ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1209/14 от 27.05.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1209/2014

30 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2014 года. Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2014 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Потапенко С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным решения Собрания Невельского городского округа от 10.09.2013 №498 в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 65:07:0000016:5,

с участием представителей:

от заявителя – представитель не явился.

от Собрания Невельского городского округа – ФИО2 по доверенности от 01.04.2014 №108,

У С Т А Н О В И Л :

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Собрания Невельского городского округа (далее- ответчик, Собрание) от 10.09.2013 №498 в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 65:07:0000016:5, который принадлежит заявителю на праве аренды и используется последней для эксплуатации магазина «Рассвет».

В обоснование заявленных требований указано, что нежилое здание – магазин «Рассвет», расположенное по адресу – <...>, принадлежит предпринимателю на праве собственности. 11.07.2003 под указанным объектом недвижимости сформирован земельный участок с кадастровым номером 65:07:0000016:5 площадью 57,37 кв.м.

20.09.2013 в газете «Невельские новости» опубликовано оспариваемое решение Собрания, которым спорный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Заявитель полагает, что оспариваемое решение в части резервации данного земельного участка является незаконным, поскольку в нарушение требований ст.ст.70.1, 49 Земельного кодекса РФ (далее- ЗК РФ) до настоящего времени исключительность изъятия и резервирования спорного земельного участка для муниципальных нужд не доказана, в судебном порядке согласие заявителя на изъятие земельного участка в порядке ст.55 ЗК РФ не получено.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 19.06.2012 весь спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, указаний на то, что земельный участок относится к землям промышленности, энергетики или транспорта отсутствует в кадастровым паспорте.

Решение об изъятии спорного земельного участка органами местного самоуправления не принято. Оспариваемое решение опубликовано в средстве массовой информации, которое не поступает в свободную продажу и ограничивает оборотоспособность зарезервированного земельного участка, чем нарушаются права заявителя.

Также заявитель просил суд восстановить ей пропущенный по уважительной причине срок на обращение в суд с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта –оспариваемого решения.

Предприниматель, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, вопрос о рассмотрении дела в его отсутствие оставил на усмотрение суда.

Представитель Собрания в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившегося предпринимателя и его представителя.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14-10 27.05.2014.

Выслушав представителя Собрания, изучив материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 18.12.1997 Администрацией г. Невельска и Невельского района за регистрационным номером 00139, о чем 16.04.2004 Инспекцией МНС России по Невельскому району Сахалинской области внесена запись в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером <***>, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 10.08.2012 № 422.

Предприниматель владеет на праве собственности объектом недвижимости (нежилое здание – магазин «Рассвет»), расположенным по адресу: <...> (кадастровый (или условный) номер 65:07:00:00:3054:86), что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации от 18.10.2002 серии 65-АА № 012261.

Указанный объект недвижимости расположен на арендуемом предпринимателем и сформированном 11.07.2003 земельном участке с кадастровым номером 65:07:0000016:5, площадью 57,37 кв.м.

Собранием за №498 от 10.09.2013 принято решение, опубликованное го газете «Невельские новости» 20.09.2013, о резервировании земельного участка в границах муниципального образования «Невельский городской округ».

Из содержания указанного решения следует, что последнее было принято в целях планируемого проведения реконструкции автомобильной дороги в г. Невельске, в качестве основания принятия решения указаны положения нормативных правовых актов, а также Генеральный План города Невельска, Правила землепользования и застройки.

Собрание решило зарезервировать для муниципальных нужд земли в границах полосы отвода автомобильной дороги в г. Невельске, относящиеся к землям населенных пунктов, находящихся по адресу – Невельский район, г. Невельск, автомобильная дорога Казакевича-Приморская с идентификационным номером 64-420 ОП МГ 64НЛ-01, Флотская-Яна Фабрициуса с идентификационным номером 64-420 ОП МГ 64НЛ-02, общей площадью 382 500 кв.м. сроком на семь лет с установлением ограничений оборотоспособности земельных участков в объеме и порядке, предусмотренном действующим законодательством (схема расположения земельного участка прилагается).

