ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1143/2021 от 01.06.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства

Дело А59-1143/2021

1 июня 2021 года г. Южно-Сахалинск

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694420, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс-Холдинг» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694140, <...>) о взыскании финансовых санкций в размере 66 000 рублей за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунк­тами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме СЗВ-М за май 2020 года, СЗВ-СТАЖ за 2017 год,

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) (далее – истец, пенсионный фонд, Управление) обратилось в суд с указанным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Ресурс-Холдинг» (далее – ответчик, общество, ООО «Ресурс-Холдинг»).

Исковые требования нормативно обоснованы положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по предоставлению сведений в отношении застрахованных лиц.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением суда от 19.03.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.

ООО «Ресурс-Холдинг» отзыв на исковое заявление не представил.

08.04.2021 от истца поступили дополнения к исковому заявлению, в котором Управление со ссылкой на п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, указало, что срок на обращения в суд с исковым заявлением пропущен не был, поскольку раннее пенсионный фонд обращался с настоящими требованиями в суд в рамках приказного производства (дела А59-424/2021), в рамках которого Арбитражный суд отказал в выдаче судебного приказа.

11.05.2021 судом принята резолютивная часть решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

25 мая 2021 года истцом подана апелляционная жалоба на решение суда от 11.05.2021.

В соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодека Российской Федерации (далее – АПК РФ) в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня подачи апелляционной жалобы.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

Общество с ограниченной ответственностью «Ресурс-Холдинг» зарегистрировано в качестве юридического лица 28 января 2016 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, о чем внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>. При постановке на налоговый учет обществу присвоен идентификационный номер налогоплательщика <***>.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации обществу присвоен номер 074008090474.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Федеральным законом Российской Федерации от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Закон № 27-ФЗ).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ страхователь представ­ляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации све­дения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 названного Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудо­вому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового харак­тера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачи­вает страховые взносы.

Такие сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемы­ми Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей с 1 января 2017 года, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

В силу статьи 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за правильностью представления страхова­телями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как установлено судом из представленных в материалы дела документов, страхователь представил в пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (тип формы «исх») за май 2020 года в отношении 129 застрахованных лиц – 16 июня 2020 года, в то время как обязанность по предоставлению сведений СЗВ-М за май 2020 г. подлежала исполнению не позднее 15 июня 2020 г.

Усмотрев в действиях учреждения нарушение части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, выразившееся в несвоевременном представлении сведений озастрахованных лицах в установленный срок по форме СЗВ-М за май 2020 г., Управлением составлен акт о выявленных правонарушениях№ 074S18200004370 от 17.06.2020.

По результатам проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений о застрахованных лицах, предусмотренных ч. 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ Управлением принято решение № 074S19200004801 от 16.07.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за июнь 2020 года, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде применения финансовыхсанкций в размере 64 500 рублей.

На основании принятого решения должнику направлено требование № 074S01200005060 от 30.07.2020 г. об уплате штрафа в срок до 10.08.2020.

В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 64 500 рублей не были уплачены ответчиком в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

Проанализировав документы, представленные с исковым заявлением, и указанные нормы закона, суд приходит к выводу о наличии в деянии ответчика состава вменяемого нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Следовательно, у пенсионного фонда имелись основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявления в указанной части, исходя из следующего.

Абзацами 15-17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Вместе с тем, сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 Закона № 27-ФЗ в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений, не установлены.

В то же время статья 2 Закона № 167-ФЗ относит Закон № 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа данной нормы в корреспонденции с положениями Закона № 27-ФЗ следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Согласно статье 115 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), регламентирующей срок давности взыскания штрафов, налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 названного Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 данного Кодекса.

В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46 НК РФ).

Также указано, что в случае отмены судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене такого судебного акта.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1-3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно статье 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Из материалов дела усматривается, что согласно выставленному требованию об уплате финансовой санкции от 30.07.2020 № 074S01200005060, срок исполнения установлен до 10.08.2020 года, следовательно, с заявлением о взыскании штрафа Управление могло обратиться не позднее 10.02.2021 года.

С настоящим заявлением Управление обратилось в суд путем подачи заявления через электронную систему «Мой арбитр» 12.03.2021, то есть с пропуском процессуального шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ и пунктом 2 статьи 48 НК РФ.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в арбитражный суд пенсионным фондом не заявлено, доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с настоящим заявлением в суд не представлено.

