание № 18 гум от 11.02.2013, согласно которому не на администрацию, а на комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Корсаковского городского округа возложена обязанность в срок до 15 июня 2013 года создать межведомственную комиссию, провести обследование мест общего имущества и жилых помещений на предмет пригодности для проживания. По результатам обследования принять меры в отношении домов по ул. Морская 10/1 и Федько,6.

За неисполнение предписания комитет предупрежден об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел в порядке главы 24 названного Кодекса арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть. 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу изложенного законность оспариваемого ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, и установление факта нарушения им прав и законных интересов заявителя подлежат оценке на дату его принятия (вынесения). При этом предметом судебной проверки подлежат те обстоятельства, на основании которых было принято оспариваемое решение.

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд находит заявление администрации подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном названным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Согласно статье 16 данного Федерального закона, определяющей порядок оформления результатов проверки, по результатам контрольных мероприятий должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором, в числе прочего, указываются сведения о результатах проверки, о выявленных нарушения обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание такому юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения (пункт 1 части 1 статьи 17 Закона № 294-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены в Административном регламенте проведения проверок при исполнении инспекцией государственной функции по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства, утвержденном приказом Государственной жилищной инспекции Сахалинской области от 02.02.2010 № 1-р.

Из указанных положений в их системном толковании следует, что предписание является мерой государственного принуждения в виде письменного распоряжения органа надзора, обязывающей соответствующее лицо в установленный срок устранить выявленные нарушения действующего законодательства. Следовательно, предписание подлежит выдаче лицу, противоправные действия (бездействие) которого повлекли нарушение законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения, и должно быть направлено на устранение именно данных нарушений обязательных требований.

Несоблюдение названных условий при реализации органом контроля своих полномочий подлежит признанию как нарушение закона, при наличии которых предписание подлежит признанию недействительным.

При этом суд учитывает, что предусмотренные статьей 16 Закона № 294-ФЗ процессуальные требования являются обязательными для органов государственного (муниципального) контроля, что, в свою очередь, является гарантией прав и законных интересов лиц, в отношении которых подлежат применению принудительные меры по устранению выявленных нарушений.

Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание № 18 гум от 11.02.2013 выдано комитету в целях устранения выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Однако в нарушение части 1 статьи 16 Закона № 212-ФЗ из составленных по результатам проверки актов № 136,135 от 11.02.2013 невозможно определить, какие именно обязательные требования были нарушены. В актах отсутствуют как ссылки на нормативные правовые акты, так и не указано лицо, допустившее такие нарушения.

Фактически в акте проверки отражены результаты обследования (осмотра) многоквартирных жилых домов, а именно осуществлена лишь фиксация внешнего состояния соответствующих конструктивных элементов объектов недвижимости без каких-либо мотивированных выводов.

В акте проверки актах отсутствует аргументированное обоснование необходимости выдачи предписания именно комитету, в акте № 136 указано на выдачу предписания № 18 гум от 11.02.2013 в адрес администрации, а не комитета, при том, что в ходе контрольных мероприятий установлены факты закрепления жилых домов на праве оперативного управления за ООО УК «Городской двор» ( устав ТСЖ-6» и договор о возмездном оказании услуг от 01.01.2011) и ООО «Александрит»(конкурсная документация по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами Корсаковского ГО).

Муниципальными квартирами являются: 8 квартир из 25 по ул. Федько, д. 6, и 5 квартир из 8 по ул. Морской 10/1, что подтверждается выписками из реестра муниципальной собственности, расположенной на территории Корсаковского ГО № 49,№ 48 от 01.03.2013 ( л.д. 31,33), остальные квартиры указанных домов имеют иных собственников жилых помещений.

Согласно пункту 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила).

На основании пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Согласно пункту 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе:

- осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;

- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

Пунктом 16 Правил предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

- собственниками помещений:

- путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ.

В силу пункта 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с пунктом 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с пунктом 2 Правил, предусмотрено, что к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится кроме прочего: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Как следует из материалов дела и подтверждается пояснениями представителя комитета, полномочия по надлежащему содержанию, обслуживанию и выполнению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Корсаков ул. Морская 10/1 принял на себя ООО УК «Городской двор», а полномочия по надлежащему содержанию, обслуживанию и выполнению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Корсаков, ул. Федько, 6 – ООО «Александрит».