Этим же решением определен перечень земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В решении указано время и место ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель и перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Приложением к Решению является Перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. В указанном перечне под номером восемь указан земельный участок заявителя площадью 57.29 кв.м.

Также к решению приложена схема планируемых границ функциональных зон Генерального плана г. Невельска.

Письмом от 13.09.2013 №1510/13/03 Собрание уведомило предпринимателя, что земельный участок, находящийся у нее в аренде, подпадает в границы резервируемого земельного участка по оспариваемому решению. Письмом получено предпринимателем по почте 30.09.2013.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГК РФ), под территорией общего пользования понимабтся - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); под территориальным планированием - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

На основании ст.18 ГК РФ, документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.

В силу ст.23 ГК РФ, генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа.

На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: б) автомобильные дороги местного значения; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; 4) особые экономические зоны; 5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; 6) территории объектов культурного наследия; 7) зоны с особыми условиями использования территорий; 8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

В соответствии со ст.26 ГК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем:

1) подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования;

2) принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель  , об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую;

3) создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.

Согласно ст.45 ГК РФ, органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, реализация документов территориального планирования, к каковым относится и Генеральный план возможна в силу градостроительного законодательства путем принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Решением Собрания Невельского городского округа от 28.09.2010 № 63 «Об утверждении проекта генерального плана г. Невельска» утвержден проект Генерального плана г. Невельска, в том числе, в составе Схемы планируемых границ функциональных зон (далее – Схема).

Судом из материалов дела, в том числе, из приобщенной в судебном заседании выкопировки из Генерального плана г. Невельска с указанием расположения на нем земельного участка с кадастровым номером 65:07:0000016:5, а также изучения оригинала Схемы установлено, что согласно Схеме и выкопировки, земельный участок с кадастровым номером 65:07:0000016:5 площадью 57,37 кв.м, расположен в двух функциональных зонах – зоне размещения учреждений общего среднего образования и детских дошкольных учреждений и зоне магистральных улиц (место общего пользования).

Согласно Закону Сахалинской области от 29. 12. 04 № 562 «Об улично-дорожной сети в городах и иных населенных пунктах Сахалинской области, используемой для проезда транзитного транспорта» автомобильная дорога по ул. Ленина Невельского городского округа используется для проезда транзитного транспорта.

В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Невельский городской округ», расположенных в границах населенных пунктов», утвержденным постановлением администрации Невельского городского округа от 19.06.2012 № 768, дорога по ул. Ленина в г. Невельске является составной частью автодороги Казакевича-Приморская с идентификационным номером 64-420 ОП МГ 64НЛ-01. Данные обстоятельства заявителем не опровергнуты.

Учитывая вышеизложенное, спорный земельный участок с кадастровым номером 65:07:0000016:5 площадью 57,29 кв.м, расположенный в функциональной зоне магистральных улиц (место общего пользования), не может быть предоставлен в собственность заявителя.

Указанный вывод подтверждается и установлен решением Арбитражного суда Сахалинской области от 14.12.2012 по делу №А59-3268/2012, которым отказано предпринимателю в удовлетворении его требований к Комитету по управлению имуществом Администрации Невельского городского округа и Администрации Невельского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.

Доводы заявителя об изменении назначения занимаемого им земельного участка, в связи с возведением на нем объекта недвижимости, не могут быть в данном случае, приняты во внимание, поскольку, по смыслу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Как установлено судом из материалов дела, дорога по ул. Ленина в г. Невельске является действующей и составной частью автодороги Казакевичи - Приморская с идентификационным номером 64 - 420 ОП МГ 64НЛ – 01 и являлась действующей ранее, что следует из Закона Сахалинской области от 29. 12. 04 № 562 «Об улично – дорожной сети в городах и иных населенных пунктах Сахалинской области, используемой для проезда транзитного транспорта», а также «Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Невельский городской округ», расположенных в границах населенных пунктов», утвержденного постановлением администрации Невельского городского округа от 19. 06. 2012 № 768, т.е. автомобильная дорога уже была сформирована и оспариваемым решением Собрания зарезервирован земельный участок для муниципальных нужд не для строительства новой дороги, а в целях реконструкции существующей автомобильной дороги для формирования границ полосы отводы существующей автомобильной дороги.

