АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-1265/2010
30 июня 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 28.06.2010. Полный текст решения изготовлен 30.06.2010.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Белоусовым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, в собственность, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ в части подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, и обязании устранить допущенные нарушения,
при участии:
индивидуального предпринимателя ФИО1,
от администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области - ФИО2 по доверенности от 10.06.2010 № 19,
от комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области - ФИО2 по доверенности от 11.05.2010 № 06,
У С Т А Н О В И Л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, в собственность, о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ в части подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, и обязании устранить допущенные нарушения.
Определением суда от 27.05.2010 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области (далее - КУМИ, комитет).
В обоснование заявленных требований указано, что предпринимателем соблюдены все условия, предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса РФ в части предоставления документов для реализации своего права на выкуп земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, принадлежащим заявителю на праве собственности, а администрация не представила доказательств, послуживших основанием для отказа предпринимателю в предоставлении в собственность истребованного участка.
До начала судебного разбирательства предприниматель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ изменил заявленные требования, просил признать незаконным отказ комитета в представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность; обязать администрацию устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность предпринимателя; обязать комитет во исполнение требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ подготовить и направить в адрес предпринимателя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10; взыскать 6 200 руб. судебных расходов.
В судебном заседании предприниматель указал на то, что в соответствии с Уставом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области, Положением о КУМИ, комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе по согласованию с мэром принимает решение о предоставлении на праве собственности земельных участков, в связи с чем, окончательно изменил предмет заявленных требований, просил признать незаконным отказ комитета в представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность; обязать комитет устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность предпринимателя; обязать комитет во исполнение требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ подготовить и направить в адрес предпринимателя проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, а также взыскать 6 200 руб. судебных расходов. Поддержал измененные требования по основаниям, изложенным в заявлении, заявлениях об изменении исковых требований. Требования о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о представлении спорного земельного участка в собственность; о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в неисполнении требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ в части подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка; о признании незаконным отказа администрации в предоставлении спорного земельного участка в собственность; обязании администрацию устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя не поддержал.
Администрация в представленном отзыве на заявление и ее представитель в судебном заседании с требованием предпринимателя не согласились, в удовлетворении его просили отказать, указали, что из схемы зонирования территории являющейся частью «Корректировки генерального плана пгт. Ноглики», утвержденной решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области от 29.04.2010 № 27 усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится в границах рекреационной зоны (парк) и отмечен как «зеленые насаждения общего пользования для активного отдыха». Поскольку земельный участок входит в состав земель общего пользования, он не подлежит приватизации.
В судебном заседании представитель комитета требования предпринимателя не признал, просил отказать в их удовлетворении по доводам изложенным в отзыве на заявление и дополнении к нему, указав, что спорный земельный участок входит в состав земель общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, и не подлежит приватизации, в связи с чем, отказ КУМИ в предоставлении в собственность спорного земельного участка соответствует требованиям п. 4 ст. 28 и п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 28.06.2010 до 14 час. 30 мин.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 24.11.2009 зарегистрировано право собственности предпринимателя на здание - торговый центр «Аладдин», нежилое, 1-этажный, (подземных этажей - 0), общей площадью 200,6 кв.м., инв. № 64:232:001:000007230, лит. А, расположенное по адресу: Сахалинская обл., Ногликский р-н, пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, (кадастровый номер 65:22:0000012:204:64:232:001:000007230), о чем выдано свидетельство о государственной регистрации права от 24.11.2009 серии 65-АВ № 046789.
Комитет в лице председателя КУМИ, действующей на основании Положения о комитете,утвержденного решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 13.11.2006 № 93 и распоряжения администрации от 11.09.2006 № 335-к (арендодатель) и предприниматель (арендатор), действующий на основании свидетельства от 17.12.2004 серии 65 № 000522301 заключили договор о предоставлении участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от 16.04.2009 (далее - договор аренды от 16.04.2009). По условиям договора арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды, сроком до 01.03.2010, земельный участок, площадью 270,0 кв.м., расположенный на землях населенных пунктов по адресу: пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10 под торговый центр «Аладдин» (п. п. 1.1., 1.2).
01.12.2009 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка, площадью 270,0 кв.м., расположенного по адресу: пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, указав, что на указанном земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности.
В связи с отсутствием ответа на заявление от 01.12.2009 и полагая, что бездействие администрации не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы предпринимателя, последний, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о представлении спорного земельного участка в собственность; о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неисполнении требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ в части подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка; обязании устранить допущенные нарушения.
