ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-1240/13 от 23.05.2013 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1240/2013

28 мая 2013 года

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 28 мая 2013 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучеренко С.О., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малаховой Г.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Сахалинской области о привлечении индивидуального предпринимателя Чуканова Юрия Семеновича к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя – Шестака А.А. по доверенности от 29.04.2013 № 06-730,

индивидуального предпринимателя Чуканова Ю.С., паспорт,

У С Т А Н О В И Л :

Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области (далее – управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Чуканова Юрия Семеновича (далее – предприниматель, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования указано, что предприниматель, имеющий лицензию на осуществление перевозок более 8 человек и обязанный в полном объеме выполнять лицензионные требования и условия, при осуществлении данного вида деятельности допустил грубые нарушения законодательства в области автомобильного транспорта, что нашло свое отражение в материалах проведенной проверки. По данному факту в отношении лицензиата составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Предприниматель в судебном заседании факт совершенного административного правонарушения и вину признал, указал на устранение выявленных нарушений, в подтверждение чего представил дополнительные документы, просил назначить наказание в минимальном размере санкции.

Заслушав в судебном заседании участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Чуканов Юрий Семенович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.2011 ИФНС России по Невельскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 311650502600018 (ИНН 650500836730), что подтверждается выпиской из ЕГРИП.

Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии № АСС-65-200679 от 14.02.2011, выданной Управлением государственного автодорожного надзора по Сахалинской области, сроком действия по 13.02.2016.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 06.03.2013 № 95/пров управлением в период с 12.03.2013 по 19.03.2013 по факту совершенного ДТП проведена внеплановая выездная документарная проверка предпринимателя на предмет соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

Результаты проверки отражены в акте от 19.03.2013 № 11, где в качестве вывода указано на нарушение предпринимателем правовых положений:

- подпунктов «б», «г», «з» пункта 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280 (далее – Положение № 280),

- статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

- пункта 2.2, 2.3.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2,

- пунктов 3, 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»,

- пункта 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, выразившихся в том, что

документарное подтверждение стажа работы, прохождения медицинского освидетельствования водителем Кенжаевым А.О., допущенным предпринимателем к осуществлению перевозок пассажиров, отсутствовало, допуск транспортного средства к регулярным городским маршрутным перевозкам также отсутствовал, водитель Кенжаев А.О. принят предпринимателем на работу по трудовому договору от 21.02.2013 без проведения с ним занятий по повышению профессионального мастерства, обеспечения необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, без проведения инструктажа водителя об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды, предпринимателем составление графиков работы (сменности) с учетом обязательных требований и особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей не организовано, предпринимателем не обеспечивается ежемесячный учет ДТП, допущенных водителями; наличие и заполнение журнала учета ДТП по установленной форме.

Усматривая в действиях предпринимателя признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, управлением 21.03.2013 в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, составлен протокол об административном правонарушении № 2271.

Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Проверив положенные в обоснование заявленного требования доводы и представленные доказательства, суд находит заявление управления обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ).

На основании пункта 24 статьи 12 указанного закона, деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) определены в Положении № 280.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Положения № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

На момент проверки документарное подтверждение стажа работы, прохождения медицинского освидетельствования водителем Кенжаевым А.О., допущенным предпринимателем к осуществлению перевозок пассажиров, отсутствовало.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 Положения № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Судом из материалов дела установлено, что предприниматель для осуществления перевозок пассажиров использует, в том числе транспортное средство марки «Азия Космос», государственный регистрационный номер М 691 МО 65, допуск которого к регулярным городским маршрутным перевозкам отсутствует.

Согласно подпункту «з» пункта 4 Положение № 280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе:

- организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

- создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.

Основные требования по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности определены в Положении об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденном Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, в соответствии с пунктом 2.2 которого к ним относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

Обеспечение водителей автобусов информацией об условиях движения и работы на маршруте производится владельцами автобусов, а также автовокзалами и пассажирскими автостанциями. При наличии на маршрутах перевозок железнодорожных переездов владельцы автобусов организуют и проводят инструктажи водителей об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды (пункт 2.3.4 указанного Положения).