В актах составленных по результатам проверки актов № 136,135 от 11.02.2013 не указаны виды ремонтных работ необходимых для приведения домов в надлежащее состояние.

Согласно Приложению № 7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением правительства Российской Федерации от 23.09.2003 № 170, текущий ремонт жилищного фонда включает в себя перечень работ, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, в том числе устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки входов в подвалы и т.д..

В соответствии с пунктом 2.2 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1) текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.

Работы, подлежащие исполнению, в оспариваемом предписании не указаны, и не отнесены ни к текущему ремонту, ни к капитальному.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.

Решение о текущем ремонте общего имущества принимается на общем собрании собственников помещений (подпункт 4.1 пункта 2 статьи 44 ЖК РФ).

Между тем, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирных обследуемых домов, о выполнении ремонтных работ в порядке установленном Жилищным Кодексом РФ не принималось.

Учитывая, что проверенные государственной жилищной инспекцией дома не являются муниципальной собственностью ( муниципальной собственностью являются лишь часть квартир расположенных в осмотренных инспекцией домах), из составленных по результатам проверки актов № 136,135 от 11.02.2013 невозможно определить, какие именно обязательные требования были нарушены, в актах отсутствуют как ссылки на нормативные правовые акты, так и не указано лицо, допустившее такие нарушения и осуществлена лишь фиксация внешнего состояния соответствующих конструктивных элементов объектов недвижимости без каких-либо мотивированных выводов, суд полагает, что результаты проведенных инспекцией выездных проверок не могут быть приняты в качестве основания для выдачи комитету оспариваемого предписания, в связи с чем, на заявителя незаконно возложена обязанность по совершению мероприятий, направленных на устранение нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации.

Кроме того, согласно статьям 1 - 4 Жилищного кодекса Российской Федерации правоотношения, связанные с собственностью на жилые помещения, пользованием ими, отнесением помещений к числу жилых помещений и исключением их из жилищного фонда, учетом жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, регулируются жилищным законодательством и относятся к жилищным правоотношениям.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) установлено, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальным правовым актом является решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 7 Закона об организации местного самоуправления по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 3).

На основании части 1 статьи 34 Закона об организации местного самоуправления структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Устава муниципального образования «Корсаковский городской округ» структуру органов местного самоуправления Корсаковского городского округа составляют:

- представительный орган городского округа – Собрание Корсаковского городского округа;

- глава городского округа – мэр Корсаковского городского округа;

- исполнительно – распорядительный орган городского округа – администрация Корсаковского городского округа;

- контрольно-счетная палата – контроль-счетный орган Корсаковского городского округа.

Комитет не входит в указанную структуру, зарегистрирован как самостоятельное учреждение, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц № 489 от 12.03.2013 ( л.д. 21-29) имеет самостоятельный ОГРН и ИНН. Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа создан постановлением мэра Корсаковского городского округа, является органом администрации Корсаковского городского округа по управлению муниципальной собственностью, осуществляющим полномочия собственника. (п.п. 1.1. Положения о комитете по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа утверждено постановлением мэра Корсаковского городского округа 23.03.2009 № 269 ( д.д.14)),таким образом Комитет не является органом местного самоуправления.

Возложив на комитет обязанность по созданию межведомственной комиссии и проведению обследования мест общего имущества и жилых помещений на предмет пригодности для проживания жилых домов № 10/1 по ул. Морская и № 6 по ул. Федько г. Корсакова требованиям, установленным «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», инспекция не учла буквальное содержание данного нормативного правового акта.

Помимо требований, которым должно отвечать жилое помещение (раздел II), названное Положение также устанавливает порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (раздел IV).

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение о признании помещения непригодным для проживания), установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией (далее - комиссия), создаваемой в этих целях. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса(пункт 7)..

Комитет по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа не являясь органом местного самоуправления и полномочиями по созданию межведомственной комиссии для обследования жилых помещений на предмет пригодности (непригодности) для проживания граждан, а также признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не обладает.

Постановлением мэра Корсаковского городского округа от 12.09.2012 № 1053 утвержден состав межведомственной комиссии по оценке признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания ( л.д. 117).