При этом, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Согласно ст.70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

В силу ст.49 ЗК РФ, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Поскольку ст.49 ЗК РФ содержит такой исключительный случай резервирования земель как размещение на земельном участке автомобильной дороги местного, межмуниципального или регионального значения, а спорный земельный участок частично расположен в границе резервируемого земельного участка для размещения и реконструкции существующей автомобильной дороги и в зоне планируемого размещения полосы отвода автомобильной дороги, которая установлена документацией по планировке территории объекта местного значения, к каковой относится Генеральный план города Невельска, оспариваемое решение в части суд находит законным и обоснованным и не нарушающим права заявителя.

В качестве исключительного случая суд оценивает тот довод, что автомобильная дорога является существующей и не может быть перенесена в другое место без несоразмерных материальных затрат для ее переноса.

При этом, статьей 55 ЗК РФ регламентируются условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Однако, как установлено судом, оспариваемым решением Собрания земельный участок предпринимателя не изъят у последней.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 №561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд(далее- Положение).

Оспариваемое решение Собрания принято в соответствии с указанным выше Положением, само решение Собрания содержит все необходимые сведения, указанные в Положении, решение Собрания опубликовано в средствах массовой информации.

При этом, суд отмечает, что предприниматель в своем заявлении не просил проверит законность оспариваемого решения Собрания на его соответствие требованиям Положения.

Принимая во внимание изложенное, и имеющиеся в деле доказательства, оспариваемое решение Собрания в части соответствует действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и не нарушает права предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Довод Собрания, что оспариваемое решение является нормативным правовым актом судом отклоняется, поскольку согласно разъяснениям, содержащимися в п. п.1, 1.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания, принимая во внимание также следующее.

Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд   не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют и правового значения для принятия настоящего решения не имеют.

В силу ст.110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку заявленные требования по их существу суд нашел необоснованными, отказывает суд и в удовлетворении взыскания расходов по уплате государственной пошлины, как судебных расходов, понесенных истцом, с ответчика.

Заявитель ходатайствует о восстановлении ему пропущенного по уважительной причине срока на обращение в суд с заявленными требованиями.

Ходатайство суд находит обоснованным по следующим основаниям.

На основании ст. 198 АПК РФ, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Таким образом, основным условием для восстановления срока обжалования действий и решений является уважительность причины его пропуска. При этом каких-либо критериев для определения уважительности причин законодатель не установил.

Из материалов дела установлено, что заявитель своевременно ( 19.12.2013) обратился в суд с данным требованием, однако в суд общей юрисдикции. Определением судьи Невельского городского суда от 23.12.2013 в принятии заявления предпринимателю было отказано. Определение им было обжаловано. Апелляционным определением от 20.02.2014 определение судьи от 23.12.2013 было оставлено без изменения

После чего предприниматель обратился с тем же требованием в Арбитражный суд Сахалинской области.

Учитывая, что предприниматель пропустил небольшой по времени срок на обращение в суд за защитой нарушенного права и как видно из материалов дела не прекращал предпринимать усилий для того, чтобы обратиться в суд об оспаривании решения Собрания, чем подтвердил свою заинтересованность в исходе дела, в целях обеспечения судебной защиты нарушенных прав, суд в соответствии со статьей 198 АПК РФ полагает возможным восстановить заявителю пропущенный срок для подачи заявления о признании недействительным в части решения Собрания.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить ФИО1 пропущенный по уважительной причине срок на обращение в суд с требованием о признании недействительным решения Собрания Невельского городского округа от 10.09.2013 №498 в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 65:07:0000016:5.

В удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований о признании недействительным решения Собрания Невельского городского округа от 10.09.2013 №498 в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 65:07:0000016:5, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья И.Н. Шестопал