В нарушение приведенных норм водитель Кенжаев А.О. принят предпринимателем на работу по трудовому договору от 21.02.2013 без проведения с ним занятий по повышению профессионального мастерства, обеспечения необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, без проведения инструктажа водителя об обеспечении безопасности движения через железнодорожные переезды.

В соответствии с пунктами 3, 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее – Приказ № 15) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Однако, предпринимателем составление графиков работы (сменности) с учетом обязательных требований и особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей не организовано.

Согласно пункту 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий осуществляют контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.

В нарушение обозначенного законодательного требования документальное подтверждение соблюдения условий содержания транспортного средства в технически исправном состоянии предпринимателем не представлено.

Пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» предусмотрено, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Между тем, предпринимателем не обеспечивается ежемесячный учет ДТП, допущенных водителями; наличие и заполнение журнала учета ДТП по установленной форме.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о нарушении предпринимателем подпунктов «б», «г», «з» пункта 4 Положение № 280.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 5 Положения № 280 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

На основании части 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Материалами дела подтверждается, что внеплановая проверка в отношении предпринимателя проведена управлением по факту совершенного водителем Кенжаевым А.О. на транспортном средстве предпринимателя марки «Азия Космос», государственный регистрационный номер М 691 МО 65, 05.03.2013 в 08 часов 20 минут по адресу: г. Невельсвк, ул. Советская, в районе дома № 1-А, ДТП (столкновение с железнодорожным составом при выезде на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора), в результате чего 10 пассажиров получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Таким образом, допущенные предпринимателем нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров суд квалифицирует, как грубые.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта, предприниматель признал (протокол об административном правонарушении от 21.03.2013 № 2271, отзыв предпринимателя).

Доказательства, исключающие возможность предпринимателя соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания предпринимателя виновным в совершении предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ административного правонарушения.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором подлежат применению положения статьи 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Рассматриваемые лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, которые были нарушены предпринимателем, направлены исключительно на реализацию права каждого на охрану жизни и здоровья, которое гарантировано Конституцией РФ и обеспечивается государством.

Получив лицензию на осуществление деятельности, связанной с перевозкой пассажиров, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в области автомобильного транспорта, но и обязан обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Принимая во внимание установленные проверкой факты нарушения лицензиатом требований законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, суд приходит к выводу о том, что действия предпринимателя образуют предусмотренный указанной нормой состав административного правонарушения.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в присутствии предпринимателя, копия которого вручена Чуканову Ю.С. под роспись. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).

При этом ссылку управления в заявлении на то, что предприниматель уже привлекался к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, суд отклоняет как носящую декларативный характер. Доказательств указанного материалы дела не содержат.

В то же время суд учитывает, что санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Несоразмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (часть 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.

Учитывая осуществляемый предпринимателем социально значимый вид деятельности, признание предпринимателем факта совершенного административного правонарушения, устранение выявленных нарушений, а также указанные общеправовые принципы справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, суд полагает возможным назначить предпринимателю наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, что обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания, а именно предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Привлечь Чуканова Юрия Семеновича, 10.12.1966 года рождения, уроженца с. Нижняя Санарка, Троицкого р-на, Челябинской области, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 26.01.2011 ИФНС России по Невельскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 311650502600018 (ИНН 650500836730), проживающего по адресу: 694741, Сахалинская область, Невельский р-н, г. Невельск, ул. Школьная, д. 97 кв. 11, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 4 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по следующим реквизитам: получатель - УФК по Сахалинской области (Управление государственного автодорожного надзора по Сахалинской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, зарегистрировано Администрацией г. Южно-Сахалинска 21.02.1991, ОГРН 1026500531012, ИНН 6501011332, расположено по адресу: ул. Пограничная, 45, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область,   693006), КПП - 650101001, БИК - 046401001, ОКАТО - 64401000000, код дохода – 106 1 16 90040 04 6000 140, банк - ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, расчетный счет – 401 01 810 900 000 010 000.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области. В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу. Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в арбитражный суд.

Если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, штраф взыскивается в принудительном порядке. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Судья С.О. Кучеренко