ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1145/09 от 07.05.2009 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1145/2009

07 мая 2009 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

Председательствующего судьи Дудиной С.Ф.,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Сучковой Е.Б.,

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества « Управляющая коммунальная компания»

К ответчику: Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

3-ье лицо: Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго»

О признании недействительным решения от 17.02.2009 по делу № 43

При участии:

От истца – ФИО1 – по доверенности от 01.11.2008.; ФИО2 – по доверенности от 05.05.2009.

От ответчика – ФИО3 – по доверенности от 14.04.2009 № 12

От 3-го лица – ФИО4 – по доверенности от 11.01.2009 № 18-1; Ко А.И. – по доверенности от 11.01.2009 № 18-72


У С Т А Н О В И Л:

Резолютивная часть решения от 06.05.2009. Полный текст решения от 07.05.2009.

Открытое акционерное общество « Управляющая коммунальная компания» ( далее – ОАО «УКК», заявитель) обратилось в арбитражный суд Сахалинской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области ( далее – УФАС по Сахалинской области, ответчик) о признании недействительным решения от 17.02.2009 по делу № 43,которым ОАО «УКК» признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона « О защите конкуренции».

В обоснование заявленных требований ОАО «УКК» приводит следующие доводы: заявитель ,имея на праве аренды генерирующие объекты и энергопринимающие устройства,соединенные электрическими сетями хозяйствующих субъектов ,расположенных в зоне деятельности одного гарантирующего поставщика – ОАО «Сахалинэнерго», также вырабатывает и продает электрическую энергию на розничном рынке по заключенным договорам энергоснабжения. Обосновывая законность своих действий, заявитель делает ссылку на пункт 130 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнегетики,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 и также приводит доводы о том,что основная часть потребителей электроэнергии заявителя никогда не имела гражданско-правовых отношений с ОАО «Сахалинэнерго» либо с иными поставщиками .

В судебном заседании представители заявителя поддержали свои доводы в полном объеме.

Ответчик возражает против удовлетворения заявления,находит свое решение от 17.02.2009 по делу № 43 вынесенным на законных основаниях в соответствии со статьей 129 названных выше Правил,согласно которому вся электроэнергия,которая не потребляется заявителем,должна продаваться гарантирующему поставщику, а не по самостоятельным договорам. Действия ОАО «УКК» по продаже электроэнергии иным покупателям ущемляют интересы хозяйствующих субъектов,покупающих электроэнергию у ОАО «Сахалинэнерго»,так как заявитель продавал свою электроэнергию по тарифу 2 руб.15коп.,в то время как для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» установлен тариф на электроэнергию в сумме 3 руб.25 коп. за 1 кВт . ОАО «УКК» без законных на то оснований относит себя к гарантирующим поставщикам.

Также в судебном заседании представитель УФАС по Сахалинской области дополнил возражения на заявление о том,что ОАО «УКК» не представило доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Определением суда от 15 апреля 2009 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго» ( далее – ОАО «Сахалинэнерго»),которое с заявлением ОАО «УКК» не согласилось по тем же основаниям,что и УФАС по Сахалинской области. Находит оспариваемое решение законным и просит отказать ОАО «УКК» в удовлетворении заявления.

Выслушав лиц,участвующих в деле,изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане,организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления,иных органов,должностных лиц,если полагают,что оспариваемый ненормативный правовой акт,решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ,незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов,органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого нормативного акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из материалов дела следует,что основными видами деятельности ОАО «Управляющая коммунальная компания» ,зарегистрированными по ОКВЭД являются « Управление эксплуатацией жилого фонда»(70.32.1.) и « Управление эксплуатацией нежилого фонда» (70.32.2.).

На основании договора аренды от 10.10.2006 № 2 ОАО «УКК» передано в аренду имущество для оказания услуг электроснабжения, поэтому ОАО «УКК» осуществляет вид деятельности «Поставка электрической энергии», в связи с чем постановлением РЭК Сахалинской области от 29 сентября 2006 № 35/3 ОАО «УКК» включено в Реестр энергоснабжающих организаций Сахалинской области по разделу 1 – поставка электрической энергии (мощности) МО «Холмский городской округ».

ОАО «Сахалинэнерго» также является энергоснабжающей организацией и на основании подпункта «а» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 № 530( далее – Правила) признано гарантирующим поставщиком.

Согласно сведениям РЭК Сахалинской области, 06 октября 2008 в адрес РЭК Сахалинской области поступило заявление ОАО «УКК» о включении в перечень гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области. В удовлетворении заявления отказано по тем основаниям,что ОАО «УКК» не соответствует требованиям,предъявляемым подпунктом «г» пункта 36 Правил , поскольку ОАО «УКК» имеет технологическую связь с объектами электросетевого хозяйства ОАО «Сахалинэнерго», а потребители электрической энергии ОАО «УКК» имеют договоры энергоснабжения с ОАО «Сахалинэнерго» .