Между тем, комитет направил в адрес заявителя письмо от 17.03.2010 № 290, в котором сообщил об отсутствии правовых оснований для приватизации спорного земельного участка в связи с нахождением в его границах земель общего пользования.
Поскольку бездействие, выразившееся в длительном нерассмотрении заявления от 01.12.2009, прекратилось, предприниматель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом измененных требований заявленных устно в судебном заседании от 28.06.2010, указав, что отказ в получении в собственность спорного земельного участка не соответствует положениям Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, просил признать незаконным отказ комитета в представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность; обязать комитет устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность предпринимателя; обязать комитет во исполнение требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, занимаемого принадлежащим заявителю на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием торгового центра «Аладдин», расположенным по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, а также взыскать 6 200 руб. судебных расходов.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд считает измененные требования предпринимателя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом в соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исходя из приведенных норм законодательства, предприниматель имеет право на приватизацию земельного участка под объектом недвижимого имущества, что подтверждается и разъяснениями, содержащимися в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства».
В силу п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ) отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Пункт 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ предусматривает отображение на картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, существующих и планируемых границ зон и территорий города.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 № 18-30 (далее - Инструкция), красные линии подлежат обязательному отражению и учету: в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; в проектах инженерно-транспортных коммуникаций; при инвентаризации земель в поселениях; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.
При таких обстоятельствах законодатель определил какими правоустанавливающими документами подтверждается наличие красных линий при осуществлении градостроительной деятельности.
При этом следует отметить, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации (ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства.
В силу п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Основанием для отказа комитетом в предоставлении земельного участка в собственность послужило нахождение испрашиваемого земельного участка в соответствии с генеральным планом пгт. Ноглики на территории общего пользования, о чем свидетельствует письмо КУМИ от 17.03.2010 № 279.
В подтверждение правомерности отказа в предоставлении земельного участка предпринимателю в собственность, комитет и администрация ссылается на схему зонирования территории, являющейся частью «Корректировки генерального плана пгт. Ноглики», утвержденную решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области от 29.04.2010 № 27, из которой усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится в границах рекреационной зоны (парк) и отмечен как «зеленые насаждения общего пользования для активного отдыха», а также на п. 1 примечания в генеральном плане «Застройка микрорайона № 1 в п. Ноглики II очередь», разработанного Проектным институтом гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Сахалингражданпроект» (далее - институт «Сахалингражданпроект») 1988 года, согласно которого проект застройки II очереди микрорайона № 1 выполнен в границах красных линий, определенных генеральным планом пгт. Ноглики, разработанным институтом «Сахалингражданпроект» в 1981 году.
Указанная «Корректировка генерального плана пгт. Ноглики», утвержденная в 2010 году, а также п. 1 примечания в генеральном плане «Застройка микрорайона № 1 в п. Ноглики II очередь» 1988 года, положены в основу комитетом как доказательства, подтверждающие правомерность отказа последнего в предоставлении земельного участка предпринимателю в собственность, при этом доказательств соблюдения положений ст. ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ при установлении красных линий улицы Пограничной пгт. Ноглики комитетом не представлено, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, как о разработке проектов планировки, так и сам проект планировки, также как и документы о разработке, утверждении и установлении красных линий, согласно вышеназванным нормативным актам, в районе нахождения спорного земельного участка.
В отказе КУМИ в предоставлении земельного участка в собственность, изложенного в письме от 17.03.2010 № 279 отсутствуют какие-либо ссылки на положения генерального плана пгт. Ноглики, из его содержания не возможно установить, какой именно генеральный план положен в основу комитетом для отказа в предоставлении спорного земельного участка, при этом, как пояснила представитель комитета в телефонограмме от 28.06.2010, генеральный план пгт. Ноглики, разработанный институтом «Сахалингражданпроект» в 1981 году у КУМИ отсутствует, следовательно, суд считает, что данный отказ не основан на доказательствах и носит декларативный характер.
Ссылки комитета и администрации на «Корректировку генерального плана пгт. Ноглики» несостоятельны, поскольку данная корректировка утверждена решением Собрания муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области от 29.04.2010 № 27, то есть после обращения собственника недвижимости с заявлением о приватизации спорного земельного участка.
Как видно из технического паспорта на нежилое здание торгового центра «Аладдин», здание построено в 2002 году, то есть, введено в эксплуатацию до утверждения в 2010 году в установленном порядке генерального плана пгт. Ноглики, согласно которого испрашиваемый земельный участок находится в границах рекреационной зоны (парк) и отмечен как «зеленые насаждения общего пользования для активного отдыха».