При этом суд отмечает, что первоначально, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд заявлением о выдаче судебного приказа 03.02.2021 года в рамках дела № А59-424/2021(в пределах шестимесячного срока давности). После вынесения судом определения от 5 февраля 2021 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, пенсионный фонд 12 марта 2021 года повторно обратился в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

При этом учитывая, что управлением не приведено причин, объективно препятствовавших обращению с заявлением о взыскании финансовых санкций в общеустановленном порядке в период с 6 февраля 2021 года (дата публикации определения по делу А59-424/2021) по 10 февраля 2021 года, что обеспечило бы соблюдение шестимесячного процессуального срока.

В рассматриваемом случае отсутствует возможность применить по аналогии норму пункта 3 статьи 48 НК РФ, согласно которой требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2).

Судом установлено, что в рамках дела № А59-424/2021 определение об отмене судебного приказа не выносилось. Как указывалось выше, Управлению отказано в выдаче судебного приказа, поскольку требование о взыскании финансовых санкций не является бесспорным, то есть не отвечает условиям статьи 229.2 АПК РФ, что исключает применение положений абзаца 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ.

Исходя из фактических обстоятельств и сложившейся правоприменительной практики, заявитель не мог не знать о последствиях обращения в порядке приказного производства с требованием очевидно не являющимся бесспорным.

В связи с чем, обращение управления первоначально за взысканием финансовых санкций в порядке приказного производства не может быть признано уважительным исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений.

В дополнение суд полагает необходимым отметить, что действующее законодательство не предусматривает возможность прерывания или приостановления течения процессуального шестимесячного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ. В любом случае в условиях пропуска такого срока дело подлежит рассмотрению по существу только при наличии соответствующего ходатайства о восстановлении пропущенного срока и признания причин пропуска уважительными, что управлением оставлено без внимания.

На основании части 1 статьи 115 АПК РФ участвующие в деле лица утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.

Пропуск срока обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.

На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении искового заявления управления о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-М за май 2020 года в сумме 64 500 рублей.

Оценивая требование управления в части взыскания с общества финансовой санкции в размере 1 500 рублей, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, на основании решения от 27.08.2020 № 074S19200006112, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; ату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, абзацем 3 статьи 17 названного Федерального закона предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, общество 22.01.2018 представило в пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год в отношении 194 застрахованных лиц.

Управлением, по результатам проведенной сверки ИПУ по форме СЗВ-СТАЖ по сведениям, поступившим в пенсионный фонд от налогового органа выявлены расхождения в отношении 3 застрахованных лиц, о чем в адрес общества направлено уведомление об устранении ошибок, несоответствий.

В установленные сроки, исправленные сведения в управление не представлены.

По данному факту управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 29.07.2020 № 074S18200005612 и вынесло решение от 27.08.2020 № 074S19200006112, которым привлекло общество к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 1 500 рублей (500 рублей*3) за представление недостоверных сведений.

Таким образом, в рассматриваемом случае управлением в соответствии с требованиями законодательства в адрес общества при выявлении ошибок в представленных страхователем сведениях было направлено уведомление установленной формы, корректирующие сведения обществом в установленный срок не представлены, нарушения срока для обращения в суд не установлено.

Оценив вышеизложенное, судом установлено, что вмененное правонарушение соответствуют фактическим обстоятельствам, действия учреждения квалифицированы верно, штраф назначен в пределах санкции

При таких обстоятельствах, требование управления в части взыскания 1 500 рублей финансовой санкции за предоставление недостоверных сведений, предусмотренных п.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год законно и обоснованно, и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного учреждения – Управленияе Пенсионного фонда Российской Федерации по Александровск-Сахалинскому району Сахалинской области (межрайонное) удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Холдинг» финансовые санкции в размере 1 500 рублей, за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунк­том 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивиду­альном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ресурс-Холдинг» государственную пошлину в доход государства в федеральный бюджет в сумме 2000 (две тысячи) рублей.

Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте Арбитражного суда Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://sakhalin.arbitr.ru/ либо http://kad.arbitr.ru/).

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья Е.М. Александровская