Из материалов дела следует,что ОАО «УКК» самостоятельно осуществляло продажу вырабатываемой электроэнергии по договорам энергоснабжения,заключенными с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а не осуществляло продажу электроэнергии гарантирующему поставщику – ОАО «Сахалинэнерго».

23 сентября 2008 в адрес УФАС по Сахалинской области поступило заявление ОАО «Сахалинэнерго» на создание действиями ОАО «УКК» по самостоятельной продаже электроэнергии дискриминационных условий для хозяйствующих субъектов,поскольку ОАО «УКК» осуществляет розничную продажу электроэнергии по заниженным ценам.

04 декабря 2008 УФАС по Сахалинской области возбуждено дело № 43 в отношении ОАО «УКК» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ « О защите конкуренции» ( далее – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

17 февраля 2008 по результатам рассмотрения заявления УФАС по Сахалинской области вынесено решение ,которым ОАО «Управляющая коммунальная компания» признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ и выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Полагая,что решение от 17 февраля 2008 по делу № 43 является незаконным,нарушает права и интересы ОАО «УКК» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,поскольку вводит запрет на свободную продажу электроэнергии, ОАО «УКК» обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ,дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок,условия производства,обмена,потребления,приобретения,продажи,иной передачи товара,при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,результатом которых являются или могут явиться недопущение,ограничение,устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,в том числе путем создания дискриминационных условий.

Согласно Перечня технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 № 854 электроэнергетическая система Сахалинской области, территория которой является зоной диспетчерской ответственности ОАО «Сахалинэнерго» входит в данный Перечень.

В соответствии с пунктом 129 Правил оперативно- диспетчерского управления в электроэнергетике,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 854 производители (поставщики) электрической энергии,осуществляющие свою деятельность на территории изолированных территориальных электроэнергетических систем или эксплуатирующие генерирующие объекты,технологически не связанные с Единой энергетической системой России, независимо от величины установленной генерирующей мощности генерирующих объектов продают электрическую энергию гарантирующему поставщику,в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты.

Данная норма права,учитывая особенности энергоснабжения на территории,технологическая изолированность электроэнергетических систем которой сопряжена с невозможностью беспрепятственного перетока электрической энергии вне границ этой территории и соответственно развития рынка энергоснабжения,устанавливает специальный режим продажи энергии,ограничивает право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию,предусматривая продажу энергии одному субъекту рынка – гарантирующему поставщику.

Поскольку ОАО «УКК» находится в зоне деятельности гарантирующего поставщика – ОАО «Сахалинэнерго», то весь объем вырабатываемой электрической энергии в условиях изолированной электроэнергетической системы должно реализовывать исключительно гарантирующему поставщику, в связи с чем выводы УФАС по Сахалинской области, ,изложенные в оспариваемом решении о том,что действия ОАО «УКК» по продаже электроэнергии иным покупателям ущемляют интересы хозяйствующих субъектов,покупающих электроэнергию у ОАО «Сахалинэнерго»,так как заявитель продавал свою электроэнергию по тарифу 2 руб.15коп.,в то время как для потребителей ОАО «Сахалинэнерго» установлен тариф на электроэнергию в сумме 3 руб.25 коп. за 1 кВт , суд признает соответствующими приведенным выше нормам права.

Довод ОАО «УКК» о применении пункта 130 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнегетики,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 , суд признает несостоятельным.

В соответствии с пунктом 130 названных Правил в случае,если генерирующие объекты и энергопринимающие устройства,принадлежащие на праве собственности или ином законном основании одному юридическому лицу,соединены электрическими сетями иных лиц,расположенных в зоне деятельности одного гарантирующего поставщика,владелец указанных объектов покупает (продает) электрическую энергию на розничном рынке в объеме,соответствующем разнице объемов собственного потребления и производства. При этом услуги по передаче электрической энергии ,услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги,оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию,оплачиваются указанным юридическим лицом в размере,устанавливаемом в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на соответствующий вид услуг,утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Данной нормой право предусмотрено общее правило о продаже излишков электроэнергии без учета технологически изолированных электроэнергетических систем, для которых пунктом 129 Правил установлен специальный режим продажи энергии,ограничивающий право производителей (поставщиков) электроэнергии на ее свободную реализацию и предусматривающий продажу энергии одному субъекту рынка – гарантирующему поставщику.

Также суд признает несостоятельным и довод ОАО «УКК» об отнесении заявителя к гарантирующему поставщику,поскольку в порядке,установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнегетики,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 ОАО «УКК» гарантирующим поставщиком не признано.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Открытому акционерному обществу «Управляющая коммунальная компания» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения от 17.02.2009 по делу № 43 Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,отказать.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Дудина С.Ф.