Согласно п.п. 2.2.1, 2.2.16. Положения о комитете по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа утвержденного постановлением мэра Корсаковского городского округа Комитет ведет реестр муниципальной собственности, обеспечивает учет, проведение инвентаризации и оценки муниципального имущества принимает участие в решении вопросов в признании в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления также вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в данном положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (пункт 44).

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в данном положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49)

Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Следовательно, в силу законодательно установленного порядка проведение обследования (оценки) общего имущества и жилых помещений на предмет пригодности для проживания может быть инициировано на основании указанных обращений, в том числе заключения контролирующего органа.

Таким органом в сфере государственного жилищного надзора в Российской Федерации является государственная жилищная инспекция, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086 «О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации», действующим в период спорных правоотношений, состояла из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации.

В соответствии с утвержденным данным Постановлением Правительства РФ Положением главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (пункт 1 Положения).

Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации (пункт 3 Положения).

Согласно пункту 5 Положения органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе, за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые. В связи с этим, в силу пункта 6 Положения органы государственной жилищной инспекции имеют право выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания.

Применительно к изложенному в пункте 1.2 Положения о государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного Постановлением Администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 520-па, закреплено, что инспекция в своей деятельности руководствуется, в частности, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приход к выводу, что при выявлении в ходе контрольных мероприятий оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (наличие признаков ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований) инспекция в целях реализации возложенных на нее задач обязана составить заключение о пригодности дома для проживания и направить его в соответствующую межведомственную комиссию для проведения оценки в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 Положением.

Данный вывод также согласуется с принятым Правительством РФ Постановлением от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре», которым признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 № 1086.

Предусмотренное статьей 20 Жилищного кодекса РФ право должностного лица органа государственного жилищного надзора выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований не может подменять иные нормы законодательства, регулирующие рассматриваемые правоотношения, в том числе установленный Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Как указывалось выше, инициирование такой процедуры носит заявительный характер, в том числе на основании заключения органа государственного надзора (контроля).

Нарушений комитетом определенных данным Постановлением Правительства РФ обязательных требований (например, отказ собственнику или нанимателю в рассмотрении заявления о проведении оценки соответствия жилого помещения/дома определенным требованиям), что могло быть основанием для применения меры государственного принуждения в виде выдачи предписания, инспекцией в ходе проведенной внеплановой проверки не выявлено.

Кроме того, поскольку в силу указанных выше положений, комитет единолично не обладает указанными полномочиями и лишь входит в состав комиссии, то и дать отказ собственнику или нанимателю в рассмотрении заявления о проведении оценки соответствия жилого помещения/дома определенным требованиям в силу ограниченности своих полномочий не может, равно как и принять меры по устранению выявленных недостатков, поскольку указанные в предписании дома не являются муниципальными, а сведений о номерах квартир находящихся в муниципальной собственности предписание не содержит, что также свидетельствует об отсутствии оснований для применения меры государственного принуждения в виде выдачи предписания, в отношении комитета по данному вопросу.

Принимая во внимание результаты проверки, оформленные актами 135,136 от 11.02.2013, суд соглашается с доводом заявителя о том, что оспариваемое предписание не направлено на устранение каких-либо нарушений обязательных требований жилищного законодательства.

Оставлено без внимания инспекцией и то обстоятельство, что Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 принято в соответствии со статьями 15 и 32 Жилищного кодекса РФ.

Частью 10 статьи 32 названного Кодекса предусмотрено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Следовательно, при признании межведомственной комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требования о его сносе или реконструкции в любом случае будет предъявлено к собственникам помещений в указанном доме.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что при отсутствии надлежащих доказательств наличии в действиях (бездействии) комитета нарушений обязательных требований жилищного законодательства, в том числе требований Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», инспекция неправомерно выдала заявителю оспариваемое предписание.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании данного акта недействительным.

Таким образом, оспариваемое предписание инспекции от 11февраля 2013 № 18 гум выдано по неполно исследованным обстоятельствам, в нарушение статей 16, 17 Закона № 294-ФЗ, а, следовательно, является недействительным, как не соответствующее данному нормативному правовому акту.

Поскольку в силу пункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать предписание № 18гум от 11.02.2013 об устранении выявленных в результате проверки нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации, вынесенное главным государственным инспектором управления надзора за сохранностью жилищного фонда государственной жилищной инспекции Сахалинской области Гумировой И.А., недействительным, как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.А. Бессчасная