Необходимо отметить и тот факт, что согласно кадастровому паспорту земельного участка номер 65:00:0000012:204 (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 28.01.2009, спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами, парками, лесопарками и другими объектами.
Материалами дела также установлено, что в соответствии с п. 1.1. договора аренды от 16.04.2009, передаточного акта земельного участка, являющегося приложением № 2 к указанному договору и неотъемлемой его частью, земельный участок площадью 270 кв. м, имеющий адресные ориентиры: Сахалинская обл., пгг. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, расположен на землях населенных пунктов и предоставлен предпринимателю в аренду под торговый цент «Аладдин» сроком до 01.03.2010.
Суд не может принять во внимание доводы комитета о том, что согласно примечанию в генеральном плане «Застройка микрорайона № 1 в п.Ноглики II очередь», проект застройки II очереди микрорайона № 1 выполнен в границах красных линий, определенных генеральным планом пгт.Ноглики, разработанным институтом «Сахалингражданпроект» в 1981 году, поскольку в генеральном плане «Застройка микрорайона № 1 в п. Ноглики II очередь», разработанным институтом «Сахалингражданпроект» 1988 года, отсутствуют обозначения красных линий со всеми сопровождающими их надписями и размерами, позволяющие определить и идентифицировать наличие и расположение на конкретных улицах пгт.Ноглики спорного земельного участка, отнесенного, по утверждению комитета, к землям общего пользования, при этом генеральный план пгт.Ноглики, разработанный институтом «Сахалингражданпроект» в 1981 году в КУМИ отсутствует.
Кроме того, следует отметить, что генеральным планом не устанавливается правовой режим земель, в том числе общего пользования, который возникает, изменяется и прекращается на основании соответствующих градостроительных регламентов и правовых актов. Вопреки положениям Инструкции, требованиям ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ документы о разработке, утверждении и установлении красных линий суду не представлены, при этом документальное подтверждение факта нахождения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования отсутствует.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, о том, что при отсутствии доказательств наличия в составе испрашиваемого земельного участка территорий общего пользования и соблюдения требований градостроительного законодательства при нанесении красных линий на спорный земельный участок, оснований, предусмотренных п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, для отказа предпринимателю в приватизации земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, общей площадью 270,0 кв. м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, не имеется.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Статьей 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что полномочия, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Уставом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области, Положением о КУМИ определено, что комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе по согласованию с мэром принимает решение о предоставлении на праве собственности земельных участков.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и имеющие в деле доказательства, суд удовлетворяет измененные требования предпринимателя о признании незаконным отказа комитета в представлении спорного земельного участка в собственность; обязании комитета устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность предпринимателя; обязании комитета подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи спорного земельного участка.
С учетом того, что в судебном заседании предпринимателем не были поддержаны требования о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии решения о представлении спорного земельного участка в собственность; о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в неисполнении требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ в части подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка; о признании незаконным отказа администрации в спорного земельного участка в собственность; обязании администрацию устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность заявителя, в этой части суд в удовлетворении требований отказывает.
Кроме того, предприниматель просил взыскать 6 200 руб. судебных расходов.
В силу ст. ст. 101 и 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся в том числе, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Статьей 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
В данном случае наличие у заявителя судебных издержек в размере 6 000 руб. подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от 15.03.2010 № 7. В этой связи понесенные заявителем расходы на оплату услуг адвоката, подлежат удовлетворению.
Таким образом, понесенные предпринимателем судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. и судебные издержки на оплату услуг адвоката в размере 6 000 руб. подлежат возмещению комитетом.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать отказ комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области в представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность индивидуального предпринимателя ФИО1 незаконным, как несоответствующим Градостроительному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность индивидуального предпринимателя ФИО1.
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области подготовить и направить в адрес индивидуального предпринимателя ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области, выразившегося в непринятии решения о представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10, в собственность индивидуального предпринимателя ФИО1; о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области, выразившегося в неисполнении требований, предусмотренных ст. 36 Земельного кодекса РФ в части подготовки и направления проекта договора купли-продажи земельного участка, о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области в представлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10 в собственность индивидуального предпринимателя ФИО1, об обязании администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 65:00:0000012:204, площадью 270,0 кв.м, расположенного по адресу: Сахалинская обл., пгт. Ноглики, ул. Пограничная, д. 10 в собственность индивидуального предпринимателя ФИО1 отказать.
Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Городской округ Ногликский» Сахалинской области судебные расходы в размере 6 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья А.И. Белоусов